Стадный инстинкт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 19:39, реферат

Описание работы

Цель работы - исследовать стадный инстинкт и проявление его в современной жизни.
Задачи:
1. Определить основные понятия «инстинкта», «стадного инстинкта», «психологии толпы» и «белой вороны»
2. Рассмотреть проявление стадного инстинкта в обществе
3. Исследовать, почему люди боятся быть белой вороной
4. Исследовать тему «Стадный инстинкт" с помощью старшеклассников школы № 9

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………2-3
1. Инстинкт…………………………………………………………………………………..…4
2. Стадный инстинкт……………………………………………………………………..….5-7
3. Психология толпы………………………………………………………………………8-12
4. Белая ворона…………………………………………………………………………....13-15
5. Результаты исследования…………………………………………………………...…16-17
Заключение…………………………………………………………………………………….18
Приложение……………………………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

Стадный инстинкт.docx

— 69.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………2-3

  1. Инстинкт…………………………………………………………………………………..…4
  2. Стадный инстинкт……………………………………………………………………..….5-7
  3. Психология  толпы………………………………………………………………………8-12
  4. Белая ворона…………………………………………………………………………....13-15
  5. Результаты исследования…………………………………………………………...…16-17

Заключение…………………………………………………………………………………….18

Приложение……………………………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

О том, что у людей существует своеобразный «стадный инстинкт» известно каждому. Но какие механизмы приводят его в действие? Почему масса всегда способна повлиять на личность? Я постараюсь ответить на эти вопросы.

Человек  при  определенном  условии  чувствует,  думает  и поступает совершенно иначе, чем можно  было  бы  от  него  ожидать,  при  включении  в человеческую толпу, приобретшую свойство «психологической массы». Но что же такое «масса»,  чем  приобретает  она  способность  так  решающе  влиять  на душевную жизнь отдельного человека и в чем  состоит  душевное  изменение,  к которой она человека вынуждает.

В массе стираются индивидуальные достижения отдельных людей, и исчезает их своеобразие; расовое бессознательное проступает на первый план,  сносится психическая  надстройка,  столь  различно  развитая  у  отдельных  людей   и приводится в действие  бессознательный фундамент, у всех одинаковый.

Главный инстинкт человека в массе себе подобных прост: “Все побежали и я побежал”. Сам механизм действия стадного инстинкта у людей практически не отличается от такового у животных. Во времена, когда наши предки еще не потеряли хвост - это было залогом выживания, но в настоящее время “массовое сознание” набрасывает вуаль практически на все поступки и мысли человека.

Психологически ориентироваться на толпу весьма привлекательно, так как во-первых с человека снимается всякая ответственность за свои поступки, а во-вторых пьянящий эффект оказывает “чувство локтя” – массовой поддержки.

Стадный инстинкт - одно из проявлений защитного механизма. Так люди ограждают себя от внешних факторов, и меньше времени тратят на мышление. Но всегда есть опасность с большинством попасть впросак. Как на светофорах: один пошел на красный и все как бараны за ним.

Трудность в написании работы заключается в поиске информации. Хоть и много существует сайтов в интернете на эту тему, все же суть, которая содержится в них, одна и та же. Поэтому приходилось по крупицам собирать материал.

Сейчас 21 век, но все же у людей сохранился стадный инстинкт и мне очень интересно исследовать эту тему, т.к. можно проследить поведение людей, руководствующихся стадным инстинктом, в разных ситуациях.

Специфика моего исследования в том, что 

Объект моего исследования – стадный инстинкт, почему люди боятся быть «белой вороной».

Предметом исследования является стадный инстинкт и его роль в современном обществе

Цель работы - исследовать стадный инстинкт и проявление его в современной жизни.

Перед собой я ставлю следующие задачи:

  1. Определить основные понятия «инстинкта», «стадного инстинкта», «психологии толпы» и «белой вороны»
  2. Рассмотреть проявление стадного инстинкта в обществе
  3. Исследовать, почему люди боятся быть белой вороной
  4. Исследовать тему «Стадный инстинкт" с помощью старшеклассников школы № 9

Я считаю, что эта тема актуальна в современном мире.

Стадный инстинкт в современном обществе можно применить при чрезвычайных ситуациях  во время спасательных операций, при эвакуации из зданий или с терпящих бедствие судов. «Информированное меньшинство» людей, двигаясь уверенно и целенаправленно, способно провести за собой остальных.

Наверное, мало кто не обратил внимание на тот факт, как психология толпы используется ведущими политиками. Ведь зачастую используемые ими народные массы выражают не совсем свое мнение, находясь под своеобразным массовым гипнозом.

Ученые осознали невероятную силу воздействия на психику людей в толпе. Самый опасный аспект в психологии толпы – сильная восприимчивость к внушению. Толпа, принимая определенную идею, становится ее ярым защитником. Вот почему так опасны секты, в которых психология управления толпой является основной движущейся силой. Попадая в круг таких людей, очень тяжело не поддаться их влиянию, тем более что сектанты нацелены именно на такой результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Инстинкт

 

Чтобы рассматривать стадный инстинкт, для начала нужно понять, что вообще такое инстинкт.

Рассмотрим инстинкт с научной точки зрения. Корень слова латинский – instinctus, что означает побуждаемый или вынуждающий, при этом подразумевается, что такие импульсы естественны или врожденны. Существует четыре общих, различающихся между собой значения этого термина: 1. Неприобретенная реакция, характерная для членов данного биологического вида. 2 . Тенденция или предрасположенность реагировать определенным способом, который является характерным для определенного вида. Эта предрасположенность – предполагаемая основа наблюдаемого поведения.  3. Сложный, скоординированный набор действий, универсально, или почти универсально, проявляющийся у данного вида, возникающий при определенных стимульных условиях, определенных состояниях наличия влечения и определенных условиях развития. 4. Любая из ряда неприобретенных, наследственных тенденций, которые, как предполагается, выполняют функции мотивационных сил сложных человеческих моделей поведения. Это значение, конечно, выражается в классическом психоанализе.

Из всего многообразия определений наиболее приемлемым, с моей точки зрения, является такое, которое определяет инстинкт как совокупность врожденных сложных реакций (актов поведения) организма, возникающих, как правило, почти в неизменной форме в ответ на внешние или внутренние раздражения.

Механизм инстинкта, согласно И. П. Павлову,- безусловнорефлекторный, поэтому понятие инстинкт и безусловный рефлекс он считал идентичным. Обычно инстинктом называют только сложные безусловные рефлексы (пищевой, оборонительный, половой и др.), в отличие от простых безусловных рефлексов (мигание, чихание, кашель и т.п.). Любой инстинкт состоит из цепи реакций, в которой конец одного звена служит началом другого. Имеются попытки классифицировать инстинкты по их биологическому и физиологическому значению. По данным школы И. П. Павлова, можно выделить следующие главнейшие инстинкты: 1. пищевой, 2. оборонительный, 3. половой, 4. родительский, 5. групповые.

Инстинкты человека в значительной мере подчинены его сознательной деятельности, формирующейся в процессе воспитания. Однако воспитание, в свою очередь, помимо социально-исторических оснований, опирается на биологический фундамент в виде главнейших инстинктов, которые созревают в различные периоды эмбриональной и постэмбриональной жизни. Уже в утробном периоде отдельные структуры нервной системы зародыша созревают быстрее других, обеспечивая тем самым готовность новорожденного организма к выживанию в специфических для него условиях существования. В различное время после рождения организма начинают созревать и другие инстинкты, на основе которых развиваются важные функции организма (половое влечение, чувство материнства и др.).

Мы определили понятие инстинкта и его отличие от рефлексов, а теперь можно перейти к самому стадному инстинкту.

 

 

 

 

 

 

  1. Стадный инстинкт

 

Стадный инстинкт— распространённая тенденция принимать мнения и следовать за поведением большинства, чтобы чувствовать себя в безопасности и избегать конфликтов.

По сути, человеческое стадо отличается от стада животных только тем — какие качества определяют ранг особи в стаде. В отличие от животных, физическая сила играет у людей гораздо меньшую роль; гораздо важнее величина кошелька, принадлежность к тому или иному общественному классу и т.п.

Впрочем, если сделать поправку на различия в образе жизни людей и животных, то окажется, что даже внешние признаки ранга у людей и животных отличаются не так уж сильно. При рабовладельческом строе высоким рангом обладал тот, кому принадлежало много рабов — но и у животных ранг напрямую связан с количеством подчиненных низкоранговых особей. При феодальном строе ранг в человеческом стаде зависел от количества земельных угодий — но и у многих животных стадный ранг определяется размером контролируемой территории. При капитализме ранг человека зависит от количества денег у него, но большие деньги означают потенциальную возможность подчинить себе и людей, и территорию. Именно эта потенциальная способность и придает особи любого вида высокий стадный ранг, а ее практические проявления вроде контроля территории — лишь внешние проявления ранга.

Высокий ранг в человеческом стаде люди обычно называют харизмой. Реагирование на харизму, подчинение «харизматическому лидеру» — вот типичные проявления стадного инстинкта.

Проще всего можно наблюдать проявления стадного инстинкта, поездив в общественном транспорте и обратив внимание на поведение контролеров и безбилетников. Заплатит или нет «заяц» штраф — зависит от соотношения стадных рангов его и контролера. Если у контролера ранг выше — штраф будет уплачен, если ниже — контролер будет выглядеть совершенно беспомощным. Гораздо более действенный вариант сбора штрафов — одеть контролеров в военную форму: она подсознательно ассоциируется с силой, а значит — с высоким рангом.

Обращаясь к стадному инстинкту, можно легко манипулировать человеком, и это давно используют изготовители рекламы. Пей пиво «Клинское», жуй «Стиморол» — (твой стадный ранг повысится) и все девушки будут твоими. Ну а про лотереи и говорить нечего: лови миг удачи — и сразу взлетишь на самую вершину человеческого стада.

У разных людей инстинкт стадной иерархии выражен в разной степени. Люди, которые более склонны к стадности во всех ее проявлениях, больше подчиняются этому инстинкту. Они склонны подчиняться тем, кто сильнее или чем-то выше их по положению в обществе, и «наезжать» на тех, кто слабее или ниже рангом — даже если в этом нет особого смысла: просто действует стадный инстинкт. Это встречается даже в нашей школе: старшеклассник подходит к ученикам средней школы и начинает «качать права».

В значительной степени стадным инстинктом определяется поведение преступников. Разумные личности нередко удивляются: зачем некоторые люди совершают действия, зачастую не приносящие им заметной выгоды, зная, что почти наверняка их поймают и посадят? А причина проста: они, таким образом, выражают свой высокий ранг в человеческой стадной иерархии. Их цель — не материальная выгода, а минутное инстинктивное удовлетворение от сознания своего «превосходства» над другими людьми.

Важный момент: принадлежность к стаду и место в этом стаде — неотделимы друг от друга. Невозможно, будучи в стаде, не входить в стадную иерархию. И наоборот: особь с сильным инстинктом иерархии не может жить отдельно от стада.

В. Троттер объясняет, что отдельный человек чувствует себя незавершенным, если он один. Уже страх маленького ребенка есть проявление стадного инстинкта. Страх обращен к матери, позже к другим доверенным лицам, и есть выражение неосуществившегося желания, с которым ребенку ничего другого сделать не остается, кроме как обратить его в страх. Страх одинокого маленького ребенка при виде любого другого человека «из стада» не утихает, а наоборот, увеличивается. У ребенка долгое время незаметно никакого стадного инстинкта или массового чувства. Стадный инстинкт образуется там, где много детей, происходит ревность детей к родителям, и притом как реакция на первоначальную зависть, с которой старший ребенок встречает младшего. Старшему ребенку хочется ревниво вытеснить младшего, отдалить его от родителей и лишить всех прав. Но, так как этот ребенок, как и все последующие дети, в такой же степени любимы родителями, он вынужден отождествлять себя с этими детьми, и в этой толпе образуется массовое чувство или чувство общности, получающее затем дальнейшее развитие в школе. Первое требование этой образующейся реакции есть требование справедливости, равного со всеми обращения. Известно, как явно и неподкупно это требование проявляется в школе. Если уж самому не бывать любимчиком, то пусть, по крайней мере, ни единому таковым не быть! Из этого можно сделать вывод, что стадное чувство зарождается с появлением ребенка в коллективе.

В документальном фильме «Я и другие» (режиссер Всеволод Бродский, 2010) Леонид Михайлович Проценко (Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития МПГУ) ставит несколько опытов на детях из детского сада и студентах. Я приведу пример одного опыта, который мне понравился. Леонид Михайлович ставил на стол 2 пирамидки: черного и белого цвета перед детьми и договаривался с ними, что они будут говорить вновь пришедшим, что обе пирамидки белого цвета. Затем ведущий начал спрашивать по очереди: «Какого цвета пирамидки?» Присутствующие ранее дети утверждали, что обе белые. И вновь пришедшие дети подтверждали это, когда Леонид Михайлович просил их взять черную пирамидку, они ее брали. Ведущий спрашивал, почему они выбрали черную пирамидку, ведь ранее указывали на обе белые, дети отвечали, что перепутали. Вот еще одни пример стадного инстинкта. Такой же опыт был проведен на студентах и практически все говорили, что обе белые. Бывают такие случаи, когда хочется сказать, что обе пирамидки белые. Человек социален, он хочет быть таким как все, потому что он живет в обществе, но при этом он уникален, он отличается от других. Так что не стоит забывать, что бы ни случилось, что одна пирамидка белая, а другая черная.

Информация о работе Стадный инстинкт