Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 22:57, контрольная работа
В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д.
Введение
Структура и функции социологии науки…………………………………...5
Социальные функции науки………………………………………………....9
Особенности социального института в современной Украине…………11
Список использованной литературы………………………………………….14
Содержание.
Введение
Список использованной литературы………………………………………….14
Введение.
С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно.
В современной жизни
она, как говорится, у всех
«на слуху». Телевидение, радио,
газеты сообщают о результатах
социологических опросов
На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг.
Во многих институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежащий на поверхности уровень социологических исследований, который создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социологии?
Что представляет собой социология как наука, какие выполняет социальные функции, какие особенности социального института в современной Украине?
С этим как раз нам и необходимо разобраться.
1. Структура и функции социологии науки.
Социология сегодня – признанный лидер научных дисциплин, исследующих реальные социальные процессы во всем их многообразии. За небольшой для науки срок социология превратилась в широко разветвленное многоуровневое знание, во многом определяющее как представления нашего современника о себе и окружающей социальной реальности, так и культуру его социального мышления, стремление к доказательности, конкретности социальных идей и теорий. [ 3; с 22 ]
Социология — это наука
об обществе, системах, составляющих его,
закономерностях его
Объектом социологии в частности является социальная реальность. Предмет исследования социологии - деятельность личности, групп и социальных общностей.
В структуре социологической науки можно выделить три уровня:
Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевая социология: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д. [ 4; с 41 ]
В данном случае речь идет о
разделении труда в сфере социологии
по характеру исследуемых
Особое место в структуре науки занимают конкретно-социологические исследования. Они снабжают информацией к теоретическим и практическим размышлениям все уровни социологии, делают ее наукой, основанной на социальных фактах из реальной общественной жизни.
Функции социологии: описательная, информационная, прогностическая, теоретико-познавательная, преобразовательная, мировоззренческая.
Описательная функция. Полученные
знания систематизируются
Информационная функция представляет собой сбор, накопление и систематизацию информации, являющейся результатом исследований. Информация использования в практической деятельности по мере необходимости.
Прогностическая функция. Результатом социологического исследования является социальный долгосрочный или краткосрочный прогноз. Прогноз основан на вскрытии фактора, воздействующего на объект и тенденции развития социального явления.
Теоретико-познавательная.
Оценка познаваемого мира осуществляется
с позиции интересов личности.
Социология стремится к получению
и систематизации новых знаний, направленных
на получение общей картины
Преобразовательная функция. По окончании социального исследования делаются выводы, предложения и рекомендации, на основании которых принимаются управленческие решения. То есть происходит воплощение теоретических выкладок в практическую деятельность.
Мировоззренческая функция. Социология активно воздействует на социально-политическую жизнь в обществе, содействуя своими исследованиями прогрессу общества.
Вывод: социология изучает жизнь общества, познает тенденции его развития, прогнозирует будущее и корректирует настоящее как на макро-, так и микроуровнях. Изучая практически все сферы жизни общества, она нацеливает на координацию их развития.
Социология может и должна играть в обществе роль социального
контролера, вмешиваясь в процесс развития техники, естественных и
общественных наук. Она может указать пути из тупиков в общественном
развитии, из кризисных ситуаций, может выбрать наиболее оптимальную модель
дальнейшего развития. [ 1; с 24 ]
Социология непосредственно
связана с производством
Социология прокладывает
мосты между личными и
Социология выполняет
в обществе множество
теоретико-познавательная
– дает новые знания об
прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических научных и социальных задач;
социального прогноза и контроля – предупреждает об отклонениях в
развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития;
гуманистическая функция - разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества. [ 4; с 56 ]
2. Социальные функции науки.
Важнейшие функции любой отрасли гуманитарного знания - гносеологические и социальные. Суть первых состоит в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни, вторых - в раскрытии путей и способов их оптимизации.
Между этими функциями существует преемственность и взаимосвязь. Свое социальное назначение наука может выполнять на основе получения определенной совокупности знаний. Чем выше степень системности и конкретности добытого наукой знания, тем эффективнее оно может реализовать свои социальные функции. Если же наука выдает практические рекомендации на основе частичного, абстрактного знания, то она теряет свою дееспособность и вырождается в утопию.
Вместе с тем состояние научного знания во многом зависит от практики, которая, предъявляя требования к теории, дает ей импульсы для развития. Если же в силу тех или иных причин они отсутствуют и знание остается невостребованным, то теория нередко превращается в схоластику, догму. Такое состояние теории в определенных условиях может обернуться ее непомерными претензиями к практике, директивностью и нормативностью по отношению к жизни. Здесь уместно вспомнить слова Ф.М.Достоевского о том, что полунаука - деспот, который имеет своих жрецов и рабов. [ 2, глава 7]
Наука как система знаний, взаимодействуя с практикой, превращается из результата исследовательского и педагогического процесса в средство практической деятельности. Она вступает в новые связи с практикой, выполняя по отношению к ней специфические - социальные функции. Каковы они? Раньше обычно при анализе данной проблемы ссылались на положение К.Маркса, высказанное им в «Тезисах о Фейербахе»: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» . [ 5, с.4 ]
Наука в отличие от обыденного сознания ориентируется в конечном счете на такое познание мира, которое позволяет человеку внести в него свои коррективы. Однако эти преобразования - не самоцель. Они необходимы постольку, поскольку соответствуют потребностям и ценностям людей, ведут к улучшению их жизни.
Следовательно, одна из важнейших
социальных функций социологии - критическая.
Речь идет об оценке познаваемого мира
с точки зрения интересов личности.
Реализуя эту функцию, социология дифференцированно
подходит к действительности. С одной
стороны, она показывает, что можно
и нужно сохранить, упрочить, развить
- ведь не все надо менять, перестраивать
и т.д. С другой - выявлять то, что
действительно требует
Отсюда вытекает другая важная функция социологии - разработка теории и программы деятельности по преобразованию общества в целом или отдельных его сфер и сторон. Критическая функция социологии связывает познание общества и его элементов с их изменениями, регуляцией социальной жизни.
Чем глубже и полнее социологический анализ общества, тем дифференцированнее выступают социальные функции данной науки
Вывод:
Социология исследует общество и его отдельные элементы, ставит им социальный «диагноз» в целях нахождения эффективных путей восстановления социального «здоровья». Подобно здравоохранению социология и соответствующие службы должны заниматься профилактикой социальных «болезней», исследовать не только различные формы девиантного поведения, но и норму. В этом отношении ее задача - способствовать совершенствованию и развитию нормы посредством разработки теоретической основы для социальной политики.
Социальными же условиями сохранения и укрепления социального «здоровья» выступает такое состояние микро- и макросреды, которое позволяет человеку реализовать себя как субъекта сознательной деятельности. Если же нет таких условий и люди не могут удовлетворять свои потребности в результате собственных усилий и деятельности, то растут социальная напряженность, разобщенность и конфронтация, которые могут привести к кризису общества.
3. Особенности социального
института в современной
Наиболее важными социальными институтами современного общества можно назвать:
• экономические, регулирующие социальные связи в хозяйственной сфере, обеспечивающих процесс производства, выполняют нормативно распределительную функцию, распределяя и перераспределяя материальные блага или их эквиваленты. Они формируют экономический потенциал общества, поддерживают устойчивость его социальной структуры, разграничивающие организации и профессионально-статусные группы по способам и качествами потребления, по типам образа жизни;
• политические, регулирующие социальные связи по поводу использования власти, ее осуществления и распределения. Политические институты устанавливают и поддерживают политическую власть социальной группы, доминирующей в обществе, обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей;
• культуры и социализации, деятельность которых связана с развитием и распространением культуры, социализацией личности, усвоением ею социальных ценностей.
Социокультурные институты
усваивают, а затем воспроизводят
культурные и социальные ценности,
которые накапливаются в
Все социальные институты в своей деятельности взаимосвязаны. Так, организация производства обеспечивает семейные нужды в квартирах, одежде, продуктах питания, государственная политика определяет перспективы развития образования, торговля учитывает запросы потребителя, религия влияет на развитие образования и деятельность государственных учреждений и т.д.