Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 00:34, реферат
Об ужасающем влиянии телевидения на подсознание (и уже так или иначе на сознание, потому как известно, что все находится в нашем подсознании — через определенное время поступает в сознание) к сожалению становится известно зачастую только людям интересующимся данной проблемой. Что нельзя сказать об основной части общества, занятой разрешением совсем других целей и задач.
В данном случае, по мнению Кара-Мурза,
эффективным условием программирования
мышления является контроль СМИ, с целью
подачи единой информации, но различными
словами. Допускается также и
деятельность оппозиционных СМИ. Но
деятельность их подконтрольна, и фактически
не выходит за рамки разрешаемого
им вещания. (То есть им разрешается
критиковать, но при этом запрещается
выстраивать в сознании масс единое
представление о реальности) Как
говорится, кто располагает способностью
к анализу и выведению
Кроме этого, СМИ также используют т. н. принцип демократии шума, когда ненужное манипулятором сообщение (то, о котором для них невозможно умолчать) просто должно погибнуть под мощным выбросом разносторонней информации (то есть затрудняется анализ).
3) Серая и черная информация.
Вот как описывает это Кара-Мурза.
«Во второй половине ХХ века возник совершенно
новый тип общественной жизни
— СМИ стали использовать технологии
психологической войны . Первоначально,
после Первой мировой войны, этим
термином обозначали пропаганду, ведущуюся
именно во время войны, так что
начало психологической войны даже
рассматривалось как один из важных
признаков перехода от состояния
мира к войне. Американский военный
словарь 1948 г. дает психологической
войне такое определение: «Это планомерные
пропагандистские мероприятия, оказывающие
влияние на взгляды, эмоции, позиции
и поведение вражеских, нейтральных
или дружественных иностранных
групп с целью поддержки
Г. Лассуэлл в «Энциклопедии социальных наук» (1934) отметил важную черту психологической войны — она «действует в направлении разрыва уз традиционного социального порядка». То есть, как вид воздействия на сознание психологическая война направлена прежде всего на разрушение тех связей, которые соединяют людей в данное общество как сложную иерархически построенную систему. Атомизация людей — вот предельная цель психологической войны…. В… руководстве (1964) говорится, что цель такой войны — «подрыв политической и социальной структуры страны-объекта до такой степени деградации национального сознания, что государство становится не способным к сопротивлению». Именно это и произошло с СССР — и каждый про себя может вспомнить, в какую сторону он стрелял в той войне.
В наставлении армии США «Ведение психологической войны» вводятся определения типа операций:
*. «Белая» пропаганда — это
пропаганда, которая распространяется
и признается источником или
его официальными
«Серая» пропаганда — это пропаганда, которая не идентифицирует специально свой источник.
«Черная» пропаганда — это пропаганда, которая выдается за исходящую из иного источника, чем подлинный».
Психологическая война против СССР
стала важной частью холодной войны,
что, кстати, является важным признанием
того факта, что холодная война не
была метафорой. Французский журнал
пишет, что с конца 60-х годов
«ЦРУ вышло за рамки обычного шпионажа,
где, впрочем, не достигло больших результатов,
для того чтобы начать действительно
современную психологическую
Кроме того, в данном случае используется также и информация без подтверждения источника (дается ссылка, например, на высокопоставленного чиновника, и проч.).
4) Большие психозы.
Кара-Мурза отмечает, что тайными
задачами СМИ является превращение
граждан нашей страны в единую
массу (толпу), с целью общего регулирования
распространения потока информации,
которой обрабатывается сознание и
подсознания индивидов. В итоге,
— такой толпой легче управлять,
а средний обыватель
«Континентального (а теперь уже и межконтинентального) размаха, — пишет Кара-Мурза, — «толпообразующее» действие СМИ приобретает потому, что они образуют единую сеть, которой действительно накрывают всю массу людей, не имеющих ни времени, ни навыков для критического восприятия сообщений. А.Моль описывает конкретный случай цепной реакции сообщений:
Корреспондент страсбургской газеты, прогуливаясь в районе исторической линии Мажино, обнаруживает, что какое-то предприятие производит там работы по восстановлению обрушившегося блиндажа, и пишет об этом заметку в разделе местных сообщений. Эта заметка попадает на глаза местному корреспонденту парижской газеты, который перепечатывает ее по той простой причине, что она по размеру точно дополняет текст составленной им подборки до полной машинописной страницы. Новость попадает в Париж, где на нее не обращает внимания никто, кроме корреспондента иностранной газеты, пересылающего ее в свою редакцию. Затем через иностранное агентство печати сообщение попадает в нью-йоркскую газету, которая публикует его на второй странице. Там его находит и отбирает редактор парижской газеты. Все газеты, которые следят за этой парижской газетой и за «Нью-Йорк Таймс», воспроизводят эту новость под крупным заголовком, что в конечном счете приводит к соответствующим дипломатическим объяснениям».
А. Моль привел случай спонтанного, самопроизвольного
возникновения маленького лавинообразного
процесса. Но нередко такие процессы
запускаются целенаправленно, и
потом стоит многих усилий их блокировать.
Пожалуй, одним из крупных недавних
психозов, созданных СМИ, является паника
в связи с болезнью «бешенства
коров» в Англии. Цели операции не вполне
ясны и будут обнародованы не скоро.
Суть была в том, что вдруг во всей
европейской прессе валом пошли
статьи об эпидемии болезни коров, которая
заразна для людей (при этом разрушается
ткань головного мозга) В Великобритании
от этой болезни умерло 10 человек, в
газетах были опубликованы их биографии,
вплоть до описания мясных блюд, которые
они ели. Под давлением массового
психоза руководство ЕЭС
Миф «бешенства коров» был создан
средствами серой пропаганды. Установить
его истоки по выступлениям прессы
и телевидения было невозможно. Сначала
ссылались на научную статью в
известном журнале «Lancet», но ученые
тут же открестились, а опубликованные
в газетах выдержки из этой статьи
никаких оснований для паники
не давали — в ней лишь предполагалась
возможность связи между
Пресса (и вообще СМИ) сыграла важнейшую роль в процессе «толпообразования» в западном обществе. Человек массы, продукт мозаичной культуры, был в значительной степени создан прессой. Сами СМИ быстро стали объектом изучения в социодинамике культуры, и вскоре были обнаружены и даже математически выражены связи между простотой сообщения и его восприятием. СМИ, в отличие от высокой культуры, предназначены именно для массы.
Поэтому в них были установлены жесткие ограничения на сложность и оригинальность сообщений (даже на длину слов, хотя два-три заумных слов всегда допускаются в статье в качестве «приправы» — они повышают привлекательность статьи в силу «гомеопатического» эффекта) В общем, давно было сформулировано такое правило: «Сообщение всегда должно иметь уровень понятности, соответствующий коэффициенту интеллектуальности примерно на 10 пунктов ниже среднего коэффициента того социального слоя, на который рассчитано сообщение» (А.Моль)
Под эмпирическим правилом лежит психологическое оправдание, согласно которому человек подсознательно тяготеет к примитивным объяснениям сложных проблем. Концепцию упрощения выдвинул еще в начале 20-х г. У.Липпман (будущий «журналист № 1» США) Он считал, что процесс восприятия — это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип) Поэтому пресса должна произвести стандартизацию явления, ставшего объектом сообщения. При этом, по его выражению, редактор должен опираться на стереотипы и рутинные мнения и «безжалостно игнорировать тонкости». Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа».
5) Утверждение и повторение.
В данном случае, отмечает Кара-Мурза, какая-либо информация подается в виде готовых шаблонов, которые фактически бьют на какие-либо стереотипы, имеющиеся в подсознании. Как пишет С.Московичи, «утверждение в любой речи означает отказ от обсуждения, поскольку власть человека или идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие. Это означает также просьбу к аудитории, к толпе принять идею без обсуждения такой, какой она есть, без взвешивания всех «за» и «против» и отвечать «да» не раздумывая».
В мышлении индивида, отмечает Кара-Мурза, сложился определенный, мозаичный тип культуры. СМИ являются фактором укрепления такого типа мышления, приучая индивида мыслить стереотипами, и фактически снижая интеллектуальную задействованность при анализе материалов СМИ.
С. Московичи писал в «Учении о массах»: «Грамматика убеждения основывается на утверждении и повторении, на этих двух главенствующих правилах». Он приводит слова Ле Бона: «Повторение внедряется в конце концов в глубины подсознания, туда, где зарождаются мотивы наших действий».
То есть, по мнению Кара-Мурза, уже
выходит так, что именно чрезмерное
повторение в итоге притупляет сознание,
заставляя практически без
«…повторение — один из тех «психологических трюков», которые притупляют рассудок и воздействуют на бессознательные механизмы, — пишет Кара-Мурза. — При злоупотреблении этим приемом стереотипы усиливаются до устойчивых предрассудков, человек тупеет. С.Московичи уделяет этому приему много внимания. Он пишет: «Таким образом, повторение является вторым условием пропаганды. Оно придает утверждениям вес дополнительного убеждения и превращает их в навязчивые идеи. Слыша их вновь и вновь, в различных версиях и по самому разному поводу, в конце концов начинаешь проникаться ими. Они в свою очередь незаметно повторяются, словно тики языка и мысли. В то же время повторение возводит обязательный барьер против всякого иного утверждения, всякого противоположного убеждения с помощью возврата без рассуждений тех же слов, образов и позиций. Повторение придает им осязаемость и очевидность, которые заставляют принять их целиком, с первого до последнего, как если бы речь шла о логике, в терминах которой то, что должно быть доказано, уже случилось...
Будучи навязчивой идеей, повторение
становится барьером против отличающихся
или противоположных мнений. Таким
образом, оно сводит к минимуму рассуждения
и быстро превращает мысль в действие,
на которое у массы уже
6) Дробление и срочность.
В данной методике манипулирования, используемом СМИ, целостная информация, как отмечает проф. Кара-Мурза, разделяется на фрагменты, чтобы индивид не смог соединить их в единое целое и осмыслить проблему.
«Это — фундаментальный
Информация о работе Средства массовой информации – современные средства манипулирования