Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 13:26, реферат
Описание работы
Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Отсутствии единства в понимании того, что есть личность – характерная черта современной социологии. Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале.
Содержание работы
Введение 1.Что такое личность 2. Личность как объект социологического анализа 3. Теории социализации. 3.1 Теории Ч.Кули и Дж. Мида 3.2 Теория Ж.Пиаже 3.3 Теория З.Фрейда 3.4 Теория Э.Эриксона 4. Статусно-ролевая концепция личности 5. Процесс социализации личности Заключение Список литературы
Человеческое «я», открывающееся
через реакции других людей, известно
как «зеркальное я». Другие люди – это
те зеркала, в которых формируется образ
«я» человека. «Я» включает: 1) представление
о том, «каким я кажусь другому человеку»,
2) представление о том, «как этот другой
оценивает мой образ», 3) вытекающее из
этого специфическое «чувство» гордости
или унижения.
Дополняющей и развивающей
теорию «зеркального» я стала концепция
«обобщённого другого», разработанная
Дж. Мидом. «Обобщённый другой» означает
анонимных людей, народ, общество как абстрактное
лицо – сеть институтов (семья, религия,
образование), государство. Формирование
в сознании «обобщённого другого» – решающая
фаза социализации.
По мнению Мида, сознательное
«я» вырастает в социальном процессе.
Маленький ребёнок обнаруживает своё
я как существо, обладающее определёнными
намерениями только во взаимодействии
с другими. Если ребёнок обращается только
с одним человеком, его развитие как индивидуальности
будет сравнительно прямолинейным и одномерным.
Ребёнку требуется несколько взрослых,
которые по-разному реагируют на мир. К
тому же необходимо, чтобы значимые для
ребёнка другие сами контактировали с
«обобщённым другим».
Усматривая особенность человеческого
сознания в способности использовать
символы и жесты, Мид полагал, что человек
может быть объектом для самого себя, будучи
и субъектом. Психическую систему этого
процесса Мид называет «я» и «меня». Как
субъект «я» может оставаться самим собой,
как объект, приняв отношение другого
к самому себе. Посредниками этого процесса
являются «значимые другие», т.е. мать,
отец и другие близкие.
Главная роль в процессе социализации,
по мнению Мида, принадлежит детским играм,
в процессе которых развиваются разум
и способности ребёнка, усваиваются роли
сразу нескольких лиц. На первой стадии
развития (1-3 года) ребёнок просто примеряет
на себя всевозможные роли. На второй стадии
вместе с другими начинает осуществлять
упорядоченное взаимодействие между различными
лицами (игра в «дочки-матери»). Критерием
формирования зрелого «я» служит способность
принять на себя роль «обобщённого другого»
– с наступлением третьей стадии (от 4
лет и далее). Мид подчёркивал значение
отношений со сверстниками для формирования
самостоятельной и ответственной личности.
3.2 Теория Ж.Пиаже
Французский психолог Ж. Пиаже,
сохраняя идею различных стадий в развитии
личности, делает акцент на развитии познавательных
структур индивида и их последующей перестройке
в зависимости от опыта и социального
взаимодействия. Эти стадии сменяют одна
другую в определенной последовательности:
сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет),
операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных
операций (с 7 до 11), стадия формальных операций
(с 12 до 15).
3.3 Теория З.Фрейда
Одним из первых выделил механизм
социализации ребёнка основатель психоанализа
З.Фрейд. По Фрейду, личность состоит из
трёх основных компонентов: «оно», «я»,
«сверх-я». «Оно» - примитивный компонент,
иррациональный и бессознательный, носитель
инстинктов, подчиняющийся принципу удовольствия.
Инстанция «я» осуществляет контроль
личности, учитывая особенности внешнего
мира. «Сверх-я» – носитель моральных
норм, выполняющий оценочные функции.
Фрейд понимал социализацию как процесс
«развёртывания» врождённых свойств человека,
в результате которого происходит становление
этих трёх составляющих элементов личности.
В этом процессе Фрейд выделяет 5 стадий,
связанных с определёнными участками
тела: оральная, анальная, фаллическая,
латентная, генитальная.
Первая стадия развития человека
соответствует оральной фазе и охватывает
первый год жизни. В этот период развивается
параметр социального взаимодействия,
положительным полюсом которого служит
доверие, а отрицательным – недоверие.
Если младенец не получает должного ухода,
любви, то вырабатываемое у него недоверие
к миру он переносит в другие стадии своего
развития. Вопрос в том, какое начало одержит
верх, возникает заново на каждой последующей
стадии развития.
По Фрейду, вторая стадия, совпадая
с анальной фазой, охватывает второй и
третий годы жизни. На этой фазе устанавливается
соотношение между самостоятельностью,
с одной стороны, и стыдливостью и неуверенностью
– с другой. Ребёнок, вынесший из этой
стадии гораздо больше самостоятельности,
чем стыда (если родители предоставляют
ему делать то, на что он способен), окажется
хорошо подготовлен к развитию самостоятельности
в дальнейшем. Третья стадия обычно приходится
на возраст от 4 до 5 лет. Возраст от 6 до
11 лет – четвёртая стадия, соответствующая
латентной фазе. Пятая фаза – это возраст
от 12 до 18 лет.
3.4 Теория Э. Эриксона
Из практики психоанализа возникла
теория развития личности Э. Эриксона.
По мнению Эриксона, основы человеческого
«я» коренятся в социальной организации
общества. Каждой стадии развития личности
отвечают свои, присущие данному обществу
ожидания, которые индивид может оправдать
или не оправдать, и тогда он либо включается
в общество, либо отвергается им.
Эти идеи Эриксона легли в основу
2-х важных понятий его концепции – «групповой
идентичности» и «эго-идентичности». Благодаря
тому, что с первого дня жизни воспитание
ребёнка ориентировано на включение его
в социальную группу, формируется групповая
идентичность. Параллельно с групповой
формируется эго-идентичность, которая
создаёт у субъекта чувство устойчивости
и непрерывного своего «я», несмотря на
изменения, которые происходят с человеком
в процессе его роста и развития.
Эриксон выдвинул 3 важных и
новых положения. 1) он предположил, что
наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального
развития, в ходе которого меняется направленность
влечения от аутоэротизма к внешнему объекту,
существуют и психологические стадии
развития «я», в ходе которого индивид
устанавливает основные ориентиры по
отношению к себе и своей социальной среде.
Во-вторых, Эриксон утверждал,
что становление личности растягивается
на весь жизненный цикл, а не заканчивается
в подростковом возрасте. И в-третьих,
каждой стадии присущи свои собственные
параметры развития, которые могут быть
положительными и отрицательными.
Социальный параметр третьей
стадии Фрейда (фаллическая), по мнению
Эриксона, развивается между предприимчивостью
на одном полюсе и чувством вины на другом.
От того, как на этой стадии реагируют
родители на игры и забавы ребёнка, во
многом зависит, какое из этих качеств
перевесит в его характере.
Четвёртая стадия , соответствующая
латентной фазе в психоанализе. Здесь
Эриксон расширяет рамки психоанализа
и указывает, что развитие ребёнка в этот
период зависит не только от родителей,
но и от отношения других взрослых. В этот
период у ребёнка появляется дедукция,
способность к организованным играм, регламентированным
занятиям, а социальный параметр этой
стадии характеризуется умелостью, с одной
стороны, и чувством неполноценности –
с другой.
При переходе в пятую стадию
(12-18 лет) параметр связи с окружающим колеблется
между положительным полюсом идентификации
«я» и отрицательным полюсом путаницы
ролей. Т.е. подросток, который приобрёл
способность к обобщениям, должен объединить
всё, что он знает о себе как о сыне, школьнике,
друге, спортсмене и т.д. Все эти роли он
должен собрать в единое целое, осмыслить,
связать с прошлым и проецировать в будущее.
Если молодой человек успешно справится
с такой психосоциальной идентификацией,
то у него появится ощущение того, кто
он есть и куда идёт. В отличии от предыдущих
стадий влияние родителей теперь оказывается
гораздо более косвенным.
Шестой стадией жизненного
цикла является начало зрелости. Специфический
для этой стадии параметр заключён между
положительным полюсом близости (брак,
дружба) и отрицательным – одиночества.
Седьмая стадия – зрелый возраст.
На этой стадии появляется новый параметр
личности – общечеловечность. Общечеловечностью
Эриксон называет способность человека
интересоваться судьбами людей за пределами
семейного круга, задумываться над жизнью
будущих поколений. Тот, у кого такое чувство
сопричастности человечеству не выработалось,
сосредоточивается на самом себе и собственном
комфорте.
Восьмой, последний параметр
классификации Эриксона – психосоциальный,
он заключен между целостностью и безнадёжностью.
Эриксон считает, что у каждой
стадии есть свои сильные стороны, что
неудача на одной стадии может быть исправлена
последующими удачами на других. Кроме
того, Эриксон перекладывает часть ответственности
за формирование личности с родителей
на самого индивида и на общество.
С момента рождения и на протяжение
всей жизни человек контактирует с окружающими,
включаясь в различные виды деятельности.
В отечественной социологии процесс социализации
принято разделять на три периода: дотрудовой,
трудовой и послетрудовой. Многие социологи
утверждают, что социализация никогда
не бывает полной и никогда не завершается.
Новые шаблоны поведения развиваются,
когда человек, например, мигрирует в другую
страну, переходит на новую работу, вступает
в религиозную секту, уходит из дома, разводится
и т.д. На каждой стадии социализации в
действие вступают определённые социальные
институты: семья, группы сверстников,
школа, трудовые коллективы.
Наиболее важной для индивида
обычно является первичная социализация,
поскольку вторичная социализация является
производной от первичной. Ребёнок принимает
роли и установки значимых других, усваивает
их и делает своими собственными. В процессе
социализации индивиды также играют активную
роль в изменении своего окружения.
4. Статусно-ролевая
концепция личности
Организационно-регулирующим
механизмом социализации является система
социальных ролей и статусов.
Социальная роль – совокупность
требований, предъявляемых обществом
к лицам, занимающим определённую социальную
позицию. При занятии людьми различных
социальных позиций их поведение определяется
главным образом существующими ожиданиями
других людей в отношении их позиций, а
не их собственными индивидуальными характеристиками.
Роли отражают совокупности социально
определяемых атрибутов и ожиданий, связанных
с занимаемыми социальными позициями.
Понятие роли имеет важное социологическое
значение, поскольку оно помогает продемонстрировать
социальную обусловленность индивидуальной
деятельности, следующей повторяющимся
образцам поведения.
В рамках теории социальных
ролей существуют 2 основных подхода к
пониманию роли. Впервые понятие социальной
роли было систематически представлено
в 1934 г. Дж. Мидом. Роли трактовались им
как результат опытного и созидательного
процесса взаимодействия. Согласно Миду,
каждая роль предполагает взаимодействие
с другими ролями: например, роль себя
хорошенькой и действует как красивое
создание. Но даже хорошенькая девушка
будет чувствовать себя гадким утенком,
если с раннего возраста ее родители или
знакомые будут разочаровывать ее и относиться
к ней, как к некрасивой. А.И. Куприн в рассказе
ния о ролях других людей. Реакция последних
укрепляет или ставит под сомнение эти
представления, что в свою очередь подталкивает
индивидов к сохранению или изменению
своего ролевого поведения.
Другой подход – функционалистский
– был предложен Р.Линтоном. дается только
в связи с объективными фактами. Самый
обычный ребенок, усилия которого оцениваются
и вознаграждаются, будет ощущать чувство
уверенности в своих силах и собственном
таланте, в то время как поистине способный
и талантливый ребенок, усилия котния
и как безусловные предписания, свойственные
определённым позициям. Эти предписания
исходят из культуры общества, которая
в рамках функционалистских концепций
обычно рассматривается как унифицированная
культурная система, и выражаются в социальных
нормах, определяющих поведение в пределах
той или иной роли.
Т. Шибутани различает конвенциальные
и межличностные роли. Конвенциальные
роли означают предписанный шаблон поведения,
которое ожидается и требуется от человека
в данной ситуации. Межличностные роли
в построении зеркального «Я»: наше восприятие
того, как мы смотрим на других; наше восприятие
их мнения по поводу того, как мы смотрим;
наши чувства по поводу этого мнения.
Предположим, что всякий раз,
когда вы входите в комнату и направляетесь
к группе людей, общающихся между собой,
они с вежливыми извинениями быстро расходятся.
Если такой результат повторяется несколько
раз, то очевидно, что у вас возникает чувство,
что о вас в группе дурное мнение, с вами
не хотят общаться. Или наоборот, постоянно
при вашем появлении группа стремится
образовать вокруг вас кружок, ее члены
активно общаются с вами. В этом случае
анализ их действий, безусловно, положительно
скажется на вашем самомнении.
Как отражение в зеркале дает
образ физического «Я», так восприятие
реакции других людей на мое поведение
или внешность дает образ социального
«Я». Например, я знаю, что талантлив в
одних отношениях и бесталанен в других.
Это знание приходит из анализа реакций
окружающих на мои действия. Маленький
ребенок, первые артиспередаются интонацией,
а голос безжизненный.
В раннем возрасте дети часто
говорят сами с собой, не обращаясь ни
к кому, просто из удовольствия говорить.
С возрастом такая «эгоцентрическая речь»
превращается в «социализированную речь»,
произносимую ради других. Со временем
ребёнок становится способен принимать
роли других и приспосабливать свою речь
для общения с ними. Воспоминания о событиях,
которые имели место в раннем детстве,
неизбежно смутны, поскольку ребёнок плохо
владеет языком. Только после того, как
ребёнок овладеет языком, он в состоянии
сформировать концепцию самого себя и
принять роли других.