Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:59, контрольная работа
Раскрывая первый вопрос темы, проанализируем, где возникла и как трансформировалась категория «средний класс» в социологии в различные периоды развития общества. Обозначим основные критерии принадлежности к среднему классу в западной социологии.
Во втором вопросе рассмотрим основные признаки среднего класса в современной России, привлекая для углубленного анализа работу Т.И. Заславской «Социальная трансформация российского общества». Покажем, какие критерии положены в основу анализа среднего класса в России известным социологом.
Введение ……………………………………………………. 3
1. Понятие «средний класс» и основные критерии
принадлежности к нему …………………………………… 4
2. Средний класс в современной России и его основные
признаки ……………………………………………………. 6
3. Роль среднего класса в обществе ……............................. 11
Заключение …………………………………………………. 14
Список литературы ………………………………………… 15
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Пензенский филиал)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине : «Социология»
Вариант №17
Тема: Средний класс и его роль в обществе»
Студент: Субханкулова Л.И.
Курс 4 № группы 2
Личное дело № 11флд40341
Преподаватель: Мурзин Д.А.
Пенза – 2014
Содержание
Стр.
Введение …………………………………………………….
1. Понятие «средний класс» и основные критерии
принадлежности к нему …………………………………… 4
2. Средний класс в
современной России и его
признаки …………………………………………………….
3. Роль среднего класса в обществе ……............................
Заключение …………………………………………………
Список литературы ………………………………………… 15
Введение
Раскрывая первый вопрос темы, проанализируем, где возникла и как трансформировалась категория «средний класс» в социологии в различные периоды развития общества. Обозначим основные критерии принадлежности к среднему классу в западной социологии.
Во втором вопросе рассмотрим основные признаки среднего класса в современной России, привлекая для углубленного анализа работу Т.И. Заславской «Социальная трансформация российского общества». Покажем, какие критерии положены в основу анализа среднего класса в России известным социологом.
Третий вопрос начнём с анализа таких понятий, как социальное неравенство и бедность. Обоснуем утверждение, что любое общество (социальная общность) неизбежно воспроизводит социальное неравенство, которое является одним из важнейших факторов функционирования и развития социальной системы. Проанализируем, почему уровень бедности в современной России приобретает массовый характер, но бедные отказываются относить себя к этой категории. Рассмотрим роль маргинальности в социальной структуре общества. Покажем роль среднего класса в обществе, и какие надежды связываются с его развитием.
1. Понятие «средний класс» и основные критерии принадлежности к нему.
Средний класс — совокупность социальных слоев населения, занимающих в стратификационной системе общества промежуточное положение между низшим классом (бедными) и высшим классом (богатыми). В странах, считающихся развитыми, средний класс составляет наиболее многочисленную группу населения.
Впервые понятие «средние слои» применительно к обществу использовал ещё Аристотель, который утверждал, что чем больше будет эта средняя часть общества, тем стабильнее будет и само общество.
В марксизме понятие «средний класс» при капитализме применяется ко всем, кроме пролетариата и буржуазии. Таким образом, в него включаются крестьяне, ремесленники, интеллигенция. Доля этих групп в производстве постоянно уменьшается, отсюда по Марксу средний класс постепенно исчезает с развитием капитализма.
В начале XX века к среднему классу относили мелких предпринимателей. Но затем в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наемного труда, которых также стали относить к среднему классу.
Нет единых критериев выделения среднего класса. Чаще всего в качестве основных объективных критериев отнесения к среднему классу называют:
· уровень образования и доходов;
· стандарты потребления;
· владение материальной или интеллектуальной собственностью;
· способность к высококвалифицированному труду;
· самоидентификация как представителя «социальной середины».
Существует два подхода к характеристике структуры среднего слоя.
Одни ученые рассматривают
средний класс как некое
Более распространен второй подход, сторонники которого подчеркивают неоднородность среднего класса. Энтони Гидденс внутри него выделяет две основные категории. Первая – «старый средний» класс – включает в себя мелких предпринимателей. Вторая категория – «новый средний» класс – состоит из высокооплачиваемых наемных работников, занятых интеллектуальным трудом. Сейчас большинство среднего класса – это люди, источником дохода которых служит их личный труд, профессиональные навыки, а не владение частной собственностью, как было раньше.
Если представить схематически социальную структуру развитых стран, то получится «яйцо» (рис. 1): небольшие по численности низший (бедные слои) и высший (богатые слои) классы, многочисленный средний класс. К среднему классу на данный момент относят примерно 60–70% населения развитых стран мира.
Средний класс развитых стран выполняет ряд очень важных социальных функций. Самой основной является функция социального стабилизатора: добившись определенного места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения.
В странах «третьего мира» фигура, адекватно отражающая социальную структуру общества – «пирамида» (рис. 1): небольшая группа людей высшего класса, несколько большая по численности группа представителей среднего класса, многочисленный низший класс. Относительная малочисленность среднего класса приводит к тому, что он не может полноценно выполнять те же функции, что в развитых странах.
В каждой стране средний класс обладает той или иной спецификой. Близкими и легко сопоставимыми являются критерии образования и стиля жизни. Так, например, в Западной Европе принадлежность к среднему классу определяется наличием сбережений, а в Америке – широким использованием кредита.
2. Средний класс в современной России и его основные признаки.
Формирование среднего класса в дореволюционной России имело свои специфические особенности. Основной массой этого класса были не частные собственники, а очень пестрая и неоднородная группа людей – чиновники и служащие, студенты и разночинцы. В Советской России уже к 1960-м сформировался довольно многочисленный слой людей со средними доходами – руководящий персонал низшего и среднего звена, представители технической и творческой интеллигенции, высоквалифицированные рабочие. По многим характеристикам (прежде всего, по уровню образования) данный слой сопоставим с западным средним классом. Специфической особенностью оставалось отсутствие у этих людей сколько-нибудь значительной частной собственности (кроме квартиры и машины). В отличие от сильно дифференцированного среднего класса на Западе, советские средние слои отличались большой степенью однородности.
В дореволюционной и в советской России единственной формой осознания социальной общности средних слоев было ощущение их принадлежности к интеллигенции. Само понятие «средний класс» стало широко употребляться в нашей стране только в ходе перестройки.
С началом рыночных реформ в нашей стране начинает формироваться группа людей, которые по своим параметрам напоминали средний класс на Западе. Существенный удар по нарождающемуся среднему классу был нанесен кризисом 1998. Это событие практически низвело огромную массу российской интеллигенции на позиции низшего класса («новые бедные») и развело общество по доходам на два полюса. Последующий экономический подъем вновь усилил консолидацию среднего класса. Однако и в настоящее время этот процесс далек от завершения.
Социоструктурный аспект
трансформации российского
Автор: ЗАСЛАВСКАЯ Т. И.
«В составе средней или серединной части нашего общества выделяются три больших группы, которые могут претендовать на роль элементов трансформационной структуры:
среднее звено бюрократии, заинтересованное в усилении и авторитаризации государственного регулирования всех сфер человеческой жизни и, прежде всего, экономики как источника коррупционных доходов;
бизнес-слой, состоящий из мелких и средних предпринимателей - собственников и менеджеров предприятий и фирм, а также профессионалов делового профиля (банковских работников, риэлтеров, коммерсантов, дилеров, брокеров и т.д.);
более квалифицированная, социально востребованная и в основном
адаптировавшаяся к рыночным условиям часть специалистов технического, социального и гуманитарного профиля, так называемые профессионалы.
Представителям двух последних групп реформы принесли экономическую и социальную свободу, возможность самостоятельно повышать свое материальное благо - состояние и социальный статус. Поэтому они в основном поддерживают рыночные преобразования, сетуя, главным образом, на чрезмерные налоги, коррумпированность и произвол чиновников, недостаток государственной защиты и поддержки. Деятельность этих групп в целом способствует развитию конкурентной экономики, а также все более прочному вживлению рыночных отношений в общественный организм».
Критерии отнесения к среднему классу:
Уровень образования.
Уровень профессионального образования – тот критерий, который по определению отличает средний класс от других групп.
Диаграмма 1.
Более двух третей представителей средних слоев имеют высшее образование, и практически никто из них не входит в группу не имеющих профессионального образования (что было возможно по критериям выделения среднего класса только для предпринимателей).
Последнее обстоятельство характерно и для представителей периферийных слоев. Но профессиональное образование последних в большей степени среднего уровня. Для представителей других массовых слоев характерна прямо противоположная ситуация: половина из них имеет низший уровень профессионального образования (ПТУ) или вообще его не имеет. Однако сам по себе тот или иной уровень образования еще не является гарантией достижения определенных социальных или профессиональных целей. Многое зависит от возможности эффективного использования полученного образования.
Представители среднего слоя России, как и за рубежом, – это люди, как правило, имеющие высокий уровень профессионального образования.
По большинству же остальных критериев (уровню доходов, образцам потребления и стилю жизни) этот слой российского общества мало отличается от низшего класса.
Очень большая часть российского среднего класса (примерно 40%) – это «старый средний» класс, то есть собственники-предприниматели. Что касается интеллектуалов, то они в значительной степени вытеснены в более низкий слой. Таким образом, «новый средний» класс в постсоветской России гораздо малочисленнее, чем в развитых странах.
По данным исследований Левада-Центра за 2007 год при прочих равных условиях берут на работу человека с дипломом о высшем образовании. С точки зрения работодателя, диплом о высшем образовании, как было заявлено респондентами в исследовании, есть свидетельство того, что человек умеет учиться.
Уровень доходов и стандарт потребления.
Одним из основных критериев при выделении среднего класса традиционно является уровень материального благосостояния.
Рассмотрение имущественных характеристик представителей среднего класса тесно связано с рассмотрением их стандартов потребления. Ежемесячный уровень дохода на одного члена семьи составляет в среднем классе в среднем 10427 рублей.
Диаграмма 2
«Джентльменским набором» - квартирой, машиной и дачей - владеют 23% среднего класса. Из названных товаров его представители в среднем имеют по 8 - 9 предметов (другие горожане - около 7). Особенно сильно они обогнали прочие слои населения по высокотехнологичным товарам: компьютерам, видеокамерам, цифровым фотоаппаратам и т.д.
Если говорить о мечтах, то представители среднего класса в первую очередь хотели бы купить квартиру (41%). Причем у трети из тех, кто высказал такое желание, жилищные условия и так хорошие. Просто покупка квартиры рассматривается ими как способ вложения денег.