Структура мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 20:23, реферат

Описание работы

Понятие структуры мировоззрения предполагает выделение его структурных уровней: элементного, концептуального и методологического.
Элементный уровень представляет собой совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, оценок, которые складываются и функционируют в обыденном сознании.
Концептуальный уровень включает различные мировоззренческие проблемы. Это могут быть различные концепции мира, пространства, времени, общественного развития человека, его деятельности или познания, будущего человечества и т.п.
Методологический уровень- высший уровень мировоззрения- включает основные понятия и принципы, составляющие ядро мировоззрения. Особенностью этих принципов является то, что они вырабатываются не просто на основе представлений и знаний, а с учетом ценностного отражения мира и человека.

Файлы: 1 файл

юрику.docx

— 55.21 Кб (Скачать файл)

 
Б.СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ 
При анализе личности и ее места в обществе часто используют понятие «социальное положение». Если это понятие соотносится с социальной ролью, то последнюю можно рассматривать как функцию социального положения. Однако. «Социальная роль» личности в единстве с ее «социальным положением» с наибольшей полнотой и объемностью выражает понятие «социальный статус личности». Оно удачно объединяет в себе и функциональную и оценочную стороны, показывает: что личность может делать, что она делает, каковы результаты ее действий, и как они оцениваются другими людьми, обществом. 
 
Социальный статус - это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает ли человек 
 
данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное положение) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно, «предписанный» и «достигаемый» статусы. Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (заработная плата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку. Социальный статус в значении нормы и общественного идеала обладает большими 
 
потенциальными возможностями при решении задач социализации личности, 
 
поскольку ориентация на достижение более высокого социального статуса стимулирует социальную активность. Если собственный социальный статус понимается человеком неверно, то он ориентируется на чужие образцы поведения. 
 
В этой связи можно рассмотреть две крайности в оценке личностью своего 
 
социального статуса. Низкая статусная самооценка связана со слабой сопротивляемостью внешнему влиянию. Такие люди не уверены в себе, чаще подвержены пессимистическим настроениям. Высокая самооценка чаще связана с активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным оптимизмом. Исходя из этого, есть смысл ввести понятие статусной самооценки, как сущностной черты личности, несводимой к отдельным функциям и действиям человека. 
 
Социально определенная деятельность человека; занимаемые им социальные статусы и осуществляемые социальные роли; ожидания и отношения статусов и ролей, норм и ценностей, которыми он руководствуется в процессе своей деятельности; система законов, которые он использует; совокупность знаний, позволяющих выполнять принятые на себя роли и более или менее свободно ориентироваться в окружающем мире; уровень образования и специальной подготовки; социально-психологические особенности, активность и степень самостоятельности в принятии решения - все это образует социальные качества личности.

 
В.СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ЛИЧНОСТИ 
В научной литературе утвердилось мнение, что специальной социологической теорией личности является ролевая концепция личности. Понятие " социальная роль " было выработано в начале XX века в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, позднее - Т. Парсонса, Т. Шибутани, Р. Липтона и других. В нашей стране ролевая концепция разрабатывалась И. Коном и В.А. Яловым. Широко используется указанное понятие в концепциях, которые отождествляют жизненные ситуации с игрой, а деятельность человека сводят к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных жизненных ситуациях. Хорошо описываются данными понятиями  факты приспособления человека к определенным условиям. Исследуя поведение человека, последователи ролевой теории широко используют ситуацию актера и роли или двух актеров. При этом часто ссылаются на слова пьесы Шекспира " Как вам это нравится ": 
 
Весь мир - театр 
 
В нем женщины, мужчины - все актеры. 
 
У них есть выходы, уходы, 
 
И каждый не одну играет роль. 
 
Семь действий в пьесе той. 
 
Младенец, школьник, юноша, любовник, 
 
Солдат, судья, старик. 
 
Каждая роль требует от актера определенного поведения, стало быть, это поведение может соответствовать или не соответствовать ожидаемому. Можно сказать, что социальная роль - это маска, в которую обличается человек, попадая в люди. Т. Шибутани различает 2 типа ролей - конвенциальные и межличностные Конвендиальная роль - это предписанный шаблон поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом. Конфликты и противоречия между людьми есть нередко результат непонимания ролей друг друга. Для их преодоления необходимо осознание взаимных прав и обязанностей людей по отношению друг к другу, или соединение своей роли с ролью другого человека, умение поставить себя на его место, без чего невозможна социализация личности. В соответствии с этой мыслью Т. Шибутани вводит 2 понятия: "играние роли" и "принятие роли". Играние роли - это организация поведения в соответствии с групповыми нормами, а принятие роли - требование к действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядело бы с точки зрения другого человека. Например, лектор и аудитория, начальник и подчиненный, врач и пациент, продавец и покупатель. Способность человека понимать жизнь, отличную от его жизни, - один из показателей его социальной зрелости, что особенно важно для детей и юношества. Некоторые роли, а их большинство, являются личностно незначимыми для человека, например, пешеход, пациент, покупатель и т.д. Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно, не вкладывая в них частичку души и своего Я. Напротив, другие роли, а их меньшинство, прежде всего те, которые связаны с главным статусом, воспринимаются, как часть Я. Их потеря может переживаться как внутренняя трагедия. В структуре социальной роли обычно выделяют 4 элемента: 
 
1.   Описание типа поведения, соответствующего данной роли. 
 
2. Предписание (требования), связанные с данным поведением. Человек занимает в обществе определенную позицию или должность, а с ней непременно связана совокупность прав и обязанностей (позиция учителя и ученика, отца и сына). Исходя из этого, общество можно представить как систему взаимодействующих должностей и позиций, а позицию как структурно оформленную единицу общества. Роль в такой интерпретации означает совокупность действий, которые производит субъект для реализации занимаемой им позиции (требований должности). Позиция связана не только с системой действий, но и с системой ожиданий. От человека, занимающего ту или иную позицию, окружающие ждут соответствующих действий. И сам человек рассчитывает на определенное к себе отношение. 
 
3.  Оценка выполнения предписанной роли. От человека требуют определенных 
 
действий, да и сам он оценивает себя в зависимости от того, какую роль играет 
 
и какую роль хотел бы играть на "сцене", именуемой жизнью. 
 
4.  Санкции, т.е. социальные последствия того или иного действия в рамках 
 
требований социальной системы. Такие санкции могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими и т.д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл санкции - побудить человека к определенному типу поведения. Т. Парсонсом была впервые предпринята попытка систематизации ролей Любая из ролей описывается 5-ю основными характеристиками: 
1) эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие 
- раскованности; 
2) способом получения - одни роли предписываются, другие завоевываются; 
3) масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - 
размыта; 
4) формализацией - одни роли представляют собой действие в строго 
установленных правилах, другие - произвольное; 
5) мотивацией - одни направлены на личную прибыль, другие на общее благо 
и т.д. И.С. Кон выделяет 3 понимания роли: в обыденном сознании, где «быть в роли» значит притворяться, играть, сознавая искусственность собственного поведения; в социальной психологии, которая использует это понятие для «описания повторяющихся, стандартизированных форм поведения», и, наконец, в социологии, в которой понятие социальной роли обозначает безличную социальную функцию и норму, выполнение которой обязательно для тех, кто занимает данную позицию. Действительно, в поведении человека всегда есть нечто заданное, стандартизированное. Человек, сознающий себя «в роли», становится не только актером, но и зрителем собственных поступков. Это вносит в его поведение элементы отчужденности. Он ведет себя так, как если бы он был не самим собой, а кем-то другим, и это порождает у него внутреннюю напряженность, чувство неестественности своего поведения (даже если окружающие его не видят). И.С Кон отмечает, что прежде чем реагировать на внешний символ, человек должен согласовывать свою реакцию с логикой принятой на себя роли. И.С. Кон приходит к выводу, что процесс формирования личности означает ее вживание в различные социальные роли и составление своей ролевой системы, где человек идентифицирует себя с различными ролями. С одними – личностно значимыми - больше, с другими - второстепенными - меньше. Однако абсолютизация значения социальной роли может привести к признанию отчуждения личности, ибо если личности предписывается очерченная ролью вся линия поведения, то ей, в первую очередь, следует приспосабливаться к этой линии, что ведет к ограничению творческой активности личности, порождая конформизм. Если степень идентификации личности с ролью высока, то они могут срастись, и роль может стать неотъемлемой частью личности. Если нет, то роль становится для личности совершенно чуждой, что часто и бывает.

 

 

 Список использованных  источников:

 
1.Антов А. Понятие «социальная  структура» в современной социологии // Социологические исследования 1996г.  №7 с. 36-38.

2 .Панферова В.В. , Мечников М.А. Социальная статус личности (социальное неравенство, проблемы, причины) //Социально-политический журнал 1996г. №5 с.92-104 
 
3.Парсонс Т. Аналитический подход к социальной структуре общества М.1992г. с.102-110 
 
4.Ситников А. Формируется ли средний класс?// Российский экономический журнал 1999г. №3 с.26-35. 
 
5.Фролов А. Г. Социология. М., 1997г. 
 
Социология // г.Москва изд-во «Мысль» 1990г.

 

 

3.Генезис,  сущность и функции государства  
Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислению признаков государства.  
Рассматривая государство с разных позиций - философской, исторической, социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те или иные аспекты (характеристики) государства. Юридический подход позволяет выделить следующие основные признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества. К ним обычно относят:  
1) наличие особой публичной (политической) власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;  
2) государственный суверенитет;  
3) общеобязательный характер актов, издаваемых государством;  
4) взимание налогов.  
Особая публичная (политическая) власть - один из главных признаков государства. 
Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами и классами населения, государственная власть приобретает политический характер. Особенность этой власти в том, что она не совпадает с обществом, а стоит над обществом, отделена от него. Эта власть обладает относительной самостоятельностью по отношению к обществу и другим источникам власти.  
С учетом перечисленных признаков можно дать определение государства. Государство - это исторически выделившаяся из общества политическая организация особой суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы различных социальных групп, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества. 
Особая модель государства раскрывается понятием «правовое государство». Это государство, построенное на правовых началах, признает и осуществляет требования права во всех сферах общественной жизни, ограничивает свою деятельность в соответствии с правовыми установлениями. Следует отметить, что сама идея правового государства имеет давнюю историю.  
Сам же термин «правовое государство» ввел в оборот представитель немецкого либерализма первой половины 19 в. государствовед Р. фон Моль.  
Если обобщить все критерии, выделяемые в науке при характеристике правового государства, то они сводятся к следующим: 
1) господство права в общественной и политической жизни;  
2) незыблемость естественных прав и свобод личности, их гарантированность и реальность осуществления; 
3) взаимная ответственность государства и личности;  
4) принцип разделения властей.  
Гражданское общество предпосылка и условие существования правового государства. Гражданское общество - есть объединение частных личностей. В нем доминируют свобода личности, частная собственность, взаимные связи между индивидами строятся по принципу – «пределы свободы личности, определяются пределами свободы другой личности». Это независимая от государства относительно самостоятельная сфера жизни общества, где действуют различные социальные группы, объединения культурного, национального, религиозного, территориального и иного характера, выражающие разнообразные интересы людей. 
Не любое общество может быть названо гражданским. Таковым считается общество с развитыми рыночными отношениями, где личность не отделена от собственности, а, напротив, имеет возможность выбрать любую форму собственности, вправе распоряжаться результатами своего труда и своими способностями к труду. В гражданском обществе нет монополии на какую-либо идеологию. В нем существует терпимость к различным суждениям, точкам зрения, мнениям, плюрализм идеологий, взглядов, суждений.  
Термин «функции государства» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества.  
В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и, прежде всего, в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Так, кризисные явления в экономической жизни страны требуют концентрации усилий государства, всех его органов на решении экономических задач. Рост преступности заставляет государство своевременно предпринимать серьезные практические действия по усилению борьбы с ней, выявлению и устранению причин и условий, которые ее порождают. Угроза внешней агрессии мобилизует государственный механизм на подготовку населения страны к ее отражению.  
Понятие функции государства появилось и стало широко и пользоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права.  
На современном этапе развития отечественной теории государства и права также сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но с одним существенным уточнением: расширяется и углубляется понимание социального назначением государства, отвергается провозглашаемая ранее жесткая связь между изменениями классовых характеристик государства и, собственно, его функций. Эта связь, как показал исторический опыт, оказалась более многогранной, на функции государства оказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации (экология, ядерное вооружение, демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы). Словом, и в функциональной характеристике государства отечественная теория также уходит от предыдущей методологической вульгаризации и догматизации, учитывает новые проблемы, но вместе с тем сохраняет и то позитивное, что было наработано в этой области на предыдущем этапе. Ценным оказалось, прежде всего, само понятие функции государства, ее содержание и значение как одной из важных характеристик деятельной стороны государства.  
Действительно, функциональный подход позволяет более глубоко изучать длительный исторический процесс возникновения, развития, смены, разрушения, появления государств различных типов, видов, форм у разных народов, т.е. процесс формирования и эволюции государственности. Понятие государственности как раз и характеризуют наличие государственной организации общества, различные этапы, которые это общество проходит в своем историческом государственном бытии, и самое главное - различные функции, которые государство выполняет. Иными словами, только взятые в совокупности статические и динамические характеристики позволяют глубоко познать природу такого сложного социального института, как государство.

 
Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами:

 
1. Содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они воздействуют.  
2. В отличие от функций многочисленных государственных органов (финансовых, народного образования, прокуратуры), специально предназначенных для определенной деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом.  
3. Функции государства носят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточение усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней или внешней деятельности.  
4. Функции государства необходимо также отличать от видов государственной деятельности, которые могут осуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными подразделениями различных органов государства. Видами государственной деятельности являются, например, расследование уголовных дел, таможенный контроль.  
5. Функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации. Основными правовыми формами осуществления функций современного государства являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность.  
Функции государства - это деятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией.  
Поэтому в теории государства наиболее распространено и признаваемо разделение функций на внутренние и внешние, т. е. определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно-организованным обществам, другим государствам (внешняя функция).

 
Внутренние функции  государства.  
1. Охранительная функция.  
Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.  
Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.  
2. Экономическая функция:  
Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).  
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.  
Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.  
3. Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан.  
Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу обо всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.  
Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.  
4. Культурно - воспитательная функция.  
Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.  
Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.  
Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.  
5. Природоохранительная функция.  
Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.  
В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.  
Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.  
Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.  
Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а также в земельных и водных кодексах.  
Внешние функции.  
1. Функция обороны страны.  
Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Республики Беларусь.  
Согласно Конституции РБ «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РБ. Гражданин РБ несет военную службу в соответствии с законом».  
Согласно этому закону: все мужчины - граждане РБ, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места жительства, обязаны проходить военную службу в рядах Вооруженных Сил Республики Беларусь. На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.  
Практическое исполнение функции обороны страны так же возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения.  
2. Функция сотрудничества с другими странами.  
В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.  
В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества.  
Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации, деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)  
3. Борьба с международной преступностью.  
В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность.  
Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений.  
Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.  
Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.  
Одной из таких организаций является Интерпол. Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью.  
4. Участие в охране окружающей среды.  
В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве. В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными климатическими условиями.  
Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.  
Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами.  
Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их.  
Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.

Список использованных источников:

 
1.     Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. – Мн.: Амалфея, 1999. – 112с.  
2.     Уголовный кодекс Республики Беларусь. Принят Палатой представителей 2 июня 1999 года. Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года / Обзорная статья А. В. Баркова. - Мн.: Амалфея, 1999. - 320 с.  
3.     Гражданский кодекс Республики Беларусь: с коммент. к разделам / Коммент. В. Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000. - 704 с.  
4.     Закон республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10. 12. 1992 года в редакции от 10. 01. 2000 года. Национальный Реестр Правовых Актов 2000 г. №8.  
5.     Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 448 с.  
6.     Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. Члена - корреспондента РАН О.Е. Кутафина. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2001. - 447.  
7.     Общая теория права / Отв. ред. А.С. Пиголкин изд. Юристъ. 1998.


Информация о работе Структура мировоззрения