Становление социологии как самостоятельной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:06, контрольная работа

Описание работы

На возникновение и развитие любой социальной науки, предметом изучения которой выступает общественная жизнь, в первую очередь влияет наличие общественных потребностей в решении тех или иных задач, возникающих в социальной системе, а также теоретических предпосылок, обеспечивающих соответствующий уровень научного анализа.

Содержание работы

Введение.
1. Исторические предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки.
2. Огюст Конт и Герберт Спенсер – основоположники социологии.
3. Классическая социология XIX – XX веков.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Тема.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы. По его мнению, эволюционируют в единстве все элементы Вселенной - неорганические, органические и надорганические (социальные). Спенсер обосновывает постулат, согласно которому изменения происходят в обществе по мере того, как его члены приспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной. В качестве доказательств и обоснованности своего постулата ученый приводит многочисленные примеры зависимости характера человеческой деятельности от географии местности, климатических условий, численности народонаселения и т.д.

По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюцией социальной. Отсюда следует, что качество жизни членов общества. характер экономических и политических институтов зависит в конечном счете от "усредненного уровня" развития народа. Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть социальную эволюцию с помощью, например, регулирования спроса и предложения, или радикальных реформ в политической сфере без учета свойств членов, составляющих общество, с точки зрения ученого, должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями: "Если вы однажды вмешаетесь в естественный порядок природы, - писал он, - то никто не может предсказать конечных результатов. И если это замечание справедливо в царстве природы, то оно еще более справедливо по отношению к социальному организму, состоящему из человеческих существ, соединенных в единое целое".

Спенсер полагал, что  человеческая цивилизация в целом  развивается по восходящей линии. Но отдельно взятые общества (также как  и подвиды в органической природе) могут не только прогрессировать, но и деградировать: "Человечество может пойти прямо, только исчерпав все возможные пути". При определении этапа исторического развития конкретного общества Спенсер использует два критерия - уровень эволюционной сложности и масштабность структурно-функциональных систем, по которым он относит общество к определенной системе сложности - простое, сложное, двойной сложности, тройной сложности и т.д.

Исследуя происхождение  всех живых тел, а таковым Г. Спенсер  считал и общество, он поставил перед  собой задачу осуществить как  можно больше эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы. Это позволило бы ему утверждать с большей уверенностью, что эволюция совершалась и совершается во всех областях природы, в том числе в науке и искусстве, в религии и философии. Эволюционная гипотеза, считал Спенсер, находит поддержку как в многочисленных аналогиях, так и в непосредственных данных. Рассматривая эволюцию как переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающей рассеяние движения и интеграцию материй, он в работе “Основные начала” различал три ее вида: неорганическую, органическую и надорганическую. Особое внимание Г. Спенсером было уделено анализу надорганической эволюции в другом труде “Основания социологии”.

Чем менее развитыми являются физические, эмоциональные и интеллектуальные способности человека, тем сильнее его зависимость от внешних условий существования, важнейшей частью которых может быть соответствующее групповое образование. В борьбе за выживание человек и группа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенных функций. Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами, определяются групповые организации и структуры, соответствующие институты контроля за поведением членов групп. Такие образования первобытных людей современным людям могут показаться очень странными и нередко ненужными. Но для нецивилизованных людей, полагал Спенсер, они необходимы, так как выполняют определенную социальную роль, позволяют племени осуществлять соответствующую функцию, направленную на поддержание его нормальной жизнедеятельности.

Не располагая необходимыми непосредственными данными о  функционировании общества как сложной  социальной системы (эмпирическая социология появилась лишь в начале XX столетия), Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в “форме зародышей” и из небольших “масс” путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы. Первобытные общественные группы, подобно группам простейших организмов, никогда не достигают значительной величины путем “простого возрастания”. Повторение процессов образования обширных обществ путем соединения более мелких приводит к соединению вторичных образований в третичные. Таким образом. Спенсер осуществлял типологию обществ по стадиям развития. Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность.

 

           

3. Классическая  социология XIX – XX веков.

 

              Несмотря на разнообразие теорий, концепций и подходов различных школ XIX века, они все были едины в одном — объектом и предметом социологии является общество, вся общественная жизнь. Начало XX века внесло существенные поправки в эти представления. Все больше слышалось, что социология претендует на роль метанауки, которая стремится вобрать данные всех других наук об обществе и на этой основе делать глобальные выводы.

          Э. Дюркгейм (1858—1917) был первым, кто  опроверг эти слухи. Он полагал,  что социология, имея объектом  своего изучения общество, не должна претендовать на «всезнайство» об этом обществе, предметом ее интереса должны быть только социальные факты, которые и образуют социальную реальность. Исхода из этого он трактовал реальность (законы, обычаи, правила поведения, религиозные верования, денежную систему и т.д.) как объективную, ибо они не зависят от человека. Так же, согласно   Дюркгейму, исторический переход от одной общественной формы к другой обусловлен природой и функциями социальной солидарности. Проблему социальной солидарности Дюркгейм исследовал в работе «О разделении общественного труда» (1893), основной целью которой было доказать, что социальная солидарность обеспечивается разделением общественного труда. Его теория сводится к следующему: в ранних обществах социальная солидарность основывается на сходстве составляющих их индивидов, одинаковости исполняемых ими общественных функций, на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании». Солидарность по          Дюркгейму бывает механического и органического типов.   Социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов.

         Первое правило состоит в том,  чтобы «рассматривать социальные  факты как вещи». Второе правило  состоит в том, чтобы «отмежеваться  от всех врожденных идей». Третье правило состоит в признании примата целого над составляющими ее частями, то есть источник социальных фактов находится в обществе, - общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами.

         Социальный факт специфичен. Он порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе оттого, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому, что у него другое основание, другой субстрат – коллективное сознание. Для того чтобы возник социальный факт необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия, и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат.

          Признание объективной реальности  социальных фактов является центральным  пунктом социологического метода, по   Дюркгейму. Ещё одна работа Дюркгейма – «самоубийство». Он проводит исследование статистического материала, характеризующего динамику самоубийств в различных европейских странах. Выделяет 3 основных типа самоубийств, обусловленные различной силой влияния социальных норм на индивида:

1.  Эгоистический тип – индивид остаётся наедине с самим собой и

утрачивает смысл жизни.                                                         

2.Альтруистический тип – полное поглощение обществом индивида.    3.Аномический тип – ослабление или отсутствие норм в обществе.

Социология, по мнению Г. Зиммеля и М. Вебера, это пограничная  наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее: приверженность к  точным фактам, метод понимания и отнесения к ценностям. Г. Зиммель и М. Вебер отвергли в качестве предмета социологического знания такие понятия, как «общество», «народ», «человечество», «коллективное». Они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид. Г. Зиммель (1858—1918) предложил свою концепцию того, как отделить социологию от других наук об обществе, и определил ее задачей изучение закономерностей, недоступных другим социальным наукам. Именно Зиммеля считают основоположником так называемой формальной социологии.

         Целью социологии являются логические  связи и структуры, выделение  форм социальной жизни из их  содержательных отношений и исследование  этих форм самих по себе. Предметом  этой науки являются формы  обобществления, которые можно определить как структуры, возникающие на основе взаимовлияния индивидов и групп. Главным инструментом познания служит фиксирующие в социальном явлении самые устойчивые, универсальные черты. Г. Зиммель считал, что над миром конкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей. Этот мир ценностей существует по своим собственным законам, отличным от законов материального мира. Социология должна стремиться изолировать желания, переживания и мотивы как психологические аспекты от их объективного содержания, вычленить сферу ценностную как область идеального и на основе этого построить в виде взаимоотношения чистых форм некую геометрию социального мира.

        Таким образом, в учении Г.  Зиммеля чистая форма – это  отношения между индивидами, рассматриваемые  отдельно от тех объектов, которые выступают объектами их желаний, стремлений и других психологических актов.

         Труды Макса Вебера (1864 - 1920) также  оказали большое влияние на  развитие социологии. Социология, по  Веберу, как и психология, изучает  поведение индивида или группы индивидов. В отличие от психологии, она интересуется человеческим поведением в том случае, если личность вкладывает в свои действия определенный смысл. Следовательно, ключевым аспектом социологии является изучение намерений, убеждений и мнений, лежащих в основании человеческого поведения. Главная цель социологии – сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был создан. В то же время Вебер признавал огромную роль ценностей, считая их мощной силой, влияющей на социальные процессы. Именно с этих позиций он использовал такие понятия, как «понимание», «идеальный тип», феномен «бюрократии», «религия», что легло в основу его «понимающей социологии». «Идеальные типы» выступают главным инструментом познания, где «идеальный тип» - это «картина однородного мышления, существующая в воображении ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее «типичных социальных фактов». Идеальные типы – это предельные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности.

           По Веберу, все социальные факты  объясняются социальными типами. Он предложил типологию социальных  действий, посвятил немало работ проблемам государства, власти, типам господства (традиционное, легальное, харизматическое) и рациональности. Он оперирует такими идеальными типами, как «капитализм», «бюрократизм», «религия» и т. д. М. Вебер можно считать одним из создателей политической социологии.

          Уподобляя социологию точным  наукам, таким, как физика, химия  и астрономия, В. Парето (1848—1923) предлагал  пользоваться только эмпирически  обоснованными измерениями, строго  соблюдая логические правила  при переходе от наблюдений к обобщениям. Он отвергал этические и ценностные элементы в исследовании, которые ведут к фальсификации, искажению фактов. По сути дела, он сформулировал основные требования эмпирической социологии, которая получила распространение в XX веке, начав в 20-е годы свое бурное развитие.

          Значительные заслуги Парето в разработке проблем политической элиты были продолжены и развиты Г. Моска (1858—1941). Таким образом, серьезным вкладом представителей классической социологии начала XX века было то, что они доказали несостоятельность претензий на изучение всего общества и пытались обосновать, что в основе их науки должна лежать деятельность социальных групп и общностей (Э. Дюркгейм), личность во всем многообразии ее социальных действий (М. Вебер) и что критерием социологии как науки должны стать эмпирические особым образом классифицированные и объясненные факты (В. Парето).

         Конечно, этими именами не ограничивается  весь тот круг мыслителей, которые  относятся к этому периоду  в развитии социологии. Среди них следует назвать К. Маннгейма (1893— 1947), Л. фон Визе (1876 - 1969) и других.                Названные ученые, их школы и ученики окончательно конституировали социологию как науку, выделив ее место и назначение в системе других социальных наук, и заложили основы для дальнейшего развития и дифференциации социологической науки, т.е. современной социологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение. 

 

 
           Социология  в целом и каждая ее отдельная  отрасль являются результатом творческой деятельности многих поколений ученых и мыслителей разных стран и народов, и в этом смысле она интернациональна по своему характеру, по своим целям и своим задачам. 
 
           Социология одна из наук, без которой не может функционировать и развиваться современное общество. Роль социологического знания, опирающегося на конкретные факты и исследования и являющегося основой целостного социального знания, возрастает по мере роста значимости социальной сферы общества, становления идеологии и практики социального государства, социально ориентированной экономики и социальной политики.  
 
           Из множества идей и концепций, выдвинутых выдающимися мыслителями различных эпох, постепенно формировалась эта наука как ответ на объективные потребности социального развития. 
 
           Социология — не застывшая наука. На каждом новом этапе социальных преобразований она черпает из реальности новые социальные факты, научно обобщает их и дает возможность представить перспективу общественного развития. 
 
            Это говорит о том, что развитие социологической мысли не будет стоять на месте. Социология будет существовать столько же, сколько будет существовать сам человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

1.Волков Ю.Г. «Социология: история  и современность», учебное пособие, Москва, издательство Феникс ,1999 г. – 670 с.

 
2 Новикова С.С. «Социология: история,  основы, институционализация в России»,  учебник, Москва, издательство НПО  Модек, 2000 г. – 464 с.

 

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И.  «Социология: краткий курс», Москва Инфра,

2001 г. – 624 с.

 
4. История социологии: http://cityref.ru/prosmotr/13211-740.htm

Информация о работе Становление социологии как самостоятельной науки