Студенческая семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:59, реферат

Описание работы

Студенческая семья в силу близости идей­но-нравственных характеристик супругов обладает потенциальной способностью к успешному функционированию. Однако существует ряд преходящих социально-экономических, педагогических и админис­тративно-правовых факторов, затрудняю­щих реализацию положительных устано­вок на успешное функционирование се­мьи в студенческие годы. Целью иссле­дования являлось определение специфи­ки студенческой семьи и изучение фак­торов, влияющих на успешность студен­ческого брака.
Цель данной работы - изучить студенческую семью, определить ее проблемы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СПЕЦИФИКА СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ.. 4
1.1. Понятие и общая характеристика студенческих семей. 4
1.2. Типы семей. 6
2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ.. 15
2.1. Учеба и семья. 15
2.2. Проблемы студенческой семьи и их решение. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 25

Файлы: 1 файл

Студенческая семья.docx

— 183.88 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. СПЕЦИФИКА СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ.. 4

1.1. Понятие и общая характеристика  студенческих семей. 4

1.2. Типы семей. 6

2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ  СЕМЬИ.. 15

2.1. Учеба и семья. 15

2.2. Проблемы студенческой семьи  и их решение. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 25

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы обусловлена  следующим.

Учитывая курс, который государства  на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, исследование студенческой семьи представляет интерес. Кроме того, очевидно, что  к студенчеству относится очень  большая группа населения в свете  чего, исследование ее проблем также  представляет интерес, поскольку в  их решении заинтересованы очень  многие. Ну и само то, что автор  работы относится к студенчеству определяет его личный интерес к  исследуемой теме.

Студенческая семья - достаточно слож­ный и еще малоизученный объект исследований. Соответственно литературы по данной теме не много, исследования как правило  относятся к концу 80-х, началу 90-х  годов прошлого века. 

В нашем исследовании под сту­денческой  семьей понимается такая, в ко­торой оба супруга - студенты дневного отделения  высшего учебного заведения, т. е. гомогенная (однородная) по соци­альному положению  мужа и жены. Это молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет. Дети в студенчес­ких семьях, как правило, дошкольного возраста.

Студенческая семья в силу близости идей­но-нравственных характеристик  супругов обладает потенциальной способностью к успешному функционированию. Однако существует ряд преходящих социально-экономических, педагогических и админис­тративно-правовых факторов, затрудняю­щих реализацию положительных устано­вок на успешное функционирование се­мьи в студенческие годы. Целью иссле­дования являлось определение специфи­ки студенческой семьи и изучение фак­торов, влияющих на успешность студен­ческого брака.

Цель данной работы - изучить студенческую семью, определить ее проблемы.

 

 

1. СПЕЦИФИКА СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ

1.1. Понятие и общая характеристика  студенческих семей

Студенчество многочисленный отряд  молодежи. В 896 вузах страны обуча­ются более 5 млн. студентов, в том чи­сле на дневных отделениях свыше 2 млн. 600 тыс. 55 % студентов вузов составляют женщины. Результаты ряда исследований, проведенных в вузах Российской Федерации, свидетельствуют о том, что в последнее время до­ля  семенных студентов возрастает.

Этот процесс соответствует  общей тенденции омоло­жения  брака, кинетика свидетельствует, что  к воз­расту 25 лет в Ирак вступают более 80 % женщин и около 70 % мужчин (сравните: 20 лет назад соответст­венно 70 % и 60 %). Студенты не являются исключением. Кроме того, среди студентов больше половины женщин, и понятно стремление последних создать семью в  на­иболее благоприятные для  этого годы. Сказывается и тот  фактор, что среди студентов растет число тех, кто пришел в вуз  из Российской Армии, с предприятий, подготовительных отделений.

Важным аспектом рассматриваемой  проблемы явля­ется изменение отношения  к студенческим семьям со стороны  родителей, общественных организаций  и адми­нистраций вузов. Оно становится более терпимым. Во многих вузах  семьям оказывается помощь и поддержка: вы­деляются места в общежитии, выдаются денежные по­собия, создаются  по возможности условия для совме­щения  учебы и воспитания детей. Все  это в опреде­ленной мере облегчает  жизнь студенческих семей. Из­меняется  отношение к браку и семейной жизни и у самих студентов.

Проводившееся в 1988 г. исследование проблем  сту­денческой молодежи республики (опрошено 3186 чел.) сотрудниками ПНИЛСИ БГУ им. В. И. Ленина пока­зало, что  целесообразным создавать семью  в студен­ческие годы считают 35,9 % студентов. Считают, что не­целесообразно - 26,6 %. Состояли в браке 15,2 % опро­шенных. Ответы эти говорят о том, что  треть студен­тов положительно смотрят  на создание семьи во время учебы  в вузе, причем половина из них не только на словах положительно относятся  к браку в эти годы, но и сами создают семьи.

Специфика студенческого брака  заключается и в осо­бенностях  деятельности супругов - учебе, временности  их социального положения. Окончание  учебы, распре­деление на работу, в  перспективе любимая работа —  это составляющие духовности студенческого  брака.

Социолог Д. М. Чечет справедливо  считает, что перспектива радостных  событий семейной жизни, создание «светлых пятен» наряду с другими сос­тавляющими способствуют поддержанию высокого эмо­ционального, культурного и  интеллектуального тонуса жизни  в браке.

В гомогенном студенческом браке ожи­дание  радостной долгожданной перспективы  окончания вуза имеет двойной  эффект, так как изменение социаль­ного статуса произойдет у обоих супругов. Таким об­разом, схожесть перспективных  целей обусловливает главный  момент специфики студенческого  брака.

По своему составу студенческие семьи делятся на две большие  группы: имеющие (60,4 %) и не имеющие (39,6 %) детей. Причины, по которым значительная часть семейных студентов воздерживается от расширения сос­тава своей семьи, в основном объективные. Главными из них студенты называют учебу, стесненные жилищ­ные условия, материальные трудности, а также трудности связанные  с присмотром за ребенком. Социальное происхождение замужних студенток  и же­натых студентов разнообразно. Более трети выход­цы из семей  специалистов со средним и высшим об­разованием, чуть меньше - из семей  рабочих. Около пятой части семейных студентов имеют родителей-кол­хозников. В ходе исследования была выявлена схожесть социального происхождения  у 57,2 % супругов. Видимо, однородность социальной среды воспитания юношей и де­вушек, обеспечивающая сходство интересов, привычек, социальных установок, способствует их эмоциональному сближению и созданию семьи.

Вместё с тем следует заметить, что социальное про­исхождение все  в меньшей степени играет роль при вы­боре брачного партнера. Распространение  социально не­однородных семей (в  нашем исследовании 42,8 % имеют разное социальное происхождение) свидетельствует  о про­цессе сближения социальных групп в нашем обществе, о стирании различий между ними. Институт брака  и семьи все больше утрачивает свой сословный, классо­вый характер. Вместе с тем встречается определенная «плановость», стремление (прежде всего  родителей де­вушки, юноши) найти  жениха или невесту в своем  кру­гу. Эта тенденция наблюдается  чаще всего у работ­ников науки, культуры. Сохраняется она и в  студен­ческой среде. В частности, исследование 1988 г. пока­зало, что лишь 51,5% опрошенных не считают различ­ный уровень образования юноши и  девушки препятст­вием для заключения брака.

Студенческая среда отличается пестрым этническим составом: большинство  студентов — белорусы (72,9 % мужчин и 65,4 % женщин), значительная часть - рус­ские (14,1 и 20 %), есть украинцы (5,9 и 5,4 %), поля­ки (3,6 и 5,4 %), а также другие национальности (2,6; и 1,3 %). Согласно нашим данным, национально  смешан­ные браки составляют 52 %. Это  в основном пары, сос­тоящие из белорусов  и русских, белорусов и украинцев, белорусов и поляков, т. е. представителей близких куль­тур. Основную массу  однонациональных пар представ­ляют  белорусы, что является отражением сложившегося в республике соотношения  студенчества по националь­ному признаку. Наше студенчество характеризуется  от­сутствием национальных предрассудков  при заключении брака. Только 12,7 % опрошенных студентов; дали ут­вердительный ответ  на вопрос «Может ли другая национальность любимого Вами человека послужить препятствием для вступления с ним в брак?». Студенты заключают браки чаще всего  на старших курсах, когда близится окончание вуза и распределение  на работу (хотя бы для одного из супругов). Возраст вступления в брак у мужчин 22—24 года, у женщин 20—22. Наиболее многочисленную группу составляют семейные пары со стажем от года до двух лет; (39,8 %). Чуть меньшую, со стажем до одного года (37,7 %). Остальные (22,5 . %) имеют стаж семейной жизни  более двух лет.

Нередко студенты полагают, что во время обучения в вузе гораздо  легче создать семью, особенно женщинам, так как впоследствии их шансы  заметно уменьшаются (с увеличением  возраста, с изменением места жительства, где контингент мужчин или женщин недостаточно подходящий и т. д. Одна из бывших студенток написала в редакцию молодежной газеты такое; письмо: «На  втором курсе института я объявила ро­дителям, что выхожу замуж. Родители тут же схватили меня за руку, потащили в институт и вместе с рек­тором  принялись убеждать, что в первую очередь нужно окончить институт, а потом выходить замуж. Мы вполне могли расписаться и без согласия родителей, но я боялась это сделать  и решила, что они желают мне  только добра, а потом придет время, и все у меня еще будет: семья, муж, дети. И мы расстались. Сейчас мне 28 лет. У меня есть квартира, я неплохо  за­рабатываю, но у меня нет семьи, детей, и я уже не надеюсь, что  это будет».

Сейчас, однако, все реже возникает  вопрос - соз­давать семью в студенческие годы или нет. Опрос эк­спертов во всех вузах республики (представителей профкомов, парткомов, ректоратов, комитетов  комсомола) дал возможность установить, что большинство из них одобряют студенческие браки. Многие из опрошенных обза­велись семьей в студенческие годы и считают, что брак в этот период благотворно влияет на становление  лич­ности: заставляет почувствовать  ответственность перед семьей, вузом, обществом. У семейных студентов  отме­чается более серьезное  отношение к учебе и избранной; профессии, они особенно ценят самостоятельность  в ра­боте, больше ориентированы  на достижение успехов в профессиональном труде. Семейное положение благотворно  влияет и на ценностные ориентации студента, спо­собствует развитию интеллектуальных и социальных пот­ребностей.

Однако эти аргументы, которые  могут быть выдвинуты и в качестве исследовательских гипотез, нуж­даются в дополнительных подтверждениях, и  в любом конкретном случае вопрос, заключать брак в годы учебы или  не заключать, оказывается далеко не праздным.

1.2. Типы семей

Далее представим материал по изучению студенческих семей, выявлению их типов, и особенностей каждого из них.

Исходным положением при изучении сту­денческих семей являлось предположе­ние, что эти семьи представляют опти­мальную модель семьи современного типа. А  именно прогрессивное развитие семьи  характеризуется возрастающей ролью  нравственно-психологической стороны  се­мейной жизни, студенчество же в  силу своего социального положения  призвано умножать нравственный и духовный по­тенциал общества и для этого  ему со­здаются (или должны создаваться) необходимые условия. Состояние  нравственности семьи и получение  высшего образования супругами  имеет несколько точек пере­сечения: во-первых, образование само яв­ляется  жизненной ценностью, во-вторых, образование  способствует усвоению эти­ческих знаний, что сказывается на внутри­семейных  отношениях, в-третьих, образо­вание влияет на формирование нравствен­ных качеств  и жизненных целей. Забе­гая вперед, скажем, что, действительно, студенческая семья заметно отличается от других категорий семей уровнем ус­пешности  и стабильности. Хотя, конечно, не все  студенческие семьи одинаковы. Часть  из них оказываются несостоятель­ными  в будущем.

Опреде­лимся в понятиях. Понятия  «успешность» и «стабильность» брака  некоторые исследователи (Т. А. Гурко, М. С. Мацковский) не разделяют, а используют как синонимы. На наш взгляд, это  разные понятия. Стабильность оз­начает  устойчивость, прочность. Успешность - нужный или желательный исход  дела. Устойчивость, стабильность семьи  определяется наличием конкретных целей  суще­ствования и функционирования (так считают Э. Тийт, В. Уколова) и  степенью сплоченности семейной группы. Успешность брака - это субъективно-объективная  оцен­ка брачно-семейных отношений, отражающая степень удовлетворенности  супругов браком и соответствие вы­полняемых семейных функций общественным интересам. Другими словами, критерием успешности является не только выполнение надлежащим образом семейных фун­кций, но и  удовлетворенность супругов браком.

Чтобы выявить тенденции в развитии семьи, в своих предыдущих исследованиях  мы определяли типы семей, исходя из принципов  организации семейной жизни. На примере  обследованных нами более 900 семей  минчан, в которых воспитывались  старшеклассники (1983— 1984 гг.), была проведена  такая типология. Оказалось, что  почти все семьи можно было отнести к тем или иным типам, условно названным нами как демократи­ческий, авторитарный, анархический. Что они  собой пред­ставляют? К демократическим  были отнесены семьи, по­строенные на началах коллективизма, равноправия, ува­жительных отношений между  членами семьи, отлича­ющиеся эмоциональной  теплотой и кооперацией в веде­нии домашних дел (их оказалось около 40 %). Автори­тарные семьи это те, в которых имеется один ли­дер - глава семьи, принимающий решения  и руково­дящий, остальные ему  подчиняются. Членов семьи свя­зывает в основном только привычка (33 .%). Семьи  анархического типа отличаются разобщенностью, каж­дый живет сам по себе. Эмоциональный  настрой выра­жается чаще всего  понятием «безразличие», а иногда и  «неприязнь» (27 %). Анализ показал, что  существует тесная зависимость между  типом организации семейной жизни  и результатами воспитания детей, а  также целями, которые преследует семья.

 Выгодно отличаются семьи  демократического типа как удовлетворенностью  членов семьи существующими внут­рисемейными  отношениями, так и той направленностью,  которой они следуют. Жизненные  достижения родителей и жизненные  цели детей в основном отвечают  интере­сам общества. В этих семьях  старшеклассники оказа­лись лучше  подготовленными к (также условно  выде­ленным нами) ролям гражданина, труженика, семья­нина. Авторитарные  же семьи зачастую культивировали  меркантильно-гедонистические интересы  и стремились их удовлетворить.  Эти семьи неплохо готовят  детей к бу­дущей семейной  жизни, но хуже, чем семьи других  ти­пов, к выполнению обязанностей  гражданина и труже­ника. Авторитарная  семья устойчивее, стабильно анархической, но менее успешна, так как  воспитательная функция осуществляется  вразрез с общественными интересами. Оптимальным вариантом, как и  следовало ожи­дать, оказались семьи  демократического типа.

Все эти результаты излагаются здесь  с определенной целью: соизмерить правильность сделанных ранее выво­дов и проследить связь в передаче ценностей между  поколениями, ведь сегодняшние студенты - это вчерашние старшеклассники.

Мы полагаем, что положенный в  основу типологии, семей принцип  организации семейной жизни наиболее; отвечает решению наших исследовательских  задач по выяснению уровней успешности и стабильности студенческого брака. Принципы организации семейной жизни  говорят о деятельности семьи  и в определенной мере; о личностных качествах ее членов, склонных к  тому или иному принципу совместной деятельности.

Информация о работе Студенческая семья