Структура и функции управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:49, реферат

Описание работы

Управление представляет собой сложный и многогранный процесс взаимосвязанных функций, которые органически связаны с определенными структурными компонентами. Поэтому при исследовании управленческой деятельности социология управления уделяет приоритетное внимание определению структуры и функций этой деятельности. Структура управления не остается неизменной, а характеризуется подвижностью и изменчивостью. Из определения её сущности становится очевидным, что она предполагает систематическое воздействие субъекта управления на социальный объект, составляющий предметную область управленческой деятельности. А это означает, что двумя исходными, первичными компонентами управленческой структуры являются субъект и объект управления.
Субъект управления - это лицо, группа лиц или специально созданный орган, являющийся носителем управленческого воздействия на социальный объект (управляемую подсистему), осуществляющий деятельность, направленную на сохранение качественной специфики, обеспечение его нормального функционирования и успешное движение к заданной цели.
Целью работы является рассмотрение структуры и функций управления. Для того чтобы наша цель была достигнута, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Изучить литературу, используемую в работе.
2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать полученные знания.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. Субъект и объект управления…………………………………………………4
2. Основные компоненты управленческой деятельности………………………6
3. Функции управления………………………………………………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………………..17

Файлы: 1 файл

Структура и функции управления.docx

— 34.27 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1. Субъект и  объект управления…………………………………………………4

2. Основные компоненты  управленческой деятельности………………………6

3. Функции управления………………………………………………………….10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………………..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВВЕДЕНИЕ

     Управление представляет собой сложный и многогранный процесс взаимосвязанных функций, которые органически связаны с определенными структурными компонентами. Поэтому при исследовании управленческой деятельности социология управления уделяет приоритетное внимание определению структуры и функций этой деятельности. Структура управления не остается неизменной, а характеризуется подвижностью и изменчивостью. Из определения её сущности становится очевидным, что она предполагает систематическое воздействие субъекта управления на социальный объект, составляющий предметную область управленческой деятельности. А это означает, что двумя исходными, первичными компонентами управленческой структуры являются субъект и объект управления.

     Субъект управления - это лицо, группа лиц  или специально созданный орган, являющийся носителем управленческого  воздействия на социальный объект (управляемую  подсистему), осуществляющий деятельность, направленную на сохранение качественной специфики, обеспечение его нормального  функционирования и успешное движение к заданной цели.

     Объект  управления - это социальная система (страна, регион, отрасль, предприятие, коллектив и т.п.), на которую направлены все виды управленческого воздействия  с целью ее совершенствования, повышения  качества функций и задач, успешного  достижения запланированной цели (целей).

     Целью работы является рассмотрение структуры  и функций управления. Для того чтобы наша цель была достигнута, мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Изучить литературу, используемую в работе.
  2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать полученные знания.

    Объектом  изучения являются структура и функции  управления.

1. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

     Субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в  дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими  командами. 

     Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь  и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы  между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления  управления, так как именно они  задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды  выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а  базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения. 

     Важным  моментом является то, какие мотивы побуждают субъекта управления к  руководству, какие цели он при этом преследует. В том случае, когда  цели управления (желаемое состояние  объекта или желаемый результат  его функционирования) совпадают  с целями, преследуемыми субъектом  управления, последний ориентирован на наиболее эффективное управление. Для того чтобы это существовало, необходимо соблюдение двух условий:

     1) субъект управления не должен  иметь возможности достижения  своих целей за счет управленческой  деятельности в независимости  от достижения целей управления;

     2) степень достижения субъектом  управления своих целей за  счет управленческой деятельности  должна находиться в прямой  зависимости от степени достижения  целей управления. 

     Полная  привязка потребности субъекта управления управлять к результатам функционирования объекта управления наблюдается  в том случае, когда субъектом  управления является субъект собственности. Если субъектом управления является не собственник, а исполнитель, призванный реализовывать функцию управления, потребность управлять у субъекта управления объективно не связана непосредственно со стремлением получения наилучшего конечного результата. Более того, эта потребность зачастую связана со стремлением субъекта управления удовлетворять свои исходные потребности, используя управление, но не ориентируясь при этом на конечные результаты, а в определенных случаях и во вред конечным результатам.

     Объекты управления характеризуются большим  разнообразием. Их можно типологизировать по нескольким основаниям.

     По  масштабам и уровням управленческого  воздействия объекты управления подразделяются следующим образом: страна, отрасль, регионы, предприятия  и т.п.

     По  видам регулируемой деятельности объекты  управления дифференцируются на: производственную, социальную, политическую, социокультурную  деятельность.

     По  адресату управленческого воздействия  объекты управления подразделяются на:

  • население и все организационные структуры страны, выступающей в качестве единой и целостной социально-территориальной общности;
  • население областных, районных, городских социально-территориальных общностей;
  • персонал министерств и ведомств;
  • персонал предприятий, учреждений, научно-исследовательских институтов и учебных заведений;
  • персонал органов здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительных органов, воинских частей и подразделений и т.п.

     Но  какой бы иерархический ранг или  какой бы тип объекта управления мы не рассматривали, всегда и везде  на передний план в социологическом  исследовании управленческой деятельности выдвигаются социальные отношения и взаимодействия людей, вовлеченных в тот или иной вид деятельности и объединенных в те или иные социальные организации и институты.

     2. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     В структуре управления наряду с дифференциацией  людей на две основные группы, из которых первые разрабатывают и  осуществляют управленческие решения, а вторые осуществляют производственную, политическую и иную деятельность в  соответствии с принятыми решениями, существует ряд компонентов, которые  в наиболее существенных своих чертах определяются теми задачами, которые  решаются в процессе осуществления  управленческой деятельности.

     Основные  задачи управленческой деятельности:

  1. Определение основной цели или дерева целей (для многоуровневой) организации, выработка стратегии действий по ее достижению и формулирование концепции деятельности и развития данной организации - корпорации, фирмы и т.п.;
  2. Формирование корпоративной культуры, т.е. объединение персонала вокруг общефирменной цели (или целей). Самое важное в управлении - не стремление поставить других людей в одностороннюю зависимость от себя, искусственно приподнять свой статус, усилить свое влияние в организации, а сплотить ее персонал на четкое осознание стоящей перед организацией цели и активную, квалифицированную, добросовестную деятельность во имя ее достижения;
  3. Хорошо продуманная и рационально организованная мотивация персонала на достижение цели фирмы (организации) и успешное решение стоящих перед нею проблем;
  4. Формирование в фирме организационного порядка, т.е. системы относительно стабильных, долговременных иерархических связей, стандартов, норм и должностей, нередко зафиксированных документально (устав организации) и регулирующих взаимодействия между организациями, а также между подразделениями и людьми как членами организации по поводу осуществления их функций. Организационный порядок воплощается в формальную организацию, обеспечивающую стабильность и устойчивость данной фирмы, корпорации и т.д., результативность управления ею;
  5. Разработка и осуществление технологии изменений, ведь эффективность управления в решающей степени определяется по способности к изменениям, по умению вовремя понимать их необходимость и столь же вовремя начинать и быстро проходить переходный этап;
  6. Четкое определение диагностики управления или, говоря иными словами, определение точек наибольшей и наименьшей управляемости и - вполне вероятно - точек неуправляемости, которые имеются или могут возникнуть в каждой организации. Установление диагностики управления очень важно, ибо оно дает возможность преодолеть часто встречающееся противоречие между ростом и развитием, между масштабами управления, с одной стороны, и его целями, методами и средствами, - с другой. Хорошо известен феномен "директора цеха", когда бывший начальник цеха или председатель колхоза, продвинувшись вверх по служебно-должностной лестнице, готов и заводом, и городом, и областью руководить таким же образом, как и прежде цехом, но только очень большим. В таких случаях в объекте управления возникают не только зоны слабой управляемости, но и точки неуправляемости, что резко сужает диапазон эффективного управления системой;
  7. Четкое представление о том, какова должна быть реализация управленческого решения. К сожалению, в существующей в настоящее время практике управленческой деятельности многих организаций, предприятий, учреждений и т.п. реализация принимаемых решений не воспринимается в качестве самостоятельного структурного компонента и важной стадии разработки и осуществления управленческого решения. Более того, управленческие решения зачастую вообще не просчитываются на реализуемость, а это существенно снижает возможности контроля за их выполнением;
  8. Разработка системы контроля за выполнением принятого решения, определение и применение стимулов его эффективного исполнения, а также санкций против лиц, социальных групп, организаций или их подразделений, срывающих выполнение принятых решений или недостаточно целеустремленно и активно действующих во имя поставленных управляющей подсистемой целей и задач.

     Все названные структурные компоненты не действуют в отрыве друг от друга, а в процессе своего взаимодействия образуют более или менее целостную  и динамично развивающуюся структуру  социального управления, своеобразный "управленческий многогранник", действующий  в широком социальном диапазоне.

     В состав структуры управления наряду с основными компонентами управленческой деятельности входит организационная  структура управления. Она характеризуется  распределением целей и задач  между различными уровнями и звеньями управленческой деятельности. Следовательно, под организационной структурой управления понимается совокупность уровней  и звеньев управленческой деятельности в единстве с их функциональными  областями, расположенными в строгой  соподчиненности и обеспечивающими  взаимосвязь между управляющей  и управляемой системами для  эффективного достижения целей. Она  ориентирована на установление четких взаимодействий между отдельными подразделениями  системы управления, распределением между ними прав, обязанностей и  ответственности.

     В организационной структуре управления выделяются следующие основные элементы: уровни (ступени) управления, его звенья и связи горизонтальные и вертикальные.

     Вертикальные  связи мы только что рассмотрели, характеризуя иерархическую соподчиненность, при которой низовое звено  управления находится в вертикальной управленческой зависимости от среднего звена, а то, в свою очередь, в вертикальной зависимости от высшего управленческого звена.

     Кроме того, в системе управления существуют горизонтальные связи, характеризующиеся  расстановкой конкретных руководителей  во главе отдельных подразделений. Например, на многих предприятиях имеются  начальники производственного отдела, финансового отдела, энергетической, конструкторской службы, службы маркетинга.

     В связи с тем, что в системе  управления наряду с горизонтальными  связями функционируют и связи  вертикальные, существуют и вертикальные структуры управления. В них отчетливо  вырисовывается иерархическая соподчиненность  разных структурных уровней управленческой деятельности. Типичным проявлением  такой управленческой структуры  является "управленческая вертикаль". На вершине этой вертикали действует  Президент страны - высшее должностное  лицо, гарант суверенитета, независимости  и территориальной целостности  государства. В его непосредственном подчинении - администрация президента. Ниже ее, по степени убывания властности и масштабов управленческой деятельности, располагаются областные администрации, а еще ниже - администрации районов  и городов. В итоге складывается и функционирует многоступенчатая, построенная по принципу вертикальной зависимости, пирамидальная структура  управления.

     Нередко в системе управления создается  специфический симбиоз, конструируемый путем органического совмещения структур двух видов: линейной и вертикальной. Такое совмещение обусловлено необходимостью координации деятельности в тех  случаях, когда такая деятельность распределяется по своим целям, задачам, содержанию, как по горизонтали, так  и по вертикали, что имеет место  в крупных современных организациях и в социальных институтах. Подобного  рода организационная структура  управления называется матричной. Такая  матричная структура управления функционирует на крупных предприятиях, например, на автомобильных заводах, в акционерных обществах и др. организациях.

     Наряду  с организационными структурами  управления выделяют структуры управления, различающиеся характером и содержанием  управленческой деятельности. Так, в  частности, в некоторых организациях и учреждениях функционирует  механическая структура управления, при которой управленческое воздействие  на подчиненных сотрудников осуществляется традиционно-бюрократическими методами, а инновационные приемы управленческой деятельности и изменения в окружающей среде в расчет не принимаются. Совершенно иной характер имеет адаптивная структура  управления, позволяющая гибко реагировать  на изменения в окружающей среде  и принимающая в расчет все  инновационные приемы управленческой деятельности. Значительным своеобразием отличается патисипативная структура  управления, основанная на активном включении  сотрудников и их представителей в процессы выработки, принятия и  реализации управленческих решений (от обмена информацией, консультаций и  переговоров до включения представителей сотрудников в наблюдательные и  исполнительные советы, их участия  в распределении прибылей и в  разработке программ совершенствования  производства).

     3. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

     Функции управленческой деятельности:

     1. Обеспечение целеполагания и  целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой  системы. Функция целеполагания  и целедостижения реализуется  посредством выдвижения:

  • целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп и подразделений;
  • целей-заданий-планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе ее управляющей подсистемой или вышестоящей организацией;
  • целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемые управлением и необходимой для функционирования материализованной и объективированной структуры данной организации - фирмы, предприятия, корпорации и т.п. Четкое согласование всех трех компонентов этой функции - важнейшая задача управления, ибо любое их рассогласование - источник дисфункции и социальной патологии управленческой деятельности.

Информация о работе Структура и функции управления