Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 20:23, реферат
Понятие структуры мировоззрения предполагает выделение его структурных уровней: элементного, концептуального и методологического.
Элементный уровень представляет собой совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, оценок, которые складываются и функционируют в обыденном сознании.
Концептуальный уровень включает различные мировоззренческие проблемы. Это могут быть различные концепции мира, пространства, времени, общественного развития человека, его деятельности или познания, будущего человечества и т.п.
Методологический уровень- высший уровень мировоззрения- включает основные понятия и принципы, составляющие ядро мировоззрения. Особенностью этих принципов является то, что они вырабатываются не просто на основе представлений и знаний, а с учетом ценностного отражения мира и человека.
1.Структура мировоззрения
а. ПОНЯТИЕ
МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Человек разумное социальное существо.
Его деятельность целесообразна. И чтобы
действовать целесообразно в сложном
реальном мире, он должен не только много
знать, но и уметь. Уметь выбрать цели,
уметь принять то или иное решение. Для
этого ему необходимо, в первую очередь,
глубокое и правильное понимание мира
– мировоззрение.
Человек всегда задумывался над тем, каково
его место в мире, зачем он живет, что является
смыслом его жизни, почему существует
жизнь и смерть. Каждая эпоха и общественная
группа имеют какое-либо представление
о решении этих вопросов. Сумма всех этих
вопросов и ответов образуют мировоззрение.
Оно играет особую, очень важную роль во
всей деятельности людей.
Существует два
способа освоения мироздания:
1)путем психологических ассоциаций,
через образы и представления;
2)путем логической системы
понятий и категорий.
Существует 2 уровня
мировоззрения:
1)эмоционально-образный
- связан с миром ощущений(
2)логико-рассудочный ( философия и науки
образующие мировоззрение).
Мировоззрение
– система представлении о мире и месте
в нем человека, об отношении человека
к окружающей действительности и самому
себе, а также обусловленная этими взглядами
основные жизненные позиции людей, их
убеждения, идеалы, ценностные ориентации.
Это способ освоения мира человеком, в
единстве теоретического и практического
подхода к действительности. Следует выделить
три основных типа мировоззрения:
- житейское (обыденное)
порождается непосредственными условиями
жизни и передающимся с поколениями опытом,
- религиозное – связано
с признанием сверхъестественного мирового
начала, выражается в эмоционально-образной
форме,
- философское – выступает
в понятийной, категориальной форме, в
той или иной мере опираясь на достижения
наук о природе и обществе и обладая определенной
мерой логической доказательности.
Мировоззрение есть система обобщенных
чувствований, интуитивных представлений
и теоретических взглядов на окружающий
мир и место человека в нем, на многосторонние
отношение человека к миру, к самому себе
и к другим людям, система не всегда осознанных
основных жизненных установок человека
определенной социальной группы и общества,
их убеждений идеалов, ценностных ориентаций,
нравственных, этических и религиозных
принципов познания и оценок. Мировоззрение
- это своего рода каркас структуры личности,
класса или общества в целом. Субъект мировоззрения
- личность, социальная группа и общество
в целом.
Исходя из уроков прошлого, А. Швейцер
заявил: «Для общества, как и для индивида,
жизнь без мировоззрения представляет
собой патологическое нарушение высшего
чувства ориентирования».
Основа мировоззрения - знания.
Всякое познание формирует мировоззренческий
каркас. Наибольшая роль в формировании
этого каркаса принадлежит философии,
так как философия возникла и сформировалась
как ответ на мировоззренческие вопросы
человечества. Любая философия выполняет
мировоззренческую функцию, но не всякое
мировоззрение философично. Философия
- это теоретическое ядро мировоззрения.
В структуру мировоззрения входят не только знания
но и их оценка. То есть мировоззрению
присуща не только информационная, но
и ценностная (аксиологическая) насыщенность.
Знания входят в мировоззрение в виде
убеждений. Убеждения - это та призма через
которые видится действительность. Убеждения
- не только интеллектуальная позиция
,но и эмоциональное состояние, устойчивая
психологическая установка; уверенность
в правоте своих идеалов, принципов, идей,
взглядов, которые подчиняют себе чувства,
совесть, волю и поступки человека.
В структуру мировоззрения входят идеалы.
Они могут быть как научно обоснованными
так и иллюзорными, как достижимыми так
и нереальными. Как правило они обращены
в будущее. Идеалы - основа духовной жизни
личности. Наличие идеалов в мировоззрении
характеризует его как опережающее отражение,
как силу не только отражение действительность
но и ориентирует на ее изменение.
Мировоззрение складывается под воздействием
социальных условий, воспитания и образования.
Его формирование начинается с детства.
Оно определяет жизненную позицию человека.
Следует подчеркнуть особо, что мировоззрение
– это не только содержание, но и способ
осознания действительности. Важнейший
компонент мировоззрения представляет
собой идеалы как решающие жизненные цели.
Характер представления о мире способствует
постановке определенных целей, из обобщения
которых складывается общий жизненный
план, формируются идеалы, которые и придают
мировоззрению действенную силу. Содержание
сознания превращается в мировоззрение
тогда, когда оно приобретает характер
убеждений, уверенности в правоте своих
идей.
Мировоззрение имеет огромное практическое
значение. Оно влияет на нормы поведения,
на отношение к труду, к другим людям, на
характер жизненных стремлений, на вкусы
и интересы. Это своего рода духовная призма,
через которую воспринимается и переживается
все окружающее.
б. СТРУКТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Структура мировоззрения включает в
себя:
1)Знания - совокупность
сведений об окружающем мире. Они являются
исходным звеном, "клеточкой" мировоззрения.
Знания бывают научными, профессиональными
(военными), повседневно-практическими.
Чем солиднее запас знаний у человека,
тем более серьёзную опору может получить
его мировоззрение. Однако в мировоззрение
входят не все знания, а лишь те из них,
которые нужны человеку для ориентации
в мире. Если нет знаний, то нет и мировоззрения.
2)Ценности - это особое отношение
людей ко всему происходящему в соответствии
с их целями, потребностями, интересами,
тем или иным пониманием смысла жизни.
Ценности характеризуются такими понятиями,
как "значимость", "полезность"
или "вредность". Значимость показывает
степень интенсивности нашего отношения
- что-то трогает нас больше, что-то меньше,
что-то оставляет нас спокойными.
Полезность показывает нашу практическую
нужду в чём-то. Ею могут характеризоваться
материальные и духовные ценности: одежда,
кров, орудия труда, знания, умения и т.д.
Вредность - это наше негативное отношение
к какому-то явлению.
3)Эмоции - это субъективная
реакция человека на воздействие внутренних
и внешних раздражений, проявляющихся
в виде удовольствия или неудовольствия,
радости, страха и т.д.Жизнь постоянно
рождает в людях сложную гамму эмоций.
Среди них могут быть "мрачные" эмоции:
неуверенность, бессилие, печаль, горе
и т.д.
Вместе с тем, людям присущ целый спектр
"светлых" эмоций: радость, счастье,
гармония, удовлетворённость жизнью и
др.
Мощный импульс мировоззрению дают нравственные
эмоции: стыд, совесть, долг, милосердие.
Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение
служат слова знаменитого философа И.
Канта: "Две вещи наполняют душу всегда
новым и всё более сильным удивлением
и благоговением, чем чаще и продолжительнее
мы размышляем о них, - это звёздное небо
надо мной и моральный закон во мне".
4)Воля - способность к выбору
цели деятельности и внутренним усилиям,
необходимым для её осуществления.
Это придаёт всему составу мировоззрения
особый характер, позволяет человеку своё
мировоззрение претворять в жизнь.
5)Убеждения - взгляды, активно
принимаемые людьми, соответствующие
их жизненным интересам. Во имя убеждений
люди порой рискуют жизнью и даже идут
на смерть - так велика их побудительная
сила.
Убеждения - это знания, соединённые с
волей. Они становятся основой жизни, поведения,
действия личности, общественных групп,
наций, народов.
6)Вера - это степень доверия
человека к содержанию имеющихся у него
знаний. Диапазон человеческой веры весьма
широк. Он простирается от практической
очевидности до религиозных верований
или даже легковерных принятий нелепых
вымыслов.
7)Сомнение - критическое
отношение к каким-либо знаниям или ценностям.
Сомнение - обязательный элемент самостоятельного
мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное
принятие каких-либо взглядов без собственного
критического осмысления называют догматизмом.
Но нельзя здесь переходить определённую
меру, ибо можно впасть в другую крайность
- скептицизм, или нигилизм - неверие ни
во что, утрату идеалов.
Таким образом, мировоззрение - это сложное,
противоречивое единство знаний, ценностей,
эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений,
позволяющее человеку ориентироваться
в окружающем мире.
Ядром, основой мировоззрения
являются знания. В зависимости от
этого мировоззрение
1)Обыденное мировоззрение
- это совокупность взглядов, основанных
на здравом смысле, повседневном жизненном
опыте. Это стихийно складывающееся мировоззрение
охватывает самые широкие слои общества,
имеет очень важное значение, оно является
реально "работающим" мировоззрением
многих миллионов людей. Однако научный
уровень этого мировоззрения не высок.
2)Более высокой разновидностью мировоззрения
является профессиональное,
формирующееся под влиянием знаний и опыта
людей в различных сферах деятельности
и т.д. Это может быть мировоззрение учёного,
писателя, политического деятеля и т.д.
Мировоззренческие идеи, возникающие
в процессе научного, художественного,
политического, и др. творчества, могут
в определённой степени воздействовать
и на мышление профессиональных философов.
Яркий приме тому - огромное влияние творчество
Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского на отечественную
и мировую философию, но и на этом уровне
человек не застрахован от ошибок.
3)Высший уровень мировоззрения
- теоретическое мировоззрение, к которому
принадлежит и философия. В отличие от
других видов мировоззрения философия
не только является творцом мировоззрения,
но и профессионально занимается анализом
мировоззрения, подвергает его критическому
осмыслению.
Понятие структуры мировоззрения предполагает
выделение его структурных уровней: элементного,
концептуального и методологического.
Элементный уровень представляет собой
совокупность мировоззренческих понятий,
идей, взглядов, оценок, которые складываются
и функционируют в обыденном сознании.
Концептуальный уровень включает различные
мировоззренческие проблемы. Это могут
быть различные концепции мира, пространства,
времени, общественного развития человека,
его деятельности или познания, будущего
человечества и т.п.
Методологический уровень- высший уровень
мировоззрения- включает основные понятия
и принципы, составляющие ядро мировоззрения.
Особенностью этих принципов является
то, что они вырабатываются не просто на
основе представлений и знаний, а с учетом
ценностного отражения мира и человека.
Включаясь в мировоззрение знания, ценности,
поведение окрашиваются эмоциями, сочетаются
с волей и формируют убеждение личности.
Обязательным компонентом мироощущения
является вера, это может быть как рациональная,
так и религиозная вера.
Итак, мировоззрение-сложное, напряженное,
противоречивое единство знаний и ценностей,
интеллекта и эмоций, миропонимания и
мироощущения, разумного обоснования
веры.
Жизненно-практическое мировоззрение
неоднородно, оно складывается в зависимости
от характера образования, уровня интеллектуальной,
духовной культуры, национальных, религиозных
традиций его носителей.
ИСТОРИЧЕСКИМИ
ТИПАМИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:
1) мифологическое
2) религиозное
3) философское.
Исторически первым был мифологический
взгляд на мир (миф - предание, сказание;
логос - слово, учение, понятие, закон) продукт
воображения, попытка людей объяснить
мир, происхождение земли, рек, озер,
тайны рождения и смерти и т. д.
Психика человека требует мифа. Это
основной способ понимания мира в первобытном
обществе - мироощущение.
Мифологическому мировоззрению присуще
неотчетливое разделение субъекта и объекта,
неспособность человека выделить себя
из окружающей среды. В процессе познания
неизвестное постигается через известное;
известно же человеку его собственное
бытие и бытие рода, из которого он первоначально
себя не выделяет.
Основной принцип решения мировоззренческих
вопросов в мифе–генетический, т.е. происхождение
мира, природы объяснялось тем, кто кого
породил(книга Бытия). Миф совмещает 2 аспекта:
диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический
(объяснение настоящего и будущего). Прошлое
связывалось с будущим, что обеспечивало
связь поколений. Люди верили в реальность
мифа, миф определял нормы поведения в
обществе, систему ценностей, устанавливал
гармонию между миром и человеком. Это
одушевление мифа выражается в первобытных
формах религии- фетишизме, тотемизме,
анимизме, первобытной магии. Эволюция
представлений о таинственных духовных
силах, лежащих в основе явлений природы,
принимает классическую форму религии.
Наряду с мифологией существовала и религия.
Религия (от лат. religio - благочестие, святость)
есть форма мировоззрения, фундаментом
которого служит вера в наличие тех или
иных сверхъестественных сил, которые
играют ведущую роль в окружающем человека
мире и конкретно в судьбе каждого из нас.
На ранних этапах развития общества мифология
и религия составляли единое целое. Так
основными элементами религии являлось:
мировоззрение(в виде мифа), религиозные
чувства(в виде мистических настроений)
и культ-обрядов. Религия-это вера в сверхъестественное,
базируется на вере.
Основная функция религии–помочь человеку
преодолеть трудности бытия и возвысить
его до вечного. Религия придает смысл
и устойчивость человеческому бытию, культивирует
вечные ценности(любовь, доброта, терпимость,
сострадание, дом, справедливость, связывая
их со священным, сверхъестественным).
Духовным началом мира, его центром, специфической
точкой отсчета среди относительности
и текучести мирового многообразия является
Бог. Бог придает целостность и единство
всему миру. Он направляет ход мировой
истории и устанавливает нравственную
санкцию человеческих поступков. И наконец,
в лице Бога мир имеет «высшую инстанцию»,
источник силы и помощи, дающий человеку
возможность быть услышанным и понятым.
Проблема Бога, в переводе ее на язык философии,
- есть проблема существования абсолюта,
надмирового разумного начала, актуально-бесконечного
во времени и пространстве. В религии это
начало на абстрактно- безличностное,
а личностное, выраженное в Боге.
Мифологическое и религиозное мировоззрение
носило духовно-практический характер
и было связано с низким уровнем освоения
действительности, зависимостью человека
от природы. В дальнейшем, с развитием
цивилизации, люди стали подниматься к
теоретическому осмыслению мировоззренческих
проблем. Результатом этого явилось создание
философских систем.
Философия - это предельно обобщённое,
теоретическое видение мира.
Термин "философия" происходит от
греческого "филео" (любовь) и "софиа"
(мудрость) и означает «любовь к мудрости»,
к теоретическим рассуждениям. Впервые
термин "философ" употребил древнегреческий
учёный и философ Пифагор (580-500 г.г. до нашей
эры) по отношению к людям, стремящимся
к высокой мудрости и правильному образу
жизни.
Само понятие мудрости несло в себе возвышенный
смысл, мудрость понималась как научное
постижение мира, основанное на бескорыстном
служении истине.
Мудрость - это не что-то готовое, что можно
выучить затвердить и использовать. Мудрость
- это поиск, требующий напряжения ума
и всех духовных сил человека.
В следствии этого возникновения развитие
философии означало отмежевание от мифологии
и религии, а также выход за рамки обыденного
сознания.
Философия и религия как мировоззрение
часто решают сходные задачи по объяснению
мира, а также воздействия на сознание
и поведение человека.
Их коренное отличие состоит в том, что
религия в решении мировоззренческих
задач опирается на веру, а философия есть
отражение мира в теоретической, рационально
понятной форме.
Вывод:
1) Исходные типы мировоззрения сохраняются
на протяжении всей истории.
2) "Чистые" типы мировоззрения практически
не встречаются и в реальной жизни образуют
сложные и противоречивые сочетания.
Список использованных источников:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия:
Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:
ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
2. http://pedlib.ru/Books/2/0279/
3. http://shpori4all.narod.ru/
2. Социальная структура: статусы и роли
А.ЛИЧНОСТЬ В
СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА
Личность в социальной структуре общества
представляет собой совокупность объективных
и субъективных свойств индивида, возникающих
и функционирующих в процессе его разнообразной
деятельности, под влиянием тех общностей
и объединений, в которые входит человек.
Отсюда важнейшей характеристикой социальной
структуры личности является ее деятельность
как самостоятельность и как взаимодействие
с другими людьми, что фиксируется понятием
субъекта деятельности. Анализ структуры
личности без анализа форм ее деятельности
невозможен. Теория Фрейда выделяет три
части в психической структуре личности:
Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго
("сверх - Я") Ид ("Оно") - источник
энергии, направленный на получение удовольствия.
При высвобождении энергии ослабляется
напряжение и личность испытывает чувство
удовольствия "Оно" побуждает нас
к сексу, а также осуществлять такие функции
организма, как прием пищи и отправление
естественных надобностей.
Эго ("Я") контролирует поведение
человека, в какой-то мере напоминая светофор,
помогающий личности ориентироваться
в окружающем мире. Эго
руководствуется главным образом принципом
реальности. Эго регулирует выбор подходящего
объекта, позволяющего преодолеть напряженность,
связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает
голод, Эго запрещает нам употреблять
в пищу автомобильные шины или ядовитые
ягоды; удовлетворение нашего побуждения
откладывается до момента выбора подходящей
пищи.
Суперэго - это идеализированный родитель,
оно осуществляет нравственную или оценочную
функцию. Суперэго регулирует поведение
и стремится усовершенствовать его в соответствии
со стандартами родителей, а в дальнейшем
и общества в целом. Эти три компонента
активно воздействуют на формирование
личности ребенка. Дети должны следовать
принципу реальности, ожидая, пока представится
подходящее время и место, чтобы уступить
напору Ид. Они должны также подчиняться
моральным требованиям, предъявляемым
родителями и собственным формирующимся
Суперэго. Эго несет ответственность за
поступки, поощряемые или наказываемые
Суперэго, в связи с этим человек испытывает
чувство гордости или вины. Кроме того,
если рассматривать личность как систему,
то можно выделить в ней две основные подсистемы,
или два мира личности:
- один - внутренний,
мир сознания, скрытый от других и зачастую
непонятный и неосознанно " живущий
" для самой личности;
- второй - деятельностный,
открытый для людей, позволяющий им не
только наблюдать внешние проявления
личности, но и проникать в ее внутреннюю
жизнь, догадываться о том, какие страсти
и их борения овладевают человеком. Внутренний
и внешний миры тесно связаны между собой.
Однако в каждом конкретном случае эта
связь оказывается неоднозначной. Одним
ее полюсом является соответствие, "
совпадение " актов сознания и поведения,
другим
- наоборот, их
совершенное несоответствие друг другу,
противостояние.
Для социологии наиболее значительным
является осмысление перехода, превращение
в структуре личности факта, момент, ситуацию
деятельности. Этот процесс охватывает
обе разновидности личностных структур,
и именно его следует считать "ядром"
личности как системы. Начнем рассматривать
внутренний мир человека. Здесь и потребности,
и интересы, и цели, и мотивы, и ожидания,
и ценностные ориентации, и установки,
и диспозиции. Благодаря их взаимосвязи
существуют внутриличностные мотивационные
и диспозиционные механизмы. Мотивационный
механизм включает в себя взаимодействие
потребностей, ценностных ориентации
и интересов, конечным результатом которых
является их преобразование в цель личности.
Потребности выступают (применительно
к личности) как исходные побудители ее
деятельности, отражая объективные условия
существования человека, являясь одной
из наиболее важных форм связи личности
с окружающим миром. Связь эта может проявляться
в форме естественных (нужда в еде, одежде,
жилье и т.д.) и социальных (потребность
в различных формах деятельности, общения).
Вместе с тем резкой грани между ними нет,
поскольку потребность в одежде, жилье,
и даже еде приобретают социальную "оболочку".
Особенно это характерно для периода кризисного
развития общества. Будучи осознанными,
потребности превращаются в интересы
личности. В них отражается отношение
человека к условиям жизни и деятельности,
определяющее направленность его действий.
По сути дела, именно интересы в значительной
мере обуславливают мотивы поведения
личности. Они оказываются главными причинами
действий. "Ближайшее рассмотрение
истории, - писал Гегель, - убеждает нас
в том, что действия людей вытекают из
их потребностей, их страстей, их интересов...
и лишь они играют главную роль".
Важный элемент внутренней структуры
личности и регулятор ее поведения - ценностные
ориентации. Они отражают направленность
личности на определенные ценности и интересы,
предпочтительное отношение к тем или
иным из них. Поэтому ценностные ориентации,
так же как и потребности и интересы, являются
одним из основных факторов, регулирующих
мотивацию деятельности. Именно в ценностных
ориентациях, как в чем-то конкретном и
определенном, могут проявляться интересы
личности. Потребность и интересы, отражаясь
в сознании людей, преломляясь через ценностные
ориентации, приводят к формированию конкретных
внутренних побудителей действия, которые
принято называть мотивами деятельности.
Так создается механизм мотивации, который
предполагает реализацию в целенаправленной
деятельности личности. Смысл этой деятельности
– достижение определенной цели, венчающей
"усилия этого механизма". Другой
"внутри личностный" механизм связан
с "диспозиционной" структурой личности.
Диспозиция личности - это ее предрасположенность
к определенному поведению в конкретных
условиях, возможность сделать выбор деятельности.
В известном смысле диспозиция - это предшествующие
поведению ориентации личности. Сам механизм
включает в себя взаимодействие мотивов
и стимулов, приводящих к появлению установок
личности. Результатом этого взаимодействия
оказывается возникновение диспозиций.
Что же означают названные элементы структуры
личности? Под мотивами принято понимать,
как уже отмечалось чуть выше, внутренние
непосредственные побудители к деятельности,
в которых отражается стремление человека
удовлетворить свои потребности и интересы.
В отличие от мотивов стимулы выступают
как внешние побудители к деятельности.
Под ними обычно понимают многочисленные
факторы экономического, социального,
политического и иного характера, действующие
в структуре среды личности. Установки
- это общая ориентация, направленность
сознания на то или иное явление (процесс)
действительности.
Социальные установки - один из наиболее
важных регуляторов социального поведения
личности, выражающий ее предрасположенность,
готовность действовать определенным
образом в отношении данного объекта Установки
характеризуют отношение личности к среде,
другим людям. Стало быть, установки во
времена предшествуют деятельности, в
них отражается "нацеленность на тот
или иной вектор" поведения. В западной
социологии установки принято назвать
"аттитюдами" (со времен У. Томаса
и Ф. Знанецкого, которые ввели этот термин
в широкий научный оборот и немало сделали
для его изучения: В соответствии с разработанной
В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции
социального поведения личности существуют
три уровня диспозиций. Самый высший –
уровень формирования у личности концепции
жизни и ее воплощения в ценностных ориентациях.
Другими словами, на этом уровне диспозиции
регулируют общую направленность поведения
интересов личности. На среднем уровне
саморегуляция осуществляется в виде
формирования обобщенной установки личности
на социальные объекты. Что касается нижнего
уровня, то здесь также происходит формирование
установок, но более конкретного, ситуационного
плана, связанного с саморегуляцией поведения
в совершенно определенных, непосредственно
данных условиях. Внешне наблюдаемые поступки
людей оставляют второй аспект деятельности
- поведенческий, в котором находят непосредственное
конкретное отражение ценностные ориентации,
установки, диспозиции личности. Естественно,
возникает вопрос о структуре такой внешне
наблюдаемой деятельности. Отметим, что
иногда структура деятельности отождествляется
со структурой наблюдаемой деятельности.
Такой подход, по меньшей мере, неточен.
Но понять его авторов можно, потому что
они в данном случае противопоставляют
структуры сознания и поведения личности,
не относя первые к структуре деятельности.
Структура деятельности обусловлена объективной
необходимостью выполнения тех или иных
действия для воспроизводства, функционирования
и развития личности. Она детерминируется
(на уровне конкретной личности) ее демографическим,
социальным, профессиональным положением,
местом, занимаемым в системе
общественных связей и отношений. Имея
в виду структуру в ее "внешнем" выражении,
отметим, что она может выступать и как
своеобразная типология
деятельности личности.