Сущность и особенности социальных институтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:39, реферат

Описание работы

Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы. Таким образом, актуальность данной темы очевидна.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………...3

1 Сущность и особенности социальных институтов …………………………4

2 Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни ……………………………………………………………………..….6

1.2 Типология, виды и функции социальных институтов ………………………………9

2 Роль социальных институтов в общественной жизни ………………...15

2.1 Место социальных институтов в развитии общества ………………...16

2.2 Социальный институт и социальная группа ………………………………17

Заключение ………………………………………………………………..19

Литература ……………………………………………………………………....20

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 33.54 Кб (Скачать файл)

Социальные институты - столбы общества, символы порядка и организованности.

Основных социальных институтов в обществе пять:

Институт семьи и брака (Семья)

Политические институты (Государство,право)

Экономические институты (Государство)

Институты образования (Образование)

Институт религии (Церковь)

 Все вышеперечисленные основные  социальные институты  удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.

 

Функция (от латинского - исполнение, осуществление) социального института  – это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых  услуг. Совокупность всех социальных функций  складывается в общие социальные функции социальных институтов как  определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны.

Социологи разных направлений  стремятся классифицировать эти  функции, представить их в виде определённой упорядоченной системы. Представители  институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделяют несколько основных функции социальных институтов.

Первой и важнейшей  функцией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных  потребностей общества, т.е. того, без  чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться  новыми поколениями людей, приобретать  средства проживания, жить в мире и  порядке, добывать новые знания и  передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными  институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Её можно  назвать универсальной.Также универсальными функциями институтов являются: закрепления  и воспроизводства общественных отношений; регулятивная; интегративная; транслирующая; коммуникативная.

Наряду с универсальными существуют и другие функции - специфические. Это такие функции, которые присущи  одним институтам и не свойственны  другим. Например: установление, наведение  и поддержание порядка в обществе (государство); открытие и передача новых знаний (наука и образование); добывание средств существования (производство); воспроизводство нового поколения (институт семьи); проведение различных ритуалов и поклонений (религия) и др.

Некоторые институты выполняют  функцию стабилизации общественного  порядка, другие поддерживают и развивают  культуру общества. Все универсальные  и специфические функции можно  представить в следующей комбинации функций:

1) Репродукция - Воспроизводство  членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является  семья, но к ней причастны  и другие социальные институты,  такие, как государство, образование,  культура.

2) Производство и распределение.  Обеспечиваются экономически - социальными  институтами управления и контроля — органы власти.

3) Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.

4) Функции управления и  контроля осуществляются через  систему социальных норм и  предписаний, реализующих соответствующие  типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

5) Регулирование использования  власти и доступа к ней –  политические институты

6) Коммуникации между членами  общества – культурные, образовательные.

7) Защита членов общества  от физической опасности –  военные, правовые, медицинские институты.

Каждый социальный институт может иметь ряд подфункций, которые  выполняет данный институт и не может  быть у других институтов. Например: институт семьи имеет следующие  подфункции: репродуктивную, статусную, экономического удовлетворения, защитную и т.д.

Кроме этого каждый институт может выполнять и несколько  функций одновременно или же на выполнении одной функции специализируются несколько социальных институтов. Например: функцию воспитания детей выполняют  такие институты, как семья, государство, школа, и т.д. При этом институт семьи  выполняет несколько функций  сразу, как отмечалось это раннее.

Функции, выполнявшиеся одним  институтом, со временем видоизменяются и могут передаваться другим институтам или распределяться между несколькими. Так, например функцией воспитания вместе с семьей осуществляли раньше церковь, а сейчас школы, государство и  другие социальные институты. Кроме  этого во времена собирателей  и охотников семья еще занималась функцией добывания средств существования, в настоящее же время эту функцию  выполняет институт производства и  индустрии.

Кроме выше изложенных функций  существуют явные и латентные  функции социальных институтов. Эти  функции представляют собой не только характеристики социальной структуры  общества, но и индикаторы его общей  стабильности.

Явные функции социальных институтов записаны в уставах, формально  заявлены, приняты сообществом причастных людей, декларированы. Поскольку явные  функции всегда оглашены и в каждом обществе этому сопутствует довольно строгая традиция или процедура (от помазания на царство или президентской  клятвы до конституционных записей  и принятия специальных сводов правил или законов: об образовании, здравоохранении, прокуратуре, социальном обеспечении  и т.п.), они оказываются необходимыми, более формализованными и подконтрольными  обществу.

Латентные функции институтов – те, которые скрытые, не зявленые. Иногда они вполне тождественны заявочным  функциям, но обычно между формальной и реальной деятельностью институтов существует расхождение.

Отсюда можно сделать  вывод, что явные функции свидетельствуют  о том, чего хотели добиться люди в  рамках того или иного института, а латентное – о том, что  из этого получилось.

Деятельность института  считается функциональной, если она  способствует сохранению общества. Если какой-либо институт своей деятельностью наносит обществу вред, имеет место дисфункция института.

 

 

 

Роль социальных институтов в общественной жизни
Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т.д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т.д. 
 
Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т.к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.
Место социальных институтов в жизни  общества
Институт науки

20 век стал веком победившей  научной революции. НТП ускорился  во всех развитых странах. Постепенно  происходило все большее повышение  наукоемкости продукции. Технологии  меняли способы производства. К  середине 20 века фабричный способ  производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое  распространение получила автоматизация.  К концу 20 века развились высокие  технологии, продолжился переход  к информационной экономике. Все  это произошло благодаря развитию  науки и техники. Это имело  несколько следствий.

Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться  большие знания, а также понимание  новых технологических процессов.

Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных  работников, то есть людей, работа которых  требует глубоких научных знаний.

В-третьих, вызванный НТП  рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность  науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни.

Институт культуры

Одно из важных предназначений институтов культуры — формирование механизмов (и условий для них) создания, распространения и освоения норм и ценностей духовной жизни. Во-первых, это механизм передачи и освоения культурных ценностей, оставленных в наследство предшествующими поколениями. Во-вторых, это механизм самого духовного производства. Особенность его, с нашей точки зрения, должна состоять в повышенном внимании к нему институтов государства. Здесь заметно существенное различие между механизмами материального и духовного производства.

Социальный институт и социальная группа

Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то они по-разному понимают его внутреннее строение, т.е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же.  
 
        По мнению С.С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т.е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять: 
 
1.            установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, 
 
               ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и                                                                                                     субординация в государстве); 
 
2.            символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, 
 
               герб, крест, иконы и др.); 
 
3.            унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания 
 
               для государства, магазины и фабрики для производства, учебные      классы и 
 
библиотеки для образования, храмы для религии); 
 
4.            устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, 
 
законы, правила); 
 
5.            идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в 
 
государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в 
 
образовании, православие или католицизм в религии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 
       Социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующий исторически длительное время, удовлетворяющий фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агенств и т.д.) которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т.п. Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно находятся в изменении и самообновлении.

 

     Список использованных источников

 
1.     Социология. Учебное пособие. Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева                   и др. – М., 2007. 
 
2.     Социология. Учебное пособие. Под ред. проф. В.И. Добронькова. – М.,    2006. 
 
3.     Добронькова В.И., Кравченко А.И. Социологические институты и процессы. - М., 2009.
4. Друкер П. Ф. Социология и общество / П.Ф. Друкер. М.: Вильямс, 2007
5. Боровский Г.Е., Костина Н.Б. "Социология управления. Учебное пособие"/ Боровский Г.Е., Костина Н.Б. М.: Гардарики, 2007

 

 


Информация о работе Сущность и особенности социальных институтов