Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 14:55, реферат
Молодежь, как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку, именно она является чутким индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность разрабатываемых мероприятий в области образования, в сфере труда и занятости.
Введение 3
1. Рынок труда: понятие, функционирование, проблемы 4
1.1. Содержание понятия «рынок труда» 4
1.2. Функционирование рынка труда в современном мире 6
1.3. Проблема трудоустройства студентов 8
2. Студенты Алтайского края на рынке труда 12
2.1. Специфика рынка труда в Алтайском крае 12
2.2. Студенты на рынке труда Алтайского края 15
Заключение 19
Список литературы 20
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова»
Институт интенсивного образования
Реферат по дисциплине
«Занятость и ее регулирование в Алтайском крае »
Тема «Студент на рынке труда»
Работу выполнил:
Студент гр. Зр-СР–91
Работу проверил:
Преподаватель Доцент кафедры «ТиПС
Заринск 2014 г
Молодежь, как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку, именно она является чутким индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность разрабатываемых мероприятий в области образования, в сфере труда и занятости.
В последние десятилетия во многих странах наблюдается значительный рост студенческой занятости. Если в 1970 г. в США учебу с работой на неполный рабочий день совмещали около 34% студентов, то к настоящему времени доля работающих студентов в возрастной когорте от 16 до 24 лет составляет около 50%. В большинстве стран Западной Европы ситуация выглядит схожим образом.
Совмещение учебы в вузе с работой - широко распространенный среди российских студентов феномен. В России работает почти половина студентов вузов дневной формы обучения.
Однако при совмещении обучения с трудовой деятельностью возникают проблемы и существуют особенности. Именно поэтому изучение данной темы является актуальным.
Целью работы является изучение поведения студентов на рынке труда современной России в целом и Алтайского края в частности.
Цель определяет такие задачи:
1. Рассмотреть понятие рынка труда
2. Проанализировать специфику трудового поведения студентов
3. Изучить
трудоустроенность студентов
Рынок труда - это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы.1
Рынок труда является одним из наиболее сложных рынков, которые существуют и функционируют. В отличие от других рынков специфика этого рынка состоит в том, что здесь объектом контрактов выступает сам человек, его способность к труду. Сфера труда – важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное исследование в общественном производстве.
На рынке труда получают оценку стоимость труда, определяются условия найма работников, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, также мобильность рабочей силы, безработицу. Поэтому формирование и регулирование рынка труда – одна из ключевых и наиболее острых проблем рыночной экономики.2
Можно выделить следующие особенности рынка труда:
- на рынке
труда покупаются только
- компенсация
за труд представлена не
- трудовые
контракты кроме денежного
- на рынке
труда работники могут
- рынок труда имеет дело с особым ресурсом - «человеческим капиталом».
Человеческий капитал - запас интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека, а в экономической науке - способность людей к участию в процессе производства.
Сегодня считается, что самыми эффективными являются инвестиции именно в «человеческий капитал».
Рынок труда сложился как система общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между участвующими на рынке субъектами, каковыми являются: предприниматели, трудящиеся и государство.
Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, профсоюзы- с другой. Государство выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты программ развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил.
Работники предлагают свою рабочую силу за плату, а работодатели предъявляют спрос на рабочую силу и платят за нее. Таким образом, в рыночной экономике товары и услуги продаются и покупаются на разных рынках и рабочая сила выступает на рынках факторов производства как товар.
На рынке труда, как и на прочих рынках, имеется предложение, спрос и цена - заработная плата. Следовательно, рынок труда в узком смысле представляет собой место, где встречаются работник, ищущий работу, и работодатель, ищущий работника с целью заключения договора о найме.
Важнейшим компонентом рынка труда является механизм его функционирования. Механизм рынка труда представляет собой взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособностью населения, желающего работать по найму на основе информации, полученной в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Он имеет свою структуру. Она включает следующие элементы: спрос на труд, предложение труда, цена труда, конкуренция. На рынке труда под спросом понимают потребность в работниках для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике. Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы спрос на труд со стороны предпринимателя сокращается, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает.3
В процессе саморегулирования рынка труда не менее важна роль прибыли предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне естественно его стремление извлечь из наемного труда максимальную выгоду при минимальных затратах. Эта выгода воплощается в размерах нормы прибыли, которая показывает размеры дохода по отношению к затратам предпринимателей. Предприниматель будет стремиться туда, где норма прибыли выше, и покидать сферы, где она ниже. Однако в любом случае, создавая новую или расширяя старую фирму, предприниматель вовлекает в рынок труда новых работников, увеличивая его масштабы. Вместе с тем, стремясь уменьшить затраты на найм рабочей силы, он модернизирует производство, совершенствует организацию труда, следовательно с учетом повышенных требований усложняется система образования (т.е. потенциальный рынок труда). Доход фирмы является экономической основой ее инвестиционной активности. По размерам дохода можно смело судить о степени успеха предпринимателя. Падение доходности фирмы (если не приняты экстренные меры) заканчивается ее банкротством и выбрасыванием персонала фирмы на улицу. Практика рыночной экономики дает немало тому примеров. Колебания нормы прибыли в зависимости от цикла деловой конъюнктуры то сжимают, то расширяют рынок труда, регулируя его количественно-качественный состав. Специалисты отмечают, что при благоприятной деловой конъюнктуре оживляется процесс капитальных вложений в народное хозяйство. При этом спрос на труд резко возрастает, повышается заработная плата, которая привлекает наемных работников в динамичные отрасли до тех пор, пока они не насыщаются рабочей силой.
Из этого следует, что регулирующей силой, повышающей или снижающей цену труда и определяющей динамику рынка труда, является прибыль предпринимателя. Именно поэтому она становится объектом конкуренции между предпринимателями. Это тот самый экономический механизм, который регулирует движение нормы прибыли, определяющей цену труда. Последняя побуждает наемных работников переходить с одних фирм на другие, менять профессии и т.п.
Глубинные причины движения спроса и предложения труда на рынке труда - в стремлении предпринимателя выжить, увольняя часть работников и увеличивая тем самым предложение труда и резервируя одновременно некоторое число вакантных рабочих мест. В этом случае предложение рабочих рук на рынке труда возрастает при сохранении потенциального спроса на них со стороны зарезервированных рабочих мест.4
Таким образом, механизм саморегулирования рынка труда приводит его к такому состоянию, когда рост общего уровня безработицы сочетается с ростом удельного веса резерва производственных мощностей. При экономическом подъеме резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это порождает инфляцию, съедает рост доходов наемных работников за счет быстрой потери деньгами покупательной способности. Все меры по сдерживанию инфляции в конечном итоге ведут к росту безработицы. Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция - все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство.
Большинство современных студентов начинают искать работу уже в процессе обучения в ВУЗе. Одних побуждают к этому финансовые трудности, другими движет желание получить опыт для дальнейшего успешного трудоустройства. Как бы то ни было, существует два основных пути, по которым может пойти студент: поиск работы по специальности и поиск работы, далекой от специализации учебного заведения. Конечно, это не единственные критерии, по которым студент выбирает работу, имеют значение также месторасположение предприятия, уровень заработной платы и график.
Трудоустройство по специальности – лучший вариант для студентов старших курсов. Это дает возможность получить необходимый опыт, который поможет в дальнейшем найти себе работу без особых проблем. Навыки и умения в резюме вчерашнего студента – это очень сильный козырь, который может повлиять на всю дальнейшую карьеру молодого человека. К тому же, многие студенты так и остаются на предприятии, на котором они проходили стажировку, если, конечно, их кандидатуры заинтересовали будущего работодателя. Правда, в такой работе присутствует и ощутимый минус: как правило, стажерам и практикантам платят очень мало, а то и совсем не платят, так что этот вариант подходит материально обеспеченным студентам.5
Рассмотрим основные проблемы трудоустройства студентов:
1. Интенсивная учебная нагрузка
Из практического опыта можно сделать вывод, что самое оптимальное время для начала трудовой деятельности студента – третий или четвертый курс обучения. Первокурсникам тяжело будет совмещать учебный процесс с работой, потому как им необходимо определенное время для адаптации. Для того чтобы уделять время работе без ущерба качеству обучения, нужно научиться правильно распределять учебную нагрузку и не оставлять основную массу проектов на период сессии, а выполнять задания планомерно в течение семестра.
2. Отсутствие времени
Наиболее остро эта проблема стоит у студентов дневной формы обучения, ведь первая половина дня, когда они обязаны присутствовать на занятиях, – самая продуктивная часть суток для человеческого организма. Для них остаются доступными только вакансии с неполной занятостью или работой в ночное или вечернее время суток. Заочники могут выбирать вакансии, рассчитанные на полный рабочий день, за исключением периода сессии. В этом случае необходимо полагаться на понимание работодателя и договариваться с начальством об отпусках.
3. Высокая планка требований работодателя
Для того чтобы получить вакантное место в крупной компании, необходимо соответствовать ряду требований, таких как: опыт работы, возрастные ограничения, наличие образования, личного транспорта и так далее. При этом у студентов остается шанс обратить на себя внимание работодателей личными качествами или соглашаться на менее престижную работу.
Существует несколько способов, с помощью которых студент может найти работу по специальности. Часто работодатели, заинтересованные в «молодом пополнении», сами дают заявки на кафедры университетов, и молодым людям остается только составить резюме, пример которого можно найти на любом интернет-ресурсе, и заручиться рекомендациями преподавателей. Если нет возможности найти работу через кафедру собственного ВУЗа, то можно просто составить список профильных компаний и прозвонить отделы кадров. Как правило, кадровики весьма сочувственно относятся к будущим специалистам и предоставляют им всю нужную информацию. Еще один метод - воспользоваться услугами сайтов по трудоустройству и средств массовой информации. И, наконец, большие возможности в плане трудоустройства дают проводимые в ВУЗах Дни Карьеры и Ярмарки Вакансий на предприятиях.
Трудоустройство не по специальности – это удел студентов младших курсов, которых финансовые трудности заставляют искать себе источник существования. Вакансий, предоставляемых студентам, множество: это работа на предприятиях общественного питания, заправках, развлекательных комплексах и туристических базах. Такая работа относится к низкоквалифицированной, и оплачивается она соответственно. К тому же работодатели быстро забывают о том, какой график работы они обещали при трудоустройстве. В результате молодой человек прогуливает лекции, очень много работает физически, не имеет времени на личную жизнь и лишает себя возможности расти как будущий специалист. К сожалению, многие вчерашние студенты так и остаются работать в фаст-фудах и ресторанах после окончания учебного заведения, что дает весьма сомнительные перспективы относительно их будущей карьеры.6