Средний класс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:02, реферат

Описание работы

Средний класс - уникальное явление в мировой истории. Среднего класса не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в XX веке. Средний класс - стабилизатор общества. Чем больше он, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы. Он состоит из тех, кто сделал судьбу собственными руками и, следовательно, кто заинтересован в сохранении того строя, который представил подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Чём тоньше средний класс, тем ближе к друг другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение. И наоборот. Состояние среднего класса - один из индикаторов уровня развития экономики и характера политической системы.

Содержание работы

Введение 2 стр.
Средний класс 4 стр.
Состав, параметры и ценностные ориентации среднего класса 5 стр.
«Сервисный класс», принятый в западной социологии 10 стр.
Взгляд западного общества 12 стр.
Сходства и различия подходов изучения среднего класса
в советской и российской социологии. 13 стр.
Практическая часть 15 стр.
Вывод 17 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18 стр.
Список литературы 19 стр

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 47.24 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

Введение          2 стр.

Средний класс         4 стр.

Состав, параметры и ценностные ориентации среднего класса   5 стр.

 «Сервисный класс», принятый в западной социологии    10 стр.

Взгляд западного общества        12 стр.

Сходства и различия подходов изучения среднего класса

в советской и российской социологии.      13 стр.

Практическая часть         15 стр. 

Вывод                                17 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ         18 стр.

Список литературы         19 стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 Средний класс - уникальное явление  в мировой истории. Среднего класса не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в XX веке. Средний класс - стабилизатор общества. Чем больше он, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы. Он состоит из тех, кто сделал судьбу собственными руками и, следовательно, кто заинтересован в сохранении того строя, который представил подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Чём тоньше средний класс, тем ближе к друг другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение. И наоборот. Состояние среднего класса - один из индикаторов уровня развития экономики и характера политической системы. Значительная доля этого слоя в обществе свидетельствует об относительном благополучии страны.

Средний класс - самый широкий потребительский  рынок для мелкого и среднего бизнеса. Чем многочисленнее этот класс, тем увереннее стоит на ногах  малый бизнес. Как правило, в средний  класс входят те, кто обладает экономической  независимостью, т. е. владеет предприятием, фирмой, офисом, частной практикой, своим делом, ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры. Многие авторы склонны рассматривать средние слои как цементирующую силу общества, причём проявляющую себя в качестве таковой в различных сферах. В области социальных отношений они являются той средой, которая способна гасить значительные противоречия между основными классами. В экономико-социальном плане средние слои выступают носителями тенденции сглаживания противоречий между содержанием труда различных профессий, городским и сельским образом жизни. В сфере семейных отношений средние слои оказываются проводниками традиционных ценностей, сочетая их с ориентацией на равенство возможностей для мужчин и женщин в образовательных, профессиональных, культурных отношениях. В культурной сфере эти слои представляют оплот ценностей современного общества именно они являются основными носителями традиций, норм, знаний. Поэтому без преувеличения можно назвать средние слои подлинными гарантами социальной стабильности в современном обществе, роль которых в этом их качестве была бы особенно важна для России. В последнее время многие политические движения и партии пытаются сделать средний класс своей опорой. При этом выдвигают следующие тезисы средний класс - люди с хорошим достатком, высоким уровнем и качеством жизни - должен составить большинство населения России, послужить основой и опорой ее развития , именно средний класс - основа стабильности и поступательности социально-экономического движения России на пороге третьего тысячелетия, именно он - препятствие на пути социальных потрясений .

  Я выбрала эту тему, поскольку мне захотелось самой разобраться в вопросе существования среднего класса, есть ли он в России, и если есть то в каких количествах, какие критерии являются главными для определения среднего класса, можно ли его сравнивать с европейским средним классом, какие специфические особенности есть у нашего среднего класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний класс

Средний класс — совокупность социальных слоев, занимающих промежуточное положение между основными классами системе социальной стратификации. Характеризуется неоднородностью положения, противоречивостью интересов, сознания и политического поведения. Это дает право многим Жорам исследований говорить о нем во множественном числе: «средние классы», «средние слои». Различают средний класс (средние и мелкие собственники) и новый средний класс, включающий управляющих, профессиональных работников умственного труда («белые воротнички» или менеджеры).

Старые средние слои — мелкие предприниматели, торцы, ремесленники, представители свободных профессий - мелкое и среднее крестьянство, мелкие собственники фарного производства — подвержены разорению. Стремительный рост технологии и науки, «всплеск» сферы услуг, а также всеохватывающая деятельность современного государства способствовали появлению на современной арене армии служащих, техников, интеллигенции, не владеющих средствами производства и живущих за счет продажи собственной рабочей силы.  Практически во всех развитых странах доля среднего класса составляет 55—60%.

Средние классы выражают тенденцию  к уменьшению противоречий между  содержанием труда различных  профессий, городским и сельским образом жизни, являются водниками ценностей традиционной семьи, что сочетается с ориентацией на равенство возможностей для мужчин и женщин в образовательном, профессиональном, культурном отношении. Эти классы представляют собой от ценностей современного общества, они — основные носители традиций, норм и знаний. Для средних слоев характерен незначительный разброс вокруг центра политического спектра, что делает их и здесь оплотом стабильности, залогом эволюционности общественного развития, формирования и функционирования гражданского общества.

 

В современном российском обществе средний класс находится в  зародышевом состоянии, так как продолжают развиваться социальная поляризация, расслоение на бедных и богатых.

Социологи в течение долгого  времени спорили о границах, однородности и даже существовании среднего класса, который определяется как класс, охватывающий тех, кто занят умственным трудом. Эта полемика разворачивалась в двух направлениях:

  1. По-прежнему ведутся дискуссии в связи с положением, считающимся марксистским, о том, что в обществе существуют два главных класса, из-за чего среднему классу практически не остается места
  2. Споры о среднем классе разворачиваются также в связи с ростом числа профессионалов, которых обычно относят к среднему классу.

Существуют два основных подхода  к проблеме среднего класса. С одной стороны, подчеркивается, что средний класс является довольно большим и что его члены имеют условия труда и заработную плату, лучшие по сравнению с рабочим классом, но худшие — по сравнению с высшим. Часто говорится о том, что относительно благоприятная рыночная позиция среднего класса основывается на высоком образовательном и квалификационном уровне ее представителей. Второй, более распространенный подход основывается на представлении о том, что средний класс состоит из ряда отдельных секторов, при этом один сектор является фактически частью рабочего класса, другой, меньший по размеру, — частью высшего, в середине же остается относительно небольшая группировка, относящаяся к собственно среднему классу. Данный подход по сути подрывает значимость различия между профессиями умственного и физического труда.

 

Состав, параметры и ценностные ориентации среднего класса

Принадлежность социальному слою в рабовладельческом, кастовом и  сословно-феодальном обществах фиксировалась  официально-правовыми либо религиозными нормами. В дореволюционной России каждый человек знал, в каком сословии он состоит. Людей, что называется, приписывали к той или иной страте.

В классовом обществе дело обстоит  иначе. Государство не занимается вопросами  социального закрепления своих  граждан. Единственный контролёр – общественное мнение людей, которое ориентируется на доходы, образ жизни и стандарты поведения.  

Выделяют несколько признаков, характеризующих средний класс: средний (для данной страны) уровень  благосостояния, стабильность и постоянство источников дохода; высокий уровень образования и наличие профессиональной квалификации, высокий уровень вертикальной мобильности — в том числе и внутри среднего класса. Стремление к общественной стабильности и менталитет, характеризующийся реформизмом, индивидуализмом и установкой на поддержку существующего режима, также называют в числе признаков принадлежности индивида к среднему классу.

Первую типологию классов предложил американский социолог Ллойд Уорнер в 40-е годы ХХ века.

Типология среднего класса:

  • верхний средний класс состоял из собственников и профессионалов, которые обладали меньшим материальным достатком по сравнению с выходцами из высшего класса, но зато они активно участвовали в общественной жизни города и проживали в довольно благоустроенных районах;
  • нижний средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие.
  • средний класс представляет самую массовую прослойку развитого индустриального общества. Она включает всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов – одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания.

 

Одним из важных показателей стандартов жизни среднего класса выступает автомобиль. В верхнем слое среднего класса он есть у 74,7% респондентов, в среднем слое - у 59,2, в нижнем - у 30%. В отличие от европейцев, для которых символом успеха выступает дом, для многих россиян именно автомобиль является символом успеха в жизни. Действительно, среди россиян более 80% считают, что автомобиль является свидетельством успеха в жизни, а среди жителей Германии 75,1% отрицают эту точку зрения.  
 Представители трех слоев среднего класса в России, согласно исследованиям, заметно различались оснащенностью, а еще больше временем приобретения дорогостоящего домашнего имущества, например, видеотехники или компьютера, которые, в отличие от жилья, являются результатом приобретений последних лет. Так, среднее число холодильников составляло на одну семью 1,34 у верхнего и 1,28 у среднего слоев; цветных телевизоров - 1,38 и 1,26; автомобилей - 1,05 и 0,89 (причем, в верхнем и в среднем слоях среднего класса примерно по 30% имели не менее двух автомобилей в семье, из которых каждый третий был куплен в последний год).  Наиболее часто за последний год покупались цветной телевизор и персональный компьютер - более трети их покупок приходится на этот период. Таким образом, в семьях верхнего и среднего слоев, в отличие от нижнего, в последние годы наблюдался активный процесс приращения и обновления имущества.  
 Говоря о стандартах потребления, нельзя не отметить две тенденции:    

  1. платные услуги (медицинские, образовательные, рекреационные) доступны только верхнему и среднему слоям;
  2. чем ниже ступенька на лестнице доходов, тем на большем количестве потребностей приходится экономить людям. В верхнем слое две трети респондентов вообще ни на чем не экономят. В среднем слое появляется массовая экономия на отдыхе. В нижнем слое, помимо отдыха, экономят на одежде и обуви, бытовых услугах, посещении зрелищных мероприятий.

 

Примечательно также то, на чем  средний класс России не склонен экономить. Наряду со здоровьем (лечением) и питанием, это - прием гостей. Трудно представить, чтобы западноевропейцы, если бы они при этом были вынуждены экономить на одежде и обуви, а также бытовых услугах, были столь хлебосольными хозяевами. Очевидно, здесь сказываются ментальные различия, обусловленные более высокой значимостью традиционных ценностей (родственники, друзья) в российском обществе, а также другая структура реализации социальных связей и контактов. 
 Таким образом, данные о стандартах потребления разрушают миф о прогрессирующем обнищании российского среднего класса.  
 Социологи много внимания уделяют изучению ценностей и ценностных ориентаций разных групп населения, в том числе представителей различных классов общества. 

Ценности - это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности выражают то, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек. Они не подвергаются сомнению, служат эталоном и идеалом для всех людей.

Ценностные ориентации описывают  индивидуальные отношения к ценностям  или выбор конкретных ценностей  в качестве нормы своего поведения. Если ценности выражают некоторые абсолютные нормы, цели, идеалы, которым следует все общество и которые оно свято чтит, то ценностные ориентации относительны и индивидуальны. Эта относительность и индивидуальность проистекают от того, что индивид может свободно следовать идеалам, а может им не следовать.

Изучая методом опроса ценностные ориентации современных россиян, социологи  могут выяснить: а) какими именно ценностями они предпочитают руководствоваться  на работе и в быту, б) как понимаются, правильно или неправильно, стоящие за частными ориентациями общественные идеалы. Исследование ценностных ориентаций среднего класса в России показало, что из всех факторов, способствующих достижению успеха в жизни, чаще всего выделились хорошие способности, хорошее образование, упорный труд. Половина (46,9%) респондентов назвали также наличие нужных знакомств. Таким образом, главными оказались характеристики, связанные с их личностными особенностями. Понятие «хороших способностей», которое россияне считают главным фактором успеха, означает готовность и умение жить в условиях конкурентной рыночной экономики и ориентироваться на индивидуальную свободу как высшую ценность.

Если сравнить представление о  факторах успеха в России и на Западе, то окажется, что россияне придают  личностным факторам успеха гораздо  большее значение, а факторам, связанным  с образованием, трудом и социальным происхождением, меньшее значение, чем западноевропейцы.

Как показал более глубокий анализ, немалое значение для достижения успеха имеют моральные установки, точнее готовность нарушить некоторые  нравственные и юридические нормы  ради достижения успеха и материального благополучия.

С суждением о том, что можно  перешагнуть через некоторые  нормы морали, если стремишься преуспеть, согласились 54,9% зажиточных и 13,9% бедных. А готовность поступиться материальным успехом, лишь бы не идти вразрез с  совестью, проявили 45,1% зажиточных и 86,1% бедных. Таким образом, вырисовывается интересная закономерность: чем богаче человек, тем с большей готовностью он может переступить нравственные нормы, и наоборот.

По мере движения вниз вдоль социальной лестницы изменяются экономические ценности. В верхнем слое среднего класса более половины выступают за либеральную модель развития экономики (свободный рынок без вмешательства государства), в среднем слое наиболее популярной является модель рыночной экономики с мягким государственным регулированием, а для низших слоев российского общества экономическим идеалом служит модель госкапитализма (современный вариант НЭПа).

Информация о работе Средний класс