Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:50, реферат
Рассматривая предмет социологии, мы обнаружили тесную связь трех фундаментальных понятий социологии- социальной структуры, социального состава и социальной стратификации. Структуру мы выразили через совокупность статусов и уподобили ее пустым ячейкам пчелиных сот. Она располагается как бы в горизонтальной плоскости, а создается общественным разделением труда. В примитивном обществе мало статусов и низок уровень разделения труда, в современном - множество статусов и высок уровень организации разделения труда.
1.Введение………………………………………………………………2
2. Изменение социальных отношений в российском обществе …….4
3.Средний слой или класс?……………………………………………..6
4. Тенденции в развитии социальной структуры общества…………15
5. Основные направления социальной политики российского государства………………………………………………………………19 6.Заключение…………………………………………………………………22
Британский социолог Ф. Паркин, в основном соглашаясь с концепциями К. Маркса и М. Вебера, вместе с тем считает, что собственность выступает лишь одной из форм социальной природы, которая может быть монополизирована большинством и служит основой власти над другими членами общества. Кроме собственности, социальная природа включает в себя различия в статусе человека, а также этические, языковые, религиозные различия. Ф. Паркин ввел в социологию понятие двойственная преграда. По сути дела, понятия двойственная преграда у Ф. Паркина и противоречивый класс у Э. Райта носят одинаковый смысл и означают, что, с одной стороны, люди, занимающие среднюю ступень стратификации, должны стремиться к ее вершине, с другой стороны, они должны видеть социальные различия между собой и слоями, занимающими более низкое социальное положение.
Классы возникают из-за неравенства во владении и контроле за материальными ресурсами. Что касается классовой позиции индивида, замечает Э. Гидденс, то она, по крайне мере, в ряде аспектов достигается человеком, а не просто дается ему от рождения. Н. Смелзер, рассматривая данное понятие, отмечает, что класс обусловлен существованием ряда социальных групп, имеющих неравный доступ к материальным благам, власти и неодинаковый престиж: положение, занимаемое в обществе, иногда делает их влиятельными политическими группами.
Согласно представлениям французского социолога Р. Вормса, класс включает в себя всех тех, кто принадлежит к одному и тому же рангу, к одной и той же социальной ступеньке, какова бы ни была их профессия. Так, например, хозяева предприятий, директора и офицеры являются представителями разных профессий, но составляют один высший класс. По мнению американского социолога М. Гордона, классы основываются на трех переменных: экономической власти, социальном статусе, политической власти. П. Бурдье определяет класс как совокупность агентов со сходной позицией в социальном пространстве. Само социальное пространство образуется при этом целым рядом силовых полей - политическим, экономическим, социальным, культурным и символическим. Р. Сентерс подчеркивает, что общественный класс является тем, чем люди его коллективно считают. (Следует добавить, что еще М. Вебер подчеркивал, что способность к «массовым действиям» является следствием общих настроений и сходных реакций на ситуацию.)
Для современного понимания категории класс, наряду с такими основополагающими его элементами, как место в общественном производстве, отношение к средствам производства, роль в общественной организации труда, потребляемая доля общественного богатства, уровень осуществления властных функций, престиж в обществе, важное значение имеет корпоративное сознание.
Корпоративное сознание представляет собой исторически обусловленный уровень осознания членами социальной группы своего положения в системе существующих общественных отношений, а также своих корпоративных потребностей и интересов. Данное понятие характеризуется тесным переплетением политико-психологических и идеологических элементов.
Развитие корпоративного сознания включает три условно выделяемых уровня: типологический (представители социальной группы идентифицируют себя и друг друга по внешним признакам и фиксируют свою внешнюю схожесть, но отсутствует осознание единства и общности интересов); идентификационный (появляется групповое самосознание на уровне первичной общности, связанной с общими условиями жизнедеятельности, а также потребностями и интересами); уровень солидарности (возникает осознание интересов большой общности и своей принадлежности к ней). Продвижение членов социальной группы по данным уровням связано как с объективными, так и с субъективными факторами.
Понятия социальный слой и класс взаимозависят друг от друга. Деление обществ на слои существовало даже в самых примитивных социальных системах, т. е. еще на уровне общинного строя. Чем более высокого экономического и культурного уровня развития достигало общество, тем отчетливее проявлялись различные стороны социального неравенства между людьми. Примером тому является средний слой, который выступает историческим преемником третьего сословия.
В конце XIX в. в мире начинают происходить глобальные изменения, в которых представители среднего слоя играют все более значительную роль. Об этом свидетельствуют многочисленные теоретические и эмпирические исследования ученых. Так, теоретики германской социал-демократии Э. Бернштейн и К. Шмидт заявили, что собственность в своей корпоративной форме есть признак наступающего процесса отчуждения сущности капитализма. Согласно их взглядам, класс капиталистов постепенно вытесняется административной стратой. Во второй половине 50-х гг. XX в. Т. Парсонс отметил тенденцию перехода контроля над производством, принадлежавшего когда-то семьям - собственникам корпораций, к управленческому и техническому персоналу. Р. Дарендорф подчеркнул, что законная собственность и формальный контроль разделены окончательно.
В связи с тем что собственность все больше вытесняется, контроль становится не функцией капитала, а технической компетенцией профессиональных работников - лиц наемного труда с постоянным жалованьем, т. е. представителей среднего слоя. Дж. Белл и Т. Парсонс пришли к выводу, что традиционная теория классов должна быть заменена профессиональной системой, основанной на индивидуальных достижениях, в которой статус социального слоя иерархически конституируется его функциональной значимостью.
Согласно идеям Дж. Гэлбрейта, чрезвычайная сложность, многомерность современной экономики делают невозможным принятие единоличных решений, так как компетентное решение требует разнообразнейшей информации в огромных объемах и не под силу одному человеку. Дж. Гэлбрейт полагал, что только совокупность знаний и опыта является источником власти. Причем это знание недоступно отдельному индивиду - им владеет одновременно целая группа людей, которая в качестве единого целого обладает групповой индивидуальностью. Ученый назвал их техноструктурой, т.е. совокупностью людей, обладающих разнообразными техническими знаниями, опытом и способностями, в которых нуждаются современная промышленная технология и планирование. Она, охватывая обширный круг лиц от руководителей промышленных предприятий до основной массы квалифицированной рабочей силы, включает в себя тех, кто обладает необходимыми способностями и знаниями.
Возрастание численности, места и роли среднего слоя в жизни общества исторически обусловлено как объективными, так и субъективными факторами. Во второй половине XX в. под воздействием НТР в стабильных странах (как с высоким, так и с более низким уровнем развития рыночной экономики) на его базе формируется средний класс. Корпоративное сознание его представителей прошло типологический, идентификационный уровень и вышло на уровень солидарности. В обществах переходного типа речь может идти о наличии среднего слоя.
Используя идею доминант, можно выявить комбинацию взаимозависимых признаков, которые определяют статус среднего слоя в социальной структуре.
Каждое общество должно решать проблему размещения и мотивации индивидов в стратификационной структуре. Социальный порядок в обществе основан на распределении индивидов по социальным статусам и побуждении их выполнять социальные роли, соответствующие данным статусам. При этом оно не только создает социальные статусы, но и обеспечивает социальные механизмы распределения населения по этим позициям. Соотношение между социальными статусами, приписываемыми обществом индивидууму, и статусами, замещение которых зависит от самого человека, представляет собой показатель характера экономической и политической власти.
Понятие статус указывает на то, что в существовании социального слоя большую роль играют оценочные факторы: линия поведения людей, их отношение к чему-либо, установки, нормы, ценности, которые помогают им ранжировать себя и окружающих. Процесс ранжирования основывается как на социально-рассудочных операциях, так и на спонтанных реакциях. Социальный слой формируется прежде всего по признакам, связанным с культурно-психологической оценкой, которые реализуются как в индивидуальном, так и в массовом сознании.
Положение социального слоя в стратификационной структуре определяется множеством признаков и является результатом целого ряда факторов и условий жизни. Вместе с тем в групповом статусном положении имеются точки пересечения нескольких плоскостей социальной активности, которые формируют комбинацию ведущих признаков, определяющих суммарный статус слоя в сложной сети социальных рычагов данного общества.
Для выявления среднего слоя, как правило, используют комбинацию следующих взаимозависимых признаков: доход, престиж, власть, уровень образования, образ жизни, самоидентификация.
Средний слой - это совокупность социальных групп, представляющая наиболее квалифицированную часть населения, обладающая знаниями, профессиональными навыками, практическим опытом работы, владеющая собственными средствами существования и имеющая соответствующий статус в обществе, а также устоявшиеся каналы социальной мобильности и относительно общий образ жизни.
Находясь в центре
Социальная структура общества сквозь призму классов и стратов выглядит различно. Обратимся к примерам. Два основных класса — рабочие и крестьянство и социальная группа — интеллигенция. Такой представлялась структура советского общества с позиций марксистского классового подхода. А вот один из вариантов социальной стратификации советского же общества 80-х годов (группы выделялись с учетом следующих признаков: власть, уровень доходов, престиж, образование, образ жизни, стандарты потребления): правящий класс (0,7% в составе занятого населения); управляющие специалисты (около 3,5%); творческая интеллигенция (1,8%); специалисты квалифицированного умственного труда (18,8%); служащие неспециалисты (около 5%); промышленный рабочий класс (22,3%); рабочие разных отраслей непроизводственной и социальной сферы (19%); обслуживающий персонал (около 13%); сельскохозяйственные рабочие и крестьяне (15%) и другие группы.
Очевидно, что учет многих
признаков при выделении
В условиях социальной поляризации российского общества важно формирование среднего слоя, который представляет собой весьма тонкую прослойку. Сегодня к нему можно отнести следующие социальные группы: бизнесмены, менеджеры, предприниматели, банковские работники, бухгалтеры, юристы, среднее чиновничество, рабочие аристократы, учителя в частных школах, дающие приватные уроки, 15% (по расчетам А. Дерябина) от общего числа преподавателей вузов и ученых академических и прикладных НИИ, 5-10% работников культуры.
Представители российского
Ответы на эти вопросы дает теория социальной мобильности. Под социальной мобильностью понимается переход людей из одних общественных групп в другие. При этом различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность подразумевает переход человека в группу, расположенную на том же уровне, что и прежняя, например переход из одной семьи в другую при повторном браке, с одной фабрики на другую, смена гражданства. Вертикальная же мобильность предполагает перемещение с одной ступени иерархии (лестницы) на другую. При этом человек может совершать как социальный подъем (от мелкого служащего до управляющего крупной компанией), так и социальный спуск (от среднего предпринимателя до неквалифицированного рабочего) .
Социальная мобильность может быть разной в рамках одного и того же общества на отдельных этапах его развития. Из истории известно, к каким крупным социальным перемещениям ведут революции, войны, завоевания.
Обратимся вновь к обществу
в его нормальном состоянии. Ка
По мнению социолога П. Сорокина, этому способствуют несколько социальных институтов, в первую очередь армия, церковь, школа.
Начнем с армии. Служба в ней во все времена давала возможность двигаться вверх по социальной лестнице. Потери во время войн среди командного состава вели к заполнению вакансии людьми более низких чинов.)
Значительное влияние на перемещение людей по ступеням социальной лестницы оказывала церковь. Обратимся к периоду раннего христианства. Последователями этого вероучения на начальных этапах были в основном представители низших социальных слоев: рабы, ремесленники, зависимое крестьянство. После государственного признания христианства в Древнем Риме многие из них благодаря церкви получали свободу и достигали высокого положения в обществе.
Еще одним «социальным лифтом» выступает школа. Образование в ряде случаев открывает доступ к престижным должностям и званиям. В современном западном обществе, не окончив университета или колледжа, фактически нельзя достичь высокого положения на государственной службе и во многих других областях.