Взрослея и выходя за пределы
своей семьи, ребёнок узнаёт, что в обществе
существует дифференциация индивидов
по рангу. Каждый ребёнок определяет своё
место в обществе в зависимости от социального
статуса.
Социальный статус – каждая
из социальных позиций индивида, связанная
с определёнными правами и обязанностями.
Статус, как бы он ни был низок, важен, ибо
он определяет права, привилегии, обязанности
человека по отношению к другим. Обладание
статусом позволяет человеку ожидать
и требовать определённого отношения
со стороны других.
Каждого человека можно охарактеризовать
«статусным набором». Статусный набор
– совокупность всех статусов, занимаемых
данным индивидом. Человек может иметь
ряд статусов, но лишь один из них – главный
статус – определяет его положение в обществе.
Главным выступает тот статус, который
определяет стиль жизни, круг общения,
манеру одеваться. Статусы делятся на
«приписанные» и «достигнутые».
Приписанные – это статусы,
которые были получены благодаря внешним,
неконтролируемых со стороны человека
характеристикам (возраст, пол, национальность).
Приобретённые статусы – анализируются
с помощью профессиональных, экономических,
политических критериев. Во многих отношениях
границы между предписанными и достигнутыми
статусами условны.
Личности может быть свойственна
противоречивость статуса. Например, человек
с высоким уровнем образования, как правило,
обеспечивается высокий социальный статус.
Однако он может быть занят такой профдеятельностью,
которая плохо оплачивается и имеет низкий
престиж, что свидетельствует о низком
статусе. Считается, что противоречие
одного статуса другому способствует
возникновению у индивидов чувства неудовлетворённости.
Определяя возможность формирования
личности, «Я» - образа на основании зеркального
«Я», Ч. Кули, тем не менее, не учитывал
активности личности. В соответствии с
его учением личность развивается только
благодаря мнениям других, ограничиваясь
избирательной ролью. Кроме того, им не
установлен механизм восприятия личностью
оценок, сделанных другими индивидами,
не показано, как осуществляется социализация
индивида в группе.
Человек определяет свою роль
одним образом, а те, кто в рамках своей
роли с ним связан, определяют его роль
иначе. Так бывает, когда учитель придерживается
своего кодекса профповедения, а родители
выдвигают свои требования. Случается,
что разные ролиответствии с концепцией
Дж. Мида «обобщенный другой» представляет
собой всеобщие ценности и стандарты поведения
некоторой группы, которые формируют у
членов этой группы индивидуальный «Я»
- образ. Индивид в процессе общения как
бы встает на место других индивидов и
видит себя другой личностью. Он оценивает
свои действия и наружность в соответствии
с представляемыми оценками его «обобщенного
другого».
Каждый из нас знает ощущение,
когда после нелепого случая человек со
смущением представляет себе, как он в
своей роли. Нет двух людей, одинаково
играющих одну роль. Гофман ввёл в научный
оборот понятийную пару: честный и циничный
актёр. Первый означает человека, который
не осознаёт, что играет роль, и идентифицирует
себя с ролью, циничный же актёр ясно понимает,
что играет роль и не идентичен ей.
Исходя из вышесказанного можно
отметить, что общество способствует становлению
личности индивида, формирует идентичность,
поддерживает и трансформирует её. Способность
же личности к трансформации зависит от
некоторых генетически заложенных черт.
Современная жизнь разнообразна,
люди вращаются в разных «кругах», где
действуют специальные правила. Личность
должна быть способна к постоянным социальным
перевоплощениям, играть множество ролей,
чтобы сохранять соответствие ситуации
и тем нормативным требованиям, которые
предъявляются к человеку как участнику
социальной жизни.
5. Процесс социализации
личности
В человеке в течение его жизни
параллельно идут два взаимосвязанных
процесса: процесс его личностного становления
и процесс социализации. Личностное, внутреннее
становление проходит, как уже говорилось,
в борьбе божественного, культурного начала
с инстинктами.
Социализация есть процесс
вхождения человека в общности, его знакомство
с постепенно расширяющимся кругом различных
общностей, выработки человеком отношения
к новым общностям, принятие тех или иных
установок, характерных для общности,
приобретения человеком своей роли в общностях
и в обществе в целом.
Для взаимодействия с партнерами
каждому из игроков необходимо ставить
себя на место партнера и представлять
себе, что он сделал бы в том или ином игровом
эпизоде. Команда возникает и действует
только тогда, когда каждый усваивает
не только собственную роль, но и роли
партнеров. В ходе подобного процесса
индивид, проходя последовательно все
стадии вхождения в другие роли, развивает
способность видеть свое собственное
поведение во взаимосвязи с другими индивидами
и ощущать на себе их реакции. Через осознание
других ролей, а также чувств и ценностей
других в сознании личности формируется
«обобщенный другой». Он является грубым
сравнением со стандартами и ценностями
общества. Повторяя принимаемую роль «обобщенного
другого», индивид формирует свою концепцию
«Я». Недостаточная способность адаптироваться
к другой точке зрения, принимать на себя
роли других индивидов может отрицательно
сказываться на развитии личности. Так,
у некоторых групп молодежи с заметными
признаками отклоняющегося поведения,
замкнутых в пределах своей группы, зарегистрировано
неумение принимать другие роли, а следовательно,
видеть себя в глазах других, что отрицательно
сказывается на развитии и умственных
способностях личности.
Американский ученый-социолог
А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида
разработал концепцию «значимого другого».
«Значимый другой» – это та личность, одобрения
которой данный индивид добивается и чьи
указания он принимает. Такие личности
оказывают наибольшее влияние на установки
индивидов и формирование их собственного
«Я». В качестве «значимых других» могут
выступать родители, замечательные учителя,
наставники, некоторые участники детских
игр и, возможно, популярные личности.
Индивид стремится принять
их роли, подражать им и таким образом
осуществлять процесс социализации через
« значимого другого». Два наиболее часто
применяемых термина, отражающих ощущение
человеком своего собственного «Я» и степень
социализации личности – это идентичность
и самоуважение.
Под идентичностью понимается
ощущение существования уникальной индивидуальности,
отделенной, отличной от других индивидов,
или ощущение себя как части уникальной
группы, отличной от других групп в использовании
групповых ценностей. Например, представитель
определенной нации стремится к культурным
образцам своей нации, сопоставляя их
с культурными образцами других наций.
Ощущение индивидом идентичности с группой
в значительной степени зависит от индивидуальных
или групповых потребностей, удовлетворение
которых приводит к повышению его престижа
вступая в сообщество, человек не только
подчиняется его законам, но и вносит в
него свое содержание, активно воздействует
на его характер, в особенности когда он
постепенно входит в элиту сообщества.
Опасность, подстерегающая
человека в процессе его социализации
состоит в том, что, оказавшись в некой
общности, он останавливается на этом,
не стремится расширить круг общностей,
принимает как руководство к действию
лишь те установки, которые уже действуют
в удобной для него общности. Чем к большему
числу общностей принадлежит человек,
тем более терпимым, толерантным он становится.
Самоидентификация человека
заключается в сознании собственной принадлежности
общностям, в расстановке приоритетов:
какие установки общностей, к которым
ты принадлежишь, для тебя являются наиболее
важными. Выстраивается иерархия ценностей,
причем это всегда индивидуальное дело.
В своих контактах человек стремиться
понять, какова иерархия ценностей нового
знакомого. Совпадение этих иерархий служит
основой особого уважения, дружбы, любви.
Заключение
В заключении хотелось бы отметить,
что процесс социализации личности протекает
в основном под влиянием группового опыта.
При этом личность формирует свой «Я»
- образ на основании восприятия реакции
других на своё поведение, т.е. как ее оценивают
другие. Для того чтобы такое восприятие
было успешным, личность принимает на
себя роли других и глазами этих других
смотрит на свое поведение и свой внутренний
мир. Формируя свой «Я» - образ, личность
социализируется. Однако не существует
ни одного одинакового процесса социализации
и ни одной одинаковой личности, так как
индивидуальный опыт каждой из них уникален
и неповторим.
Процесс социализации достигает
определенной степени завершенности при
достижении личностью социальной зрелости,
которая характеризуется обретением личностью
интегрального социального статуса. Однако
в процессе социализации возможны сбои,
неудачи. Проявлением недостатков социализации
является отклоняющее (девиантное) поведение.
Этим термином в социологии чаще всего
обозначают различные формы негативного
поведения лиц, сферу нравственных пороков,
отступления от принципов, норм морали
и права. К основным формам девиантного
поведения принято относить правонарушаемость,
включая преступность, пьянство, наркоманию,
проституцию, самоубийство.
Многочисленные формы отклоняющегося
поведения свидетельствуют о состоянии
конфликта между личностными и общественными
интересами. Отклоняющееся поведение
– это чаще всего попытка уйти из общества,
убежать от повседневных жизненных невзгод
и проблем, преодолеть состояние неуверенности
и напряжения через определенные компенсаторные
формы. Однако отклоняющееся поведение
не всегда носит негативный характер.
Оно может быть связано со стремлением
личности к новому, передовому, попыткой
преодолеть консервативное, мешающее
двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению
могут быть отнесены различные виды научного,
технического и художественного творчества.
Социализация личности предполагает,
что объектом исследования становятся
не одно или несколько, а весь комплекс
общественно значимых качеств человека
в их тесном единстве и взаимодействии.
Они охватывают всю совокупность черт
сознания и поведения: знания, убежденность,
трудолюбие, культуру, воспитанность,
стремление жить по законам красоты и
т.д. Важное значение имеет преодоление
стереотипов, атавизмов в сознании и поведении
людей.
Вместе с тем, в какой бы сфере
ни действовал человек, духовный момент
всегда и во всем сопровождает его деятельность.
Более того, человек не пассивно воспроизводит
то, что диктует ему общество. Он обладает
возможностью проявить свою творческую
силу и воздействовать на окружающие его
явления.
Список литературы
1. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология
личности. Новосибирск, 1997 г. -427с.
2. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов
А.Е. Социология. Учебник для ВУЗов. М. 2000
г. - 320с.
3.Качалов Л.К. Социология. Учебное пособие.
Ч.1. Новосибирск, 2002 г.
4. Фролов С.С. Социология: Учебник для
высших учебных заведений. М., 1998 г. - 256с.