Сущность и основные функции социальной стратификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:49, контрольная работа

Описание работы

Рассматривая предмет социологии, можно обнаружить тесную связь трех фундаментальных понятий социологии - социальной структуры, социального состава и социальной стратификации. Структуру можно выразить через совокупность статусов и уподобили ее пустым ячейкам пчелиных сот. Она располагается как бы в горизонтальной плоскости, а создается общественным разделением труда. В примитивном обществе мало статусов и низок уровень разделения труда, в современном - множество статусов и высок уровень организации разделения труда.

Файлы: 1 файл

Социология. Вариант 6. СибУПК. 2011. 10651.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Культурная составляющая присутствует всюду, во всех элементах  социальных отношений, поэтому эмпирическое изучение культурностатусных групп  очень сложно.

В социальной организации предприятия особую социальную нагрузку несет должностная структура, т. е. строение и взаимодействие групп работников предприятия по их месту в иерархической структуре управления.

 

2 Массовые  социальные действия

 

Массовое действие - форма  или способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей отдельных социальных групп этого общества.

Массовые действия происходят в  ходе революций и при многих других обстоятельствах менее драматичных  социальных перемен - например, во время городских погромов. Действия толп погромщиков в целом могут казаться деструктивными и случайными, но часто служат определенным целям, ради которых они были предприняты.

По мнению Ле Бона, большие группы, включая парламентские ассамблеи, не в состоянии принимать рациональные решения, как это могут делать отдельные индивиды. Как и уличные толпы, они подвержены массовому возбуждению, моде или прихоти. В своих работах Ле Бон хотел продемонстрировать, что демократия будет вызывать более примитивные реакции человеческих существ, подавляя более высокие, более цивилизованные наклонности. Тем не менее, некоторые из идей Ле Бона, по крайней мере, об уличных толпах, представляются обоснованными [3, с.49]. Подтверждено Гидденс Э., что скопление в одном месте огромного числа людей в известных условиях может создавать коллективное возбуждение, приводящее к необычным типам активности. Порой зрители становятся "безумными" на концертах поп-музыки или буйствуют во время спортивных встреч. Иной раз охваченные паникой люди устремляются в безопасное место, даже если при этом давят или затаптывают окружающих насмерть.

К числу массовых действий в известной  мере можно отнести и феномен  паники. Паника возникает, когда масса  разлагается. Характеристики паники в том, что ни один приказ руководителя (лидера) не удостаивается более внимания, и каждый печется о себе, с другими не считаясь. Гигантский бессмысленный страх возрастает до такой степени, что оказывается сильнее всех связей и забот о других. Теперь, когда индивид печется только о самом себе, когда он с опасностью один на один, он, конечно, оценивает ее выше. Пример - пожар в театре или другом увеселительном месте. Потеря полководца также порождает панику, причем опасность остается той же, что и при наличии полководца,  но если порывается связь с вождем, то, как правило, порываются и взаимные связи между массовыми индивидуумами со всеми вытекающими последствиями [2, с.44].

Особый вид массовых действий представляют парламентские собрания. Они являют собой толпу неоднородную и анонимную. Несмотря на свой различный в разные эпохи и у разных народов состав, они обнаруживают многочисленные сходные черты. Парламентские собрания в очень непохожих друг на друга странах, например, в Греции, Италии, Португалии, Испании, Франции, весьма сходны по характеру прений и голосований и причиняют одинаковые трудности правительствам [3, с.85].

Режим парламентаризма  воплощает идеал всех современных  цивилизованных народов, несмотря на то, что в основе его лежит хотя и общепринятая, но ложная идея, что множество собравшихся вместе людей скорее отыщут мудрое и независимое решение проблемы, нежели небольшое их число. Парламентские собрания обнаруживают черты, присущие любой толпе: примитивность идей, раздражительность, возбудимость, чрезмерность чувств, преобладающее влияние вожаков. Но парламентскую толпу, хотя бы в силу ее весьма специфичного состава, отличают и некоторые особенности. Важнейшая ее черта - склонность к примитивным, упрощенным мнениям. Скованные догматами и логикой, с головами, полными неопределенно-общих соображений, парламенты проводят в жизнь свои неизменные принципы, не обращая внимания на события [3, с.87].

Парламентские толпы  очень легко поддаются внушению; как и во всякой толпе, внушение исходит от вожака. Но внушаемость парламентских собраний имеет четкие границы. По вопросам, затрагивающим местные интересы, каждый член парламента имеет настолько устойчивое и не подверженное никаким переменам мнения, что никакие аргументы не в состоянии их поколебать. Даже талант Демосфена не мог бы заставить депутата голосовать как-то иначе по вопросам, затрагивающим интересы влиятельных групп избирателей. В общих же вопросах стойкость мнений исчезает, и на парламент могут воздействовать внушения выделяющихся в собрании вожаков, но не так, как в обычной толпе.

Каждая партия имеет  своих лидеров, пользующихся иногда в парламентском собрании равным (по отношению друг к другу) влиянием, отчего депутат сплошь и рядом подвергается противоположным внушениям, он зачастую за какие-нибудь четверть часа способен переменить свое мнение на прямо противоположное и добавить к только что принятому закону некую статью или поправку, совершенно уничтожающую его. Поэтому законодательные собрания наряду с весьма определенными принимают и очень расплывчатые решения. Когда парламентские собрания достигают некоторого градуса возбуждения, они становятся похожими на обычную разнородную толпу, крайние чувства захватывают их. Индивид перестает быть самим собой и способен проголосовать за меры, идущие в ущерб его собственным интересам. Эти черты парламентских собраний непостоянны. Они лишь иногда превращаются в толпу. В большинстве случаев люди, составляющие их, сохраняют свою индивидуальность, и поэтому парламенты способны принимать превосходные технические законы. Правда, эти законы чаще всего готовятся специалистами в кабинетной тиши, и поэтому они представляют собой плод труда одного индивида, а не целого собрания. Эти законы относят к числу лучших, а неудачные коллективные поправки зачастую только портят и разрушают их.

Вопреки всем трудностям, связанным с деятельностью парламентских  собраний, они все-таки представляют собой лучший из найденных способов самоуправления народов и самой возможности их самозащиты от ига личной тирании.

Современное гражданское  общество является сферой, не относящейся  к политической и правовой организации  государственной власти. Оно является сферой, исторически происходящей из социальных движений, действовавших вне государственных систем. В современных обществах существует много разновидностей социальных движений.

Социальное движение - это более или менее настойчивая  и организованная попытка со стороны  относительно большой массы людей  ввести те или иные социальные изменения или, напротив, не допустить введения изменений. Социальные движения обычно предполагают проявление массовых коллективных действий по реализации специфических интересов и целей: рабочих, крестьян, представителей различных национальностей, экологов, молодежи и других групп. Любое социальное движение в той или иной форме предполагает коллективную попытку осуществить общие интересы посредством совместного действия в обход сферы официальных институтов.

Попытки применения демократических начал народного самоуправления сводятся к формуле, которая может быть заполнена различным содержимым. По мере включения масс в активную политическую жизнь стали один за другим возникать вопросы о демократизации экономической структуры общества, народного образования, о правах национальностей на родной язык и национальную культуру, об освобождении колониальных народов, о неприкосновенности для политической власти прав граждан на политические свободы. Однако отсталые в политико-экономическом и культурном отношениях страны не могут разрешить свои исторические задачи путем простого заимствования политических форм стран передовых; что вообще каждая страна имеет свой путь политико-национально-исторического развития [5, с.114].

Массы, делающие политику, руководствуются иллюзиями и утопиями, очень далекими от действительности и неосуществимыми; люди, тщательно учитывающие исторически возможное и старающиеся предупредить общественные эксцессы, никогда не становятся вождями масс и производят впечатление лишних в политической жизни людей. Поэтому история полна эксцессов, мучений и крови; она всегда идет зигзагами; в погоне за очередными иллюзиями, неприемлемыми действительностью, происходит колоссальная растрата национальных сил, упадок, а иногда и гибель государства. Основной причиной этого иррационального характера политической жизни и деятельности является неподготовленность народных масс к разрешению многочисленных и сложных задач, поставленных перед современным государством.

Причина политического  бесплодия этих народных масс лежит в их политической психике. Процесс политического и культурного воспитания народных масс более или менее гладко идет в передовых европейских парламентских демократиях, богатых, свободных и культурных. Народные массы постепенно утрачивают в них свой эмоциональный, стадный характер, развивают свой политический кругозор и приобретают способность к рациональному политическому мышлению.

В сложных политических вопросах деятельность государственных  людей, как и всяких других специалистов в их профессиях, могут радикальным образом расходиться с общественным мнением их избирателей. Член парламента выбирается голосующими за него избирателями не потому, что он способен целиком уйти в защиту их местных интересов, иметь их узкий политический кругозор и разделять все их предрассудки и верования, а потому, напротив, что он больше понимает в политике, чем обыватель, никогда прежде о них не думавший. Равенство политических прав не дает людям равных способностей и знаний: если народные массы знают, что в конечном счете нужно для их блага, то в то же время они далеко не всегда знают, какими средствами могут быть достигнуты цели [5, с.118].

 

3 Общественное  мнение как фактор социальных  изменений

 

Общественное мнение — форма массового сознания, в  котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности [6, с.49]. Общественное мнение выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. При этом, общественное мнение представляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей.

Общественное мнение складывается из широко распространённой информации, как то: мнений, суждений, убеждений, идеологий, равно как и из слухов, сплетен, заблуждений.

В формировании общественного  мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в частности: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса). Существенно возрастает влияние электронных средств Социальных сетей, блогов, твиттера, youtube видео каналов, интернет форумов.

На общественное мнение влияют мнения людей, признаваемых обществом  авторитетными и компетентными, личный опыт людей.

Инструментами воздействия  на общественное мнение со стороны государства являются пропаганда и цензура [4, с.89].

К способам формирования общественного мнения так же можно  отнести «спираль молчания».

По результатам социологов при моделировании когнитивных  процессов в социуме можно  сказать, что если десять процентов твердо придерживаются сходных взглядов, этого будет достаточно, чтобы на их сторону перешла и большая часть общества.

Анализ документов –  один из широко применяемых методов  сбора первичной информации. Документы  с различной степенью полноты отражают духовную и материальную жизнь общества, передают не только событийную, фактологическую сторону социальной действительности, но и фиксирует в себе развитие всех выразительных средств общества, и прежде всего структуру языка. Социологи в процессе исследования подвергают изучению огромное количество разного рода и уровня документов.

Существует ряд оснований  для классификации документов. По статусу различают документы  официальные и неофициальные, по форме изложения – письменные (более широко – вербальные) и статистические [4, с.101]. По своим функциональным особенностям документы разделяются на информационные, регулятивные, коммуникативные и культурно-просветительские.

 Большую пользу  может принести изучение неофициальных  документов. Среди них выделяются личные документы, они являются незаменимым источником изучения общественного мнения, сознания, установок.

 Ещё одно основание  для типологии документов –  их целевое назначение. Выделяют: документы, созданные независимо  от исследователя, и документы, «целевые», то есть подготовленные точно в соответствии с программой, задачами социологического исследования.

 К первой группе  относятся все документы, существование  которых ни прямо, ни косвенно  не обусловлено техникой проведения  социологического исследования. Вторая группа документов включает: ответы на открытые вопросы анкеты и тексты интервью, записи наблюдений, отражающих мнение и поведение респондентов; справки различных организаций; статистическую информацию.

 Информацию, содержащуюся  в документах, принято разделять на первичную и вторичную. В первом случае речь идёт об описании конкретных ситуаций, об освещении деятельности отдельных лиц, органов. Вторичная информация носит более обобщённый, аналитический характер, в ней, как правило, отражены более глубокие социальные связи.

Обязательный инструментарий осуществления формализованного анализа  документов – бланк кодировки. Он составляется в соответствии со схемой операционных понятий, содержит единицы  анализа и все элементы описания проблемной ситуации, устанавливает однозначное соответствие между лексикой текста и кодами, над которыми производятся вычислительные действия [7, с.65].

Информация о работе Сущность и основные функции социальной стратификации