Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 16:16, реферат
В культурологии проблема субкультуры рассматривается, как правило, в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры - процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические и иные трудности. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву.
Введение
1. Понятие субкультуры
2. Понятие антикультуры (контркультуры)
3 Соотношение понятий «субкультура» и «контркультура»
4 Заключение
Список литературы
Контркультура требует от общества большей свободы для самореализации личности, полного высвобождения подсознательных сил и влечений из-под социального контроля, обновления всех человеческих связей и контактов и т. п. Таким образом, выражается социальный протест против заорганизованности общества. Соответствующими стали и предполагаемые средства достижения поставленных целей «освобождения» — и употребление наркотиков, и религиозный экстаз, и неформальные связи между людьми, объединенными в небольшие группы - альтернативные коммуны.
Контркультура обычно бывает вызвана кризисным состоянием общества, дегуманизацией общественных отношений. Эта дегуманизация проявляется в принижении значимости отдельной личности, бюрократизации, отчуждении человека от общества (от политики, труда, культуры), кризисом и потерей авторитета системы образования и воспитания.
Примерное соотношение
между культурой и
Культура |
Контркультура |
1.Государственная структура; правовые учреждения; экономическая система. 2.Политические и идеологические доктрины. 3 Система образования и воспитания
4.Искусство. 5.Религия
|
1. Отрицание всех старых структур власти, судопроизводства, экономики. Анархизм 2. Отказ от
политики и идеологии. 3.Отказ от старой системы образования; отрицание всякой системы в образовании и воспитания. 4. Нетрадиционное искусство: поп-, рок-, панк-искусство (музыка, танцы, живопись и т.п.). 5. Нетрадиционные
формы религии: мистика,
|
.
3.Соотношение понятий «субкультура» и «контркультура»
Развитие культуры определяется самыми разнообразными факторами. Внутри общественных групп возникают специфические культурные феномены, закрепляющиеся в манере поведения, особенностях ментальности и языка. Поскольку субкультуры достаточно автономны, можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этих сообществ.
Цыгане, например, не считают зазорным воровать у «чужих», однако воровство внутри табора оценивается как преступление. Судьбу человека, который нарушил вековые традиции, решают старейшины, руководствуясь своим пониманием морали и жизненным опытом. Цыгане вовсе не претендуют на то, чтобы сделать их жизненные нормы всеобщими, напротив, они заинтересованы в сохранении своего уклада в противовес окружающей культуре как «чуждой». То же можно сказать о криминальном мире. Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складываются своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды. Эта среда создает свой особый мир ценностей не всегда понятный остальным людям. Субкультура стремится держать свои социокультурные признаки в определенной изоляции от «иных» культурных слоев.
Однако в истории культуры известны такие примеры, когда локальные комплексы культурных ценностей начинают активно внедряться в культуру и претендовать на универсальность. Они выходят за рамки своей культурной среды, возвещая новые ценностные установки для широких масс. В этом случае можно уже говорить не о субкультуре, а о контркультуре.
В современной культурологии и социологии понятие контркультуры используется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным культурным ценностям. Нередко оно отождествляется с молодежной субкультурой 60-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре, бунт детей против «культуры отцов». В этом слове объединились различные процессы, направленные против господствующей культуры, на формирование антикультурных чувств, связанных с агрессивностью, отсутствием культурной толерантности.
Можно сделать вывод:. что в современной культурологии понятие контркультуры используется в двух смыслах: во-первых, для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господствуют в конкретной культуре, и во-вторых, оно отождествляется с западной молодежной субкультурой 60-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культуры отцов». Понятие «контркультура» появилось в западной литературе в 1960 г., отразив либеральную оценку ранних хиппи и битников.
Контркультура - это субкультура, резко отличающаяся от господствующей и являющаяся прямым вызовом ей.
Появление контркультурных тенденций вызывается разными механизмами. Во-первых, они появляются там, где господствующая культура уже не в полной мере соответствует реалиям нового времени. Поэтому контркультура появляется как отрицание устаревших культурных форм, как утверждение новых форм. Во-вторых, одним из движущих моторов формирования контркультурных тенденций является потребность в самоутверждении.
Для самоутверждения
в господствующей, взрослой культуре
требуется пройти много длительных,
сложных ступеней, выдержать жесткую
конкуренцию. Например, для завоевания
минимальной репутации в
Порой для того, чтобы занять видное место в контркультурной среде, надо просто активно отрицать существующую культуру, ничего не предлагая взамен. Часто носителями контркультурных тенденций выступает преступный мир, активно отрицающий господствующую культуру, бросающий ей вызов по всем направлениям.
Заключение
В данной контрольной работе я изучила субкультуру, антикультуру и взаимосвязь между ними и . можно сделать вывод:
- субкультура является попыткой разрешения молодежью проблем, связанных с ее маргинальным статусом в обществе, а не выражением "морального распада и полной бездуховности", как гласит традиция морализаторско-оценочного подхода. Если процессы, протекающие в молодежной среде, являются, пусть и опосредованным, но, тем не менее, отражением реальных противоречий общества, то, возможно, полезным для взрослых было бы видеть в "гримасах" девиантности черты собственного лица.
-контркультура определяется как сформировавшийся в лоне культуры и передаваемый от одной исторической эпохи к другой способ сказать "нет"любому утвердившемуся социокультурному содержанию, безотносительно к тому, будет ли такое отрицание плодотворным или губительным как для общества, так и для самой культуры, означает ли оно подъем человечества на более высокую ступень нравственного развития или, напротив, его нравственное разложение и деградацию. А главное, что достигается при таком повороте дела - это "мирное сосуществование" культуры и контркультуры в лоне духовной эволюции человечества, где каждому из названных моментов отводится свой аспект: первому - "социальная статика", второму - "социальная динамика" - равновесие и конфликт сменяют друг друга на протяжении всей человеческой истории.
Культура современного общества включает в себя множество культурных комплексов, которые могут быть взаимосвязаны (например, культурные комплексы деятельности по управлению людьми и культурные комплексы деятельности по созданию материальных благ) или достаточно изолированы (например, выращивание цветов или коллекционирование каких-либо предметов).
Каждое общество
имеет некоторую совокупность культурных
образцов, которые принимаются и
разделяются всеми членами
Каждая из групп людей, стоящих на разных экономических ступенях в процессе распределения общественного продукта, обычно развивает способы поведения, отличающие данную группу от всего остального общества, а также свою культуру. Юношество имеет свой специфический стиль поведения, выражающийся в одежде, определенном языке общения, который взрослые не всегда могут понять, - таким образом создается молодежная культура. Каждый социальный институт стремится создать и внедрить поведенческие образцы, которые отличаются от подобных образцов других институтов. Это выражается в существовании таких систем комплексов, как "культура предприятия", "культура школы", "культура управления". Каждый из них имеет свою специфику и относится соответственно к институту производства, институту образования, институту управления. Такие термины, как "армейская жизнь", "богема", "жизнь в коммуналке", отражают картину культурных особенностей, разных типов социальных взаимодействий. Подобного рода культурные образцы, тесно связанные с общей.
По моему мнению, контркультура является стадией развития субкультуры. Она возникает из субкультуры именно в переломные для культуры моменты. Играя роль культурного взрыва, переворота, она, подобрав в свое время "ненужные" ценности, выбрасывает их на суд общества. Со временем они переходят из разряда контркультурных, т.е. враждебных культуре и обществу, в разряд традиционных, принимаемых большинством. Врезультате процесса "инверсии", т.е. смены культурной парадигмы контркультура растворяется, приобретая вновь субкультурную форму.
Таким образом,
несмотря на устоявшееся в науке
представление о субкультуре
и контркультуре как о
Список использованной литературы:
1 Гуревич П.С. Культура и контркультура. // Свободная мысль. - 1994. - №11. - С. 86.
2. Булыгина А.А. Субкультуры
и контркультура: грани
3 Гмызина Э. В. Человек в мире современной культуры: Учебное пособие. Часть 2 / Э. В. Гмызина.- Киров: Изд-во ВятГУ, 2004.- с.32
4 Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры: (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). - М., 1980;
5..Гуревич П.С. Культурология. Элементарный курс. - М.: Гардарики, 2001. - 335 с. (175-186)
6. Мельвиль А.Ю., Разлогов К.Э. Контркультура и "новый" консерватизм. - М.: Искусство, 1981. - 264 с.
7.Соколов, К.Б. Субкультуры, этносы и искусство: концепция социокультурной стратификации //Вести Российского гуманитарного научного фонда. - 1997. - № 1. - С. 134-143.
8.Федорова И.И. Критика контркультуры в ее взаимосвязи с культурой массовой /.под ред.. Т.Г.Шевченко. - Киев, 1983. - 30 с.
9.Попцов И.Г. Контркультура как реакция на ситуацию культурного шока: Материалы Конференции "Культурный шок и повседневность":. - Йошкар-Ола, 2003
10. Радченко Д. Альтернативная реальность в субкультуре: от противостояния к сосуществованию: Материалы Конференции: "Свой" и "чужой" как проблема современных социокультурных практик. - М.: Московский , 2004. - с. 56-59