Субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 16:16, реферат

Описание работы

В культурологии проблема субкультуры рассматривается, как правило, в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры - процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические и иные трудности. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву.

Содержание работы

Введение
1. Понятие субкультуры
2. Понятие антикультуры (контркультуры)
3 Соотношение понятий «субкультура» и «контркультура»
4 Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

субкультура.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

1.    Понятие субкультуры......................................................................................

2.    Понятие  антикультуры (контркультуры)......................................................

3    Соотношение  понятий «субкультура» и «контркультура»………………..

4    Заключение……………………………………………………………………

Список литературы.................................................................................................

 

Введение

Современное состояние  культуры исследователи нередко оценивают как переходное. Стремительное внедрение информационных технологий трансформирует устоявшийся культурный уклад. На наших глазах происходит смена культурных парадигм. Серьезные изменения затрагивают коренные миро представления, ценностные ориентации, жизненные стратегии современного человека.

Одновременно  разворачиваются два разнонаправленных  процесса: с одной стороны, мы наблюдаем  явление глобализации, которое ведет  к усреднению, унификации культур, с  другой стороны, происходят противоположные  процессы, которые преследуют цель сохранить и поддержать культурную самобытность.

В культурологии  проблема субкультуры рассматривается, как правило, в рамках концепции  социализации. Предполагается, что  приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры - процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические и иные трудности. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву.

В послевоенный период на Западе, а затем и в  России получили распространение различные  молодежные субкультуры, характеризующие  специфические настроения и стремления молодежи к самовыражению в культурных формах - внешний вид и одежда, поведение, формы общения и т.д., - отличных от общепринятых. При этом существование конкретных молодежных субкультур в большинстве случаев было недолговечным. Мода на них менялась, одни субкультуры заменялись другими: хиппи, битники, панки, скинхеды и т.д.

Субкультура, отличаясь от нормативной культуры данного общества, вовсе не обязательно вступает с ней в конфронтацию или претендует на то, чтобы стать доминирующей в обществе. Но субкультура перерастает в контркультуру, когда она содержит протест против существующей культуры и даже стремится ее заменить. Контркультурным было, например, молодежное движение 60-х годов XX века, носившее антибуржуазный характер, выступавшее против истеблишмента.

Различие субкультуры  и контркультуры не всегда можно  установить с достаточной определенностью. Некоторые субкультуры враждебны принятой культуре общества, но не выходят за пределы определенной среды. Так, криминальный мир имеет свою субкультуру - ценности, нормы, язык, даже примитивную художественную культуру (блатные песни). Она чужда и враждебна нормативной культуре общества, оставаясь культурой асоциальных групп.

Исходя из вышеизложенного  проблема соотношения понятий «контркультура»  и «субкультура» является чрезвычайно  актуальной.

Цель работы - наполнить конкретным содержанием  понятия «субкультура» и «контркультура» и установить соотношение данных культурных феноменов,

1.Понятие  субкультуры

  Под субкультурой  чаще всего понимают культурно-специфическую  группу, компактную, сравнительно небольшую  и относительно изолированную  от остальных, которая отличается от базовой культуры по ряду признаков. В качестве таких признаков могут выступать язык, религия, обычаи, нравы, хозяйственный уклад, отношение к искусству. Эти специфические признаки обычно порождены относительно изолированным существованием этой группы.

Например, особые черты присущи укладу жизни русских  камчадалов вследствие удаленности  района их проживания от центра; казаков, которые издавна селились в приграничных районах и создавали особый уклад  жизни, в котором ключевая роль отводилась военной службе, защите отечества от внешней опасности; старообрядцев, которые выбрали сознательный изоляционизм и пытались сохранить в неприкосновенности древние религиозные и культурные традиции.

 Отличия  субкультуры закрепляются в особых  чертах поведения, сознания, языка, то есть том, что называют ментальными различиями. Эти особенности в достаточной степени осознаются теми, кто включен в эту субкультуру. В художественном фильме Георгия Данелия «Мимино» главному герою, отправляющемуся из своего горного селения в «большой мир», соседи дают наставление: «Если увидишь обидчика, не вздумай его убивать! Могут неправильно понять». В этой курьезной фразе выражено совершенно четкое понимание отличий своей культурной общности от других.

 Обычно субкультура  не стремится к распространению своей системы ценностей на всю культуру. Её задача - сохранить свою уникальность, культурную неповторимость внутри ограниченной группы.

В самом общем  виде субкультуры можно разделить  на две группы: естественные, которые  возникают вследствие общих закономерностей, имеющих природный характер, и социально обусловленные, которые складываются в результате действия социально-исторических факторов.

К первой группе можно отнести субкультуры, в  основе которых лежат возрастные, гендерные и этнические различия.

 В Европе  вплоть до эпохи Возрождения  подростки воспринимались как  маленькие взрослые. Им шили точно  такие же кафтаны, как и для  родителей, надевали такую же  обувь. Мысль о том, что мир  ребенка радикально отличен от  мира взрослых, в то время еще не родилась.

   В культурологии  проблема субкультур рассматривается,  как правило, в рамках изучения  явления социализации. Предполагается, что приобщение к культурным  стандартам, восхождение в мир  господствующей культуры - процесс  сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические и иные трудности. Это и порождает особые жизненные устремления. По мнению некоторых исследователей, существует такое явление, как «культурные циклы», обусловленные сменой поколений.

Уровень специфичности тех или иных субкультур по отношению к основной национальной культуре в каждом конкретном случае уникален. Где-то преобладает тенденция сближения с базовой культурой, а где-то стремление к еще большему размежеванию. Еще три века тому назад Франция практически состояла из нескольких десятков этносов со своеобразными культурами, а собственно французской была субкультура Парижа и его окрестностей. Сегодня это местное своеобразие в значительной степени стерлось, все слилось в единую французскую культуру. В Югославии же сербская, хорватская, македонская, боснийская культуры имели изначально не столь существенные различия, тем не менее, результат их взаимоотношений хорошо известен.

В развитом обществе возникновение альтернативных культурных форм неизбежно. Оно порождается самим фактом развитых социальных отношений. Культура любого общества, а демократического особенно, должна впитывать, ассимилировать, переосмыслять эти ответвления. Попытки запретить, уничтожить, порождают протестные и агрессивные заявления и действия. В целом же альтернативные формы культуры ведут к обогащению и омоложению всех существующих культур.

    Понятие "субкультуры" имеет большое значение в силу того, что фиксирует факт наличия различных культур в рамках одного общества. В отличие от более раннего понятия молодежной культуры, подразумевающего наличие единой, гомогенной молодежной культуры, понятие субкультуры подчеркивает фрагментированность этой культуры, особенно по основанию классовой принадлежности. Так же, как и в случае с "контркультурой", понятие "субкультура" подразумевает факт наличия некой формы сопротивления господствующей культуре. Вместе с тем понятие "контркультура" чаще применяется в отношении групп, способных дать четкое определение и обоснование занимаемой ими позиции, тогда как представители субкультур артикулируют свою оппозицию, как правило, посредством эксплуатации важности тех или иных стилей в одежде и моделей поведения (или ритуалов). В связи с этим большое распространение получили семиотические подходы, декодирующие манеру одежды и поведения представителей субкультур.

В современном  мире различными субкультурами выступают:

-     подростково-молодежные субкультуры  (рокеры, байкеры, хиппи и пр.), ломающие традиционные механизмы  социализации и пытающиеся создать специфический образ жизни и культивировать свою обособленность;

-    криминальные  субкультуры (хулиганы, мошенники,  проститутки, наркоманы и пр.), создающие стандарты поведения,  типичные только для данной  среды;

-     религиозные, авторитарные секты  («Свидетели Иеговы», «АУМ Синрике» и пр.), исповедующие единомыслие и строжайшую дисциплину.

Таким образом, понятие "субкультура" в первом приближении обозначает совокупность ценностей, убеждений, аттитюдов и  жизненных стилей той или иной не доминирующей социальной группы (или подгруппы), культура которой отличается от культуры доминирующей социальной группы, хотя и имеет с ней нечто общее. Несмотря на то, что сегодня понятие субкультуры во многом ассоциируется с различными молодежными культурами (моды, рокеры, скинхеды, панки), оно также вполне применимо к группам, организованным по принципу этнической, гендерной и сексуальной принадлежности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.   Понятие (антикультуры) контркультуры

      Антикультура - понятие в современной  культурологии и социологии, используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре, а также отождествляется с молодежными субкультурами 60х гг., отражающих критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как "культуры отцов".

  Термин "контркультура" появился в западной литературе в 60 гг. и отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников; принадлежал американскому Т. Роззаку, который попытался объединить различные духовные веяния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен - Контркультуру.

 В конце 20 века культурологи обратили внимание на феномен контркультуры, его роль в исторической динамике; тема эта перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы присоединились не только социологи и культурологи, но и культур философы. Многие исследователи пришли к убеждению, что именно данный вопрос позволяет приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознаванию механизма ее обновления и преображения.

В истории культуры складывались такие ситуации, когда  локальные комплексы ценностей  начинали претендовать на некоторую  универсальность.

Они выходят за рамки собственной культурной среды, возвещая новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей. В этом случае это уже не субкультура, а скорее контркультурные тенденции.

Стойкость и  возобновляемость молодежных субкультур как будто делает излишним термин контркультура. Между тем в контексте современных исканий он обретает глубокий культурфилософский смысл. Культура вовсе не развивается путем простого приращения духовных сокровищ. Если бы процесс культурного творчества шел плавно, без поворотов и мучительных мутаций, человечество располагало бы сегодня разветвленной монокультурой.

В культуре постоянно  происходят сдвиги. Это глубинные  преобразования порождают контркультуру. Культурфилософия не располагает другим понятием, которое указывало бы на общесоциальный характер такого рода преобразований.

В истории постоянно  меняются социальные реалии, рождаются  новые духовные ценности. Распад старых форм жизни и появление новых  ценностных мотивов приводят к интенсивному брожению, которое требует своего выражения. Эти искания рождают новые культуры, но чтобы возникла новая принципиально иная эпоха, нужны новые ценностные ориентации, меняющие структуру всей жизни.

Контркультура, в культурфилософском истолковании, постоянно проявляет  себя в виде механизма культурных новаций. Она, следовательно, обладает огромным потенциалом обновления. Рождение новых ценностных ориентиров есть провозвестие новой культуры. Общим местом стало повторение мысли, что контркультура - уже исторический факт. Официальная, господствующая культура устояла, сумев вобрать в себя элементы контркультурных тенденций и сохранив собственное ядро, натиск новых ценностных ориентаций оказался недолговечным.

В контексте подобных исследований, понятие "контркультура" обретает совсем иной смысл, нежели понятие "субкультура". Контркультурным значением в современном мире обладают не отдельные феномены, а вся совокупность субкультур. Сохраняя и возобновляя себя, они вместе с тем провоцировали настоящие ценностные революции. Контркультура, следовательно, есть совокупность эффективных поисков нового ценностного ядра современной культуры.

     Зарубежные публикации конца 80 - начала 90 гг. свидетельствуют о том, что в современном мире происходит "революция сознания". Она знаменует собой рождение новой культуры. Понимание контркультуры как ядра будущей культурной парадигмы становится в западной культурологии традиционным.

Российское  общество находится сейчас в процессе контркультурного размежевания. Рождается  новая социокультурная группа, имеющая  специфический менталитет, образ  жизни, ценностные установки. Несомненно, одно: становление новой культуры в нашей стране невозможно без длительной полосы контркультурных феноменов.

Понятие  контркультуры подсказывает нам, что мы имеем дело с неким противопоставлением культуре. А поскольку культура — это определенная традиция, то контркультура есть противодействие культурной  традиции.

В современной  культурологии и социологии понятие  контркультуры используется в двух смыслах:

 - во-первых, для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господствуют в конкретной культуре;

·- и во-вторых, оно отождествляется с западной молодежной субкультурой 60-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культуры отцов».

Информация о работе Субкультуры