Становление волонтерской деятельности в молодежной среде России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

К сожалению, сегодня в России, добровольческий труд, помощь людям не является нормой повседневной жизни, но, тем не менее, мы можем говорить, что сегодня волонтерство набирает силу и у нас. Все чаще СМИ говорят о волонтерстве, все больше открывается благотворительных фондов и организуется волонтерских движений, все больше людей, и в частности представителей молодежи, приходят в эти движения и фонды. В России, например, есть такие общественные благотворительные фонды как: фонд "Содействие", фонд "Подари жизнь", "Кто, если не я?", "Милосердие", "Русская береза", "Надежда", "Созвездие", фонд "Поделись теплом", фонд "Путевка в жизнь". Как мы знаем, молодежь активно привлекалась к сдаче крови для больных детей, для помощи детям-сиротам.

Содержание работы

Введение

Раздел I. Теоретические подходы к исследованию добровольческого труда

§ 1.1 Методологические подходы к изучению добровольческого труда

§1.2 Генезис становления добровольческого труда в России и за рубежом: благотворительность-волонтерство

Раздел II. Место добровольческого труда в рамках формирования гражданского общества в России

§ 2.1 Содержание и характеристика добровольческого труда на современном этапе развития общества

§2.2 Особенности развития волонтерских движений в России

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

 

Аргентина 

2 693, 2 

1913 

8

 

Австралия 

4 484, 8 

1832 

13

 

Австрия 

1 380, 4 

550 

8

 

Бельгия 

4 197, 7 

809 

10

 

Бразилия 

754, 1 

6483 

6

 

Колумбия 

229,1 

1149 

5

 

Чешская Республика 

196,4 

381 

5

 

Египет 

22,1 

233 

1

 

Финляндия 

2657,5 

326 

8

 

Франция 

41929,6 

6536 

14

 

Германия 

48433,0 

7071 

10

 

Венгрия 

49,7 

277 

3

 

Индия 

1355.9 

16490 

4

 

Ирландия 

715,6 

293 

11

 

Израиль 

894,7 

235 

6

 

Италия 

8290,7 

2048 

4

 

Япония 

23354,8 

485 

0.5

 

Кения 

52,0 

955 

6

 

Мексика 

219,6 

30 

0,1

 

Марокко 

98,4 

699 

*

 

Нидерланды 

16991,6 

1962 

16

 

Норвегия 

4255,8 

1847 

52

 

Пакистан 

68,1 

133 

0,2

 

Перу 

38,2 

729 

5

 

Филиппины 

775,9 

2833 

6

 

Польша 

150,8 

3614 

12

 

Румыния 

155,0 

325 

2

 

Словакия 

7,3 

149 

4

 

Южная Африка 

960,5 

2659 

9

 

Южная Корея 

2433,2 

1204 

3

 

Испания 

7055,1 

1681 

5

 

Швеция 

10206,1 

2009 

28

 

Танзания 

289,5 

2092 

11

 

Уганда 

30,5 

2606 

23

 

Великобритания 

21976,2 

14357 

30

 

США 

109012,6 

44564 

22

 

ИТОГО 

316415,6 

131557 

 

 

Развивающиеся страны (в среднем)  

 

6%

 

Развитые страны (в среднем)  

 

15%

 

Все страны (в среднем)  

 

10%

 

 

 

Как видно из таблицы 1, в странах с переходной экономикой, в том числе в России, уровень добровольчества значительно ниже, что свидетельствует о недостаточном развитии, как третьего, так и второго сектора, а также о качестве деятельности первого сектора.

 

Важные показатели деятельности третьего сектора достаточно полно представлены в статье А.А. Шлихтера "Некоммерческие организации и добровольческий труд в США"[22]. По этим данным в деятельность неприбыльных организаций в той или иной степени вовлечено свыше 100 млн. американцев, относящихся к различным социально-профессиональным и половозрастным категориям, в том числе свыше 8 мjih. оплачиваемых работников. Число некоммерческих организаций всех типов в США - более 2 млн. в 2000 г. (из них около 22 тыс. - общенациональные). В указанный сектор входят 70% больниц общего профиля, более 40% учреждений детского дошкольного воспитания, 50% колледжей и университетов, 60% агентств социального обслуживания, тысячи гражданских ассоциаций на федеральном и местном уровнях.65% музеев, 95% библиотек и информационных центров. В данном секторе осуществляется 67% фундаментальных научных исследований. К нему также относятся тысячи крохотных столовых для бездомных, религиозные общины, да и просто добровольцы, оказывающие бесплатно, или по низким расценкам юридические, воспитательные, консультативные, социальные и иные услуги; потребительские организации, миллионы активисток - защитников окружающей среды. Этот сектор развивается даже более активно, чем коммерческий сектор США.

 

Волкова С.И. пишет, что "Согласно данным канцелярии премьер-министра Японии на 1993 г., чуть более 30% населения страны занималось волонтерской деятельностью, а около 60% хотели бы ею заняться, если бы представилась возможность. В том же году отдел молодежной политики Агентства управления и координации приводил следующие данные: 30% молодых людей Японии в возрасте от 13 до 25 лет имели опыт волонтерской деятельности, а подавляющее большинство (более 70%) считали, что такая деятельность обретет более весомое значение в будущем. Для удобства и повышения эффективности волонтерской деятельности в стране создана система центров волонтеров, в которую входят общенациональные, префектуральные и муниципальные центры. По данным японского Национального центра распространения добровольческой деятельности более 10 миллионов японцев в той или иной форме приобщены к движению добровольчества"[23]. Данные по Японии разноречивы, тем не менее, и в Японии волонтерство - тоже привычное для граждан дело.

 

Что касается России, точной и официальной  статистики добровольчества, как это принято во многих развитых странах, у нас нет. Разные авторы приводят различные и, очевидно, приблизительные цифры.

 

К. Петренко, эксперт по проблемам  гражданского общества, пишет о России: "С общественными организациями  сотрудничают волонтеры. Именно волонтеры являются основной рабочей силой НКО (некоммерческих организаций). Чаше всего на добровольной основе в некоммерческих организациях работают пенсионеры, студенты и школьники, которые привлекаются к участию в различных акциях. Руководители НКО приводили примеры, когда люди, первоначально являвшиеся объектами опеки со стороны НКО (дети-сироты, инвалиды, социально неблагополучные индивидуумы), впоследствии сами включались в благотворительную деятельность и принимали участие в работе общественных организаций"[24].

 

По данным неправительственных  источников[25] в России в добровольческой  деятельности участвуют около 1,5 - 2% работоспособного населения (для сравнения: в экономически развитых странах - от 10 до 50%). В то же время опросы ВЦИОМ (1999, 2003 гг.) выявляют, что более 40% российских граждан желали бы участвовать в общественно полезной деятельности на добровольных началах. Расчеты показывают, что создание условий, позволяющих вовлечь 10% российского населения в добровольческую деятельность, позволило бы ежегодно инвестировать в социальную сферу ресурсы, эквивалентные сумме до 3 млрд. долларов США[26].

 

Как видим, масштабы и динамика добровольчества  в мире и в России позволяют  рассматривать добровольческий  труд как актуальный объект исследования трудовой деятельности молодежи и способствуют поиску неизученных ранее закономерностей развития этого феномена.

§1.2 Генезис  становления добровольческого труда  в России и за рубежом: благотворительность-волонтерство

 

 

Свои истоки волонтерство берет из глубокой древности. В основах волонтерства лежат религиозные ценности - "возлюби ближнего своего", что сыграло решающую роль в формировании массового бескорыстного труда религиозных общин. Позднее привитая институтом религии система нравственных ценностей и социально значимого поведения людей определила духовную нравственность безвозмездной помощи и для массового светского субъекта труда, который формируется в период становления гражданского общества. В основе безвозмездного, альтруистического труда лежит исторический феномен внутривидовой взаимопомощи первобытных людей, формирования социальных норм солидарности для выживания родственных групп, сообществ. [27]

 

Как мы видим, предпосылок для становления  волонтерской деятельности, с точки  зрения теории, было очень много.

 

История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и  общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и жить. Однако только в ХХ веке, на европейском континенте добровольчество стало приобретать черты всеобщего социального феномена.

 

После первой Мировой войны, в 1920 во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные 1-й Мировой Войной фермы в районе мест наиболее ожесточенных боев между немецкими и французскими войсками. С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба. В добровольчестве определились разнообразные формы, виды, продолжительность деятельности.

 

В 60-е годы возникли десятки волонтёрских программ с миссией подружить Восточную и западную Европу. Экологические проекты получили широкое распространение с 80-х годов. В 2000 году было осуществлено более 2000 проектов в 84 странах мира.

 

"Труд добровольцев в 90-е  годы XX века стал для США и  европейских стран весомым экономическим ресурсом, что подтверждают статистические данные. В 1998 году этим видом деятельности была охвачена почти половина граждан, а с учетом подростков старше 14 лет - 79%. В этой работе участвуют все слои населения независимо от уровня образования, профессии и доходов. Волонтерство рассматривается как форма гражданского участия в общественно полезных делах, способ коллективного взаимодействия и эффективный механизм решения актуальных социально-педагогических проблем. Восемь человек из десяти говорят, что они стали волонтерами из чувства глубокого сострадания к нуждающимся людям. Более трех четвертых от всех опрошенных были заинтересованы в конкретной задаче, поставленной в добровольческом проекте. Около 70% добровольцев участвуют в волонтерских программах с целью получить новый взгляд на жизнь, людей, работу. Во Франции 19% взрослого населения хотя бы раз в жизни участвовали в волонтерских акциях. Из них 60% регулярно участвуют в добровольческой работе, отдавая ей более 20 часов в месяц.46% опрашиваемых сказали, что они стали волонтерами, потому что они чувствуют в себе большое желание помогать другим. Каждый третий немец, - что составляет 34% населения Германии - является волонтером, посвящая работе в добровольческих ассоциациях, проектах и группах взаимопомощи более 15 часов в месяц. Многие считают волонтерство уникальной возможностью для получения жизненного знания и опыта. Опыт волонтерства в прошлом имеют 26% японцев. Из них 48% уверены, что добровольческий труд очень полезен для личностного роста и общества в целом. Около 33% населения Ирландии является волонтерами. Общее количество времени, отданное на волонтерскую работу, равняется 96,454 рабочим часам в год.72% населения считает, что волонтеры делают то, что никогда не может быть сделано руками оплачиваемых сотрудников. "[28]

 

Во Всемирной Декларации Добровольчества, принятой в январе 2001 года, международным  советом директоров IAVE на 16 Всемирной  конференции добровольцев в Амстердаме (2001 год объявлен Годом Добровольцев), отмечается, что добровольчество - фундамент гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости. В Декларации подчеркивается, что добровольчество - способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста, через осознание человеческого потенциала.

 

В России идея волонтёрства уходит в  далекие времена, в глубь российской истории, когда россияне, воспитанные  на моральных и этических традициях православия, оказывали безвозмездную помощь нуждающимся согражданам. Нотки волонтерства можно отметить и в системе воспитания славян в России. В отличие от зарубежного воспитания, славяне воспитывались в нравственном стиле, что положило начало сегодняшнему волонтерству, но сегодня наша страна отстает от уровня развития волонтерства за рубежом, хотя истоки наши уходят намного глубже в историю. "Побратство и посестринство" воспитывалось в детях для морального развития и эта система воспитания помогала сохранять нравственное отношение, ведь это и есть смысл волонтерства - все наши братья и сестры, и должны мы им помогать от чистого сердца, безвозмездно, как помогли бы своему брату или сестре. Сирот в древности воспитывали бездомные старики и старухи, была народная забота о несчастных. С принятием христианства институтом социального воспитания становится церковь, которая также "навязывает" добровольческий труд, в качестве воспитания моральной чистоты, была заложена модель поведения человека.

 

Затем нотки волонтерства, добровольчества  отмечались и в "русской правде": забота о сиротстве, о сиротских  домах, "Поучения Владимира Мономаха": ставится очень остро вопрос о  воспитания ребенка в нравственном свете, "Домостой". Начальная русская  летопись гласила: "повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение".

 

Для неспособных к передвижению еду развозили на повозках. Отличительной  чертой благотворительности в допетровской Руси было то, что она состояла главным образом в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Благотворительность, не рассчитанная на общественное признание, воспринималась как выражение христианской любви к ближнему. Такая форма благотворительности, связанная с личной инициативой князей была характерна для России вплоть до середины XVI века, когда c чередой непрекращающихся малых и больших войн число нуждающихся постоянно росло и, в конце концов, благотворительность перестала быть личным делом правителей, а превратилась в заботу государства. После Стоглавого собора 1551 года в России начался переход к системе общественного призрения с дифференцированным подходом к разным группам населения, нуждающегося в помощи. Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконение благотворительности в рамках государственной политики. В те времена расходование средств государственной казны, являвшейся одновременно и царской казной, находилось практически полностью в ведении правителя, и при отсутствии какой-либо социальной политики любые траты на помощь малоимущим слоям населения вполне могли считаться благотворительностью. Царь и сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам. При Петре I происходит перестройка всех областей жизни общества. Это повлияло и на систему воспитания детей и на социальное развития общества в стране.

 

Появляется государственная политика защиты детей и сирот. В 1712 году был  обнародован указ "Об учреждении во всех губерниях госпиталей", в  котором предписывалось "учинить госпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелых; также прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены". Основным источником финансирования всех этих учреждений при Петре были частные пожертвования: царь для примера сам жертвовал на эти цели до трети своего жалования. Монахинь в монастырях обучали ремеслам. Доходы от продаж отчислялись на благотворительность. На эти же цели шли штрафы, которым подвергались раскольники.

 

XIX век стал переломным в развитии благотворительности: именно в пореформенной России были изданы многочисленные законы и установлены неписаные правила, благодаря которым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию. Одним из первых, в 1802 году под эгидой императорской семьи, возникает "Императорское Человеколюбивое общество", преследовавшее цели содержания учебно-воспитательных заведений, больниц, приютов, а также помощи бедным, инвалидам, погорельцам и переселенцам. К концу XIX века социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней: общественным призрением занимались городские благотворительные общества, деревенские, земства. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты.

 

К концу XIX века благотворительность  в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации, включая финансовую, для всех слоев общества. С конца XIX века в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей.

 

К началу XX века общественная и частная  благотворительность становится в  России явлением повсеместным, не на словах, а на деле доказывая широту Великой  Русской Души. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки - вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие. 1902 год стал по истине знаковым для Российской благотворительности: Савва Морозов жертвует 300 тысяч рублей на постройку нового здания Московского художественного театра (так тогда назывался МХАТ), а его двоюродный брат Викула - 400 тысяч рублей на строительство детской больницы, которая с тех пор носит название "Морозовская". Именно в этом году было сделано уникальное, самое крупное в мире пожертвование. Речь идет о 20-ти миллионном наследстве купца Г.Г. Солодовникова. Согласно воле жертвователя, большая часть этой огромной по тем временам суммы была потрачена на устройство в Тверской, Архангельской, Вологодской и Вятской губерниях земских женских училищ, мужских и женских профессиональных школ, а также создание родильного приюта на 50 человек. Оставшиеся деньги пошли на постройку в Москве домов с дешевыми квартирами для малоимущих.

Информация о работе Становление волонтерской деятельности в молодежной среде России