Студенческая семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:59, реферат

Описание работы

Студенческая семья в силу близости идей­но-нравственных характеристик супругов обладает потенциальной способностью к успешному функционированию. Однако существует ряд преходящих социально-экономических, педагогических и админис­тративно-правовых факторов, затрудняю­щих реализацию положительных устано­вок на успешное функционирование се­мьи в студенческие годы. Целью иссле­дования являлось определение специфи­ки студенческой семьи и изучение фак­торов, влияющих на успешность студен­ческого брака.
Цель данной работы - изучить студенческую семью, определить ее проблемы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СПЕЦИФИКА СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ.. 4
1.1. Понятие и общая характеристика студенческих семей. 4
1.2. Типы семей. 6
2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ.. 15
2.1. Учеба и семья. 15
2.2. Проблемы студенческой семьи и их решение. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 25

Файлы: 1 файл

Студенческая семья.docx

— 183.88 Кб (Скачать файл)

Анализ жизненных целей супругов из семей автори­тарного типа показал, что и у них на первом плане  чисто потребительские цели. Устремления  мужей и жен из семей этого  типа тесно взаимосвязаны и перепле­тены. Сплоченность авторитарных семей происходит имен­но на почве потребительства. Четко прослеживается нацеленность мужей и жен на семейные ценности, ста­бильную и обеспеченную жизнь, престижное положение в обществе. Мужчины стремятся быть как хорошими специалистами, так и хорошими мужьями; женщины устремлены к спокойной  и обеспеченной семейной жизни. Дети же фигурируют в жизненных устремлениях супругов-«автократов». Связующая их сила это желание действовать, чтобы  обеспечить процветание своей семьи, не гнушаясь и осуждаемыми сегодня  в обществе средствами: полезными  связями, «легкими» деньгами и т. д.

У мужей и жен из анархических семей преобладают "внесемейные  цели. Мужья нацелены на общественную деятельность, творческую работу, возможность  иметь «легкие» деньги. У жен на первом плане желание быть |хорошими специалистами, заниматься общественной ра­ботой, получить престижное распределение  после вуза. Ни у мужей, ни у жен  в качестве значимых не фигурируют цели, свидетельствующие о юс направленности "на семейную жизнь. Как видно  из анализа жизненных целей супругов из семей анархического типа, в  них идет резкое рассогласование  жизненных целей мужей и жен, что свидетельствует о высоком  уровне их разобщенности. IК тому же оба они не обладают необходимыми качествами для семейной жизни.

Анализ жизненных целей супругов из семей неопределенного типа выявил, что потребительские цели являются ведущими и у мужчин и у женщин. Внесемейные цели преобладают у  жен. Мужья больше, чем их |жены, нацелены на семью, на то, чтобы быть хоро­шими  людьми. Женщины больше направлены на про­фессиональные успехи и материальное благополучие. Цели мужей разнообразнее. Цели женщин часто противоречивы, что, на наш взгляд, свидетельствует о  неустоявшейся, несформированной системе  их жизненных ори­ентиров. Видимо, и  тот факт, что они не смогли однозначно определиться в принципах организации  семейной жизни, говорит об их неустойчивости, недостаточной подготовленности к  семейной жизни.

Таким образом, семьи демократического типа (самые распространенные среди  студентов) являются стабильными по всем показателям. Свой брак в принципе удачным назвали 96,5 % студентов-супругов, 70 % из них уверены в том, что  вступили бы снова в этот брак, если бы пришлось начать все сначала (четверть сомневающихся, лишь около одного процента не повтори ли бы свой выбор). Семьи  демократического типа являются наиболее успешными и с точки зрения общественного интереса. Общественные процессы, несомненно, наложили на личности супругов отпечаток кроме ни, выдвинули  в ряд наиболее значимых их жизненны) целей цели меркантильно-гедонистического плана. Более подробно об этом мы поговорим  в разделе «Проблемы досуга и  духовности». Однако почти так же значимы для них и цели быть хорошими людьми и хорошими специалистами. Нельзя все же не заметить, что эволюция жизненных устремлений молодых  людей по отношению? к жизненным  достижениям и целям своих  родителей идет пока не по пути прогресса.

Авторитетные семьи имеют небольшой  удельный вес в студенческой среде. Это традиционный гни семьи, который  и но может быть распространен  среди студен! честна наиболее прогрессивной  части общества, которое стремится  к демократизации. Авторитарные семьи  в сильной степени направлены на удовлетворение только семейных интересов. Все женщины в этих семьях и 66,7 % мужей считают свой брак удачным. Стабильность и групповая замкнутость - вот характерные признаки этих семей.

Семьи анархического типа разобщены  и нестабильна Внесемейные цели преобладают и у мужчин и у  женщин. Треть мужей и половина жен считают свой брак неудачным. Свой выбор повторили бы только треть  мужчин и 16,7 % женщин.

Среди неопределившегося типа студенческих семей (это каждая десятая супружеская  пара) более 80 % считают свой брак удачным, однако иступили бы снова в этот брак без колебаний лишь 46 %. Для  сплоченности им не хватает большей  ориентации жен на семью, на выполнение репродуктивной и воспитательной функции.

 

 

2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ  СЕМЬИ

2.1. Учеба и семья

Студенчество является основным источником воспроизводства интеллектуального  потенциала страны? В скором времени  ему предстоит взять на свои плечи  дело развития науки и техники, культуры и искусства, нести ответственность  за судьбу Родины. От качества приобретенных  знаний, социальной позиции, морального облика современного студента в большой  степени зависит прогресс общества. (Социальную зрелость студенчества характеризует  его отношение к учебе - главному труду студентов). Приметой времени  и своеобразной характеристикой  студенческой среды в то же время  можно считать тенденцию роста  студенческих браков. Оправдано ли это совмещение и личном и социальном плане? Ведь официальное одобрение  и неофициальная точка зрения не всегда совпадают. Противники студенческого  брака в качестве решающих аргументов указывают на социальную незрелость молодежи, отсутствие материальной базы и собственного жилья, несовместимость  учебы в вузе и выполнения семейных функций. Так ли это в действительности?

Государство, как известно, предпринимает  реальные шаги по улучшению условий  учебы и быта студенчества (повышается стипендия, строятся общежития, улучшается студенческий быт и т. п.).

Существенную "материальную помощь оказывают и родители студентов. Однако материальным положением неудовлетворенны 80 % опрошенных семейных студентов. По­требность в пополнении бюджета семьи и  связанные с этим работы значительно  отвлекают семейных студен­тов от основного  вида их деятельности учебы. Таким образом, материальные трудности, которые испыты­вает  значительное число семейных студентов, отнюдь не способствуют успешному овладению  знаниями. Однако мы хорошо знаем, что  почти любая молодая семья  сегодня нуждается в материальной помощи, и студенческая семья не является исключением.

Сторонники студенческого брака  приводят свои аргу­менты. Сегодня  в обществе идут серьезные экономичес­кие преобразования, нарастают темпы  социальной, эмоциональной и нравственной раскрепощенности молодежи, сексуальная  зрелость ее становится более ранней. Все это порождает ряд проблем  нравственно-психологичес­кого и  медико-биологического порядка. В связи  с этим семья представляет для  студентов уникальную микросреду в  том смысле, что позволяет им постоян­но удовлетворять (снимать) целый ряд  жизненно важ­ных возрастных потребностей: в любви, отдыхе, интел­лектуальном  Общении с избранником, психологическом  комфорте и др. В силу этого семейные студенты в мень­шей степени испытывают половозрастной дискомфорт и это  позволяет им, в свою очередь, более  рационально распределять свое суточное время, отдавая учебе его значительную часть.

В ходе исследования сделан вывод, что  семья не является главным препятствием для успешной уче­бы и участия  в общественной работе. Есть другие фак­торы, которые затрудняют учебу  в вузе. Основные из них мы проанализируем. Для студенчества учеба - пер­вична. Но умение и стремление учиться, а  главное - желание овладеть конкретной профессией, как правило, не возникают  сами по себе (спонтанно) по факту за­числения  абитуриентов в высшее учебное заведение. Толь­ко благое желание овладеть профессией не является надежной гарантией  формирования склонности и про­фессиональных  качеств. Редкий абитуриент полностью  представляет себе, что составляет сущность его буду­щей профессии, каких  знаний, умений, навыков и спо­собностей  она требует, какая система подготовки приведет к овладению специальностью и формированию нуж­ных черт личности. И поэтому школьники, поступающие  в вуз по формальным мотивам, обрекают себя в известной мере на ошибку выбора, что впоследствии сказывается  на их учебе и профессиональной подготовке. Из 3186 обследованных нами студентов  осознанно поступили в вуз  лишь 35,8 % (готовились в кружках и  студиях, учи­лись в заочных школах при вузе, регулярно участво­вали в олимпиадах, окончили спецшколу  по будущей специальности). Большинство  же (64,2 %) поступили в вуз без  учета личных возможностей и специфики  бу­дущей профессии, лишь из желания  получить высшее образование, или престижности вуза и специальности, или невысокого конкурса, или за компанию с друзьями.

Понятно, что для становления  студента как специалис­та нужны  соответствующие предпосылки, основными  инди­каторами которых могут  быть профессиональная нап­равленность  и соответствующая довузовская  подготов­ка молодежи. Обычно под  профессиональной направ­ленностью подразумевают  положительное отношение, ин­терес к профессии, склонность заниматься ею. В поня­тие направленности также  включают потребности, эмо­ции, установки, интересы и склонности, идеалы и  убеж­дения. Если довузовская подготовка отвечает требова­ниям системы высшего  образования, то учеба в вузе для  студента создает непосредственную возможность реа­лизации потребности  в высшем образовании. Если нет, то возникает  необходимость в дополнительных усилиях студента по развитию и совершенствованию  знаний, спо­собностей, навыков, отвечающих требованиям избран­ной профессии. Успех освоения профессии будет  зави­сеть от того, насколько у  студента разовьется потреб­ность в  освоении профессии. И в этом смысле не все студенты, попавшие в вуз  случайно, безнадежно утра­чены для  общества как квалифицированные  специалис­ты. В процессе учебы под  влиянием различных фак­торов у  них может проявиться интерес  к получаемой профессии. Для такой  категории студентов особое зна­чение  имеет психолого-педагогическая атмосфера  учеб­ного заведения, качество преподавания, материально-тех­ническая база, техника  и методика учебного процесса и практических занятий.

Однако приходится констатировать, что сегодня со­держанием обучения удовлетворены лишь 29 % студентов  из всех опрошенных в ходе исследования

Серьезные претензии студенты предъявляют  и к пре­подавателям учебных  заведений. Многие из опрошен­ных отмечали некомпетентность, неграмотность некото­рых преподавателем, их профессиональное несоответст­вие. Эти обстоятельства снижают интерес к учебе, пре­вращают  учение в формальный процесс и  тем самым в определенной степени  дискредитируют вузовское об­разование. Студентами отмечается неадекватная оценка их знаний, грубость, бесцеремон­ность и некорректность некоторых преподавателей по отношению к студентам, покровительственное  отноше­ние к тем, кто имеет влиятельных  родственников. В та­ких условиях очень  сложно хорошо учиться и достичь  необходимого качества профессиональной подготовки. Студенты, в том числе  и семейные, полагают, что по­высить  качество успеваемости и изменить отношение  студентов к учебе как объективной  необходимости, ра­зумеется, можно. Для  этого следует повысить качество преподавания, создать социальные гарантии при рас­пределении на работу в зависимости  от качества по­лученных знаний, нравственных и физических затрат. Необходимо обеспечить учебный процесс современной  тех­никой, хорошими учебниками и научной  литературой.

Примечательно, что все студенты (как семейные, так и несемейные) учебу в вузе связывают с будущими бла­гами. В этом есть резон. Хорошо подготовленный спе­циалист вправе рассчитывать на соответствующее воз­награждение  со стороны общества.

У семейных студентов мы предполагали выявить ти­пичный для этой категории  студенчества набор жизнен­ных ценностей  и характеристик успеваемости, имеющих, как нам казалось, некоторые отличия  от тех же пока­зателей у несемейных студентов. При этом мы исходи­ли  из того, что семейное положение  побуждает их бо­лее ответственно относиться к учебе, к овладению про­фессией, к более конкретным и реальным жизненным ориентациям. Это нашло  подтверждение в ответах сту­дентов о жизненных целях. Получить хорошую  зарплату сразу после окончания  вуза хотели бы 90,4 % семей­ных и лишь 22 % несемейных студентов, комфортабельную  квартиру 82,8 % и 3,8 % студентов соответственно. Пред­положение, что семейная жизнь  отрицательно сказыва­ется на успеваемости, не подтвердилось. Существенных расхождений  в уровнях успеваемости семейных и несе­мейных студентов обнаружить не удалось. Было полу­чено следующее  распределение ответов на вопросы  об успеваемости у семейных студентов (в % к числу оп­рошенных):

В целом семейные студенты учатся неплохо. Это в равной степени  относится как к женам, так  и к мужьям. /Была зафиксирована  и такая особенность: семейная жизнь, несмотря на сложности быта и материальные затруднения, для значительной части  студентов (41,1 % мужчин и 34,6 % женщин) явилась  фактором, стимули­рующим учебу. Они  стали учиться лучше уже после  того, как вступили в брак. Семья  и учеба оказались для них  приемлемыми и совместимыми. При  общении студенты-супруги, как правило, часто обсуждают свою учебу, оказывают  друг другу посильную помощь при  подготовке к занятиям, во время  сессий. Однако суще­ствует некоторая  зависимость между результативностью  учебы и семейными факторами. Один из них - нали­чие детей. Так, 18,5 % женатых  студентов и 31,2 % за­мужних студенток  отмечают, что семейные дела, слож­ности, связанные с уходом за ребенком (если им за­ниматься добросовестно), отнимают много сил, време­ни и мешают хорошо учиться. У студентов, имеющих детей, более высокий процент неуспевающих как сре­ди женщин, так и среди  мужчин. Как правило, в от­сев по неуспеваемости попадают чаще всего  те студент­ки, которые имеют детей  и плохо налаженный быт.

Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, свя­зано с уровнем подготовленности к  браку.

Интересны данные о совмещении супругами  учебной и семейной деятельности в различных типах семей. Од­нако  последняя заметно мешает учебе  женщин из се­мей анархического типа, где есть ребенок. Как прави­ло, эти  женщины оказываются в неблагоприятных  ус­ловиях. Брак для них создает  ситуацию, в которой «се­мейная жизнь  мешает учебе, а учеба - семье». Более  половины из них учатся на «удовлетворительно». Сре­ди мужчин «страдающими» от семьи  чаще всего так­же являются «анархисты». Неорганизованность семей­ной жизни, разобщенность супругов сказываются  и на результатах учебы. В условиях психологического дис­комфорта очень  сложно достичь необходимого качест­ва  профессиональной подготовки. Самые  благоприятные результаты от совмещения учебной и семейной деятель­ности  наблюдаются в семьях демократического типа (на­помним, что их 81,5 %): почти  половина мужей и жен стали  «учиться лучше после того, как  вступили в брак, учеба тоже не мешает семье». 65,8 % мужчин и 63,5 % женщин из этих семей учатся без «троек».

На качество учебы существенное влияние оказывает участие студентов  в научно-исследовательской работе. В условиях научно-технического прогресса  и социаль­ных преобразовании становление  специалиста прочно свя­зывается с  формированием у студента качеств  иссле­дователя, творчески мыслящего  работника, способного самостоятельно ориентироваться в огромном потоке на­учной и социальной информации, оперативно осваивать новые перспективные  направления и сферы деятельнос­ти. Для развития этих качеств в вузах  республики соз­дана и функционирует  система НИР. Все студенты (осо­бенно  дневного отделения) имеют реальную возможность участвовать в научно-исследовательской  работе кафедр, лабораторий, научных  кружков. НИР - своеобразный инструмент, повышающий авторитет и престиж  студен­та, а для семейного студента она может стать и оп­ределенным  материальным подспорьем (в случае, если вуз ведет хоздоговорные  научные работы и работа сту­дентов оплачивается). Более того, материальная заинте­ресованность может стать  решающим фактором в вов­лечении  более широкого круга студентов  в научно-ис­следовательскую работу. У большинства тех, кто зани­мается  НИР, зафиксированы высокие показатели в уче­бе (78,8 % учатся на «отлично»  и «хорошо»), многие пользуются заслуженным  уважением и авторитетом сре­ди своих товарищей (46,4 %).

Информация о работе Студенческая семья