Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:59, реферат
Студенческая семья в силу близости идейно-нравственных характеристик супругов обладает потенциальной способностью к успешному функционированию. Однако существует ряд преходящих социально-экономических, педагогических и административно-правовых факторов, затрудняющих реализацию положительных установок на успешное функционирование семьи в студенческие годы. Целью исследования являлось определение специфики студенческой семьи и изучение факторов, влияющих на успешность студенческого брака.
Цель данной работы - изучить студенческую семью, определить ее проблемы.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СПЕЦИФИКА СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ.. 4
1.1. Понятие и общая характеристика студенческих семей. 4
1.2. Типы семей. 6
2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ.. 15
2.1. Учеба и семья. 15
2.2. Проблемы студенческой семьи и их решение. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 25
Анализ жизненных целей
У мужей и жен из анархических
семей преобладают "внесемейные
цели. Мужья нацелены на общественную
деятельность, творческую работу, возможность
иметь «легкие» деньги. У жен на
первом плане желание быть |хорошими
специалистами, заниматься общественной
работой, получить престижное распределение
после вуза. Ни у мужей, ни у жен
в качестве значимых не фигурируют
цели, свидетельствующие о юс направленности
"на семейную жизнь. Как видно
из анализа жизненных целей
Анализ жизненных целей
Таким образом, семьи демократического типа (самые распространенные среди студентов) являются стабильными по всем показателям. Свой брак в принципе удачным назвали 96,5 % студентов-супругов, 70 % из них уверены в том, что вступили бы снова в этот брак, если бы пришлось начать все сначала (четверть сомневающихся, лишь около одного процента не повтори ли бы свой выбор). Семьи демократического типа являются наиболее успешными и с точки зрения общественного интереса. Общественные процессы, несомненно, наложили на личности супругов отпечаток кроме ни, выдвинули в ряд наиболее значимых их жизненны) целей цели меркантильно-гедонистического плана. Более подробно об этом мы поговорим в разделе «Проблемы досуга и духовности». Однако почти так же значимы для них и цели быть хорошими людьми и хорошими специалистами. Нельзя все же не заметить, что эволюция жизненных устремлений молодых людей по отношению? к жизненным достижениям и целям своих родителей идет пока не по пути прогресса.
Авторитетные семьи имеют
Семьи анархического типа разобщены и нестабильна Внесемейные цели преобладают и у мужчин и у женщин. Треть мужей и половина жен считают свой брак неудачным. Свой выбор повторили бы только треть мужчин и 16,7 % женщин.
Среди неопределившегося типа студенческих семей (это каждая десятая супружеская пара) более 80 % считают свой брак удачным, однако иступили бы снова в этот брак без колебаний лишь 46 %. Для сплоченности им не хватает большей ориентации жен на семью, на выполнение репродуктивной и воспитательной функции.
2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
2.1. Учеба и семья
Студенчество является основным источником
воспроизводства
Государство, как известно, предпринимает реальные шаги по улучшению условий учебы и быта студенчества (повышается стипендия, строятся общежития, улучшается студенческий быт и т. п.).
Существенную "материальную помощь
оказывают и родители студентов.
Однако материальным положением неудовлетворенны
80 % опрошенных семейных студентов. Потребность
в пополнении бюджета семьи и
связанные с этим работы значительно
отвлекают семейных студентов от основного
вида их деятельности учебы. Таким образом,
материальные трудности, которые испытывает
значительное число семейных студентов,
отнюдь не способствуют успешному овладению
знаниями. Однако мы хорошо знаем, что
почти любая молодая семья
сегодня нуждается в
Сторонники студенческого
В ходе исследования сделан вывод, что семья не является главным препятствием для успешной учебы и участия в общественной работе. Есть другие факторы, которые затрудняют учебу в вузе. Основные из них мы проанализируем. Для студенчества учеба - первична. Но умение и стремление учиться, а главное - желание овладеть конкретной профессией, как правило, не возникают сами по себе (спонтанно) по факту зачисления абитуриентов в высшее учебное заведение. Только благое желание овладеть профессией не является надежной гарантией формирования склонности и профессиональных качеств. Редкий абитуриент полностью представляет себе, что составляет сущность его будущей профессии, каких знаний, умений, навыков и способностей она требует, какая система подготовки приведет к овладению специальностью и формированию нужных черт личности. И поэтому школьники, поступающие в вуз по формальным мотивам, обрекают себя в известной мере на ошибку выбора, что впоследствии сказывается на их учебе и профессиональной подготовке. Из 3186 обследованных нами студентов осознанно поступили в вуз лишь 35,8 % (готовились в кружках и студиях, учились в заочных школах при вузе, регулярно участвовали в олимпиадах, окончили спецшколу по будущей специальности). Большинство же (64,2 %) поступили в вуз без учета личных возможностей и специфики будущей профессии, лишь из желания получить высшее образование, или престижности вуза и специальности, или невысокого конкурса, или за компанию с друзьями.
Понятно, что для становления
студента как специалиста нужны
соответствующие предпосылки, основными
индикаторами которых могут
быть профессиональная направленность
и соответствующая довузовская
подготовка молодежи. Обычно под
профессиональной направленностью подразумевают
положительное отношение, интерес
к профессии, склонность заниматься
ею. В понятие направленности также
включают потребности, эмоции, установки,
интересы и склонности, идеалы и
убеждения. Если довузовская подготовка
отвечает требованиям системы высшего
образования, то учеба в вузе для
студента создает непосредственную
возможность реализации
Однако приходится констатировать, что сегодня содержанием обучения удовлетворены лишь 29 % студентов из всех опрошенных в ходе исследования
Серьезные претензии студенты предъявляют
и к преподавателям учебных
заведений. Многие из опрошенных отмечали
некомпетентность, неграмотность некоторых
преподавателем, их профессиональное
несоответствие. Эти обстоятельства
снижают интерес к учебе, превращают
учение в формальный процесс и
тем самым в определенной степени
дискредитируют вузовское образование.
Студентами отмечается неадекватная оценка
их знаний, грубость, бесцеремонность
и некорректность некоторых преподавателей
по отношению к студентам, покровительственное
отношение к тем, кто имеет влиятельных
родственников. В таких условиях очень
сложно хорошо учиться и достичь
необходимого качества профессиональной
подготовки. Студенты, в том числе
и семейные, полагают, что повысить
качество успеваемости и изменить отношение
студентов к учебе как
Примечательно, что все студенты
(как семейные, так и несемейные)
учебу в вузе связывают с будущими
благами. В этом есть резон. Хорошо
подготовленный специалист вправе
рассчитывать на соответствующее воз
У семейных студентов мы предполагали
выявить типичный для этой категории
студенчества набор жизненных ценностей
и характеристик успеваемости, имеющих,
как нам казалось, некоторые отличия
от тех же показателей у несемейных
студентов. При этом мы исходили
из того, что семейное положение
побуждает их более ответственно относиться
к учебе, к овладению профессией,
к более конкретным и реальным
жизненным ориентациям. Это нашло
подтверждение в ответах сту
В целом семейные студенты учатся
неплохо. Это в равной степени
относится как к женам, так
и к мужьям. /Была зафиксирована
и такая особенность: семейная жизнь,
несмотря на сложности быта и материальные
затруднения, для значительной части
студентов (41,1 % мужчин и 34,6 % женщин) явилась
фактором, стимулирующим учебу. Они
стали учиться лучше уже после
того, как вступили в брак. Семья
и учеба оказались для них
приемлемыми и совместимыми. При
общении студенты-супруги, как правило,
часто обсуждают свою учебу, оказывают
друг другу посильную помощь при
подготовке к занятиям, во время
сессий. Однако существует некоторая
зависимость между
Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, связано с уровнем подготовленности к браку.
Интересны данные о совмещении супругами
учебной и семейной деятельности
в различных типах семей. Однако
последняя заметно мешает учебе
женщин из семей анархического типа,
где есть ребенок. Как правило, эти
женщины оказываются в
На качество учебы существенное
влияние оказывает участие