Субкультуры молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:52, реферат

Описание работы

Цель работы выявить актуальные тенденции, трансформации поведения в условиях становления данного общества.
Задачей является разработка предложений по улучшению поведения молодёжи, с помощью социальной работы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (Автосохраненный).docx

— 45.64 Кб (Скачать файл)

Вообще роль музыки в познании действительности, постижении человеком  целостной картины мира несомненна. По Канту, "искусство есть путь к  науке". Воспитывающая роль музыки состоит в формировании гуманного  отношения к миру, в присвоении личностью эмоционального начала извечных человеческих ценностей - любви, красоты, добра, человеческого достоинства, жизнелюбия. Музыка является предметом  и источником духовного общения, совершенствования. Огромна роль ее в передаче народных, национальных ценностей и традиций. Развивающая  роль занятий музыкой определяется художественно-творческим характером музыкальной деятельности, направленностью  на самовыражение, самосозидание. Освоение музыки помогает развить мышление - образное и логическое, абстрактное и конкретное; музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

3.1ВЛИЯНИЕ ЗАПАДНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ  СУБКУЛЬТУР.

По этому признаку охарактеризовать российские молодежные субкультуры  очень сложно не столько из-за изобилия быстро возникающих и исчезающих форм, сколько из-за того, что в  российской среде некоторые из них  являются простым заимствованием, в  то время как другие могут отражать скорее сходство мотивов действий.

В общем, имеются разные инверсии российских групп от западных образцов по мимо скинхедов, здесь и футбольные фанаты, и байкеры, и растаманы, и экологисты, и так далее.

Толкинисты. Их связь с иностранным источником очевидна - образами книг Джона Рональда Роуэла Толкиена "Хоббит", "Властелин колец" и "Сильмариллион", сюжеты которых были положены в основу ролевых игр, породивших своеобразное общественное движение. В то же время в этом движении многое достаточно оригинально, связано с российскими экзистенциальными и мировоззренческими проблемами, с российским менталитетом.

Скинхеды. Российские скинхеды, возникшие как оформленное движение в начале 90-х годов ХХ века (всплеск численности скинхедов относят к периоду после событий сентября-октября 1993 г), хоть и по форме близки к западным аналогам, но порождены прежде всего внутренними проблемами страны. Рассмотрение скинхедов в рамках субкультурной проблематики должно изучаться в более широком социальном контексте как одна из угроз безопасности России. Более того, стоит добавить то, что русских скинхедов вряд ли можно вообще отнести к субкультурам. Так как это просто на просто оскверняет само слово “субкультура” и остальных принадлежащих к нему групп. На западе если и остались скины, то они, по крайней мере, более менее дружелюбны и тоже в свою очередь пытаются строить из себя какую-то группу. А в России же такой факт, как скинхеды не характеризуется ни музыкой ни стилем, а просто на просто тупым избиением членов других группировок, что, по мнению самих скинов, наверняка считается “особым мировоззрением”.

Футбольные фанаты - сложное по организации сообщество. У которых прослеживается иерархическая организационная структура ношения атрибутики. Основное средство отличия – шарф.

Футбольные фанаты - это группы основанные на эмоциях, и именно эмоции являются зачастую результатом всех побоев на стадионах и т.д. Основное отличие западных фанов от российских это то, что если на западе футбольные фанаты, это рабочие уважаемые люди, которые просто берут футбол за хобби, а посещение стадиона и матчей за адреналин, то в России же суть того, что ты такой крутой, ты футбольный фанат, состоит в том чтобы опять же устроить побои на стадионе, разбои в городе и так далее. Опять же, как было замечено выше, все люди разные, но судят по большинству, которое как ни печально ничего хорошего собой не представляет.

Экологисты. Многим представителям молодежных субкультур присуще чувство тревоги за страну (ну, не то что за страну, за окружающую среду, за животных, за не совершенность мира и так далее), дух протеста, вегетарианства. В целом экологическое сознание российской молодежи не настолько развито, чтобы реализовываться в особых жизненных стилях на оригинальной философской основе, но все, разумеется, впереди. Просто, как оно может быть развито, если все сами понимают, что все бесполезно. Что люди все равно дальше будут губить природу и истреблять животных. Этому не могут противостоять взрослые состоявшиеся организации, что тогда говорить о школьниках или студентах. В целом вообще по данным исследований среди студентов испытывают опасение относительно загрязнения окружающей среды, экологической катастрофы менее четверти опрошенных. Это даже не столько удивительно, сколько ужасающе.

Экологически ориентированные  группы создаются в небольших  количествах и в известной  мере являются подражанием формам молодежной активности Запада. Да, акции российского "Гринписа", в большей мере демонстративны, чем эффективны.

Растаманы. Стоит отметить, что это движение, пришедшие с ямайки, прижилось в России довольно-таки в интересном индивидуальном порядке. Те растаманы не так сильно характеризуются массовостью как другие виды субкультур. Растаманов чаще встречаешь по одиночке, так же и редки мероприятия, хотя и проводятся. Прошлой весной в одном из неформальных клубах города, прошел фестиваль памяти Боба Марли. Энергетика таких мероприятий всегда только позитивная, непринужденная, расслабляющая, запоминающаяся надолго. Так вот, очень радует тот факт, что “местные растаманы” стараются быть продолжателями культурных идей самой специфики этого направления культуры. Они отличаются большим набором ношения интересной атрибутики. Красно-желто-зеленые (цвета флага Эфиопии) береты, волосы, заплетенные в косички (дреды) - вот наиболее броские черты их внешнего облика. Например, что касается dreadlocks - их дред, которые, то эти локоны отгоняют от человека злых духов и делают их похожими на Железного Льва Сиона (по "Книге Бытия" - один из титулов Хайле Селассие I - 225 царя Эфиопии, считающегося у растаманов живым воплощением бога Джа). Дреды также обладают для раста магическим свойством - они по преданию помогают улавливать позитивные вибрации Мира, обращенные к ним от бога и от братьев - растаманов. Атрибутика растаманов служит той же цели, она приближает к Джа и напоминает о Сионе. Мистическое единение с богом выражается и в языке раста. Особой мистикой обладает ритуальное травокурение, используемое с целью достижения определенных медитативных состояний и как акт "ублажения Бога благовониями", оно расширяет сознание и усиливает мистическое и творческое переживание. Травокурение - спорный ритуал, ибо Эфиопская церковь порицает это занятие, но не отрицает, потому как по приданию, первым растением, выросшим на могиле царя Соломона, мудрейшего человека на земле, была именно конопля. Отсюда и большой объем символики, связанной с этим.

 

Молодежь российской провинции  в настоящее время находится  в достаточно сложном положении, так как нарушена преемственность  в воспроизводстве отечественных  молодежных традиций, и вполне оправданно, что она стремится к неолиберальным культурным ценностям, характерным  для молодежи западных обществ. Кроме  того, давление криминальных структур на молодежь достигает своей критической  массы, а потенциал сопротивления  молодых россиян еще недостаточно высок. Поэтому значительная часть  молодых людей выбирает выжидательную  позицию. Выход из данной ситуации нам  видится в заполнении создавшейся  лагуны позитивными проявлениями молодежной жизни, которая в противном случае будет занята криминальными структурами, стремящимися поддерживать свое воспроизводство  за счет молодого поколения. Вполне разумно  в данной ситуации активно содействовать  развитию традиционных для российской провинции молодежных субкультур, а  также поддерживать те западные молодежные движения, стили, которые имеют для  нашего общества положительный, созидательный  потенциал. Считаем, что дальнейшее изучение и сравнительное исследование проявления молодежных субкультур на уровне отдельных регионов является не только интересной исследовательской  темой, но и актуальной с точки  зрения прогнозирования и моделирования  будущего развития российского общества.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4

4.1 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЁЖИ РФ.

Трудовая занятость молодежи. Изменение положения молодежи в материальном производстве является важным показателем ее социального развития и фактором экономической самостоятельности. За годы реформ занятость молодежи в данной сфере сократилась более чем на четверть, что связано с развалом производства в стране и сегодня эта тенденция сохраняется.

Оценка молодежью престижа работы в государственном секторе  ниже, чем занятость на предприятиях других форм собственности. В то же время две трети молодых людей  продолжают трудиться на государственных  предприятиях. Причины противоречия находятся в стремлении молодежи к стабильности, которая чаще всего  связывается с государственными предприятиями. Но в условиях низкой заработной платы, угрозы банкротства  предприятий и скрытой безработицы, назвать ситуацию благоприятной  и стабильной нельзя.

Важным фактором экономической  самостоятельности молодежи является уровень ее материального положения. Статистические данные свидетельствуют  о некоторых положительных тенденциях в его изменении. Это проявилось, в частности, в росте заработной платы. Вместе с тем доля нуждающейся  молодежи по - прежнему остается стабильно высокой (ок.70 %). 

4.2 ДОСУГ МОЛОДЕЖИ.

Резкое сокращение количества учреждений культуры, спортивных объектов и ограниченное финансирование имеющихся, свертывание воспитательной работы в школах и вузах, уменьшение секций и кружков, оздоровительных клубов, работающих на бесплатной основе, удаленность  объектов досуга от новых жилых районов, единичные случаи организации новых  клубов в только что построенных  спальных районах приводит к тому, что большая часть подростков и молодежи не включены в систему  организованных форм досуга.

Вместе с тем досуг  воспринимается большей частью молодежи как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит  общая удовлетворенность жизнью.

Исследования показывают, что произошли определенные изменения  в структуре молодежного досуга и среди учащейся молодежи. По сравнению  с 1995 г. почти в два раза сократилось  число студентов, посещающих выставки, музеи, концерты, в полтора раза –  число студентов регулярно занимающихся спортивными занятиями, сократилось  на 15% число активных читателей библиотек. Подтверждается преобладание в структуре  досуга стихийных, неорганизованных форм поведения. Различия в предпочтении досуговых видов деятельности также сохраняются: студентки ориентированы на культурно организованный досуг, юноши предпочитают спортивные занятия, компьютерные игры.

4.3 НЕОСВЕДОМЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ.

Еще одним из важных последствий наличия формальных общественных организаций является определенный страх у тех активистов, которые внутренне заинтересованы в создании реально работающей, например, экологической общественной организации. Но когда они видят, что в государственном реестре, на сайте, в списке, который опубликован в местных СМИ, уже есть несколько таких экологических организаций или движений, и что все они "очень уважаемые", поскольку поддерживаются властью, то вполне естественная реакция – а у нас получится? и надо ли создавать еще одну подобную организацию?

К сожалению, это весьма распространенная причина отказа еще на стадии замысла  от создания тех общественных организаций, которые могут быть реально востребованы в условиях конкретного региона  или муниципального образования.

Одной из причин такого явления  называют создание таких псевдо организаций  по распоряжению соответствующих руководящих  органов молодежных общественных организаций  федерального или регионального  уровня, которые также со временем превращаются в формально зарегистрированные со всеми вытекающими последствиями.

Еще одна из причин – недостаточная  осведомленность большинства общественных организаций о деятельности тех  специалистов, которые именно на профессиональном уровне занимаются проблемами молодежного  общественного движения. Речь идет о том, что часто в той или  иной организации возникает потребность  в приглашении специалиста (на временной  основе) для проведения, например, обучения актива, проведения тренинга командообразования, а где найти действительно профессионала и не сделать при этом ошибки, не выбросить зря деньги, которые удалось найти на это обучение. Вопрос часто остается открытым или организации приходится рисковать – и средствами, и собственным имиджем.

Немаловажную роль играет и еще один аспект - нечеткость требований к отчетам и иной документации, которая может понадобиться вышестоящим  инстанциям. Причина та же – отсутствие четкой установки, а что же необходимо фиксировать, на что обратить особе  внимание, какие акценты расставить, на что обратить внимание СМИ и  т.д. Естественно, лучше бы это делалось в письменной форме и через  интернет в электронном виде заранее, еще в период планирования данного  мероприятия или акции. Основная причина этого "стихийного бедствия" - отсутствие соответствующих норм в Уставе молодежной общественной организации, в договоре, которым регламентируются взаимоотношения между центром  и его отделениями (филиалами).

Следовательно, в ближайшее  же время следует самым тщательным образом изучить всю имеющуюся  нормативную базу, а в случае необходимости  с привлечением высокопрофессиональных специалистов (оплатив им эту работу), для того, чтобы привести в полное соответствие как права всех сторон, так их обязанности по отношению  друг к другу. При этом самое пристальное  внимание обратить именно на такие "мелкие" детали, как форма отчета о проведенных совместно мероприятиях, регулярность этих отчетов и т.д.

Таким образом, нестабильный, "плавающий" план деятельности молодежной общественной организации, который  постоянно изменяется и в таком  измененном виде доводится до непосредственных исполнителей, низкое качество менеджмента, непрофессионального руководства  деятельностью молодежной общественной организации не способствуют повышению  эффективности их деятельности.

В городе или области могут  и действительно работают несколько  десятков самых различных общественных организаций. Но их работе, как правило, знают только те, кто непосредственно  принимает участие в различных  мероприятиях, еще те, кто помогал  и давал средства, может быть еще  представители СМИ, которых пригласили на эти мероприятия и еще родители детей, которые переживали, где же их дети находятся во время общественной акции. А почему остальное население  практически не интересуется тем, что  делают молодежные общественные организации? Объяснение такого положения дел  в том, что, как правило, сами молодежные общественные организации не умеют  презентовать себя и рассказывать о  результатах своей деятельности. Многим взрослым советникам, вожатым, организаторам кажется более  важным подготовить и провести еще  одно серьезное и интересное для  детей мероприятие, а не тратить  время и ресурсы на "освещение" своих успехов.

Информация о работе Субкультуры молодежи