Становление и основные этапы исторического развития социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 03:04, реферат

Описание работы

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы, но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими богатствами, а другим отказано во всем?

Файлы: 1 файл

Становление и основные этапы исторического развития социологии.docx

— 39.96 Кб (Скачать файл)

               

                        Становление и основные этапы исторического развития социологии. 

 

 

            С древнейших времен человека  интересовали не только загадки  и явления окружающей его природы,  но и проблемы, связанные с  его собственным существованием  среди других людей. Действительно,  почему люди стремятся жить  среди других людей, а не  в одиночку? Что заставляет их  проводить между собой границы,  разделяться на отдельные государства  и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться  многими богатствами, а другим  отказано во всем?          

 Поиск ответов на  эти и иные вопросы заставил  ученых и мыслителей древности  обратить свой взгляд на человека  и на общество, в котором он  существует. Истоки социологии можно  найти в рассуждениях ученых  и мудрецов – в мудрых советах  по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат  книги философов даосской школы  Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой. А индийские тексты «Махабхараты» определяют порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.           

 Античная мысль дала  новый толчок исследованиям социальной  сферы. Такие работы Платона,  как «Государство» или «Законы», а также «Политика» Аристотеля  положили начало изучению отдельных  общественных институтов, в частности  государства, семьи, права. Впервые  античные философы обратились  к проблеме места человека  в обществе. Авторы античных произведений  поставили учение о человеке  и обществе на теоретическую  основу.           

 Эпоху Возрождения  можно считать новым этапом  в развитии социальной мысли.  В этот период появляются направленные  на изучение различных сторон  общества новые изыскания, которые  можно отнести к области социологии. Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень – великие средневековые ученые, которые подняли проблемы человеческих отношений в обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл незначительную роль.            

 Позднее деятели эпохи  Просвещения в корне изменили  взгляд на общество и на  место в нем человека. Клод  Адриан Гельвецкий, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появление неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах. Создавая механическую, рациональную модель общества, они рассматривают отдельно человека как независимый субъект, поведение которого зависит в основном от его собственных волевых усилий.           

 В этот период итальянский  философ Д.Вико попытался создать основу новой науки об обществе. Но в основном все исследования в данной области характеризовались отрывочностью, не систематичностью. Достижения в области изучения общественных явлений были незначительными по сравнению с успехами в других областях научной деятельности. Отставание в изучении общественных явлений можно объяснить несколькими причинами.            

 Во-первых, долгое время  считалось, что каждый человек  обладает абсолютной свободой  в выборе линии поведения, профессии,  общества. Эта свобода ограничивалась  лишь Божественным проведением.  Таким образом, человек в любой  момент по собственной прихоти  может изменять поведение, общество, в котором он живет, законы  и обычаи, существующие в государстве,  устанавливать существующий порядок.            

 Во-вторых, французские  просветители Вольтер, Гольбах,  Дидро были убеждены в том,  что человек обладает не только  свободной волей, но и разумом,  способностью к обучению. Делался  вывод о том, что самое главное  – научить людей воспринимать  милосердие, культуру, справедливость  и добродетель, а также дать  им наилучшую модель устройства  общества и люди смогут устроить  свою жизнь в соответствии  с ней и установить наилучший  социальный порядок и благоденствие.            

 Такие наивные взгляды  на общество и человека господствовали  в научном мире до тех пор,  пока усложнение человеческих  отношений, создание сложных организаций,  развитие различных сфер человеческой  жизни не привели к необходимости  практического решения проблем  взаимоотношений между людьми  и социальными общностями, создания  действующих организаций, гашения  возникающих социальных конфликтов  и так далее. Жизнь потребовала  научной разработки этих насущных  проблем.            

Понимание необходимости изучения социальных общностей людей и процессов их развития и функционирования появилось сравнительно недавно. Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства, когда люди столкнулись с ограниченностью ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы. Стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействие между людьми и результаты таких взаимодействий.           

 Слово социология, обозначающее  область научного знания, было  введено в научный оборот французским  мыслителем О.Контом в 30-х годах прошлого столетия в его работе «Курс позитивной философии». О.Конт в своих работах проводил аналогию между социальными явлениями и явлениями, наблюдаемыми в физике, химии, медицине, что ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. «В его понимании социология была равнозначна обществознанию, включающему в себя все, что относится к обществу. Философия О.Конта получила название «позитивизм». Провозглашенная им «позитивная философия» сводилась к задаче простого суммирования общих выводов отдельных частных наук. Этот же принцип распространялся Контом и на социологию, роль которой он определял задачами наблюдения фактов и процессов общественной жизни, их описания и систематизации.»            

 Историческая  и научная роль О.Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки определенной науки, которую назвал социологией. Хотя он не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития.           

 Настоящее развитие  и признание социология получила  только тогда, когда были разработаны  и сформулированы основные научные  концепции и появилась возможность  создания теоретических основ  изучения социальных явлений.  Это классический период развития  социологии. Здесь можно отметить  трех выдающихся мыслителей, живущих  в период с середины XIX и до  начала XX века. Это немецкие ученые  Карл Маркс и Макс Вебер,  а также француз Эмиль Дюркгейм.            

 К.Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явления, необходимые для общественного развития и прогресса.           

 М.Вебер разработал общественную социологическую теорию. Одним из центральных пунктов теории явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе – социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества).           

 Э.Дюркгейм – основатель французской социологической школы. Он стремился прежде всего к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций. Э.Дюркгейм считал, что существование и закономерности общества не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал «коллективным сознанием». Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Таким образом, «Первым социологом, давшим узкую трактовку социологической науки, был Э.Дюркгейм. С его именем связан переход социологии от науки, тождественной обществознанию, к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, то есть самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук – политэкономии, философии, истории и других.»1           

 Учение об обществе  Э.Дюркгейма  легло в основу многих современных социологических теорий и современные ученые справедливо называют его классиком в области социологии.           

 Таким образом, название  науки «социология», столь удачно  примененное О.Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К.Маркса, М.Вебера и Э.Дюркгейма. В результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.

Предмет и специфика социологии как науки.           

 С термином «социология»  каждый из нас встречался неоднократно. Телевидение, радио, газеты сообщают  о результатах социологических  опросов населения по самым  разнообразным проблемам. Социологические  службы парламента, Президента, различных  исследовательских центров изучают  общественное мнение по важнейшим  социально-политическим и экономическим  вопросам: рейтингу наиболее влиятельных  лиц в государстве, проблемам  ценовой политики, удовлетворенностью уровнем жизни и так далее. В регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежащий на поверхности уровень социологических исследований, который создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества. Но только ли этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука?           

 Начнем с этимологии. Термин «социология» - производное  от двух слов: латинского слова  societas – общество и греческого logos – слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология – наука об обществе. Так ее и характеризует американский социолог Дж.Смелзер в своем учебнике «Социология». Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей и так далее. Для того, чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.           

 Сначала уточним общие  понятия объекта и предмета.           

 «Под объектом исследования  обычно понимают определенную  часть окружающего нас материального  или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего  знания о ней. Это могут быть  физические тела, взаимодействующие  друг с другом, живые организмы  или человек. Важно то, что все  эти объекты окружающей действительности  существовали до нашего знания  и не зависят от него.»           

 Таким образом, «объект  познания – это все то, на  что направлена деятельность  исследователя, что противостоит  ему в качестве объективной  реальности. Любое явление, процесс  или отношение объективной реальности  могут быть объектом исследования  самых различных наук (физики, химии,  биологии, психологии, экономики и  так далее).» Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (город, деревня, человек, культура, организация и так далее) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки.           

 Предмет исследования  существует только в голове  исследователя, то есть полностью  зависит от самого знания и  является его частью. Определяя  предмет исследования, мы чисто  абстрактно выделяем одну или  несколько сторон объекта и  пытаемся изучить их, учитывая  или не учитывая влияние других, не выделяемых нами сторон. По  такой логике каждому объекту  исследования может соответствовать  несколько предметов изучения. Например, каменное здание как объект, существующей  независимо от нас реальности  может заинтересовать экономиста  с точки зрения затрат на  строительство, строителя фундамента  – с точки зрения посадки  здания в грунт и прочности  основания, человека, проживающего  в здании – с точки зрения  удобства внутренних помещений  и так далее. Каждый может  заинтересоваться и другими сторонами  объекта, но только исходя из  факта их влияния на интересующий  его предмет. В самом объекте  не содержится никакого предмета  исследования. По словам Г. Щедровицкого, предмет исследования «может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом». Каждая наука отличается от другой предметом. Свой предмет имеют физика и химия, биология и психология, экономика и социология и так далее. Все эти науки изучают природу и общество, но каждая из них изучает свою особую сторону или сферу, объективной реальности, специфические только для данной науки законы и закономерности этой реальности. При этом одна и также сторона объективной реальности может быть объектом исследования многих наук. Так, физическая реальность – объект исследования множества общественных и технических наук, социальная – наук общественных и гуманитарных.

Информация о работе Становление и основные этапы исторического развития социологии