Становление социологии как самостоятельной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:06, контрольная работа

Описание работы

На возникновение и развитие любой социальной науки, предметом изучения которой выступает общественная жизнь, в первую очередь влияет наличие общественных потребностей в решении тех или иных задач, возникающих в социальной системе, а также теоретических предпосылок, обеспечивающих соответствующий уровень научного анализа.

Содержание работы

Введение.
1. Исторические предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки.
2. Огюст Конт и Герберт Спенсер – основоположники социологии.
3. Классическая социология XIX – XX веков.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Тема.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Тема: Становление  социологии как самостоятельной  науки

 

 

 

 

 

 

План.

 

 

 

 

 

Введение.

 

1.  Исторические предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки.

 

2. Огюст Конт  и Герберт Спенсер – основоположники  социологии.

 

3. Классическая  социология XIX – XX веков.

 

Заключение.

 

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                                                              Введение.

 

 
               На возникновение и развитие  любой социальной науки, предметом  изучения которой выступает общественная жизнь, в первую очередь влияет наличие общественных потребностей в решении тех или иных задач, возникающих в социальной системе, а также теоретических предпосылок, обеспечивающих соответствующий уровень научного анализа.

 
               Во многом становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в Европе в конце XVIII — начале XIX веков, когда социальные изменения приобрели глобальный характер. Это было время перехода от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Происходил процесс становления совершенно нового общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина, оно шло на смену общества нормативного порядка, феодально-абсолютистского устройства, для которого была характерна жесточайшая тоталитарная регламентация экономической, общественно-политической и духовной жизни людей. Существенное расширение границ прав и свобод человека, увеличение возможностей выбора пробудили интерес людей к знанию основ жизни социальной группы, социальной общности, социальных процессов и явлений с целью наиболее рационального и эффективного использования обретенных прав и свобод.

 
               В свою очередь, развитие свободной  конкуренции в экономике, политике, духовной сфере также поставило  в прямую зависимость результативность  деятельности предпринимателей и политиков от умения использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т.п. К середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе с острой необходимостью стали требовать новых подходов, формирования нового типа социальных знаний. Возникновение социологии было ответом на потребности формирующегося гражданского общества.

 
               Можно отметить следующие теоретические  и социально-экономические предпосылки  и условия возникновения социологии  как науки: возникновение и развитие частных общественных наук (политической науки, науки о праве, политической экономии), достижения в области естествознания, разочарование в рационалистических теориях XVIII века после Великой Французской революции, зарождение и развитие эмпирических социальных исследований, а также ряд социально-экономических предпосылок.

 

Для более полного  уяснения сущности социологии необходимы подробный анализ исторических и  социально-экономических предпосылок ее появления как особой самостоятельной области научного знания, выявление условий зарождения, закономерностей ее появления, периодизации и наиболее характерных особенностей развития в различные исторические эпохи, а также самобытных черт, которые эта наука приобретает в конкретно-исторических условиях отдельных стран. 
 
      1.  Исторические предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки.

 
         Первым в  истории трудом по "общей социологии" считают "Государство" Платона.  Великий мыслитель разработал  основы первой в мире теории социальной стратификации, согласно которой любое общество делилось на три класса: высший, состоявший из мудрецов, управлявших государством; средний, включавший воинов, охранявших его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне. Свой вариант теории стратификации предложил другой энциклопедический ум античности - Аристотель. У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него существовали еще два класса - богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат.  
        Социология как самостоятельная наука появилась сравнительно недавно – в первой половине XIX века в Западной Европе. Для того чтобы понять, почему появление социологии приходится именно на указанный период, необходимо вспомнить исторически значимые события того времени. Прежде всего, это смена общественно-экономической формации. Многовековые устои феодального общества рухнули, новые социальные нормы находились в процессе формирования – с началом развития капитализма они не могли не измениться. К первой половине XIX века по западноевропейским государствам уже «прокатилась» волна буржуазных революций, в результате чего монархические формы правления сменились на республиканские, либо на конституционные монархии. Власть монархических династий была свергнута, крупные феодалы лишились прежнего положения в обществе: власть перешла к новоявленным буржуа. В условиях феодализма существовала система вассальных отношений, при которой выделялось два сословия: феодалы и зависимые от них крестьяне. Феодал, он же крупный землевладелец, должен был заботиться о своей челяди, зависел от погодных условий, был заинтересован в большой (расширенной) семье, обязан был дорожить своим именем, соблюдать традиции, верить в Бога, уважать монарха, дорожить происхождением. Новоявленный буржуа, в отличие от феодала, не был обременен  условностями патриархального общества. Буржуа, житель преимущественно городской, вкладывает деньги в крупное машинное производство, а значит, обогащается более быстрыми темпами; от погодных условий при этом не зависит, заботами о челяди, традициями, большой семьей не обременен, ведь в условиях крупного города проще выжить одному или небольшой семьей, причем дети необязательно должны оставаться рядом с родителями. Так были разрушены и нравственные регуляторы общественной жизни: мораль, традиции, религиозные догмы оказались «веригами на ногах» новых «хозяев жизни» – буржуа. Все это не могло не вызывать раздражения у отживающего сословия – крупных феодалов. Поэтому преобразования местами происходили революционным, насильственным путем.  
         Однако новоявленные буржуа в большинстве своем это вчерашние феодалы. Со сменой строя не изменилось главное: система неравенства и эксплуатация человека человеком. Капитализм – самая быстротечно развивающаяся общественно-экономическая формация, у которой можно было проследить начало, этап бурного развития и закат, как описал К. Маркс. Менее чем за полвека «за спиной» буржуазии вырос новый класс, способный на революционную борьбу. Если в XVII– XVIII веках нарождающаяся буржуазия революционным путем лишила власти крупных феодалов, то к концу XIX века назревало революционное свержение власти самой буржуазии. Социальная напряженность, обострившаяся в период бурного развития капитализма, могла привести к смене общественно-экономической формации. Скапливая на крупных предприятиях большие массы людей, обобществляя производство, капитализм «сам готовил себе могилу». В девятнадцатом веке в странах Западной Европы классовый конфликт между буржуазией и угнетенным пролетариатом перерастает в классовую борьбу,что предвещает революционный исход событий.  
          В поисках выхода из сложившейся социально-политической, экономической ситуации философы и политики обращаются к  науке, которая к тому времени сделала значительные успехи в технической сфере, доказав свою способность оказывать влияние на социальные процессы. Технические изобретения – машины и механизмы (локомотив, пароход, телеграф, телефон, механические станки, позже – автомобиль, самолет, электричество и т. д.), новые виды оружия (стрелковое оружие), новые технологии в производстве в сотни раз увеличили скорость общения между людьми, сократили расстояния и увеличили угрозу жизни самого человеческого общества.  
         В период быстрых и радикальных перемен у людей появляется потребность в научном осмыслении происходящих событий, в теории, способной ответить на вопросы: что будет дальше, куда движется общество, какова роль и место отдельного человека в нем.  
         До появления социологии на обозначенные выше вопросы пыталась ответить религия, однако научные достижения нового времени подорвали веру людей в сверхъестественные силы. Законы в естествознании (теория Ч. Дарвина, клеточная теория строения живого вещества Шлейдена и Шванна) отвергли религиозные домыслы о происхождении человека и законах общественного развития. Географические открытия, сделанные к тому времени мореплавателями и путешественниками, позволили изучать закономерности формирования образа жизни и различия у людей, проживающих на разных территориях.  
         Буржуазное общество ощутило потребность в рациональном анализе основ бытия – конкретной науке, способной выявлять очаги социальной напряженности, анализировать социальные явления и процессы, просчитывать потенциальные возможности самого общества к поступательному развитию. Такой наукой, оперирующей не только теоретическими выкладками, но и конкретными цифрами, фактами, способной измерять и сравнивать, и стала социология – наука об обществе как о саморазвивающейся системе.  
         Появление социологии как самостоятельной науки в первой половине XIX века не было бы возможным, если бы не вышли на определенный уровень развития такие науки как демография, статистика, прикладная математика, послужившие основой для развития эмпирической социологии. Немного позже, в конце девятнадцатого века, начинает развиваться именно эмпирическая социология, что обусловлено попытками разрешения социальных проблем, нетипичными для предшествующего периода способами. Чтобы сгладить назревающую социальную напряженность владельцы крупных предприятий пошли на уступки рабочим: сократили продолжительность рабочего дня до 8 часов, ввели дифференцированную форму оплаты труда, создали профсоюзы, систему социальной защиты, допустили введение всеобщего избирательного права и функционирование массовых политических партий. В результате, между крупными буржуа и нищими рабочими формируется «средний слой» как сила, выступающая за стабильность и порядок. Это  часть общества, заинтересованная в ликвидации социальных проблем, «заказчик» социологических исследований, посредством которых можно было бы получить «лекарства» для «излечения» социума – прогнозы и практические рекомендации.  
         Таким образом, объективными предпосылками появления социологии как самостоятельной науки в первой половине XIX века можно назвать следующие:  
               ·        сложная социально-политическая ситуация в странах Западной Европы;  
               ·        развитие капиталистических отношений;  
               ·        географические открытия;  
               ·        законы, сформулированные  в естествознании;  
               ·        технические изобретения;  
               ·        высокий уровень развития прикладных научных дисциплин;  
               ·        повышенный интерес к проблемам взаимодействия человека и общества в литературе и искусстве.  
         Следует отметить, что социология как наука имеет буржуазное происхождение, что в нашей стране воспринималось как ярлык или «клеймо», фактически запретившее право на жизнь социологии как самостоятельной науке почти на полвека – после  социалистической  революции 1917 года до начала перестроечных процессов.

Понимание необходимости  изучения социальных общностей людей  и процессов их развития и функционирования появилось сравнительно недавно. Человечество пришло к укрощению и использованию силы пара, открытию электричества, осуществило фундаментальные открытия буквально во всех областях естественных наук, в то время как в изучении человека и его места в обществе, человеческих взаимоотношений наблюдалось бездействие и весьма значительное отставание.

Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу  производства, люди столкнулись с  ограниченностью этих ресурсов, в  результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы, или, другими словами, людей, занятых в производстве материальных благ. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.

Подводя итог, можно сказать, что название науки "социология" (буквально - наука об обществе), столь  удачно примененное Огюстом Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма. Именно в результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.

 

 

2. Огюст Конт и Герберт  Спенсер – основоположники социологии.

 

Французский социолог Конт Огюст и английский социолог Г. Спенсер  существенно обогатили предмет  науки своими трудами. Огюст Конт в свою очередь был выдающимся философом, социологом, основателем школы позитивизма, а также ввел в употребление сам термин “социология”. Основными трудами стали «Курс позитивной философии» в шести томах (1830—1842), а также «Система позитивной политики» в четырёх томах (1851—1854).

Герберт Спенсер, в свою очередь, был выдающимся британским социологом, философом и религиоведом, внес свой вклад практически во все области гуманитарного знания. Г. Спенсер – один из родоначальников позитивизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века.

Идея социологии как отдельной науки обязана своим возникновением целому ряду условий, сложившихся во Франции к первым десятилетиям XIX века. История свидетельствует, что социология в качестве отдельной специальной науки начала признаваться научным обществом в 40-х годах XIX века после опубликования О. Контом третьего тома его важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия поставить учение об обществе на научную основу и явилась тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию социологии. 
         В системе О. Конта обоснование осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теологической стадии, человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, апеллируя понятием сверхъестественного. На второй, метафизической стадии,  он отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. На третьей, позитивной, или научной стадии человек отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними. 
         Переход от одной стадии к другой в разных науках происходит последовательно, но не одновременно. И здесь действует один принцип – от простого к сложному, от высшего к низшему. Чем проще объект изучения, тем быстрее там устанавливается позитивное знание. Поэтому позитивное знание сначала распространяется в математике, физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология же – это вершина позитивного знания. Она опирается в своих исследованиях на «позитивный метод». Последний означает опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных – надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.  
         Другой важный вывод, приведший О. Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием им закона разделения и кооперации труда. Благодаря этим факторам появляются социальные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факторы ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующую личность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают корпорации и внутрикорпоративная эгоистическая мораль, которые при известном попустительстве способны разрушить основу общества – чувство солидарности и согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности и согласия и призвана, по мнению О. Конта, социология.   
         О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе социологии рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества. 
         Огюст Конт по праву может считаться основателем социологии, и не только потому, что он первым начал заниматься обществом и социальными процессами, но и потому, что своим проектом систематизации наук и включением в них социологии он заложил основы для придания ей академического статуса как отдельной науки. 
          Труды Конта оказали огромное влияние на многих выдающихся социологов. 
 
          Герберт Спенсер (1820—1903), английский философ и социолог, разделял мнение Конта о социальной статике и социальной динамике. Он придерживался мнения, что общество имеет ряд важных сходств с биологическим организмом, и описывал его как систему, как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. В последствии Спенсер заинтересовался и поддерживал идею «естественного отбора» применительно к общественной жизни: выживают те, кто больше всего приспособлен к превратностям жизни. Этот подход был определён как «социальный дарвинизм». 
        Социальный дарвинизм Спенсера свидетельствует о том, что наши представления о самих себе и Вселенной формируются под влиянием той социальной эпохи, в которую мы живем.

       Получив  высшее техническое образование,  он сначала работал инженером  на железной дороге, а затем в 1848-1853 гг.- помощником редактора в журнале “Экономист”. Все последующие годы он вел жизнь кабинетного ученого, последовательно реализуя составленную им для себя обширную писательскую программу. Несмотря на финансовые затруднения и длительные периоды неработоспособности из-за болезни, Г. Спенсер завершил издание своего главного труда - многотомной “Синтетической философии” - и внес свой вклад практически во все области гуманитарного знания. Жил Г. Спенсер в Лондоне, совершая время от времени поездки в Шотландию и в страны континентальной Европы. 

 В 1858 Спенсер составил  план сочинения, ставшего главным  трудом его жизни, «Системы  синтетической философии» (A System of Synthetic Philosophy), которое должно было включать 10 томов. Главные принципы «синтетической философии» Спенсера были сформулированы на самом первом этапе реализации его программы, в Основных началах. В других томах давалась интерпретация в свете этих идей различных частных наук.

Наибольшую научную  ценность представляют его исследования по социологии, в том числе два других его трактата: «Социальная статика» (Social Statics, 1851) и «Социологические исследования» (The Study of Sociology, 1872) и восемь томов, содержащие систематизированные социологические данные, «Описательная социология» (Descriptive Sociology, 1873—1881). Спенсер — основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, — это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства. Однако неумолимый ход эволюции делает адаптацию «не случайностью, но необходимостью». Следствием концепции о космической силе эволюции Спенсер считал социальную философию laissez-faire. Лежащий в основе этой философии принцип индивидуализма ясно изложен в «Принципах этики»: «Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека».

Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуации». В «Автобиографии» (Autobiography, 2 vol., 1904) предстаёт ультраиндивидуалист по характеру и происхождению, человек, отличающийся необычайной самодисциплиной и трудолюбием, однако почти лишенный чувства юмора и романтических устремлений. Умер Спенсер в Брайтоне 8 декабря 1903. Спенсер выступал против революций и резко отрицательно относился к социалистическим идеям. Считал, что человеческое общество, как и органический мир, развивается постепенно, эволюционно. Был открытым противником образования для малоимущих слоёв населения, считал демократизацию образования вредной.

Информация о работе Становление социологии как самостоятельной науки