Структура и функции управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:49, реферат

Описание работы

Управление представляет собой сложный и многогранный процесс взаимосвязанных функций, которые органически связаны с определенными структурными компонентами. Поэтому при исследовании управленческой деятельности социология управления уделяет приоритетное внимание определению структуры и функций этой деятельности. Структура управления не остается неизменной, а характеризуется подвижностью и изменчивостью. Из определения её сущности становится очевидным, что она предполагает систематическое воздействие субъекта управления на социальный объект, составляющий предметную область управленческой деятельности. А это означает, что двумя исходными, первичными компонентами управленческой структуры являются субъект и объект управления.
Субъект управления - это лицо, группа лиц или специально созданный орган, являющийся носителем управленческого воздействия на социальный объект (управляемую подсистему), осуществляющий деятельность, направленную на сохранение качественной специфики, обеспечение его нормального функционирования и успешное движение к заданной цели.
Целью работы является рассмотрение структуры и функций управления. Для того чтобы наша цель была достигнута, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Изучить литературу, используемую в работе.
2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать полученные знания.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. Субъект и объект управления…………………………………………………4
2. Основные компоненты управленческой деятельности………………………6
3. Функции управления………………………………………………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………………..17

Файлы: 1 файл

Структура и функции управления.docx

— 34.27 Кб (Скачать файл)

     2. Административная функция. Отражает  деятельность управленческой структуры  на основе законодательства в  области труда и нормативных  актов, регулирующих кадровую  сферу и складывающиеся трудовые  отношения, в том числе составление  штатного расписания организации,  прием, увольнение, передвижение  кадров, соблюдение трудового законодательства  и т.п.

     3. Информационно-аналитическая функция.  Обеспечивает приток информации  из окружающей социальной среды  в данную организацию и из  этой организации в окружающую  среду, а также информационное  обеспечение управленческой структуры,  подчиненных ей структурных подразделений  и отдельных индивидов, включенных  в состав данного предприятия,  фирмы, корпорации и т.п. Без  этого невозможно обеспечение  целеполагания и целеосуществления,  сплочение членов организации  для решения поставленных перед  нею задач.

     4. Социальная. Заключается в социальной  поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного  труда, определении уровня заработной  платы, социальных льгот, оздоровлении  работающих и их семей, организации  их содержательного отдыха.

     5. Прогнозирование. Она заключается  в определении возможных изменений  в окружающей социальной среде,  например, конъюнктуры рынка, и  соответствующей этому трансформации  задач и действий данной организации.  Учитываются также возможные  внутренние изменения в самой  организации, в том числе ее  кадровом потенциале, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, в планировании их служебной карьеры.

     6. Планирование. Представляет собой  процесс выбора целей данной  системы (организации) и решений,  необходимых для их достижения.

     7. Мотивационно-стимулирующая функция.  Предполагает создание необходимых  условий (материально-технических,  финансовых, социально-психологических,  бытовых и др.), побуждающих сотрудников  к активной и эффективной трудовой  деятельности посредством экономических  (зарплата, премия и т.п.), моральных  (благодарность, награда, почетное  звание и др.) и иных рычагов.  В первую очередь, учитывается  необходимость оценки работы  в соответствии с ее качеством,  эффективностью и результатом.

     8. Корректирующая деятельность управляемой  системы. Направлена на недопущение  срывов и невыполнения порученных  заданий, на повышение эффективности  и качества работы всех подразделений  и звеньев данного объекта  управления.

     9. Удерживание возможных отклонений  в функционировании системы (организации)  в определенных пределах, обеспечивающее  сохранение ее целостности, качественной  специфики и динамической устойчивости.

     10. Обеспечение компетентности и  дисциплины всего персонала, всех  должностных лиц данной организации  в их повседневной служебной  деятельности.

     11. Осуществление контроля всех  подразделений данной организации.  Обеспечивает упорядоченное и  эффективное взаимодействие ее  элементов с помощью нормативного (в том числе правового) регулирования.

     12. Создание благоприятного климата  для успешной работы всех сотрудников  организации способствует достижению  высоких результатов в деятельности  данной организации.

     13. Обеспечение целостности системы  (организации). Сохранение упрочение  ее качественной специфики и  динамичного устойчивого развития.

     14. Повышение качества и эффективности  служебной деятельности. Включает  в себя разработку прогнозных  оценок внешней среды и внутрифирменных  изменений, формулирование и реализацию  предложений и планов по совершенствованию  организации труда, по ориентационным  изменениям в структурных подразделениях, по улучшению мотивации и стимулирования  всех направлений деятельности  организации, по обеспечению высокой  эффективности ее деятельности.

     Наиболее  распространенная классификация функций  управления выделяет следующие группы функций:

     1. Общие функции управления являются  обязательными для успешной работы  любой организации. Сюда входят: планирование, организация, мотивация  и контроль. Эти функции были  выделены французским практиком  и ученым Анри Файолем в  его работе "Общее и промышленное  управление" в 1916 г., которая была  результатом процесса исследования  факторов, оказывающих мотивирующее  и демотивирующее воздействие  на поведение человека.

     Последовательность  выполнения данных функций управления обеспечивает управление любым объектом (национальной экономикой, отраслью, предприятием).

     Функция управления «планирование» имеет особое значение и включает в себя следующие  процессы:

  • на основе анализа внешней среды и интересов групп формируется миссия организации;
  • определяются цели на основе анализа требований рынка и возможностей самой организации;
  • исходя из установленных целей организации и состояния внешней и внутренней среды намечаются альтернативные стратегии;
  • для реализации стратегий вырабатываются политика и процедуры, по которым действуют сотрудники организации;
  • производится работа в подразделениях, основанная на оперативных планах;
  • планы организации согласуются с показателями и финансовыми ресурсами.

     2. Конкретные функции управления (специфические) определяются объектом управления.

     К функциям управления современного предприятия  относятся следующие:

  • планирование (используемый ресурс - время);
  • маркетинг (используемый ресурс - потребитель);
  • предпринимательство (используемый ресурс бизнес);
  • финансы (используемый ресурс - деньги);
  • организация (используемый ресурс - люди);
  • производство (используемый ресурс - технологии);
  • инновация (используемый ресурс - идеи);
  • информация (используемый ресурс - данные);
  • социальное развитие (используемый ресурс культура).

     Процесс реализации функции отвечает на вопрос: какова логическая последовательность действий, чтобы функция осуществлялась без перебоя.

     Структура функции отвечает на вопрос: как  или каким образом связаны  между собой все действия.

     Как правило, на предприятии функцию  планирования осуществляет не одно подразделение, а несколько.

     И ведущую роль играет отдел (служба) планирования. При этом не следует  умалять вклада финансового отдела, бухгалтерии, отдела снабжения, сбыта, маркетинга и т. д.

     На  основе содержания, процесса и структуры  функции управления проводится анализ, результаты которого служат основой  для развития той или иной функции.

     Кроме того, данная деятельность позволяет  выделить новые функции управления или, наоборот, изъять функции за ненадобностью. Процесс управления хозяйственной  деятельностью заключается в  выполнении общих и специфических  функций. В практике управления между  органами управления функции распределяются неравномерно: порой они распыляются  или дублируются.

     Нельзя  упускать из виду и предупреждение одного из патриархов управленческой мысли, американского социолога  и экономиста П. Друкера: "Успех  любого предприятия сегодня зависит  не от имеющихся в его распоряжении ресурсов, не от объема денежных средств  и даже не от благоприятной хозяйственной  среды, а от управления, его качества и эффективности". Поэтому в  структуре социологического знания на рубеже XXI века возрастает значимость и роль социологии управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Структурная динамика управленческой деятельности органично взаимосвязана с выполняемыми ею функциями. Их единство и взаимообусловленность (функция порождает соответствующую  структуру, а возникновение новой  структуры неизбежно приводит к  появлению новой функции, либо превращает латентную функцию, ранее не заметную для управления, в открытую) образует сложную и многогранную систему  управленческой деятельности.

     Рассматривая  социоструктурную динамику управления с социологических позиций, нельзя оставить без внимания одну очень  примечательную тенденцию. На рубеже ХIХ-ХХ столетий лидирующие позиции в мировой  экономике зависели преимущественно  от лидерства в технике. Германия, мировой лидер конца прошлого века, была обязана своими успехами и позициями научным открытиям  и их практическим применениям в  области химии, оптики, использовании  электрической энергии. США, сменившие  Германию в качестве мирового экономического лидера в начале XX века, сначала лидировали в автомобилестроении, агротехнике, авиации, затем, - уже во второй половине столетия - в области компьютерной техники и средств телекоммуникаций.

     Но  одна из самых мощных в экономическом  отношении держав современного мира - Япония не была пионером или лидером  ни в одной области науки или  техники, не добилась решающего превосходства  ни в одной производственной сфере, за исключением, быть может, радиоэлектроники, о чем свидетельствуют всемирно признанные успехи корпорации "Панасоник". Ее менеджеры, быстрее и лучше  всех усвоили, что главное в управленческой деятельности - относиться к персоналу, к людям как к главному ресурсу  успеха, как к наиболее ценному  капиталу, который надлежит поддерживать и пестовать. Япония лучше других стран научилась впитывать последние  достижения управленческой теории и  с успехом использовать их практически.

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ермак, Л.А. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебное пособие/ Л.А. Ермак. ВЗФЭИ. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.
  2. Баранова, Л.Г., Врублёвская О.В. и др. Обще управление организацией: учебное пособие/ Л.Г. Баранова, О.В. Врублёвская и др. – М.: Изд-во «Перспектива»: ИНФРА-М, 1998.
  3. Виханский, О. С., Наумов, А. И.Труд и управление в современном мире: учебник/ О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М.: Экономистъ, 2003. – 528 с.
  4. Климович, В. П. Менеджмент: анализ управленческих функций: учебник/ В. П. Климович. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,2007. – 256 с.
  5. Лушина С.И Государственное и муниципальное управление: учебник/ С. И. Лушина. – М.: Экономистъ, 2007. – 763 с.
  6. Мильнер, Б. З. Основы менеджмента: учебник / Б. З. Мильнер. – М.: ИНФРА-М., 2002. – 558 с.
  7. Смолкин, А. М. Менеджеры и успешное управление: учебник / А. М. Смолкин. – М.: ИНФРА-М., 1999. – 248 с.
 
 
 
 
 
 
 

     Размещено на


Информация о работе Структура и функции управления