Средний класс и его роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:59, контрольная работа

Описание работы

Раскрывая первый вопрос темы, проанализируем, где возникла и как трансформировалась категория «средний класс» в социологии в различные периоды развития общества. Обозначим основные критерии принадлежности к среднему классу в западной социологии.
Во втором вопросе рассмотрим основные признаки среднего класса в современной России, привлекая для углубленного анализа работу Т.И. Заславской «Социальная трансформация российского общества». Покажем, какие критерии положены в основу анализа среднего класса в России известным социологом.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………. 3

1. Понятие «средний класс» и основные критерии
принадлежности к нему …………………………………… 4

2. Средний класс в современной России и его основные
признаки ……………………………………………………. 6

3. Роль среднего класса в обществе ……............................. 11

Заключение …………………………………………………. 14

Список литературы ………………………………………… 15

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

 

Диаграмма 3

 

Свободные средства «середняки»  чаще всего держат на сберкнижке (16%) или покупают на них валюту (13%).

В недвижимость и в  коммерческие банки они вкладывают деньги значительно реже (по 6%). По старинке копят деньги дома на «черный день» 18% среднего класса. А у трети делать сбережения вообще не получается.

 

Структура признаков среднего класса.

 

Таблица 1. Структура признаков среднего класса

Концентрация признаков среднего класса

Число респондентов (%)

Ни одного признака

11,6

Средний класс

Все три признака

25,5

Протосредний класс

Образование + материальная обеспеченность

9,1

Образование + социальная самооценка

9,0

Материальная обеспеченность + социальная самооценка

21,8

Периферия среднего класса

Образование

8,1

Материальная обеспеченность

5,0

Социальная самооценка

9,9


 

Таким образом, в современной  России есть относительно небольшой  «настоящий» средний класс (примерно 20–25% всего населения) и многочисленные протосредние слои (еще примерно 60%), представители которого обладают лишь частью признаков среднего класса. Эту ситуацию можно проиллюстрировать тремя пересекающимися кругами, каждый из которых символизирует тех людей, у которых есть хотя бы один из трех признаков среднего класса (рис. 2): «ядро» соответствует «настоящему» среднему классу, прочие зоны – протосредним слоям. В дальнейшем, возможно, будет происходить сближение российского среднего класса с его западным аналогом за счет диффузии представителей протосредних слоев в «ядро».

Выделяемые субклассы  имеют не только разные внешние характеристики, но и противоположные взгляды, и ценностные установки. Например, материально ориентированная группа людей (те, которые относятся к среднему классу по уровню доходов и стандартам жизни) придают большое значение достигнутому материальному положению, низко ценя «уважение».

 

Противоположная группа – так называемые идеалисты (они  относятся к среднему классу по «личному достоинству») – ориентированы на социально-статусные отличия (ученая степень, знаки отличия и т.д.), не всегда связанные с заработком.

 

 

 

 

 

3. Роль среднего  класса в обществе.

 

Социальное  неравенство – форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения..потребностей. 
 Иными словами, существуют неравенства - неравный доступ представителей различных групп к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж. Даже в первобытном сообществе были старейшины и вожди, отличавшиеся своими правами и обязанностями и занимавшие более высокое положение по сравнению с остальными соплеменниками. Дальнейшее развитие человечества способствовало более сложному социальному расслоению.

В тоже время нельзя отрицать и тот факт, что человечество уже много лет стремится к социальному равенству. Но осуществимо ли оно? Возможно ли достижения равенства в обществе, где существует социальная дифференциация?

Среди ученых нет единого  мнения по этим вопросам. И объясняется это, прежде всего различным пониманием слов «равенство» и «неравенство». Например, марксистская теория связывает неравенство с отношениями собственности и эксплуатации человека человеком. Марксисты считают, что достижение социального равенства возможно, и связано оно с уничтожением частной собственности  на средства производства.

Согласно некоторым  другим теориям, социальное неравенство  рассматривается, как все существенные различия между людьми, возникающие в процессе их жизнедеятельности. И, поскольку эти различия не устранимы, то и социальное неравенство рассматривается как неизбежное социальное явление, а идеи построения общества полного социального равенства, как несбыточные, утопичные.

 

Бедность – характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.

Если экономический  статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как  имущие, так и неимущие, то такое  общество характеризуется наличием экономического расслоения, независимо оттого, определено ли оно конституционно, как «общество равных» или нет. Ни какие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, существования богатых и бедных слоев населения.

Почти половина населения (66,2% по данным Левада-Центра, 2007 г.) отождествляет  себя со средним классом – то есть более или менее довольны жизнью. Желание быть средним по-человечески  понятно. В России это еще и  определенная гарантия безопасности.

 

Маргинальность – пограничное, переходное, структурно неопределенное социальное состояние индивида или группы. Маргинальный человек – это человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих  друг другу норм, ценностей и т.д.

Недавно красноярские социологи установили, что подавляющее большинство жителей даже самых неблагополучных деревень при анкетировании уверенно относят себя к среднему классу.

Действительно, сельский пенсионер, имеющий крышу над  головой, живущий с собственного огорода, да еще делающий на зиму заготовку грибов и ягод, справедливо считает себя "не хуже других", а значит, представителем среднего класса.

С другой стороны, часть  лиц, получающих достаточно высокие  доходы и имеющие высшее образование, ощущают себя внизу социальной лестницы из-за того, что занимаются малопрестижным с их точки зрения видом деятельности (например, продавцы на рынке).

 

Функции среднего класса.

Основной функцией среднего класса является социальная стабилизация. Об этом говорил еще Аристотель: чем больше средняя часть общества, тем стабильнее и само общество. Добившись определенного места в социальной структуре, представители среднего класса склонны поддерживать власть, при правлении которой они смогли достигнуть своего положения.

Российский же средний  класс демонстрирует настороженное  отношение к официальным властям.

Практически никто из представителей среднего класса не называет государство в числе тех, на чью  помощь может рассчитывать в трудной  ситуации. Общество, как следует из полученных данных, атомизировано и аномично. Каждый, какими ресурсами он бы ни обладал, справляется с трудностями в одиночку, рассчитывая лишь на поддержку семьи. Население не принимает активного участия в политической жизни страны. Подавляющее большинство убеждено, что не может оказать на нее влияния.

Больше половины представителей среднего класса не просто не принимают  участия в политической жизни  страны, но и не имеют желания  делать это. И такая позиция весьма обоснованна: подавляющее большинство не верит в свою способность изменить что-либо, как-то повлиять на ситуацию. Люди не чувствуют стабильности, у них нет убежденности в способности уберечь себя от произвола властей. По данным EU-Russia Centre, 60% среднего класса думают, что не смогли бы защитить свои интересы и права в случае их нарушения. 76% не чувствуют защищенности от произвола со стороны властей, полицию и других властных структур. Только половина (46%) опрошенных согласна с тем, что в России наступила стабильность. При этом из них 59% уверены, что ситуация может измениться в любой момент.

Таким образом, очевидно, что средний класс в России не выполняет своей основной функции  поддержания и стабилизации существующей структуры общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

После рассмотрения понятия  среднего класса и потенциальных  представителей этого социального  слоя в России можно прийти к выводу, что средний класс в России, если даже и существует, то он кардинально  отличается от своих западных аналогов.

Во-первых, только около 25% населения полностью обладает всеми признаками принадлежности к среднему классу. Остальные 40% – двумя или даже одним.

Во-вторых, средний слой российского общества не справляется  даже со своей основной функцией социального  стабилизатора. Российский средний класс демонстрирует настороженное отношение по отношению к официальным властям, хотя и не поддерживает представителей крайней оппозиции.

Ряд ученых говорит об абстрактности самого понятия «средний класс», которое соединяет слишком  разнородные группы людей, имеющие мало общего друг с другом. Другие сомневаются в возможности существовании такого класса в условиях российских реформ, которые привели к резкой поляризации общества на бедных и богатых.

Хотелось бы верить, что  в дальнейшем, будет происходить сближение российского среднего класса с его западным аналогом за счет диффузии представителей протосредних слоев в «ядро». В начале XXI века в России уже осознана необходимость целенаправленной государственной политики, направленной на «выращивание» среднего класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Социология: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004; М.: Проспект, 2010.
  2. Заславская Т.И. Социальная трансформация российского общества. — М.: Дело, 2011. — С. 471–473.
  3. Средний класс в современной России. — М., 2011. — С. 7–11.
  4. URL: http://ru/wikipedia/org/wiki
  5. URL: http://interpretive.ru

 



Информация о работе Средний класс и его роль в обществе