Стационарное социальное обслуживание как вид социального обслуживания в специализированных медицинских учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 07:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является проведение исследования и рассмотрение содержания такого важного государственного правового института как стационарное социальное обслуживание граждан: понятие и принципы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИИ: ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ 6
1.1. Система социального обслуживания 6
1.2.Понятие и принципы социального обслуживания 8
ГЛАВА 2. СТАЦИОНАРНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КАК ВИД СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 12
2.1. Исторический аспект развития стационарного социального обслуживания 12
2.2. Особенности стационарного социального обслуживания в современной России 14
2.3. Стационарное социальное обслуживание в Волгограде 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

Стационарное социальное обслуживание.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Пансионаты для ветеранов труда (дома для престарелых) не являются продуктом нашего времени. Впервые  специальные дома для старых людей  появились в глубокой древности  в Китае и Индии, а затем в Византии, арабских странах. Приблизительно в 370 г. от Рождества Христова епископ Василий открыл первое отделение для стариков в больнице г. Цезарея Каппадийская. В VI веке папа Пелагий учредил первый дом для престарелых в Риме. С этого времени во всех монастырях стали открывать специальные помещения и комнаты для престарелых бедняков. Большие приюты для старых матросов впервые были созданы в Лондоне в 1454 г. и в Венеции в 1474 г. Первый закон об ответственности государства перед неимущими и немощными старыми людьми был принят в Англии в 160120 г.

 На Руси первые упоминания  о создании богаделен обнаруживаются  в княжение Владимира в 996 г.  В годы монгольского порабощения  церковь и православные монастыри  строили помещения для богаделен  и призрения старых. В 1551 г., в царствование Ивана Грозного было принято Обращение к Стоглавому собору, и, согласно главе 73 «О милостыне», в качестве неотложных мер следовало выявить во всех городах «престарелых и прокаженных», построить для них богадельни, мужские и женские, содержать их там, обеспечив питанием и одеждой за счет казны21.

 В царствование Алексея Михайловича  по его распоряжению в 760 верстах  от Тобольска был построен  Кондинский мужской монастырь  специально для призрения старых, увечных, безродных и беспомощных.

 Митрополит Никон в это  же время открыл четыре дома  для призрения бедных вдов, сирот  и престарелых в Новгороде.  В 1722 г. Петр I издал приказ: на  освободившиеся места в монастырях  определять отставных солдат. Служба  в армии в те времена длилась  более 25 лет, и понятно, что они были людьми уже преклонного возраста. Этим распоряжением царь преследовал цель обеспечить приют и питание старым и раненым, не имевшим средств к существованию.

 В 30-е годы XIX века в Москве  были открыты «дома трудолюбия»,  где проживали нищие и старики. В 60-х годах этого же столетия были созданы церковно-приходские попечительства, которые занимались и строительством старческих приютов. Прием в приюты был очень строгим – они предназначались только для одиноких и немощных стариков. Эти же советы обязывали родственников опекать своих родителей в старости22.

 В 1892 г. при православных  монастырях было 84 богадельни, из  них 56 находились на казенном  и монастырском иждивении, 28 –  на иждивении частных лиц и  обществ.

 В советское время стационарная система социального обслуживания была определяющей при оказании социальной помощи старым людям. Как правило, в дома-интернаты для престарелых и инвалидов поступали старые люди, не способные в силу своей физической беспомощности поддерживать привычный образ жизни. Эти дома-интернаты практически представляли собой больницы для хронически больных и беспомощных старых людей. Назначение домов-интернатов состояло в оказании медицинской помощи; вся работа строилась по принципу больничных отделений и была возложена на медицинский персонал23:

 врач – медицинская сестра  – санитарка. Структура и деятельность  этих учреждений социального  обеспечения сохранилась без  существенных изменений и до  настоящего времени.

 На начало 1994 г. в России  было 352 пансионата для ветеранов труда; 37 специализированных домов-интернатов для стариков, проведших всю свою сознательную жизнь в местах заключения и оставшихся на старости лет без крова, семьи, близких24.

2.2. Особенности  стационарного социального обслуживания  в современной России

 

 В настоящее время в Российской  Федерации открыто 1061 стационарное  учреждение социального обеспечения.  Общее число мест – 258 500, в  них проживает 234 450 человек. К  сожалению, в наше время нет  ни одного пансионата для престарелых,  который находился бы на полном содержании частных лиц или каких-либо благотворительных обществ.

 Пансионаты для ветеранов  труда имеются повсюду, но больше  всего их в Нижегородской области  – 40; в Свердловской – 30. До 1992 г. в Москве имелся один  платный пансионат, проживание в одноместной комнате стоило 116 рублей в месяц, в двухместной комнате – 79 рублей.

 В 1992 г. государство было  вынуждено взять его на свое  содержание, оставив 30 платных мест, но даже на эти места не  было желающих.

 В 1995 г. было занято всего три платных места. Этот факт особенно наглядно свидетельствует об обеднении жителей Москвы и всей России.

 По данным Н.Ф. Дементьевой  и Э.В. Устиновой, в пансионатах  для ветеранов труда проживает  38,8% лиц пожилого возраста, 56,9% стариков  и 6,3% долгожителей. Преобладающее большинство очень старых людей (63,2%) в стационарных учреждениях социальной защиты характерно не только для России, но наблюдается во всех странах.

 Основное правило для поступающих  – 75% пенсии перечисляется в  Пенсионный фонд, а 25% остается для самих старых людей. Стоимость содержания в пансионате – от 3,6 до 6 млн рублей (без учета деноминации).

 С 1954 г. все дома для  престарелых и инвалидов имели  льготы, могли развивать свои  усадебные участки, иметь подсобное  хозяйство в сельской местности,  трудовые мастерские. Однако после  проведения социальных реформ  даже на эти учреждения социального  обслуживания были установлены налоги вплоть до дорожного. Это привело к тому, что во многих домах отказались от трудовых мастерских, подсобных хозяйств. В настоящее время пансионаты для ветеранов труда имеют всего лишь три защищенные статьи: питание, зарплата сотрудников и частично – медикаменты25.

 Согласно Федеральному закону, старые люди, проживающие в пансионатах  для ветеранов труда, имеют  право на:

обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим  требованиям;

уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь;

бесплатную специализированную помощь, зубопротезную и протезно-ортопедическую;

социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;

добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья;

медико-социальную экспертизу для установления или изменения группы инвалидности;

свободное посещение их адвокатом, нотариусом, священнослужителем, родственниками, представителями законодательных  органов и общественных объединений;

предоставление помещений для  отправления религиозных обрядов;

направление, при необходимости, на обследование и лечение в государственные  или муниципальные учреждения здравоохранения.

При желании и трудовой необходимости  проживающие в пансионатах для  ветеранов труда могут быть приняты  на работу, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора. Они имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

 Специальные жилые дома для  старых людей – это совершенно  новая форма стационарного социального обслуживания. Она предназначена для одиноких и супружеских пар. Эти дома и их условия рассчитаны на старых людей, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании облегченных условий для реализации своих основных жизненных потребностей26.

 Основная цель этих социальных  учреждений – обеспечение благоприятных  условий проживания и самообслуживания, предоставление социально-бытовой  и медицинской помощи;

 создание условий для активного  образа жизни, в том числе и посильной трудовой деятельности. Пенсия проживающим в этих домах выплачивается полностью, кроме того, они получают определенную сумму доплаты. Обязательным условием для поступления на жительство является передача старыми людьми своего жилища в муниципальный жилищный фонд города, региона и т.д., в котором они проживают.

 Специализированные дома-интернаты  для престарелых предназначены  для постоянного проживания граждан,  частично или полностью утративших  способность к самообслуживанию  и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы, особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор. Сюда же направляются престарелые, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, направляемые из учреждений органов внутренних дел. Старики, проживающие в пансионатах для ветеранов труда и постоянно нарушающие порядок проживания в них, установленный Положением об учреждениях социального обслуживания, могут быть по их желанию или по решению суда, принятому на основании предоставления документов администрацией этих учреждений, переведены в специализированные дома-интернаты.

 В дом для престарелых  старые люди поступают в результате  различных причин, но основной, вне  всякого сомнения, является беспомощность  или страх перед надвигающейся  физической беспомощностью. Практически все старые люди страдают от различных соматических заболеваний, которые имеют хронический характер и обычно уже не поддаются активной терапии.

 В то же время эти старые  люди несут и различные моральные,  социальные и семейные потери, которые в конечном счете являются поводом для добровольного или принудительного отказа от привычного образа жизни. Решение переселиться в дом для престарелых старый человек принимает в результате затруднений при самообслуживании. Боязнь еще большей физической слабости, надвигающаяся слепота и глухота способствуют принятию такого решения.

 Состав домов для престарелых  очень неоднороден. И это понятно.  Его определенная (с каждым годом  все уменьшающаяся) часть –  старые люди, обладающие достаточным  физическим здоровьем, которые  в состоянии обслуживать себя. В другом случае поступление в дом для престарелых – проявление альтруизма старого человека, желание освободить более молодых членов семьи от тягот, связанных с опекой и уходом за беспомощным стариком27. В третьем – это следствие несложившихся отношений с детьми или другими родственниками. Однако всегда это результат неспособности старых людей адаптироваться к новым условиям жизни в семье и в привычной домашней среде. Эти старые люди избирают социальную помощь и социальное обслуживание как новый образ жизни.

 И все-таки в любом случае  кардинально изменить прежний  образ жизни, поселившись в  доме для престарелых, удается старому человеку нелегко:  Старые люди переселяются сюда крайне неохотно, уступая давлению внешних обстоятельств. Организация этих социальных учреждений, по существу, копирует организацию медицинских учреждений, что нередко приводит к нежелательной и тягостной фиксации на чисто болезненной стороне старческой немощи. Результаты социологического исследования, проведенного в 1993 г. в Москве, показали, что подавляющее большинство обследованных – 92,3% – крайне отрицательно относятся к перспективе возможного переезда в дом для престарелых, в том числе и проживающие в коммунальных квартирах. Число желающих перейти на жительство в дом для престарелых особенно заметно снизилось после создания отделений социального обслуживания на дому. В настоящее время в различных регионах и городах эта очередь составляет не более 10-15 человек, в основном это люди особо преклонного возраста, совершенно беспомощные и зачастую одинокие.

 Различной психической патологией  страдают 88% находящихся в домах  для престарелых; у 62,9% – ограничение  двигательной активности; 61,3% неспособны  даже частично обслужить себя. Ежегодно умирают 25% проживающих.

 Серьезную тревогу, особенно в последние 5 лет, вызывает неудовлетворительное бюджетное финансирование пансионатов для ветеранов труда и инвалидов. По этой причине многие дома для престарелых не могут проводить капитальный ремонт своих зданий, приобретать обувь, одежду, технологическое оборудование для проживающих. В настоящее время темпы строительства специальных домов резко снижаются из-за ограниченности средств местных бюджетов. Не менее острая проблема – укомплектованность домов для престарелых персоналом.

2.3. Стационарное  социальное обслуживание в Волгограде

 

В системе социальной защиты населения  Волгоградской области функционирует 30 специализированных стационарных учреждений на 5220 койко-мест. В сети стационарных учреждений 8 домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 1575 койко-мест, 12 психоневрологических интернатов на 2770 койко-мест, геронтологический центр на 120 койко-мест, 6 домов-интернатов малой вместимости на 225 койко-мест, 2 дома-интерната для умственно отсталых детей на 330 койко-мест и центр реабилитации детей и подростков-инвалидов на 200 койко-мест.

 Организация деятельности и  нормативы численности обслуживающего  персонала стационарных учреждений  исполняются в соответствии с  нормативно-правовыми актами:

Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 5 ноября 2004 г. № 1062 «Об организации деятельности государственных учреждений «Дом-интернат (отделение) для престарелых и инвалидов» и «Психоневрологический интернат (отделение) системы социальной защиты населения Волгоградской области».

Постановлением Главы Администрации  Волгоградской области от 5 ноября 2004 г. № 1055 «Об организации деятельности государственных учреждений «Дом-интернат малой вместимости для граждан  пожилого возраста и инвалидов» системы  социальной защиты населения Волгоградской области».

Постановлением Главы Администрации  Волгоградской области от 5 ноября 2004 г. № 1057 «Об организации деятельности государственных учреждений «Геронтологический центр» системы социальной защиты населения  Волгоградской области».

Постановлением Главы Администрации  Волгоградской области от 5 ноября 2004 г. № 1056 «Об организации деятельности государственных учреждений «Центр реабилитации детей и подростков-инвалидов» системы социальной защиты населения  Волгоградской области».

Постановлением Главы Администрации  Волгоградской области от 20 октября 2003 г. № 802 «Об организации деятельности государственных учреждений «Дом-интернат для умственно отсталых детей» системы  социальной защиты населения Волгоградской  области».

Информация о работе Стационарное социальное обслуживание как вид социального обслуживания в специализированных медицинских учреждениях