Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:50, реферат
Рассматривая предмет социологии, мы обнаружили тесную связь трех фундаментальных понятий социологии- социальной структуры, социального состава и социальной стратификации. Структуру мы выразили через совокупность статусов и уподобили ее пустым ячейкам пчелиных сот. Она располагается как бы в горизонтальной плоскости, а создается общественным разделением труда. В примитивном обществе мало статусов и низок уровень разделения труда, в современном - множество статусов и высок уровень организации разделения труда.
1.Введение………………………………………………………………2
2. Изменение социальных отношений в российском обществе …….4
3.Средний слой или класс?……………………………………………..6
4. Тенденции в развитии социальной структуры общества…………15
5. Основные направления социальной политики российского государства………………………………………………………………19 6.Заключение…………………………………………………………………22
1.Введение……………………………………………………
2. Изменение социальных отношений в российском обществе …….4
3.Средний слой или класс?……………………………………………..6
4. Тенденции в развитии социальной структуры общества…………15
5. Основные направления
социальной политики российского
Введение
Социальная стратификация-
Рассматривая предмет
Но как бы ни было статусов,
в социальной структуре они
равны и связаны друг с другом
функционально. Но вот мы
Однако мы знаем, что в
Что же “ориентирует” большие
социальные группы? Оказывается,
неодинаковая оценка обществом
значения и роли каждого
Таким образом, социальная
А оно всегда неравное. Так
возникает расположение
Изменение социальных отношений в российском обществе
Становление новых институтов российского общества существенно сказывается на социальной структуре нашей страны. Изменились и продолжают меняться отношения собственности и власти, трансформируется механизм социальной дифференциации. Соответственно, меняется система групповых интересов, способов поведения, социального взаимодействия. Характер изменений очень сложен и противоречив. Рассмотрим некоторые проблемы.
Одной из особенностей последних лет стало возрастание социальной дифференциации населения. Что это такое? Социальная дифференциация – это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение. Принято различать экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию. Экономическая дифференциация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения. Деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу есть проявление социальной дифференциации. К профессиональной дифференциации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими. Это выражается в первую очередь в существовании увеличения разрыва в доходах разных социальных групп, а следовательно, в уровне потребления.
Многие усматривают
здесь очевидное нарушение
Вместе с тем в нашем обществе и сегодня бытует традиционное уравнительное понимание социальной справедливости. Правда, никто уже не говорит, что все должно делиться поровну, но что дифференциация должна быть ограничена, без больших разрывов — в этом люди убеждены. Те же, кто проникся идеей распределения по труду, возмущены «нечестным», нетрудовым путем увеличения доходов многих «новых богатых». В этих условиях нарастание социального расслоения воспринимается обществом болезненно, что, в свою очередь, может стать источником социальной и политической нестабильности.
Острой социальной проблемой остается значительное падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий (учителя, врачи, инженеры), интеллектуального труда в целом, включая научную деятельность. Известно, что в странах Запада эти профессиональные группы входят в средний класс, а профессура относится к социальной элите. В России же, к примеру, зарплата преподавателя еще весьма низка.
Это заставляет многих людей высококвалифицированного умственного труда отказываться от специальности и заниматься деятельностью, не требующей высокого уровня образования.
Актуальной остается проблема «утечки мозгов»: многие специалисты ищут приложения своим силам за рубежом.
Изменения в экономике
ведут к появлению новых социал
Активные социальные перемещения усиливают маргинализацию общества. Это вызвано и притоком беженцев из других республик СНГ, и сокращением Вооруженных сил.
Тяжелое положение сохраняется у наименее защищенных групп населения, так называемых «групп социального риска». К ним относятся многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры, безработные.
Итак, социальная сфера сегодня тугой узел острых социальных проблем. Истоки их, как видно, лежат не только в экономике, но и в массовом сознании, психологии людей. А это значит, что глубокие положительные сдвиги в данной сфере — задача долговременной перспективы.
Создание рыночной экономики, как показывает мировая история, невозможно без формирования социальной гармонии между элементами структуры общества, установления социального партнерства между основными стратами. Главным условием стабильного общества является наличие в нем среднего слоя, занимающего по своим стратификационным параметрам доминирующее положение среди других социальных элементов. Именно он является главным системообразующим фактором общественной структуры российского общества.
Понятия средний слой и средний класс относятся сейчас к числу наиболее часто употребляемых и вместе с тем теоретически не проясненных: отсутствуют строгие, научно обоснованные критерии их выявления. Такое положение объясняется местом и ролью среднего слоя, класса в стратификационной структуре общества.
Первые упоминания о прообразе понятия средний класс можно найти уже в трудах античных мыслителей (Платон, Аристотель, Цицерон). Под ним подразумевалась относительно немногочисленная социальная группа, занимающаяся, как правило, профессиональным трудом и не входящая в круг государственного и военного руководства высшего ранга. В конце XVII в. в Англии уже официально фигурировало понятие среднего класса, который представлял собой социальную группу собственников и предпринимателей.
На разных исторических этапах для выполнения наиболее значимых в обществе социальных функций средний слой рекрутировался из высших слоев: дворянства, помещиков, купечества, мещан, служащих, предпринимателей.
Во второй половине XX в. человечество вышло на принципиально новый виток своего исторического развития, основу которого составляет научно-технический прогресс (НТП). Несмотря на различие подходов и оценок хода развития НТП все исследователи едины в одном - в конце XX в. возрастает место и роль человека в мире. Особо плодотворным и перспективным становится не просто труд, а творческий подход к трудовой деятельности. Резко возрастает роль самосовершенствования и самореализации личности не только в качестве мотива, но и цели деятельности. Сформировалась устойчивая тенденция роста социального слоя генераторов идей, т. е. людей, занятых высококвалифицированным, интеллектуальным трудом, а также групп лиц, обеспечивающих им для этого необходимые условия.
В современной научной литературе одновременно сосуществуют понятия слой и класс. Они не исключают друг друга, а, наоборот, взаимодополняют, дают возможность получить более выверенную картину социальной дифференциации общества.
Дело в том, что в многообразии взаимодействий особую роль играют формы, объединяющие людей в социальные общности. Связь эта возникает на основе потребности в солидарности, координации совместных действий. Социальные общности являются действительным объединением множества людей, участвующих в тех или иных общественно-экономических и культурных процессах, осуществляющих ту или иную совместную деятельность и, следовательно, так или иначе связанных друг с другом. Социальная общность представляет собой реально существующую, эмпирически фиксированную совокупность индивидов, отличающихся относительной целостностью и выступающих самостоятельными субъектами исторического и социального действия. В свою очередь, общность, основанная на связях, которые порождены необходимостью объединения, солидарности, согласованности совместных усилий, называется социальной группой.
Среди социальных групп особое место занимают статусные группы-слои, классы. Они представляют собой относительно большие общности, возникшие на основе социального неравенства и обладающие низким внутренним социальным контролем, который, тем не менее, может возвышаться по мере осознания личностями своей принадлежности к статусной группе. Включение людей в ту или иную общность определяется прежде всего формой их социального взаимодействия, позволяющей рассматривать их как единое целое, а также местом или социальными позициями, которые они занимают в социальном пространстве. Основанием для выделения социального слоя выступает не любой признак, а лишь тот, который объективно приобретает в данном обществе ранговый характер.
Другими словами, слой выделяется на основе особо значимой в представлении общества характеристики. Эта характеристика, проходя через идентификацию, детерминируется социальными нормами и поддерживается общим консенсусом. Социальные слои представляют собой социальную группу, члены которой объединены по каким-то общим признакам и имеют одинаковый статус.
Понятие социальный слой имеет в анализе стратификации ключевое значение. Оно указывает на то, что в существовании слоя большую роль играют одиночные факторы: линия поведения человека в той или иной ситуации, его отношение к чему-либо, установки, основанные на таких критериях, которые помогают ему ранжировать себя и окружающих. Как правило, любой, кто претендует быть включенным в ту или иную страту, должен отвечать определенным ожиданиям и ограничениям на соответствующие социальные взаимодействия. Эти ожидания и ограничения касаются разных сторон жизни и выполнения разных ролей. Различные формы потребления благ и воспроизводства статусного положения формируют у представителей разных социальных слоев неодинаковый образ жизни, который отличает членов одной общности от представителей других социальных групп. Решающая роль образа жизни проявляется в том, что тот или иной слой становится носителем условностей, которые поддерживают его и в конечном счете сохраняют его как таковой. Именно слой является социальной основой формирования класса.
В понятие класс разные авторы вкладывают различный смысл. Так, согласно теории К.Маркса, классы — это большие группы людей, которые имеют прямое отношение к средствам производства, с помощью которых они обеспечивают свою жизнь. Кроме двух основных классов буржуазного общества - буржуазии, которая владеет средствами производства, и пролетариата, который ими не владеет, К. Маркс иногда называет третий — промежуточный класс. Этот класс остался от предыдущего типа производства.
М. Вебер, соглашаясь с теорией К. Маркса в том, что основой деления на классы являются объективные экономические условия, в то же время рассматривает значительно больше экономических факторов, влияющих на формирование классов. В его концепции доминирует идея о том, что деление на классы существует не только за счет владения человеком собственностью или осуществления контроля за средствами производства, но и за счет экономических различий, которые не имеют прямого отношения к собственности. Таковыми, например, являются навыки и квалификация, которые определяют тип деятельности работника и представляют собой одно из оснований деления общества на классы.
Представитель американской социологической школы Э. Райт, развивая положения К. Маркса и отчасти М. Вебера, отмечает, что в производстве существуют следующие виды контроля, позволяющие, в свою очередь, определить классы: контроль за денежным капиталом, контроль за физическими средствами производства, контроль за властью труда. Характеризуя структуру общества, он выделяет в нем два основных класса: людей, осуществляющих контроль за всей системой производства, и людей, не осуществляющих никакого контроля. Между этими двумя классами существует класс, который Э. Райт называет противоречивым. Его представители способны влиять лишь на некоторые аспекты производства, но лишены права осуществлять контроль за другими сферами производственной деятельности, т.е. они имеют общие черты как с капиталистами, так и с работниками физического труда.