Становление волонтерской деятельности в молодежной среде России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

К сожалению, сегодня в России, добровольческий труд, помощь людям не является нормой повседневной жизни, но, тем не менее, мы можем говорить, что сегодня волонтерство набирает силу и у нас. Все чаще СМИ говорят о волонтерстве, все больше открывается благотворительных фондов и организуется волонтерских движений, все больше людей, и в частности представителей молодежи, приходят в эти движения и фонды. В России, например, есть такие общественные благотворительные фонды как: фонд "Содействие", фонд "Подари жизнь", "Кто, если не я?", "Милосердие", "Русская береза", "Надежда", "Созвездие", фонд "Поделись теплом", фонд "Путевка в жизнь". Как мы знаем, молодежь активно привлекалась к сдаче крови для больных детей, для помощи детям-сиротам.

Содержание работы

Введение

Раздел I. Теоретические подходы к исследованию добровольческого труда

§ 1.1 Методологические подходы к изучению добровольческого труда

§1.2 Генезис становления добровольческого труда в России и за рубежом: благотворительность-волонтерство

Раздел II. Место добровольческого труда в рамках формирования гражданского общества в России

§ 2.1 Содержание и характеристика добровольческого труда на современном этапе развития общества

§2.2 Особенности развития волонтерских движений в России

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

 

Также по всему миру распространен проект - МВЛ (международные волонтерские лагеря) - это краткосрочные социальные проекты, которые проводятся практически во всех странах Европы, Африки, Азии, Северной и Южной Америки. Общественные организации принимают 10 - 20 волонтеров, обычно не больше 2-х представителей из одной страны, и ставят перед иностранной группой задачи для реализации. Работа в лагерях связана, главным образом, с различной социальной деятельностью: экологией и защитой окружающей среды, культурой и искусством, локальной помощью местному сообществу - например, в реконструкции исторических памятников, ремонте детских центров. Кроме того, это образовательные молодежные программы, организация конференций и семинаров, лингвистические школы. Волонтеры не только работают 4-6 часов в день, но и отдыхают, знакомятся со страной и местными достопримечательностями, изучают культурные и социальные особенности региона. Принимающие организации так же устраивают различные тренинг - программы для участников лагерей по межкультурным коммуникациям, личностному развитию и командной работе. Рабочий язык любого лагеря - английский, поэтому в какую бы точку планеты не отправился доброволец, везде он может практиковать свои лингвистические навыки. Общение является сильным стимулом для участия в подобных лагерях. Пожалуй, больше нигде молодым людям не предоставляется такой возможности общаться, жить и работать в свободной многонациональной среде. Принимающая организация оплачивает проживание и питание участников, а также все расходы по обучающей и культурной программам лагеря. Волонтер должен за свой счет добраться до места проведения лагеря, то есть оплатить проезд и оформление визовых документов. Этот принцип является большим плюсом, так как дает возможность многим добровольцам относительно недорого участвовать в международных проектах.

§2.2 Особенности развития волонтерских движений в России

 

 

Практика показывает, что заниматься добрыми делами в России невыгодно. В отличие от западных стран, где  суммы пожертвований не облагаются налогом, в России платить надо за все. Не только компания-благотворитель платит налог со своей помощи, но и благотворительные организации, бесплатно распространяющие купленное на спонсорские деньги добро, отдают государству налог на добавленную стоимость (НДС). Ну и, наконец, 13% подоходного налога платит получатель помощи. В некоммерческих организациях он называется "налог на тарелку супа". Этот обязательный платеж стараются избегать любым способом, вплоть до утаивания помощи от налоговых органов. В благотворительных фондах не скрывают, что поправки в налоговое законодательство облегчили бы жизнь многим людям, живущим за чертой бедности. В свое время министр труда Александр Починок говорил, что налоговые льготы вряд ли существенно повлияют на развитие благотворительности в России. Отчасти он был прав: не только отсутствие налоговых льгот сдерживает благородные порывы состоятельных россиян. Больше всего в отношениях с деньгами людей привлекает определенность. Для того чтобы человек перечислил свой кровный полтинник на счет какого-нибудь фонда, нужно, чтобы он был уверен, что фонд этот - не липа. Добропорядочные НКО присылают своим "вкладчикам" отчеты о том, на что были потрачены их деньги. Их финансовые схемы прозрачны. На Западе такие отчеты публикуются в прессе. Но до широкого распространения таких хороших манер нам еще далеко. Таким образом, на сегодняшний день существует следующие барьеры, мешающие полноценному развитию волонтерства у нас.

 

Правовые. Отсутствие соответствующих  норм, процедур, механизмов защиты (судебной, административной, социальной и другой), решения конфликтных ситуаций (между объектом и субъектом деятельности, общественными организациями и властью), режима благоприятствования процессам создания волонтерства и другим формам проявления жизни локальной общности (налоги, аренда помещений, статус и т.д.).

 

Государственные. Отсутствие государственных  программ (на федеральном и региональном уровне), стимулирующих благотворительность, а главное - отсутствие потребности  у власти в таких программах.

 

Социально-психологические. Иждивенческая психология, разрушенность нормальных общественных и государственных институтов.

 

Технологические. Нет школ и традиций волонтерства, Существует и проблема подготовки, обучения волонтеров элементарным способам действия. [32]

 

Проблемой является то, что в России всё ещё нет, по крайней мере, как  официальных участников социально-экономических  отношений, общественных единиц, подобных западным "коммьюнити", сообществам. В рамках нового порядка жизни  это явление только формируется, а традиционные формы добровольчества национальных или религиозных общин всё ещё остаются в поле неформальной стихийности или начального этапа официального возрождения. Между тем, чтобы системно организовывать волонтёрство в современных условиях, нужна социальная инфраструктура. Сводить вместе добровольца и нужду в нём отчасти помогают западные проекты и помощники, но среди них немало тех, кто организованно забирает энергию добровольцев в политическое русло.

 

Хорошо, конечно, что мы пока не видим  столкновений молодогвардейцев и юных "правозащитников" вокруг одного и того же нуждающегося в инвалидной коляске. Уровень жизни большинства российского населения, а также характер стоящих перед страной проблем должен, чем дальше, тем больше способствовать возрождению сохранившегося в традиционных обществах понимания добровольного служения как фактора взаимопомощи, обеспечивающего решение проблем своих и соседа. Соединяясь постепенно с отношением к добровольному социальному служению как гражданскому долгу, плате за своё благополучие (как это осознаётся среди добропорядочной части обывателей на Западе) и будет формироваться новое сильное российское общество.

 

Заключение

 

 

Россия сегодня ориентируется  на новые экономические и социальные стандарты жизни общества, что требует огромных ресурсов и трудовых усилий. Существующая в России государственная социальная политика не учитывает, что потребность граждан - это не только получать услуги и помощь от государства, но и отдавать своё время, силы, талант и энергию на общественное благо. Старые подходы не позволяют задействовать огромный личностный потенциал российского общества, его внутренние ресурсы. Необходимы нестандартные решения и новые подходы. Государственная поддержка развития добровольчества, добровольных гражданских инициатив является ответом на запросы времени. [33]

 

К большому сожалению, все мы знаем, что вокруг нас тысячи людей, нуждающихся  в помощи. Самое простое в такой  ситуации просто закрыть глаза и  не обращать на эту проблему внимания, или сослаться на то, что государство должно заниматься такими людьми. Но государство составляют его граждане, то есть мы с вами. И если мы равнодушны к беде ближнего, если милосердие - это не наше дело, если чужая боль нас не касается, если мы всё время будем ждать, что всё сделают другие, то не заметим, что другие - это и есть мы, что они такие же.

 

Общество, в котором люди спокойно проходят мимо чужой беды и боли, обречено. Волонтерская деятельность - один из показателей для развитого  гражданского общества. Может быть наша страна не по всем параметрам соответствует этому статусу, но делать добро - сидит в нас с истоков образования Руси. Люди на интуитивном уровне хотят делать добро и помогать людям, для некоторых - это как потребность в пище, в общении, в воздухе. Что же касается молодежи, то в них изначально заложен "фактор помощи" его нужно, как и талант развивать и подкреплять общественным одобрением, пропагандой, массовостью.

 

Сегодня волонтерство - это некая  модная тенденция. Нельзя сказать, что  это плохо, ведь неважно каковы мотивы помощи, главное то, что помощь эта поступает и она, возможно, спасет несколько жизней. Общество может помогать, но оно не готово к этому по ряду причин, причины эти решить в руках у государства, путем воздействия на социальные институты, такие как: институт семьи, институт образования, институт СМИ: необходимо устанавливать контакты с другими странами с целью получить определенный опыт в становлении этой деятельности, принимать участие в мировых волонтерских движениях, открывать школы и лагеря волонтеров и т.д. Большую роль здесь могла бы сыграть государственная молодежная политика, объединив молодежь готовую придти на помощь всем, кто нуждается в ней.

 

Список литературы

 

 

Вебер М. Избранное. Образ будущего. Пер. с нем. - М.: Прогресс. 1994

 

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1991 с.44-272.

 

Верховин В.И. Экономическая социология. М.: Изд-во "Академический проект", 2006.

 

Гегель. Энциклопедия философских  наук. Т.3, М.: Мысль, 1977.

 

Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М.: НОРМА, 2006.

 

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная  социология. Т.12. Экономика и социология труда. М., Инфра-М. 2007.

 

Дюркгейм Э. О разделении общественного  труда. Метод Социологии., М., 1997.

 

Климент Александрийский. "Строматы". Книга1. // Отцы и учителя Церкви III в. Антологи Н.Н. Сухарева. Предпосылки превращения труда в первую жизненную потребность. Минск. 1984, с.15

 

Итоги социетальной трансформации / Под  ред. Т.И Заславской. - М.: МВШСЭН, 2003.

 

Гражданское общество в России: перспективы ХХ1 века. СПб, 2000.

 

Кудринская Л.А. "Добровольческий  труд: опыт теоретической реконструкции" - М.: Изд-во МГУ, 2006.

 

Лапина В.Г. Альтруизм // Социологическая  энциклопедия. Под ред.В.Н. Иванова.М. "Мысль". 2003, с.23

 

В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т.40, с.315

 

Макиавелли Н. Сочинения. СПб, 1998.

 

Маркович Д. Социология труда: Пер. с сербскохорв. // Общ. ред.Н.И. Дряхлова и Б.В. Князева. - М.: Прогресс, 1988, с.9, 46.

 

Митрошенков О.А. Либерализм // Социологическая  энциклопедия: в 2 т. /Национальный общественно-научный фонд/ Рук-ль науч. проекта Г.Ю. Семигин; Главный редактор В.Н. Иванов. - М.: Мысль, 2003. с.559-560. я. (Сост.И. Алфеев.) Т.1.М., 1996. С.241.

 

Парсонс Т. Система современных  обществ. М., 1977.

 

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (Книга I-III), М., 1993.

 

Социологическая энциклопедия. Т.1. / национальный общественно-научный фонд/ Рук. научного проекта Г.Ю. Семигин. - М., Мысль, 2003г.

 

Тощенко Ж.Т. Социология труда.М., Юнити-Дана, 2008

 

Фейербах Л. Избр. филос. произв. М.: Госполитиздат, 1955.

 

Хайек Ф. Общество свободных/Пер. с  англ.А. Кустарева, ред.Ю. Колпера, 1990., с.85-86

 

Чангли И.И. Труд. Социальные аспекты  теории и методологии исследования. М.: Наука. 1973.

 

Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.42

 

Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. Материалы  научной конференции. М., 2001.

 

Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе // Вопросы философии. 1990, №9, с.74

 

Лестер.М. Саламон. Организационная  революция // Курьер ЮНЕСКО, июнь, 2001.

 

Молевич Е.Ф. Труд как объект и предмет  исследований общей социологии // Социологические  исследования, №7, 2001, с.8,39

 

Шлихтер А.А. Некоммерческие организации и добровольческий труд в США. Труд за рубежом, № 4, 2000, с.39-54

 

www.chelt.ru

 

Бондренкова Г.П. "Добровольчество  в России: состояние проблемы, перспективы", www.sbornet.ru

 

www.spbgid.ru

 

www.pomogi.org

 

www.isovet.ru

 

#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Кудринская Л. А.. "Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции" Издательство Московского Университета 2006г., с. 32

 

[2] Словарь Ожегова. Издательство "Оникс" 2008

 

[3] Социологическая энциклопедия.Т. 1. / национальный общественно-научный фонд/ Рук. научного проекта Г.Ю. Семигин. - М., Мысль, 2003г.

 

[4] Кудринская Л. А.. "Добровольческий  труд: опыт теоретической реконструкции". Издательство Московского Университета 2006г., с. 79

 

[5] Словарь "Кругосвет", диск. 2004г. 

 

[6] Кудринская Л.А. "Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции". Издательство Московского Университета 2006г. с. 114

 

[7] Молевич Е.Ф. Труд как объект  и предмет исследований общей  социологии//Социологические исследования, №7, 2001, с. 8,39

 

[8] Маркович Д. Социология труда: Пер. с сербскохорв. // Общ. ред. Н.И. Дряхлова и Б.В. Князева. - М.: Прогресс, 1988, с. 9, 46.

 

[9] В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 40, с. 315

 

[10] Лапина В.Г. Альтруизм// Социологическая  энциклопедия. Под ред. В.Н. Иванова.  М. "Мысль". 2003, с. 23

 

[11] Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. - М.: ПрО1ресс. 1990

 

[12] Там же, с. 142-150.

 

[13] Климент Александрийский. "Строматы". Книга 1. //Отцы и учителя Церкви 111 в. Антология. (Сост.И. Алфеев.) Т. 1. М.,1996.С. 241.

 

[14] Н.Н. Сухарева. Предпосылки превращения труда в первую жизненную потребность. Минск. 1984, с. 15

 

[15] Митрошенков О.А. Либерализм// Социологическая энциклопедия: в  2 т. /Национальный общественно-научный  фонд/ Рук-ль науч. проекта Г.Ю.  Семигин; Главный редактор В.Н. Иванов. - М.: Мысль,2003. с. 559-560.

 

[16]Хайек Ф. Общество свободных/Пер.  с англ.А. Кустарева, ред.Ю. Колпера, 1990., с. 85-86

 

[17] Там же, с. 87.

 

[18] Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. Материалы научной конференции. М.,2001., Куда пришла Россия? №6, 2002. Итоги социетальной трансформации /Под ред.Т. И Заславской. - М.: МВШСЭН, 2003.

 

[19] Global Civil Sociefy. Dimensions of the Nonprofil Sector. The Hopkins Center for Civil Society Studies. Baltimore, MD. 1999.

 

[20] www.ihu.edu/ enp/country

 

[21] Там же

 

[22] Шлихтер А.А. Некоммерческие  организации и добровольческий  труд в США. Труд за рубежом,  № 4,2000, с. 39-54.

 

[23] Волкова СИ. Концепция и практика  волонтерской деятельности в  Японии/www.IVR.org. UK

 

[24] К. Петренко. НКО и гражданское  общество/Поговорим о гражданском  обществе. Институт Фонда "Общественное  мнение", 2001. www, fom.ru

 

[25] www.worldvolunteerweb.org; www.TakingitgIobal.ru; www.sozidanie.ru

 

[26] Там же

 

[27] Л.А. Кудринская "Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции" Часть 2 Теоретическая реконструкция становления феномена добровольческого труда. Издательство Московкого Университета 2006г. с. 78

 

[28] www.otherreferats. .ru/sport/00009552_2.html

 

[29] http: //blagodarite.ru/post_1199524236.html

 

[30] "Пособие для тренеров волонтеров  для работы по профилактике  ВИЧ-инфекции среди молодежи" Проект "Здоровая Россия 2020", 2005г. 

 

[31] Журнал “Psychology" 2006

 

[32] http: //www.prison.org/lib/howhelp/doc001. htm

 

[33] Бондренкова Г.П. "Добровольчество в России: состояние проблемы, перспективы", www.sbornet.ru

Информация о работе Становление волонтерской деятельности в молодежной среде России