Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 19:39, реферат
Цель работы - исследовать стадный инстинкт и проявление его в современной жизни.
Задачи:
1. Определить основные понятия «инстинкта», «стадного инстинкта», «психологии толпы» и «белой вороны»
2. Рассмотреть проявление стадного инстинкта в обществе
3. Исследовать, почему люди боятся быть белой вороной
4. Исследовать тему «Стадный инстинкт" с помощью старшеклассников школы № 9
Введение………………………………………………………………………………………2-3
1. Инстинкт…………………………………………………………………………………..…4
2. Стадный инстинкт……………………………………………………………………..….5-7
3. Психология толпы………………………………………………………………………8-12
4. Белая ворона…………………………………………………………………………....13-15
5. Результаты исследования…………………………………………………………...…16-17
Заключение…………………………………………………………………………………….18
Приложение……………………………………………………………………………………19
Физическая активность. Стремление немедленно превратить в действия внушенные идеи — характерный признак толпы.
Диффузность. Возбудители, которые действуют на повинующуюся им толпу, весьма разнообразны — этим объясняется ее чрезвычайная изменчивость. Над прочно установившимися верованиями толпы лежит поверхностный слой мнений, идей и мыслей, постоянно нарождающихся и исчезающих. Мнение толпы непостоянно.
Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают наиболее важное свойство толпы — ее легкую превращаемость из одного вида (или подвида) в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно. Знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях либо в целях сознательного предотвращения ее особо опасных действий.
В моральной сфере психологические особенности толпы чаще всего обнаруживаются в моральности и религиозности.
Моральность. Толпа может иногда демонстрировать очень высокую нравственность, очень возвышенные проявления: самоотверженность, преданность, бескорыстие, самопожертвование, чувство справедливости и др.
Религиозность. Все убеждения толпы имеют черты слепого подчинения, свирепой нетерпимости, потребности в самой неистовой пропаганде, что присуще религиозному чувству.
В среду участников толпы попадают добросовестно заблуждающиеся. Эти субъекты присоединяются к толпе из-за ошибочного восприятия обстановки, они движимы, например, ложно понятым принципом справедливости.
К толпе примыкают обыватели. Они не проявляют большой активности. Их привлекает волнующее зрелища, которое разнообразит их скучное, унылое существование.
В толпе находят себе место повышено внушаемые люди, которые поддаются общему заражающему настроению. Они без сопротивления отдаются во власть стихийных явлений.
Участниками толпы оказываются и просто любопытные, наблюдающие со стороны. Они не вмешиваются в ход событий, однако их присутствие увеличивает массовость и усиливает влияние стихии толпы на поведение ее участников.
4. «Белая ворона»
Окончив школу, неважно, основную или полную среднюю, многие ученики не знают где дальше учиться, поэтому они идут за теми, кто определился. Идут за своими друзьями, а раз вместе, значит, веселее. При этом, не обращая внимания на то, что у них совсем иные способности.
Мы боимся выделиться, боимся мнения окружающей нас толпы, а что скажут окружающие, мы боимся быть «белой вороной». А что представляет собой «белая ворона»? По определению «белая ворона» - это противоречивый символ необычности, инаковости, часто сопряжённой со страданием, непониманием и отчуждением со стороны окружающих, и в то же время некой избранности, чистоты, беззащитности. Яркий тому пример Лена Бессольцева – главная героиня фильма «Чучело» (режиссер Ролан Быков, 1983), которую не приняли в классе, хотя на самом же деле эта была открытая, честная девочка.
В настоящее время среди молодого поколения, появляются люди, стремящиеся выделиться из толпы окружающих, которые для этого прибегают к самым необычным способам. Не умея выражать свою индивидуальность через создание чего-то нового, креативного в творчестве или науке, они выделяются через необычное изменение своей внешности. Для этого молодые люди одеваются так, чтобы резко отличаться от всех остальных, в выражении их внешнего облика противостоит принятым общественным нормам и это вызывает, по меньшей мере, легкое замешательство со стороны старшего поколения. Подростки, т.е. люди моего возраста, стараются показаться другими, принимая разные субкультуры: гот, эмо, фрики, хиппи и др.
История о белой вороне, которая произошла в г. Кировград: в 9 классе в одной из школ Кировграда училась девочка-гот, т.е. «белая ворона». Она очень выделялась из окружающей ее толпы: носила одежду чёрного цвета, использовала металлические или серебряные украшения с символикой готической субкультуры и характерный макияж. Носила анх (древнеегипетский символ бессмертия), кресты, изображения летучих мышей и символов смерти. И эта толпа ее не восприняла: несколько человек ее избили до такой степени, что ее положили в больницу с сотрясением мозга. И таких случаев очень много.
«Белой вороной» может быть и ребенок, который хорошо учится, потому что не у всех детей есть способности к учебе. Но зачастую такой ребенок не показывает своих способностей, делает так, чтобы не выделиться из толпы.
А почему так происходит? Да потому что ты один, а против тебя масса людей, которая может морально тебя уничтожить. Тобой одолевает страх быть изгоем.
Школьный коллектив по отношению к «белой вороне» делится на 3 группы. У половины коллектива «белая ворона» не вызывает ни отрицательных, ни положительных эмоций - «терпимое» большинство, 15% — «очарованы» блеском экзотической птички, а остальные относятся к ней негативно – «гонители».
«Терпимое» большинство считает, что в плохом отношении к «белой вороне» виновата не только она сама, но и коллектив. Так что если ей плохо в этом коллективе, то его нужно поменять. И главное: «Будь собой – не дай себе засохнуть!».
«Очарованные» «белой вороной» восхищаются ими, по-хорошему завидуют им и всегда готовы с ними дружить. Пожелание: «Будь собой и дари людям радость!».
«Гонители» ни под каким предлогом не хотели бы оказаться на месте «белой вороны». А главным минусом считают отсутствие общения, одиночество и закомплексованность: «У нее нет друзей, нет любви и дружбы. Она отделена от мира — это ненормально. Нельзя же жить замкнуто!» Чтобы «белой вороне» вернуться в стаю, по мнению «гонителей», ей срочно надо овладеть чувством стадности. Именно эта группа школьного коллектива позволяет себе издеваться над «белой вороной».
Среди «белых ворон» можно выделить 3 группы.
Первая группа «белых ворон» больше похоже на «белых коршунов». Всегда первые, всегда на виду, в центре внимания и иногда — непонимания. Своими поступками они ставят общество в тупик и тем самым, как им кажется, превосходят его: «Все люди удивляются моим прогрессивным взглядам и хотят подражать мне». Такие подростки чувствуют себя сильными из-за своей непохожести: «Люди гораздо больше забиты, беспомощны и неинтересны, чем я». В классе они нередко лидеры, гордость коллектива, но чаще их считают просто зазнайками, хотя относятся с уважением и даже иногда побаиваются. Но способны ли они стать кому-то близкими друзьями — вот вопрос. «Таким-то людям будет легко пробиться в жизни, — думают одноклассники. — Не они зависят от других, а другие от них». Однако роль эта совсем не так легка, как кажется. Нередко они оказываются заложниками своего избранного положения: никогда нельзя терять авторитет в глазах других, приходится умалчивать о личных проблемах и всегда сохранять оптимизм. Ни за что и ни с кем нельзя делиться своими неудачами: имидж требует жертв. В школе учителя придираются: не любят всезнаек. Надо быть всегда начеку, чтобы отстоять свою индивидуальность. Но ведь этим «коршунам» только дай повод за свои права побороться, и они сделают это агрессивно, но с блеском. Отчаиваться они пока не собираются, так же как и что-либо менять в своем положении (они за него столько боролись).
Вторая группа «белых ворон» пока не спешит затесаться в ряды абсолютных лидеров. Но такие подростки всегда и на все имеют свое мнение и не боятся высказать его кому угодно. Они просто не хотят принимать «чужие правила игры» и никого силой около себя не удерживают. В классе к таким чаще относятся с интересом, а если негативно, то отнюдь не все: «У меня много друзей, а враги у человека есть всегда, просто «белым воронам» эти враги высказывают в лицо то, что думают». Самостоятельны, не терпят командования над собой или просто не нуждаются в общении с теми, кто им неинтересен. Причина обособленности таких «белых ворон» внутри них: собственная независимость, честность, порядочность, нежелание сливаться со «стаей». Это — яркие, умные и интересные личности! Стадное чувство их раздражает. Почему они стали такими? В большинстве случаев «белые вороны» говорили, что просто отличаются от других характером, без указания на какие-либо причины. Но, конечно, повлияло и воспитание, образ жизни семьи, например: «Частая смена школ, случайные командировки отца в другие города, страны: живя в Европе, имела возможность общаться с интересными людьми». Их девиз: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас». У них уже есть все: они сами, их индивидуальность, неповторимый внутренний мир, неординарное мышление и, как следствие, интересная жизнь.
Третья группа «белых ворон» считают себя забитыми. Вроде стараются «усредниться», но пока не получается. Застенчивые, стеснительные, не уверенные в себе и беззащитные «белые птенчики». Винят в таком положении они себя и только себя. Тут вполне могут развиться самые настоящие комплексы. Да и в жизни таким людям очень тяжело. Окружающие часто игнорируют их и относятся к ним с пренебрежением. «Белые вороны» не видят абсолютно никаких плюсов в своем положении. Правда, можно сосредоточиться на изучении чего-либо, например музыки или языка, и не тратить на «глупых людей» время и эмоции. «Держи свое мнение при себе», «надо менять себя полностью» — советы братьям по несчастью. Порой «белых ворон» охватывает отчаяние: «Вообще перестану с ними (классом) общаться». Им категорически не нравится их положение в классе. Они призывают окружающих к терпению. Наверное, «белым птенчикам» надо что-то для начала поменять в себе: может быть, сходить к психологу, а потом даже поменять школу, чтобы легче было создать новый имидж. «Полюби для начала самого себя!» И тогда, возможно, из «белого птенчика» вырастет настоящая сильная «белая птица».
В истории, которую я рассказала, девочку-гот можно отнести к первой группе «белых ворон»- она пыталась показать свою индивидуальность с помощью агрессии. А коллектив одноклассников, который ее избил, можно отнести к группе «гонителей».
В нашей стране до сих пор белые вороны не воспринимаются обществом, это может говорить о неразвитости государства. Если их и в будущем не будут воспринимать, то государство так и останется на такой стадии развития.
5. Результаты исследования
Я провела опрос на тему «Стадный инстинкт» среди старшеклассников, в количестве 25 человек. Были заданы следующие вопросы:
На первый вопрос из 25 человек ответили 22, остальные 3 написали, что не знают. Я думаю, что на самом деле они знают, просто боятся сказать свое мнение, боятся быть непонятыми, тем самым переводят это все в несерьезное отношение. Остальные ответы можно разделить на несколько групп:
Интересным для меня показались ответы: все живы - я жив, один спрыгнул с крыши и все за ним (явно преувеличенно). Кто-то утверждает, что стадный инстинкт – это самосохранение, самовоспроизведение. Один человек говорит «это то, что заложено природой» и это действительно так. Я согласна с ответом: стадный инстинкт - когда один делает то же самое, что толпа.
Все учащиеся думают, что у человека имеется стадный инстинкт, это доказывается ответом на 2 вопрос.
При ответе на третий вопрос 28% старшеклассников совершили бы преступление за компанию со своими друзьями. Так мало ответило «да» потому что они бы не пошли не такое преступление, в таких ситуациях большинство людей думают своей головой.
84% говорят, что у них срабатывал стадный инстинкт, у остальных 16% не срабатывал. Но как-то странно получается, что все 100% говорят, что у людей имеется стадный инстинкт, а у этих 16% он ни разу не проявлялся.
Теперь рассмотрим ответ на последний вопрос: большинство опрошенных перешли бы дорогу на красный свет светофора, следуя за толпой. Это еще раз доказывает, что у человека существует стадный инстинкт. Те люди, которые ответили, что не совершат преступление за компанию со своими друзьями, зато они перейдут дорогу на красный цвет.
Здесь же можно привести в пример другие исследования. Специалистами из Университета Лидса были проведены наблюдения в течение трех дней за пешеходами на оживленной улице. Выяснилось, что, человек, находясь в одиночестве, в два раза меньше подвергается опасности, которую таит в себе проезжая часть. В толпе же у людей срабатывает стадный инстинкт, повинуясь которому, они практически бессознательно следуют за тем, кто первым решается перейти улицу на красный сигнал светофора. В "пешеходном стаде" люди делают глупости на дороге в полтора - два с половиной раза чаще. Кроме того, мужчины примерно в полтора раза чаще повинуются общему движению, нежели женщины.
Заключение
В своей работе я постаралась раскрыть основные понятия: «инстинкт», «стадный инстинкт», «психология толпы», «белая ворона». Исследуя эту тему, я углубила свои знания о поведении человека в обществе.
Рассматривая понятие «Стадный инстинкт», сделала вывод, что человек в наше время высоких технологий подвержен стадному инстинкту. Например, мы находимся на концерте, и кто-то зааплодировал, все его поддерживают – вот стадный инстинкт.