Сущность и причины социального неравенства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 13:09, контрольная работа

Описание работы

Неравенство — это проживание людей в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ресурсам. Для описания системы неравенства применяется понятие «социальной стратификации». На основе неравенства создается иерархия сословий и классов. Признаки социальной дифференциации:
1) половозрастные характеристики;
2) этнонациональные характеристики;
3) вероисповедание;
4) уровень доходов и др.

Файлы: 1 файл

социальная структура общества.docx

— 37.04 Кб (Скачать файл)

1. Сущность и причины  социального неравенства

 

   Неравенство —  это проживание людей в условиях, при которых они имеют неравный  доступ к ресурсам. Для описания  системы неравенства применяется  понятие «социальной стратификации». На основе неравенства создается  иерархия сословий и классов. Признаки социальной дифференциации:

   1) половозрастные  характеристики;

   2) этнонациональные характеристики;

   3) вероисповедание;

   4) уровень доходов  и др.

   Причиной неравенства  является неоднородность труда, в результате которого происходит  присвоение одними людьми власти  и собственности, неравномерного  распределения наград и поощрений. Концентрация власти, собственности  и других ресурсов у элиты  способствует образованию социальных  конфликтов.

   В западных обществах  сокращение социальной дистанции  происходит через средний класс (мелких и средних предпринимателей, преуспевающей части интеллигенции, рабочих предприятий, мелких собственников), который является гарантом стабильности.

 

2. Понятие, содержание, основания  социальной стратификации

 

   Люди различаются  между собой по множеству признаков: полу, возрасту, цвету кожи, вероисповеданию, этнической принадлежности и  т. д. Но социальными эти различия  становятся лишь тогда, когда  они влияют на положение человека, социальной группы на лестнице  социальной иерархии. Социальные  различия определяют социальное  неравенство, подразумевающее наличие  дискриминации по разным признакам: по цвету кожи — расизм, по  полу — сексизм, по этнической  принадлежности — этнона- ционализм, по возрасту — эйджеизм. Социальное неравенство в социологии, как правило, понимается как неравенство социальных слоев общества. Оно и является основой социальной стратификации. В буквальном переводе стратификация означает «делать слои», т. е. делить общество на слои (от «stratum» — «слой», «facere» — «делать»). Четыре главных измерений стратификации — доход, власть, образование и престиж. Страта, таким образом, социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации. Страта включает одинаковый слой людей, имеющих одинаковые доходы, образование, власть и престиж. В 20-х гг. ХХ в. П. Сорокин ввел понятие «стратификация» для описания системы неравенства в обществе. Стратификация может быть определена как структурированные неравенства между различными группами людей. Общества могут рассматриваться как состоящие из страт, расположенных иерархично — с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее — у основания. Основы теории стратификации были заложены М. Вебером, Т. Парсонсом, П. Сорокиным и др.

   Социальная стратификация  выполняет двойную функцию: выступает  как метод выявления слоев  данного общества и в то  же время представляет его  социальный портрет. Социальная  стратификация отличается определенной  стабильностью в рамках конкретного  исторического этапа.

   В социологии существует  несколько подходов к изучению  социальной стратификации:

   1) «самооценочный», когда социолог предоставляет право респонденту отнести самого себя к группе населения;

   2) метод «оценки», при котором опрашиваемым предлагают  оценить социальное положение  друг друга;

   3) здесь социолог  оперирует определенным критерием  социальной дифференциации.

 

3. Основания стратификации

 

   Социальная стратификация  — центральная тема социологии, так как она объясняет расслоение  на богатых и бедных. Четыре  главных измерений стратификации  — доход, власть, образование и  престиж. Неравенство между статусами  — основное свойство стратификации.

   Т Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков. К ним относятся:

   1) характеристики, которыми  люди обладают от рождения, —  пол, возраст, этническая принадлежность, физические и интеллектуальные  особенности, родственные связи  семьи и пр.;

   2) признаки, связанные  с исполнением роли, т. е. с различными  видами профессионально-трудовой  деятельности;

   3) элементы «обладания», куда включаются собственность, привилегии, материальные и духовные  ценности и т. д. Эти признаки  являются исходной теоретической  основой многомерного подхода  к изучению социальной стратификации. Социологи выделяют разнообразные  срезы или измерения при определении  количества и распределения социальных  страт. Это разнообразие не исключает  сущностных признаков стратификации. Во-первых, она связана с распределением  населения в иерархически оформленные  группы, т. е. высшие и низшие слои; во-вторых, стратификация заключается  в неравном распределении социокультурных  благ и ценностей. По мнению  П. Сорокина, объектом социального  неравенства выступают четыре  группы факторов:

   1) права и привилегии;

   2) обязанности и  ответственность;

   3) социальное богатство  и нужда;

   4) власть и влияние.

   Стратификация тесно  связана с господствующей в  обществе системой ценностей. Она  формирует нормативную шкалу  оценивания различных видов человеческой деятельности, на основе которой происходит ранжирование людей по степени социального престижа. В эмпирических исследованиях в современной западной социологии престиж часто обобщенно определяется при помощи трех измеряемых признаков — престижа профессии, уровня дохода, уровня образования. Этот показатель называют индексом социально-экономической позиции.

 

4. Понятие одномерной и  многомерной стратификации

 

   П. Сорокин выделяет  два способа расслоения общества: одномерную и многомерную стратификацию. В основе одномерной стратификации  лежит распределение по одному  признаку (религии, профессии, собственности  и т. д.). Такая одномерная стратификация  может складываться из следующих  групп: половозрастного признака; социально-демографического; профессионального; расовых общностей; объектов и субъектов власти  и управления; по религии и  языку; по владению собственностью.

   Существует множество  критериев, по которым можно делить  любое общество:

   1) по разделению  труда и престижу положения (организаторский, исполнительский, умственный, физический, квалифицированный, творческий и др.). Существует несколько категорий работников:

   а) высший класс  профессионалов;

   б) технические специалисты  среднего уровня;

   в) рабочие, осуществляющие  руководящие функции;

   г) квалифицированные  рабочие;

   д) рядовые рабочие.

   Все они имеют  разный престиж. Так, очевидно, что  быть преподавателем университета  престижнее, чем разнорабочим на  стройке. Однако сегодня престиж  часто смещается и ассоциируется  с уровнем доходов от занятия: чем выше доход — тем больше  престиж работы;

   2) по уровню доходов. Доход — это денежная сумма, которую получает отдельный индивид  или семья в течение определенного  периода времени (месяц, год);

   3) по доступу к  ресурсам собственности и власти. Власть — право и возможность  распоряжаться кем или чем-нибудь, подчинять людей своей воле. Однако есть еще и многомерная стратификация, когда за основу берутся сразу несколько признаков. За всю историю существования человечества существовало много таких общностей:

   1) рабство — закрепощение  людей, граничащее с полным бесправием;

   2) касты — группы  людей, соблюдающие ритуальную чистоту. Каждая каста представляет собой  замкнутую группу. Место каждой  касты проявляется в системе  разделения труда. Существует четкий  перечень занятий, которыми члены  этой касты могут заниматься. Положение в кастовой системе  передается по наследству, переход  в другую касту практически  невозможен:

   а) сословия — своеобразные  социально-правовые группы в докапиталистических  формациях, которые были относительно  замкнуты и наследственны;

   б) этнические общности  людей, представляющие собой устойчивые  группы — племена, народности, нации;

   в) социально-территориальные  общности (города, деревни, регионы), различающиеся  по месту в общественном разделении  труда, стилю, уровню жизни;

   г) общественные классы, слои, группы как многомерные  социальные общности.

 

5. Понятие нации

 

   Нация — тип  этноса; исторически возникшая социально-экономическая  и духовная общность людей  с определенной психологией и  самосознанием.

   Не существует единого  подхода к определению этого  исключительно сложного явления. Представители психологической  теории видят в нации культурно-психологическую  общность людей, объединенных общей  судьбой. Этот взгляд разделяли  О. Бауэр, Р. Шпрингер и Н. Бердяев, который определял нацию как  единство исторической судьбы, а  национальное сознание — как  осознание этой судьбы.

   Крупнейшие сторонники  материалистической концепции акцентировали  внимание на общности экономических  связей как основе национальной  общности.

   Один из классиков  современной социологии П. Сорокин  считает нацию сложным и разнородным  социальным телом, искусственной  конструкцией без собственной  субстанции. Часть исследователей  в числе существенных признаков  нации называют общность территории, экономических связей, языка, психологического  склада, истории, культуры и самосознания.

   Процессы формирования  нации объективно связаны с  образованием государств. Поэтому  К. Каутский классической формой  государства считал национальное  государство. Однако судьба далеко  не каждой нации связана с  государственностью, скорее это  идеальное совпадение. Согласно  концепции К. Каутского, важнейшими  факторами консолидации людей  в нацию были товарное производство  и торговля. Большинство современных  наций зарождались в процессе  складывания буржуазных отношений (с IX—XV вв.), однако формировались  и развивались они и до капитализма. В странах, где развитие было  на столетия заторможено колониализмом, этот процесс продолжается и  по настоящее время.Последняя треть XX в. отмечена возникновением национальной государственности на обломках псевдофедеративных и союзных государств.

 

6. Понятие этноса

 

   Этнос (от греч. — «общество», «группа», «племя», «народ») — устойчивая общность людей, культурно-историческая группа, члены которой первоначально объединялись общностью происхождения, языка, территории, экономической, жизни, а со временем и духовно на почве общей культуры, исторических традиций, социально-политических идеалов.

   Виды этноса —  нации, народности, этнические и  этнографические группы. Их представители  могут проживать компактно при  наличии или отсутствии своей  национальной государственности, а  могут быть распределены среди  других народов.

   В отличие от  нации народность представляет  собой социально-этническую общность  с относительно одинаковым этническим  составом, общностью сознания и  психологии и менее развитыми, стабильными экономическими и  культурными связями.

   Этническая группа  — немногочисленная общность, основой  которой являются язык, общность  происхождения, культуры, быта и  традиций.

   Этнографическая группа  — общность, говорящая на одном  языке с той или иной нацией, народностью, но и обладающая  спецификой в быту, традициях, обычаях.

   Взаимоотношения между  видами этноса носят социально-этнический  и межэтнический (личностный) характер. Совокупность методов и средств, регулирующих эти отношения, составляет  содержание межэтнической политики  государства.

 

7. Исторические  типы стратификации

 

   Социальная стратификация  — это определенная упорядоченность  общества. На этапах человеческого  существования прослеживаются три  ее основных типа: кастовый, сословный  и классовый. Для первобытного  состояния характерно естественное  структурирование по возрасту  и полу.

   Первый тип социальной  стратификации — деление общества  на касты. Кастовая система —  закрытый тип общества, т. е. статус дается от рождения и мобильность практически невозможна. Каста являлась наследственным объединением людей, связанных традиционными занятиями и ограниченных в общении друг с другом. Кастовость имела место в Древнем Египте, Перу, Иране, Японии, в южных штатах США. Классическим ее образцом стала Индия, где кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социальную систему. Иерархическая лестница доступа к богатству и престижу в Индии имела следующие ступени: 1) брахманы — жрецы;

   2) кшатрии — военная  аристократия;

   3) вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы, свободные  общинники;

   4) шудры — несвободные  общинники, слуги, рабы;

   5) «неприкасаемые», чьи  контакты с другими кастами  были исключены.

   Эта система в  Индии была запрещена в 50-х  гг. ХХ в., но кастовые предрассудки  и неравенство и сегодня дают  знать о себе.

   Второй тип социальной  стратификации — сословный —  тоже характеризует закрытое  общество, где мобильность строго  ограничена, хотя допускается. Сословие, как и каста, было связано с  передачей по наследству прав  и обязанностей, закрепленных в  обычае и законе. Но в отличие  от касты принцип наследования  в сословиях не так абсолютен, а членство может быть куплено, даровано, рекрутировано. Сословная  стратификация характерна для  европейского феодализма, но имелась  и в других традиционных цивилизациях. Ее образец — средневековая  Франция, где общество подразделялось  на четыре сословия:

Информация о работе Сущность и причины социального неравенства