Структура и функции социологии науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 22:57, контрольная работа

Описание работы

В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д.

Содержание работы

Введение
Структура и функции социологии науки…………………………………...5
Социальные функции науки………………………………………………....9
Особенности социального института в современной Украине…………11
Список использованной литературы………………………………………….14

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 31.36 Кб (Скачать файл)

Анализ многочисленных взаимосвязей институтов может объяснить, почему институты не могут полностью  контролировать поведение своих  членов, обеспечивая совместимость  их действий с институциональными нормами.

Социальные институты  помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей, обращающихся к ним. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института  брака и семьи, а заболев - к институтам здравоохранения и т.д. Беспокоясь об установлении законного порядка в обществе, они создают государство, правительство, суды, полицию, адвокатуру и т. д.

Институты в то же время  выступают инструментами социального  контроля, так как благодаря своему нормативному порядку стимулируют  людей подчиняться и дисциплинироваться. Поэтому институт понимается как  совокупность норм и образцов поведения. [ 8; с 99  ]

Вывод:

Социальный институт определяется как основной компонент социальной структуры общества, интегрирующий  и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

Согласно С. С. Фролову, «социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Социальный институт представляет собой:

- ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;

- совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

- формальную и неформальную организацию;

- совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

- обособленный комплекс социальных действий. [ 8; с 19  ]

 

Подводя итог, следует подчеркнуть, что социология представляет собой разветвленную систему знания. Она включает общую социологическую теорию о становлении, развитии и функционировании общностей различных уровней и об отношениях между ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения связываются воедино на базе фундаментальных принципов истолкования социальных явлений и процессов. [ 7; с 25  ]

Свою роль в современном  обществе социология, как наука, определяет через функции, которые она выполняет. Это теоретико-познавательная, практическая и мировоззренческая функции.

В системе наук об обществе социология занимает ведущее место.

 Во-первых, социология  дает другим общественным наукам  научно обоснованную теорию общества  и его структурных элементов.

Во-вторых, представляет другим наукам технику и методику изучения человека и его деятельности, а  также методы измерения этой деятельности.

Социология очень важна, так как ее исследования направлены на получение необходимого опыта. Выводы и результат фиксируется на различных носителях и в последующем используются в практической деятельности. Тем самым решаются наиболее важные и глобальные проблемы всего человечества.

При изучении социологии в ВУЗах, далеко не всегда можно разглядеть за академической сухостью учебников, сложным языком изложения, облекающим самые простые понятия в псевдонаучную терминологию, живое содержание этой науки, ее направленность на решение актуальных жизненных проблем. [ 6; с 102  ]

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Барбер Ю.В. Социология науки .: Прогресс, 1965
  2. Достоевский Ф.М. Бесы, 4.2, глава 7

3. Кравченко А.И. Общая социология. - М., 2001.

4. Левада Ю.А. Лекции по социологии. - М.: АН СССР, 1969.

5.Маркс К., Энгельс Ф., Соч.  Т3

6. Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник. Изд. 3-е перераб. и доп. –

     М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 432с

7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. - 2-е изд., перераб.

     и доп. - М.: Центр, 1999. - 160с.

8. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии., 1986.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Структура и функции социологии науки