Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 14:55, реферат
Молодежь, как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку, именно она является чутким индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность разрабатываемых мероприятий в области образования, в сфере труда и занятости.
Введение 3
1. Рынок труда: понятие, функционирование, проблемы 4
1.1. Содержание понятия «рынок труда» 4
1.2. Функционирование рынка труда в современном мире 6
1.3. Проблема трудоустройства студентов 8
2. Студенты Алтайского края на рынке труда 12
2.1. Специфика рынка труда в Алтайском крае 12
2.2. Студенты на рынке труда Алтайского края 15
Заключение 19
Список литературы 20
Какие же существуют эффективные способы заработка для студентов:
- Работа на время летних каникул.
Летние каникулы – наиболее благоприятная пора, когда студент имеет возможность подработать без ущерба для учебного процесса. Самые востребованные вакансии, не требующие особенной квалификации, - обслуживающий персонал. К тому же такая работа кроме финансовой выгоды, принесет массу положительных эмоций и впечатлений: Вы сможете расширить свой круг общения за счет новых интересных знакомств, усовершенствуете собственные коммуникативные способности.
- Стажировка
Программа стажировки подразумевает поиск талантливых студентов на последних курсах обучения, с целью ознакомления с их профессиональными способностями и дальнейшего трудоустройства. Для студента стажировка является прекрасной возможностью незаурядно проявить себя и остаться работать в крупной компании с хорошими шансами стремительно построить успешную карьеру. При этом такая практика оплачивается как полноценная трудовая деятельность, поэтому будет отличным вариантом заработка.
- Работа в интернете
Пользующаяся популярностью и стремительно набирающая обороты сфера деятельности сегодня – работа с помощью Интернет-ресурса. Такая работа может выполняться удаленно, поэтому идеально подойдет для студентов любой формы обучения, желающих заработать. Работа в интернете позволяет Вам самостоятельно организовывать свой рабочий процесс и совмещать его с учебой, при этом размер финансовой выгоды напрямую зависит от количества проделанной работы.
Ситуация на регистрируемом рынке труда Алтайского края в январе-сентябре 2014 года по сравнению с соответствующим периодом 2013 года характеризуется следующими показателями:
1) Потребность работодателей в работниках, заявленная в органы службы занятости населения в течение отчетного периода, составила 126,4 тыс. человек (в январе-сентябре 2013 года – 124,3 тыс. человек). Основная доля приходится образование (15%), обрабатывающие производства (15%), на сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство (14%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (12%).
2) В целях поиска подходящей работы в службу занятости населения в январе-сентябре 2014 года обратилось 74,0 тыс. человек. За этот же период при содействии службы занятости нашли работу (доходное занятие) 58,0 тыс. человек, в том числе к общественным и временным работам приступили около 25,3 тыс. человек, получили финансовую помощь на организацию собственного дела 943 человека, специально оборудованы рабочие места для 220 незанятых инвалидов, многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
На рисунке представлена динамика уровня регистрируемой безработицы по Алтайскому краю (к численности экономически активного населения) в процентах в сравнении за 2013 и 2014 годы.
К обучению по направлению центров занятости профессиям, востребованным на рынке труда, приступили порядка 6,2 тыс. граждан, в том числе 217 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет и планирующих возвращение к трудовой деятельности, и 87 незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством РФ назначена пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность.
3) Численность граждан, признанных безработными в течение отчетного периода, составила 31,4 тыс. человек, что на 6,2 тыс. человек (17%) меньше, чем за январь-сентябрь 2013 года (37,6 тыс. человек). Среди признанных безработными наибольший процент составляют граждане, работавшие в сельском хозяйстве (17%), оптовой и розничной торговле (13%), обрабатывающих производствах (10%), государственном управлении и обеспечении военной безопасности (10%).
4) По состоянию
на 1 октября текущего года
5) Уровень
зарегистрированной
По данным экспертного опроса, ситуацию на рынке труда Алтайского края трудно оценить однозначно, есть как отрицательные, так и положительные моменты. Ситуация на Рынке труда Алтайского края усложнилась, по мнению экспертов. Об этом свидетельствуют и проводимый центрами занятости населения анализ ситуации, и сложности с трудоустройством выпускников, молодежи в целом, поскольку «им негде устроиться, многие предприятия не работают». Напряженность ситуации объясняется, помимо прочего, не только отсутствием опыта и стажа работы, но также довольно низким уровнем оплаты труда, предлагаемым работодателем.
Вместе с тем эксперты отметили и позитивные изменения на рынке труда - несмотря на то, что ситуация в целом на сегодняшний день достаточно сложная, постепенно она стабилизируется по сравнению с началом 2010 г. На их взгляд, люди стали избирательнее относиться к новому месту работы, к должности, «если раньше человек был готов на любую должность, лишь бы иметь стабильный заработок, сейчас такого уже нет». Кроме того, эксперты отметили существенную роль органов власти и местного самоуправления в изменении ситуации на рынке труда. Так, например, уже предпринят ряд мер по повышению уровня занятости населения и сокращению безработицы, разработаны различные программы по поддержке сектора малого бизнеса, что будет способствовать увеличению рабочих мест.8
С 2009 года в крае, действительно, научились достаточно эффективно бороться с безработицей, создавая временные рабочие места, переобучая людей, потерявших работу, помогая им открыть собственный бизнес. Но вот что делать с другой проблемой - теневой занятостью - в регионе пока не знают. «Надежные методы борьбы с этим явлением еще не выработаны», - констатировал начальник региональной Гострудинспекции Виктор Панин.9
Безусловно, вопрос трудоустройства молодежи является одной из приоритетных задач, связанной с дальнейшим осуществлением планов развития региона. Первоочередную роль в решении этого вопроса играет Служба занятости, которая проводит различные мероприятия, содействующие трудоустройству молодежи.
Исследование рынка труда молодых специалистов не так давно проводил Центр гуманитарных технологий, по словам Ильина, в опросе приняли участие и представители Алтайского госуниверситета. Основными категориями опрошенных стали молодые дипломированные специалисты и специалисты 25-35 лет, уже имеющие опыт работы. Эти две категории характеризуют большие амбиции, наличие серьезного потенциала и намерение хорошо зарабатывать.
Исследования показали, что большинство из них желает работать в крупных компаниях, но при этом они не умеют себя преподнести, - считает заведующий сектором содействия трудоустройству выпускников Алтайского госуниверситета Всеволод Ильин.10 Не найдя соответствующей работы дома, они едут в регионы с сильной конкуренцией и устраиваются там, что еще раз подтверждает высокий уровень алтайского образования. Поэтому необходим глобальный механизм выявления молодых талантливых специалистов и оказания им поддержки, иначе, не имея возможности реализоваться, они покидают наш регион. Это следствие, а причины, конечно, намного глубже. Искать их надо в экономических, социальных и политических аспектах жизни региона.
Специалист-практик - руководитель одного из барнаульских кадровых агентств Жанна Крамарева рассказала, что примеры эффективного взаимодействия работодателей и учебных учреждений в крае есть, когда предприятия с первого курса берут студентов под патронаж, приглашают на практику. По ее словам, прежде всего это касается программистов, системных администраторов, поскольку эти специалисты сейчас весьма востребованы (при этом большой спрос отмечается и на поваров).11
В начале декабря управление Алтайского края по труду и занятости населения подписало Соглашения о стратегическом партнерстве на рынке труда с Алтайским государственным техническим университетом им. И.И. Ползунова и Алтайским государственным университетом. Благодаря этому учащиеся получат доступ к базе данных вакансий службы занятости населения, а также получат помощь в подборе работы. Одновременно с этим будет создана база данных учащихся и выпускников университета, которые нуждаются в трудоустройстве. При наличии письменного согласия информация об учащихся и выпускниках будет внесена в АИС «Единая информационная система поддержки трудоустройства выпускников и студентов профессиональных образовательных учреждений Алтайского края». Кроме того, в вузах установят информационные терминалы государственной службы занятости с соответствующей информационной базой, которая будет поддерживаться в актуальном состоянии.
Сайт в интернете, который поможет студенту, выпускнику вуза, не теряя времени, оперативно найти работу, практику, стажировку- www.era.trud22.ru . Специальный программный комплекс АИС «Единая система поддержки трудоустройства выпускников и студентов профессиональных образовательных учреждений Алтайского края» разработан управлением Алтайского края по труду и занятости населения. Он реализуется на базе краевых профессиональных учебных учреждений края при содействии службы занятости населения Алтайского края.
Студенту, чтобы открыть личный кабинет на данном портале, необходимо обратиться в службу (центр) содействия трудоустройству в своем учебном заведении.
Отметим, что регистрация студентов или выпускников на сайте www.era.trud22.ru осуществляется профессиональными учебными заведениями с письменного согласия молодых людей. Если при регистрации были указаны адрес электронной почты или номер сотового телефона выпускника, на них направляется логин и пароль для авторизации на портале. Кроме того, выпускник может узнать их в своем образовательном учреждении. Получив логин и пароль, студенты имеют доступ в личный кабинет, где могут разместить дополнительные сведения о себе.
Совместная работа должна расширить возможности занятости выпускников и студентов, а также своевременно информировать молодежь о вакансиях и работодателях в удобное время, не выходя за пределы учебного заведения.
Для этого проводятся «информационные месячники» включающие в себя следующие мероприятия. В учебных заведениях в рамках спецкурсов проводится обучение студентов навыкам трудоустройства. Во время обучения студентам рассказывают о методах составления резюме, проводятся обучающие профессиональные тренинги. Также проводятся встречи выпускников с работодателями и людьми, достигшими высоких результатов в своей профессиональной деятельности.
Формирование кадрового резерва предприятий организовано непосредственно центрами содействия трудоустройству выпускников. Центры напрямую сотрудничает с работодателями, закрепляют за каждой кафедрой определенные рабочие места. Еще в период учебы из наиболее успешных студентов формируется кадровый резерв и места закрепляются за будущими выпускниками.
В качестве итога, хочется сказать о том, что 52% студентов работают во время учебы не по специальности. Не работают до диплома 18%.
В заключение проделанной работы хотелось бы сделать следующие выводы:
- рынок труда в узком смысле представляет собой место, где встречаются работник, ищущий работу, и работодатель, ищущий работника с целью заключения договора о найме.
- большинство современных студентов начинают искать работу уже в процессе обучения в ВУЗе. Одних побуждают к этому финансовые трудности, другими движет желание получить опыт для дальнейшего успешного трудоустройства
- вопрос трудоустройства молодежи является одной из приоритетных задач, связанной с дальнейшим осуществлением планов развития Алтайского края. Первоочередную роль в решении этого вопроса играет Служба занятости,
Таким образом студенты в мировой, российской и краевой действительности являются активными участниками рынка труда.
Если студент был занят на регулярной работе во время учебы в вузе, из него через сравнительно короткое время получается работник, обладающий заметными преимуществами по сравнению как с не работавшим выпускником вуза, так и с теми, кто не получил полноценного высшего образования. От первого его отличают большая активность, а также потребность и умение подкреплять теоретические знания и положения практическими примерами и опытом. От второго - стремление и навык к систематизации и теоретическому обоснованию практических наблюдений и методических (инструментальных) находок, а также приверженность к демократическим, партнерским отношениям в работе.
1 Кривонос Ю.Е. Экономическая теория. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009 – С. 137
2 Завельский М.Г. Экономика и социология труда: Курс лекций/М.Г. Завельский. – М.: НОРМА, 2011. – С.127
3 Колосова Р.П. Российский рынок труда: возможности и ограничения в контексте социоэкономического подхода/Р.П. Колосова // Труд и социальные отношения. – 2009. – № 4. – С. 26-29.