Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 07:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение исследования и рассмотрение содержания такого важного государственного правового института как стационарное социальное обслуживание граждан: понятие и принципы.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИИ: ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ 6
1.1. Система социального обслуживания 6
1.2.Понятие и принципы социального обслуживания 8
ГЛАВА 2. СТАЦИОНАРНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КАК ВИД СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 12
2.1. Исторический аспект развития стационарного социального обслуживания 12
2.2. Особенности стационарного социального обслуживания в современной России 14
2.3. Стационарное социальное обслуживание в Волгограде 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Граждане (женщины - старше 55 лет, мужчины – старше 60 лет, инвалиды 1, 2 групп и дети-инвалиды), имеющие право на получение социального обслуживания в стационарных учреждениях, могут обратиться в государственные учреждения социального обслуживания населения по месту жительства. Порядок оформления и перечень необходимых документов определены Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 1 августа 2011 г. № 836 «Об утверждении положения о порядке оформления граждан пожилого возраста и инвалидов, детей-инвалидов в государственные специализированные стационарные учреждения социального обслуживания Волгоградской области».
Основные виды социальных
услуг и качество
Объем социальных услуг,
В домах-интернатах для престарелых и инвалидов проводятся мероприятия социального, медицинского, реабилитационного и лечебно-трудового характера. Организуется уход за проживающими, отдых и досуг, проводятся лечебно-оздоровительные и профилактические мероприятия. Работа с инвалидами строится в рамках индивидуальных программ реабилитации. Прием, размещение и уход за гражданами проводится с учетом состояния их здоровья. Реабилитационные мероприятия проводятся в 23 реабилитационных отделениях. Мероприятия по медико-социальной реабилитации позволяют восстановить или компенсировать утраченные способности к бытовой, социальной и профессиональной деятельности. Уход за проживающими, полностью утратившими способность к самостоятельному передвижению и/или самообслуживанию, осуществляется в 11 отделениях «Милосердия».
В психоневрологические
В детские дома-интернаты
для умственно отсталых детей
поступают дети-инвалиды старше
4-лет с отклонениями в умствен
В Центр реабилитации детей
и подростков-инвалидов «
Обеспечение одеждой, мебелью
и продуктами питания в
Развитие практики социального обслуживания предъявляет серьезные требования к учету особенностей нужд клиентов, что можно реализовать именно в рамках более гибкой, привязанной к местным особенностям и доступной населению системы социальных служб. Наличие общих законов и норм оказания помощи, считавшихся преимуществом государственных, институциональных систем социальной работы, оказалось недостатком, придающим адресной помощи «безличный» характер, когда потребности конкретного клиента «не укладываются» в универсальный гарантированный перечень. Если необходимы дополнительные услуги, клиент должен платить или мириться с невозможностью их получения. При этом во многих случаях даже минимальная плата за определенную услугу воспринимается как моральная травма, оскорбление.
Весь комплекс социальных услуг получают граждане, проживающие в стационарных учреждениях, - от медицинской помощи до социально-трудовой реабилитации. С учетом возраста, состояния здоровья и некоторых других факторов создаются различные типы учреждений: интернаты для престарелых и инвалидов; пансионаты для ветеранов труда; психоневрологические интернаты; детские дома и приюты и пр.
В стационарные учреждения для престарелых
и инвалидов принимаются
Одним из непременных условий приема
является добровольность, поэтому оформление
документов производится только при
наличии письменного заявления
гражданина, а лиц младше 14 лет
и лиц, признанных в установленном
законом порядке
Помещение в стационар без согласия допускается только на основании решения суда по представлению органа социальной защиты, а также в соответствии с Законом РФ от 02.07.92 №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Лица, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на: условия проживания в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями; уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь; бесплатную специализированную медицинскую и протезно-ортопедическую помощь; добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом медицинских рекомендаций; свободное посещение нотариусом, адвокатом, родственниками и другими лицами; сохранение занимаемого по договору найма или аренды жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилого фонда в течение 6 месяцев со дня поступления в стационар и др.
Администрация стационара обязана: соблюдать права человека и гражданина; обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность граждан; выделять супругам изолированное жилое помещение для совместного проживания; обеспечивать возможность беспрепятственного приема посетителей в любое время; обеспечивать сохранность вещей; предоставлять возможность пользоваться телефонной и почтовой связью в соответствии с установленными тарифами и пр.
Финансирование стационарных учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной или муниципальной собственности, производится за счет бюджетов различных уровней.
Печальным и тревожным явлением современной действительности служит постоянное увеличение числа беспризорных детей и детей-сирот: ежегодный рост по России составляет около 40 тыс. детей. Для их социальной реабилитации создаются специализированные учреждения: центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и др. Сегодня в стране уже действует свыше 400 таких учреждений, только в Московской области их 33. Правовые основы их организации закреплены в Примерном Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 13.09.96 №1092.Источником финансирования служат бюджеты субъектов РФ.Новым учреждением социального обслуживания являются кризисные центры помощи женщинам. Стационарные отделения центра создаются для пребывания в нем женщин на срок не более 2 месяцев. Женщинам, находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии или подвергшимся психофизическому насилию, в любое время суток оказывается психологическая, юридическая, педагогическая, социальная и другая помощь. Центры находятся на бюджетном финансировании. Отдельные виды помощи могут предоставляться за плату.
1 Курбатов А. Обеспечение баланса частных и публичных интересов — основная задача права на современном этапе // Хозяйство и право. 2001. № 6. С. 47-52.
2 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.
3 Госпорьян А. Анализ практики социального обслуживания населения // Социальное обеспечение. 2004. № 12. С. 2-12.
4Григорьева И. Особенности системы обслуживания пожилых в России // Отечественные записки. 2005. № 3. С. 154-166.
5 Право социального обеспечения. Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Юристъ, 2001.
6 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М., 2001.
7 Мачулъская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
8 Панов А.М. Социальное обслуживание населения как новый сектор социальной сферы // Ученые записки МГСУ. 2004. № 3. С. 57.
9 Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
10Социальная служба – организационная форма социальной работы // Социальная работа. М., 2002. Вып. 4. С. 41.
11 Свиридов С.А., Передерин СВ., Сенных Л.Н. Российское право социального обеспечения: в 2-х частях. Ч. 1. Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 2010. С. 11.
12 Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции от 2 апреля 1993 г.) (с изм. и доп. на 23 декабря 2003 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №27. Ст. 920; Российская газета от 27 декабря 2003 г.
13 Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. - М.: Книжный мир, 2010. С. 41.
14 Тучкова Э.Г. Социальное обеспечение в России на рубеже третьего тысячелетия и теоретические проблемы права социального обеспечения // Государство и право на рубеже веков (Материалы Всероссийской конференции). - М.: Институт государства и права РАН, 2011. С. 165.
15 Свиридов С.А., Передерин СВ., Сенных Л.Н. Российское право социального обеспечения: в 2-х частях. Ч. 1. — Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 2010. С. 12.
16 Конвенция Международной Организации Труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (Женева, 4 июня 1952 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I. Женева, Международное бюро труда, 1991.
17 Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Право социального обеспечения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 17 -18.
18 Федорова М.Ю. Понятие социального страхования // Журнал российского права. 2001. № 1. С. 69.