Суициды: общие понятия, терминология, распространенность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:57, реферат

Описание работы

Актуальность темы. Каждый человек хотя бы раз в жизни бывает искушаем свободой выбора смерти. Трудные жизненные ситуации обосновываются тем, что проблема психологического и психического здоровья населения является центральной в разработке научных основ практической психологии и деятельности психологической службы. Трудные жизненные ситуации – явления социальные, порождаемые самой природой общественной жизни. В самом общем виде их можно охарактеризовать как ситуации, порождающие дефицит смысла в дальнейшей жизни человека.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….………...3-4
Суициды: общие понятия, терминология, распространенность……5-8
Классификация суицидального поведения………......…………….…9-15
Заключение…………………………………………………………………...16-17
Список использованных источников………………….……………………..…18

Файлы: 1 файл

реферат по социологии на тему проблема суицида.docx

— 41.55 Кб (Скачать файл)

     Известны случаи, когда больные шизофренией ложились на проезжую часть дороги перед транспортом, с целью доказать свое бессмертие, или прыгали с большой высоты, чтобы «пролететь над городом». Эти и подобные примеры не могут быть отнесены к суицидальным попыткам или к самоповреждениям, а являются несчастными случаями, несмотря на их операциональное сходство с суицидами.

     Проведение подобного анализа, естественно, затрудняется теми искажениями, которые возникают при субъективной реконструкции состояний сознания. Вот почему так важны данные о поведении суицидента во время покушения на свою жизнь. В серии приведенных примеров требуемая дифференциация проведена благодаря направленному опросу пациентов и восстановлению объективной последовательности событий.

     Вторая типологическая схема основана на категории личностного смысла, как отношения не совпадающих между собой цели действия - (суицида) и мотива деятельности, в которую он включен.

     Неоднозначность личностного смысла суицидального поведения очевидна и в общем, виде может быть представлена типами:  протест, месть; призыв; избежание (наказания, страдания); самонаказание и отказ.

     «Протестные» формы суицидального поведения возникают в ситуации конфликта, когда объективное его звено враждебно или агрессивно по отношению к субъекту, а смысл суицида заключается в отрицательном воздействии на объективное звено. Месть - это конкретная форма протеста, нанесение конкретного ущерба враждебному окружению. Данные формы поведения предполагают наличие высокой самооценки и самоценности, активную или агрессивную позицию личности с функционированием механизма трансформации гетероагрессии в аутоагрессию.

     Смысл суицидального поведения типа «призыва» состоит в активации помощи извне с целью изменения ситуации. При этом позиция личности менее активна.

     При суицидах «избежания» (наказания или страдания) суть конфликта - в угрозе личностному или биологическому существованию, которой противостоит высокая самоценность. Смысл суицида заключается в избежании непереносимости наличной угрозы путем самоустранения.      

     «Самонаказание» можно определить как а «протест во внутреннем плане личности», конфликт, по преимуществу, внутренний при своеобразном расщеплении «Я», интериоризации и сосуществовании двух ролей: «Я - судьи» и «Я - подсудимого». Причем смысл суицидов самонаказания имеет несколько разные оттенки в случаях «уничтожения в себе врага» (так сказать, «от судьи», «сверху») и «искупления вины» от («от подсудимого, снизу»).

    Если в предыдущих четырех типах цель суицида и мотив деятельности не совпадали, что давало основания квалифицировать суицидальное поведение как действие, то при суицидах "отказа" обнаружить заметное расхождение цели и мотива не удается. Иначе говоря, мотивом является отказ от существования, а целью - лишение себя жизни.

     Выделенные типы суицидального поведения представляют собой аналоги общеповеденческих стратегий в ситуациях конфликта. При продольном анализе индивидуального поведения суицидентов в течение предшествующих лет их жизни выявляется предпочтительность реагирования по определенному типу, совпадение поведенческих реакций в конфликте с суицидальными по их личностному смыслу. Это подтверждает основные теоретические положения концепции суицида, в частности, роль личностного звена в генезе суицидального поведения.

     Предложенная типология обладает и прогностической значимостью. Имеется в виду ее соотношение с особенностями постсуицидальных периодов.

     После совершения попытки самоубийства в ближайшем постсуициде выделяются 3 главных компонента:

1. Актуальность конфликта;

2. Степень фиксированности суицидальных тенденций;

3. Особенности отношения  к совершенной попытке.

     На этом основании принято выделять 4 типа постсуицидальных состояний:

1. Критический. Конфликт утратил свою значимость, суицид привел к разрядке напряжения. Суицидального мотива нет. Отношение к совершенной попытке - чувство стыда и страха. Понимание того, что это не изменяет положения, не разрешит ситуации. Вероятность повторения – минимальная;

2. Манипулятивный. Актуальность конфликта уменьшилась из-за благоприятного воздействия на окружающих. Суицидальных тенденций нет. Отношение - легкое чувство стыда и страх перед смертью. Отчетливое закрепление данного поведения для достижения своих целей. Вероятность повторения высока;

3. Аналитический. Конфликт по-прежнему актуален. Суицидальных тенденций нет. Отношение - раскаяние. Поиски иных путей решения. Вероятность повторения возрастает, если другой путь разрешения конфликта не будет найден;

4.Суицидально - фиксированный. Конфликт актуален. Суицидальные тенденции сохраняются. Отношение к суициду положительное.

     Частота суицидов продолжает возрастать, несмотря на достигнутые в последнее время успехи в изучении психических заболеваний и оказании психиатрической помощи. Предупреждение суицидов требует разнообразных мер, затрагивающих многие уровни жизни общества. Уже в настоящее время действуют прекрасные программы, такие, как "телефоны доверия" с обученными консультантами, или программы, нацеленные на пропаганду знаний о психических заболеваниях и выявление (с направлением в случае необходимости на лечение) лиц с депрессией и другими расстройствами.    Просвещение общества во всем, что касается самоубийств и психических заболеваний, очень важно для своевременного выявления лиц со склонностью к суициду. Хотя в большинстве регионов действуют те или иные службы помощи психически больным, не везде они одинаково доступны. Возможен долгий период ожидания встречи с врачом, лечение нередко прерывается. Кроме того, люди, страдающие психическими расстройствами, подчас не осознают, что медицинская помощь им нужна, неохотно обращаются к врачу и им бывает нелегко "путешествовать" по кабинетам, разыскивая соответствующую службы социальной помощи.   Существенно, чтобы такие службы были доступны, человек в кризисе мог быть срочно обследован специалистом, а лечение начато незамедлительно.   Суицид - индивидуальный поступок с громадными последствиями для окружающих, как членов семьи, так и общества. Хотя полное исключение самоубийств вряд ли достижимо, вполне возможно снижение их частоты, так как большинство лиц, предпринимающих такого рода попытки, страдают психическими расстройствами, поддающимися лечению. Доступность медицинской и социальной помощи и снятие клейма психической болезни - два важных фактора, которые могут заметно снизить частоту суицидов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, к самоубийству как к явлению можно относиться по – разному, как и к людям, их совершающих или пытавшихся это сделать. Однако, по моему мнению, к данному феномену нельзя относиться  с безразличием стороннего наблюдателя. Отгораживаясь от таких людей и воспринимая их как «ненормальных», окружающие тем самым навешивают ярлыки на отчаявшихся людей. Таким образом, можно только усугубить их состояние и негласно подтвердить их представление о суициде как о единственно верном и надежном способе прервать свое «бессмысленное» и «никому ненужное» существование.

      В повседневной жизни человек постоянно попадает в разные ситуации, которые мы обозначаем как стрессогеные, требующих от него активизации дополнительных психических резервов, превышающих активность индивида в обычной жизнедеятельности. Критические жизненные ситуации, если пойти от сравнительно лёгких до самых трудных их форм (от стресса через фрустацию и конфликт до кризиса), требуют от человека различной внутренней работы. Умение вовремя остановить конфликт, перевести его в нужное направление может помочь избежать деструктивных последствий конфликта или кризиса, извлечь из него максимум пользы. Знание причин, особенностей и закономерностей развития критических жизненных ситуаций, а также методов и способов их разрешения и предотвращения позволяют предотвратить их отрицательные последствия и использовать конкретные элементы в целях повышения эффективности деятельности социальных систем.

     Нами было рассмотрено так называемое следствие трудной жизненной ситуации – суицид, Суицидальное поведение как явление формирует множество различных неблагоприятных факторов. Они имеют как собственно психологическое, так и социальное содержание. Так, наибольшее количество суицидов, как и совершаемых преступлений,  в государствах приходится на период  экономического кризиса или застоя.

     Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт, что при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности.

     Люди не вправе осуждать человека за его душевную боль, от которой он пытается избавиться таким радикальным способом. Мы не знаем всего содержания душевного состояния. Поэтому мы должны более внимательными к людям, дабы, вовремя прийти на помощь и попытаться найти возможные пути разрешения проблем и этим избежать непоправимых последствий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Амбрумова, А.Г. Мотивы самоубийства / А.Г. Амбрумова // Социс, 1987. - № 6. – С. 12-15.
  2. Амбрумова, А.Г., Тихоненко В.А., Бергельсон Л.Л. Социально – психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко, Л.Л. Бергельсон // Вопросы психологии, 1981. -  № 4. – С.23-27.
  3. Бодалев, А. А. Формирование личности – актуальная проблема комплексного психолого-педагогического исследования / А.А. Бодалев //Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. - М., 1980. - № 5. - С.6-9.
  4. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. – М., 1984. – 200 с.
  5. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994.— 399 c.
  6. Карась А.Б. Методические рекомендации по преодолению кризисных ситуаций в образовательной среде/ А.Б. Карась // Відкритий урок: розробки, технології, досвід – 2010 - №5 – С. 16-20
  7. Колмаков, А.А. Профилактика суицидального поведения среди военнослужащих. Методические рекомендации / А.А. Колмаков. - М., ВАРБ, 1997. – 32 с.
  8. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков / В.Т. Кондрашенко. - Мн.: Наука, 1998. – 349 с
  9. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р.Лазарус // Эмоциональный стресс. - М., 1970. - С.178-209
  10. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев - Л., 1983. – 240 с.

1 Амбрумова, А.Г. Мотивы самоубийства / А.Г. Амбрумова // Социс, 1987. - № 6. – С. 12-15.

2 Амбрумова, А.Г., Тихоненко В.А., Бергельсон Л.Л. Социально – психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко, Л.Л. Бергельсон // Вопросы психологии, 1981. -  № 4. – С.23-27.

3 Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков / В.Т. Кондрашенко. - Мн.: Наука, 1998. –С.69.

4 Колмаков, А.А. Профилактика суицидального поведения среди военнослужащих. Методические рекомендации / А.А. Колмаков. - М., ВАРБ, 1997. – С.15.


Информация о работе Суициды: общие понятия, терминология, распространенность