Сущность и причины социального неравенства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 13:09, контрольная работа

Описание работы

Неравенство — это проживание людей в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ресурсам. Для описания системы неравенства применяется понятие «социальной стратификации». На основе неравенства создается иерархия сословий и классов. Признаки социальной дифференциации:
1) половозрастные характеристики;
2) этнонациональные характеристики;
3) вероисповедание;
4) уровень доходов и др.

Файлы: 1 файл

социальная структура общества.docx

— 37.04 Кб (Скачать файл)

   1) духовенство;

   2) дворянство;

   3) ремесленники, торговцы, слуги (жители городов);

   4) крестьяне.

   В России со времени  правления Ивана Грозного (с середины  ХVI в.) до правления Екатерины II шло формирование иерархии сословий, официально утвержденных указами (1762—1785) в таком виде: дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство. Оговаривались в указах полувоенное сословие (субэтнос), казачество и разночинцы. Классовая стратификация характерна для открытых обществ. Она существенно отличается от кастовой и сословной стратификации. Эти отличия проявляются в следующем:

   1) классы не создаются  на основе правовых и религиозных  норм, членство в них не основано  на наследственном положении;

   2) классовые системы  более подвижны, и границы между  классами не бывают жестко  очерчены;

   3) классы зависят  от экономических различий между  группами людей, связанных с неравенством  во владении и контроле над  материальными ресурсами;

   4) классовые системы  осуществляют в основном связи  вне личностного характера. Главное  основание классовых различий  — неравенство между условиями  и оплатой труда — действует  применительно ко всем профессиональным  группам как результат экономических  обстоятельств, принадлежащих экономике  в целом;

   5) социальная мобильность  значительно проще, чем в других  стратификационных системах, формальных ограничений для нее не существует, хотя мобильность реально сдерживается стартовыми возможностями человека и уровнем его притязаний.

 

8. Основные теоретические  подходы в определении классов

 

   Классы можно определить  как большие группы людей, отличающиеся  по своим общим экономическим  возможностям, которые значительно  влияют на типы их стиля  жизни.

   Наиболее влиятельные  теоретические подходы в определении  классов и классовой стратификации  принадлежат К. Марксу и М. Веберу.

   По суждениям Маркса, класс — это общность людей, находящаяся в прямом отношении  к средствам производства. Он  выделял в обществе на разных  этапах эксплуатирующие и эксплуатируемые  классы. Стратификация общества  по Марксу одномерна, связана  только с классами, так как  ее главным основанием служит  экономическое положение. Все остальные  права и привилегии, власть и  влияние вписываются в «прокрустово  ложе» экономического положения  и совмещаются с ним.

   М. Вебер определил  классы как группы людей, имеющих  сходную позицию в рыночной  экономике, получающих сходное экономическое  вознаграждение и располагающих  жизненными сходными шансами. Классовые  разделения возникают не только  для контроля за средствами производства, но и в экономических различиях, не связанных с собственностью. Такие источники включают в себя профессиональное мастерство, редкую специальность, высокую квалификацию, владение интеллектуальной собственностью и прочим. Вебер дал не только классовую стратификацию, считая ее лишь частью структурирования, необходимого для сложного по устройству капиталистического общества. Он предложил трехмерное деление: если экономические различия (по богатству) порождают классовую стратификацию, то духовные (по престижу) — статусную, а политические (по доступу к власти) — партийную. В первом случае речь идет о жизненных шансах социальных слоев, во втором — об образе и стиле их жизни, в третьем — о владении властью и влиянии на нее. Большинство социологов считает веберовскую схему более гибкой и соответствующей современному обществу.

 

9. Немарксистские  подходы к определению классов

 

   В различных социологических школах, например американской и английской, классовые теории развивались в несколько различных направлениях. Послевоенные американские социологи вообще рассматривали свое общество как бесклассовое. Это происходило отчасти вследствие того, что они полагали, будто уже не существует резких перепадов в распределении материального вознаграждения. Они принимали, скорее, точку зрения Вебера относительно статуса и разрабатывали многомерный подход, который трактовал социальный статус и престиж как независимые факторы, которые ослабляли или даже вытесняли экономически детерминированный класс.

   Британские социологи  в этот период первоначально  принимали в качестве решающей детерминанты класса разделение труда и определяли основной принцип классового деления как границу между физическим и нефизическим трудом. Существует сжатая версия шести социально-экономических классов, которые описываются как:

   1) профессионалы;

   2) работодатели и  менеджеры;

   3) клерки — промежуточные  и младшие работники нефизического  труда;

   4) квалифицированные  работники физического труда  и самостоятельные (самонанимаемые) непрофессионалы;

   5) полуквалифицированные  работники физического труда  и обслуживающий персонал;

   6) неквалифицированные  работники физического труда.

   Такого рода разграничение  носило в значительной степени  искусственный характер, и в теоретическом  классовом анализе социологи  редко используют эту классификацию.В настоящее время общепринятой социологической моделью классовой структуры в некоторых странах (например, в Великобритании) является разделение населения на три класса — рабочий, промежуточный и высший. Работники физического труда относятся к рабочему классу; работников нефизического труда низкого уровня, таких как клерки и низшие техники, относят к промежуточному классу; менеджеров, администраторов и профессионалов — к высшему. Для немарксистского направления в целом характерно выделение в классовой структуре просто «высших» и «низших» классов. Если быть более точным, то традиционное деление придерживается четырехчленной структуры:

   1) высший класс (Upper Class), отличающийся наиболее высокими размерами благосостояния и власти;

   2) средний класс (Middle Class), который образуется весьма пестрым конгломератом социальных групп — от предпринимателей средней руки до среднеоплачиваемых инженеров и клерков;

   3) рабочий класс (Working Class), объединяющий работников физического труда;4) низший класс (Underclass), включающий в себя, как правило, представителей этнических меньшинств, а также индивидов, занятых на самых низкооплачиваемых, наименее безопасных и наименее привлекательных рабочих местах. В то же время большинство социологов отчетливо осознают, что такого крупномасштабного деления для более углубленного анализа классовой структуры явно недостаточно.

 

10. Социальная стратификация  современных обществ

 

   Сталинско-брежневская  модель стратификации сводилась  лишь к формам собственности  и на этом основании — к  двум классам (рабочим и колхозному  крестьянству) и прослойке (интеллигенции). Имевшие место социальное неравенство, отчуждение классов от собственности  и от власти в советской  науке не подвергались открытому  структурированию до середины 1980-х  гг. Однако стратификацией социального  неравенства советского общества  занимались зарубежные исследователи. Один из них — А. Инкельс — подверг анализу 1940— 1950-е гг. и дал коническую модель иерархического деления общества в СССР. Используя в качестве оснований материальный уровень, привилегии и власть, он обозначил девять социальных слоев: правящую элиту, высшую интеллигенцию, рабочую аристократию, основную интеллигенцию, средних рабочих, зажиточных крестьян, «белых воротничков», средних крестьян, непривилегированных рабочих и группу принудительного труда (заключенных). Инерция закрытого для изучения общества оказалась так велика, что в настоящее время отечественный стратификационный анализ только разворачивается. Исследователи обращаются и к советскому прошлому, и к нынешнему российскому обществу. Известны вариации трех слоев (бизнес-слоя, среднего слоя, люмпен-слоя) и модель из одиннадцати иерархических ступеней (аппарата, «компрадор», «национальной буржуазии», директората, «купцов», фермеров, колхозников, членов новых сельхозпредприятий, люмпен-интеллигенции, рабочего класса, безработных). Наиболее разработанная модель принадлежит академику Т. Заславской, выявившему 78 социальных слоев в современной России.

   Западные социологи  в ХХ в. используют разные подходы  к социальной стратификации:

   1) субъективный — самооценочный, когда опрашиваемые сами определяют свою социальную принадлежность;

   2) субъективный репутационный, когда опрашиваемые определяют социальную принадлежность друг друга;

   3) объективный (наиболее распространенный) — как правило, со статусным критерием. Большинство западных социологов, структурируя общества развитых стран, делят их на высший, средний и рабочий классы, в некоторых странах еще и крестьянство (например, Франция, Япония, страны «третьего мира»).

   Высший класс выделяется  по своему богатству, корпоративности  и власти. Он составляет примерно 2% современных обществ, но контролирует  до 85—90% капитала. Его составляют  банкиры, собственники, президенты, руководители  партий, кинозвезды, выдающиеся спортсмены.

   Средний класс включает в себя лиц неручного труда и делится на три группы: высший средний класс (профессионалы — врачи, ученые, юристы, инженеры и пр.); промежуточный средний класс (учителя, медсестры, актеры, журналисты, техники); низший средний класс (кассиры, продавцы, фотографы, полицейские и пр.). Средний класс составляет 30—35% в структуре западных обществ.

   Рабочий класс —  класс работников физического  труда, составляющий около 50—65% в  разных странах, делится тоже  на три слоя:

   1) рабочие квалифицированного  ручного труда (слесари, токари, повара, парикмахеры и др.);

   2) рабочие ручного  полуквалифицированного труда (швеи, сельхозрабочие, телефонисты, бармены, санитары и т. д.);

   3) рабочие неквалифицированного  труда (грузчики, уборщики, кухонные  работники, прислуга и т. д.). Важной  особенностью современного общества  является то, что оно, поддерживая  в массовом сознании представления  о необходимости и целесообразности  социальной иерархии, дает шансы  каждому испытать свои силы  в труднейшем подъеме по ступеням  стратификационной лестницы.

   Тем самым создаются  условия для направления энергии, генерируемой недовольством своим  положением в иерархической структуре, не на разрушение самой структуры  и охраняющих ее институтов, а  на достижение личного успеха. В массовом сознании создается  устойчивое представление о персональной  ответственности за свою судьбу, за свое место в пирамиде  власти, престиж и привилегии.

 

11. Понятие «стиль  жизни»

 

   Еще одно ключевое  понятие стратификации (особенно  в американских исследованиях) —  это стиль жизни. Это понятие, впервые введенное Вебером, относится  к общей культуре или к способу  жизни различных групп в обществе. Некоторые американские социологи  делали акцент на стиле жизни  вместо экономических факторов  и думали посредством этого  обеспечить недвусмысленно немарксистский  способ исследования стратификации. Это в особенности справедливо  в отношении исследований стратификации  в Америке, которые стимулировала  работа Ллойда Уорнера. В 1930—1940-е  гг. Л. Уорнер провел подробное  полевое исследование социальной  структуры общины Ньюберипорт в штате Массачусетс (следуя обычному правилу анонимности при полевых работах, Уорнер назвал эту общину «Янки-сити»). При этом в качестве основного типологического признака он взял репутацию, точнее то, как определяли чью-то классовую принадлежность его соседи и земляки.

   Исследование Уорнера  интересно также тем, что это  одна из немногих работ, где  показано различие доминирующих  духовных ценностей у представителей  различных страт — в частности, моральных. Проводя свое исследование, Уорнер пытался выявить тот  особый стиль жизни, общий для  большинства членов каждой страты, причем те его стороны, которые  были бы не слишком прямо  связаны с очевидными различиями  в доступе к экономическим  ресурсам.

   Стиль жизни —  это очень широкое понятие, которое  включает в себя субъективный  и объективный факторы. Первый  означает субъективные потребности  человека, второй — специфику  труда, быта и досуга. Стиль жизни  состоит из нескольких составляющих  — это и способ производства  материальных благ, и среда обитания, политическая система общества, быт, традиции, привычки.

 

12. Социальная мобильность  и ее типы

 

   Понятие «социальной  мобильности» было введено П. Сорокиным. Человек не остается  в одном уровне статуса в  течение всей своей жизни; рано  или поздно ему предстоит изменить  его, перейдя на новую статусную  позицию. Такого рода процессы, происходящие  в любом обществе непрерывно  и охватывающие практически всех  его членов, описываются в социологии  понятием социальной мобильности. Социальная мобильность означает  перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной стратификации.

   Возможности и динамика  социальной мобильности различаются  в исторических условиях. К каналам  или «лифтам» социальной мобильности  П. Сорокин относит следующие  социальные институты: армию, церковь, образовательные институты, семью, политические и профессиональные  организации, средства массовой  информации и т. д.

   Для большинства  людей продвинуться вверх по  стратификационной лестнице очень трудно, некоторые из них не могут приспособиться к новым условиям. Причины, позволяющие достичь успеха в продвижении вверх по стратификационной лестнице, — социальный статус семьи, уровень образования, национальность, выгодный брак, способности, воспитание, место жительства.

   Социальные институты, которые являются каналами вертикальной  мобильности, — школа, армия, церковь, организации — как бы фильтруют  и отбирают индивидов, осуществляя  своеобразную селекцию. Семья тоже  служит интересам социального  отбора, однако сейчас ценно не  происхождение и знатность рода, а личные качества.

Информация о работе Сущность и причины социального неравенства