Становление и основные этапы исторического развития социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 03:04, реферат

Описание работы

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы, но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими богатствами, а другим отказано во всем?

Файлы: 1 файл

Становление и основные этапы исторического развития социологии.docx

— 39.96 Кб (Скачать файл)

Итак, в качестве объекта  той или иной науки всегда выступает  определенная сфера объективного или  субъективного мира, в то время  как предмет любой науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для  данной науки. Таким образом, объект той или иной науки – это  часть объективной или субъективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки  – это результат исследовательских  действий.

«Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а предметная ее область – те стороны, связи, отношения, составляющие объекта, которые подлежат изучению. Объект социологии – социальная реальность, и потому социология наука об обществе. Но этого недостаточно для определения  ее предмета. Это лишь указание на объект исследования, который совпадает  с объектом других общественных наук, будь то история, этнография, демография, право. Социология – наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме.»

Принять считать, что объектом социологического познания является вся  совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такое социальное? Социальное сточки зрения российского социолога  Г.В.Осипова, - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) – независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Предмет же социологии, поскольку  он является результатом исследовательских  действий, не может быть определен  столь же однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории  существования этой науки менялось. Представители различных школ и  направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Основоположник социологии французский мыслитель О. Конт считал, что социология – это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.

С точки зрения знаменитого  немецкого социолога М. Вебера, социология – это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение по М.Веберу, - это отношение человека, иначе говоря, внутренняя или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание т него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с определенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.

В марксизме предметом  социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных  элементов – личностей, социальных общностей, социальных институтов. Широкое  распространение в нашей отечественной  литературе имеет следующее определение  социологии. Социология – это наука  об обществе как социальной системе  в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные  элементы: личности, социальные общности, институты. В учебном пособии  «Социология» (М.,: Мысль, 1990) Г.В.Осипова, написанном с марксистских методологических позиций, социология определяется как наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов.

Выделение предмета исследования из такого крупного и сложного предмета изучения, как человеческое общество, стало основой для выделения  и самостоятельного развития ряда наук. Общество и человек изучаются  несколькими группами наук, имеющих  сходный предмет исследования. Так, предметом изучения экономических  наук служат процессы производства материальных благ, их обмена, распределения и  потребления; политических наук – крупные  общественные процессы, связанные с  управлением и функционированием  института государства, образованием правительства,  распределением власти между различными общественными группами; предметом изучения исторических наук являются процессы изменений, происходящих в различных временных промежутках, и проблемы, связанные с происхождением отдельных социальных групп или обществ; поведенческие науки (психология и социальная психология) выделяют в объекте и изучают различные виды и формы поведения личностей, влияние на поведение психики человека, его социального окружения. Какое же место среди таких наук занимает социология? Каков ее предмет?

Для лучшего понимания  существа предмета социологии важно  представить общество как структуру, то есть не как простое скопление  индивидов, случайно взаимодействующих  друг с другом, а «как целое, состоящее  из определенным образом расположенных  упорядоченных частей, взаимодействующих  между собой в строго указанных  границах.»  Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам. Наглядно иллюстрирует сущность системы связей между отдельными частями социальной структуры Г.Щедровицкий. Представим себе две дощечки, на которых в лунках расположены шарики, символизирующие части изучаемого нами целого. Если шарики расположены просто, без всякой связи, то есть наша система упорядочена организована, но ее части не взаимодействуют, то при изменении положения одного шарика, это никак не скажется на изменении положения остальных шариков. Но если положение шариков зафиксируем пружиной, то каждое изменение в положении одного из них неизбежно приведет к изменению позиций всех остальных шариков. Используя указанную механическую модель для анализа человеческого общества, можно прийти к выводу, что каждый индивид в нем занимает строго определенную позицию или имеет определенный социальный статус. Например, он может иметь статус директора, рабочего, президента, спортсмена и так далее В соответствии с этим каждый индивид состоит в социальных отношениях с другими индивидами (то есть находится в сложных системах взаимодействий и взаимозависимостях). Изменение этих отношений, а также положения индивида в обществе неизбежно влечет за собой изменение связей и положения других индивидов. Люди со сходными социальными статусами занимают в обществе близкие друг к другу места и образуют социальные общности (категории, группы, слои и так далее), в которых существуют наиболее прочные и устойчивые связи. Кроме того, в ходе совместной деятельности они бывают связаны с индивидами из других групп. Совокупность связей и взаиморасположения отдельных частей структуры в социальном пространстве определяют поведение людей, любой социальной единицы, входящей в социальную структуру. Позиции людей в социальном пространстве различаются в зависимости от обладания такими ресурсами, как средства, престиж, объем знаний и другими. Поэтому говорить о социальной структуре – значит говорить о социальном различии и неравенстве между людьми. Степень социальных различий и место каждого индивида в структуре определяются двумя основными параметрами: социальной дистанцией между статусами и числом индивидов, имеющих тот или иной статус.

Важным моментом в определении  предмета социологии является следующее: при изучении социальных структур нужно  помнить, что их составляют люди, активно  действующие индивиды, способные  в результате совместных действий изменять положения отдельных частей структуры  относительно друг друга, уровень ограничения  поведения и степень свободы  каждой части, а также характер взаимоотношений  отдельных структурных элементов. Для того чтобы социальные структуры  сохранялись в том же виде и  не распадались, людям приходится совершать  множеств совместных однонаправленных действий, подчиненных соответствующим  социальным законам. Эта динамическая сторона предмета социологии также  должна учитываться при проведении социологических исследований и  построении социологических теорий.

Социология и другие науки об обществе           

 Для того, чтобы разобраться  более конкретно в том, что  же изучает социология, необходимо  рассмотреть взаимоотношение смежных  с нею наук об обществе, социальном, общностях и индивидах. Здесь,  прежде всего, необходимо сопоставить  социологию и социальную философию.  Социология, как и многие другие  науки, вычленилась из философии.           

 В течение длительного  времени социологическое знание  накапливалось в недрах философии.  И даже после того, как социология  в лице О.Конта и Э.Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях. Социологию «отцов-основателей» О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера еще очень трудно отличить от социальной философии. Более того, можно с уверенностью сказать, что в целом ряде исследований ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология переплетается с социальной философией.           

 Социальная философия  представляет собой раздел философии,  посвященный осмыслению качественного  своеобразия общества в его  отличии от природы. Она анализирует  проблемы смысла и цели существования общества, его генезиса, судеб и перспектив, направленности, движущих сил и его развития.            

 У социальной философии  и социологии очень широкая  область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо  проявляется в предмете исследования. Предметной сферой социально-философских  размышлений является исследование  общественной жизни, прежде всего,  под углом зрения решения мировоззренческих  проблем, центральное место среди  которых занимают смысло-жизненные проблемы.           

 Еще в большей мере  различие между социальной философией  и социологией обнаруживается  в методе исследования социального.  Философия решает общественные  проблемы умозрительно, руководствуясь  определенными установками, которые  развиваются на основе цепи  логических размышлений. Социология  заявила о своей самостоятельности  по отношению к философии именно  потому, что она поставила перед  собой задачу решения общественных  проблем на основе научных  методов познания действительности. По мнению «отцов-основателей»  социологии, общественная жизнь  должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки. Самостоятельное  развитие социологии как раз  и связано с тем, что она  начала активно осваивать при  анализе социальных процессов  количественные методы с применением  сложных математических процедур, в том числе и теорию вероятности,  сбор и анализ эмпирических  данных, установление статистических  закономерностей, выработала определенные  процедуры эмпирического исследования. При этом социология опиралась  на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин,  изучающих общество и человека.            

 Но в таком случае  встает вопрос: как различить  социологию и другие эмпирические  науки об обществе и личности? Эта проблема особенно сложна  и в значительной мере является  нерешенной в отношении конкретных  социальных наук и отраслевых  социологий, например, экономической  теории и экономической социологии. Довольно остро, хотя, может быть, и не так заметно она стоит  при соотношении психологии и  социологии, имея в виду, что социальная  психология является разделом  социологии. Решение этого вопроса  предлагается по следующей схеме.  Психология в основном сосредоточена  на изучении индивидуального  «я», сфера социологии – это  проблемы межличностного взаимодействия  – «мы». В той мере, в какой  ученый исследует личность как  субъект и объект социальной  связи, взаимодействий и отношений,  рассматривает личностные ценностные  ориентации с социальных позиций  и так далее, он выступает  как социолог.           

 Решение вопроса о  специфике социологии непосредственно  связано с ответом на вопрос: когда же она появилась как  самостоятельная наука? С точки  зрения науковедения, становление любой науки, прежде всего, связано с внешней и внутренней институционализацией данной науки, то есть приобретением данной наукой всех атрибутов социального института.            

Информация о работе Становление и основные этапы исторического развития социологии