1. Сущность и причины
социального неравенства
Неравенство —
это проживание людей в условиях,
при которых они имеют неравный
доступ к ресурсам. Для описания
системы неравенства применяется
понятие «социальной стратификации».
На основе неравенства создается
иерархия сословий и классов.
Признаки социальной дифференциации:
1) половозрастные
характеристики;
2) этнонациональные характеристики;
3) вероисповедание;
4) уровень доходов
и др.
Причиной неравенства
является неоднородность труда,
в результате которого происходит
присвоение одними людьми власти
и собственности, неравномерного
распределения наград и поощрений.
Концентрация власти, собственности
и других ресурсов у элиты
способствует образованию социальных
конфликтов.
В западных обществах
сокращение социальной дистанции
происходит через средний класс
(мелких и средних предпринимателей,
преуспевающей части интеллигенции,
рабочих предприятий, мелких собственников),
который является гарантом стабильности.
2. Понятие, содержание, основания
социальной стратификации
Люди различаются
между собой по множеству признаков:
полу, возрасту, цвету кожи, вероисповеданию,
этнической принадлежности и
т. д. Но социальными эти различия
становятся лишь тогда, когда
они влияют на положение человека,
социальной группы на лестнице
социальной иерархии. Социальные
различия определяют социальное
неравенство, подразумевающее наличие
дискриминации по разным признакам:
по цвету кожи — расизм, по
полу — сексизм, по этнической
принадлежности — этнона- ционализм,
по возрасту — эйджеизм. Социальное неравенство
в социологии, как правило, понимается
как неравенство социальных слоев общества.
Оно и является основой социальной стратификации.
В буквальном переводе стратификация
означает «делать слои», т. е. делить общество
на слои (от «stratum» — «слой», «facere» — «делать»).
Четыре главных измерений стратификации
— доход, власть, образование и престиж.
Страта, таким образом, социальный слой
людей, имеющих сходные объективные показатели
по четырем шкалам стратификации. Страта
включает одинаковый слой людей, имеющих
одинаковые доходы, образование, власть
и престиж. В 20-х гг. ХХ в. П. Сорокин ввел
понятие «стратификация» для описания
системы неравенства в обществе. Стратификация
может быть определена как структурированные
неравенства между различными группами
людей. Общества могут рассматриваться
как состоящие из страт, расположенных
иерархично — с наиболее привилегированными
слоями на вершине и наименее — у основания.
Основы теории стратификации были заложены
М. Вебером, Т. Парсонсом, П. Сорокиным и
др.
Социальная стратификация
выполняет двойную функцию: выступает
как метод выявления слоев
данного общества и в то
же время представляет его
социальный портрет. Социальная
стратификация отличается определенной
стабильностью в рамках конкретного
исторического этапа.
В социологии существует
несколько подходов к изучению
социальной стратификации:
1) «самооценочный», когда
социолог предоставляет право респонденту
отнести самого себя к группе населения;
2) метод «оценки»,
при котором опрашиваемым предлагают
оценить социальное положение
друг друга;
3) здесь социолог
оперирует определенным критерием
социальной дифференциации.
3. Основания стратификации
Социальная стратификация
— центральная тема социологии,
так как она объясняет расслоение
на богатых и бедных. Четыре
главных измерений стратификации
— доход, власть, образование и
престиж. Неравенство между статусами
— основное свойство стратификации.
Т Парсонс выделил
три группы дифференцирующих признаков.
К ним относятся:
1) характеристики, которыми
люди обладают от рождения, —
пол, возраст, этническая принадлежность,
физические и интеллектуальные
особенности, родственные связи
семьи и пр.;
2) признаки, связанные
с исполнением роли, т. е. с различными
видами профессионально-трудовой
деятельности;
3) элементы «обладания»,
куда включаются собственность,
привилегии, материальные и духовные
ценности и т. д. Эти признаки
являются исходной теоретической
основой многомерного подхода
к изучению социальной стратификации.
Социологи выделяют разнообразные
срезы или измерения при определении
количества и распределения социальных
страт. Это разнообразие не исключает
сущностных признаков стратификации.
Во-первых, она связана с распределением
населения в иерархически оформленные
группы, т. е. высшие и низшие слои;
во-вторых, стратификация заключается
в неравном распределении социокультурных
благ и ценностей. По мнению
П. Сорокина, объектом социального
неравенства выступают четыре
группы факторов:
1) права и привилегии;
2) обязанности и
ответственность;
3) социальное богатство
и нужда;
4) власть и влияние.
Стратификация тесно
связана с господствующей в
обществе системой ценностей. Она
формирует нормативную шкалу
оценивания различных видов человеческой
деятельности, на основе которой происходит
ранжирование людей по степени социального
престижа. В эмпирических исследованиях
в современной западной социологии престиж
часто обобщенно определяется при помощи
трех измеряемых признаков — престижа
профессии, уровня дохода, уровня образования.
Этот показатель называют индексом социально-экономической
позиции.
4. Понятие одномерной и
многомерной стратификации
П. Сорокин выделяет
два способа расслоения общества:
одномерную и многомерную стратификацию.
В основе одномерной стратификации
лежит распределение по одному
признаку (религии, профессии, собственности
и т. д.). Такая одномерная стратификация
может складываться из следующих
групп: половозрастного признака; социально-демографического;
профессионального; расовых общностей;
объектов и субъектов власти
и управления; по религии и
языку; по владению собственностью.
Существует множество
критериев, по которым можно делить
любое общество:
1) по разделению
труда и престижу положения (организаторский,
исполнительский, умственный, физический,
квалифицированный, творческий и др.).
Существует несколько категорий работников:
а) высший класс
профессионалов;
б) технические специалисты
среднего уровня;
в) рабочие, осуществляющие
руководящие функции;
г) квалифицированные
рабочие;
д) рядовые рабочие.
Все они имеют
разный престиж. Так, очевидно, что
быть преподавателем университета
престижнее, чем разнорабочим на
стройке. Однако сегодня престиж
часто смещается и ассоциируется
с уровнем доходов от занятия:
чем выше доход — тем больше
престиж работы;
2) по уровню доходов.
Доход — это денежная сумма,
которую получает отдельный индивид
или семья в течение определенного
периода времени (месяц, год);
3) по доступу к
ресурсам собственности и власти.
Власть — право и возможность
распоряжаться кем или чем-нибудь, подчинять
людей своей воле. Однако есть еще и многомерная
стратификация, когда за основу берутся
сразу несколько признаков. За всю историю
существования человечества существовало
много таких общностей:
1) рабство — закрепощение
людей, граничащее с полным бесправием;
2) касты — группы
людей, соблюдающие ритуальную чистоту.
Каждая каста представляет собой
замкнутую группу. Место каждой
касты проявляется в системе
разделения труда. Существует четкий
перечень занятий, которыми члены
этой касты могут заниматься.
Положение в кастовой системе
передается по наследству, переход
в другую касту практически
невозможен:
а) сословия — своеобразные
социально-правовые группы в докапиталистических
формациях, которые были относительно
замкнуты и наследственны;
б) этнические общности
людей, представляющие собой устойчивые
группы — племена, народности, нации;
в) социально-территориальные
общности (города, деревни, регионы), различающиеся
по месту в общественном разделении
труда, стилю, уровню жизни;
г) общественные классы,
слои, группы как многомерные
социальные общности.
5. Понятие нации
Нация — тип
этноса; исторически возникшая социально-экономическая
и духовная общность людей
с определенной психологией и
самосознанием.
Не существует единого
подхода к определению этого
исключительно сложного явления.
Представители психологической
теории видят в нации культурно-психологическую
общность людей, объединенных общей
судьбой. Этот взгляд разделяли
О. Бауэр, Р. Шпрингер и Н. Бердяев,
который определял нацию как
единство исторической судьбы, а
национальное сознание — как
осознание этой судьбы.
Крупнейшие сторонники
материалистической концепции акцентировали
внимание на общности экономических
связей как основе национальной
общности.
Один из классиков
современной социологии П. Сорокин
считает нацию сложным и разнородным
социальным телом, искусственной
конструкцией без собственной
субстанции. Часть исследователей
в числе существенных признаков
нации называют общность территории,
экономических связей, языка, психологического
склада, истории, культуры и самосознания.
Процессы формирования
нации объективно связаны с
образованием государств. Поэтому
К. Каутский классической формой
государства считал национальное
государство. Однако судьба далеко
не каждой нации связана с
государственностью, скорее это
идеальное совпадение. Согласно
концепции К. Каутского, важнейшими
факторами консолидации людей
в нацию были товарное производство
и торговля. Большинство современных
наций зарождались в процессе
складывания буржуазных отношений
(с IX—XV вв.), однако формировались
и развивались они и до капитализма.
В странах, где развитие было
на столетия заторможено колониализмом,
этот процесс продолжается и
по настоящее время.Последняя треть
XX в. отмечена возникновением национальной
государственности на обломках псевдофедеративных
и союзных государств.
6. Понятие этноса
Этнос (от греч. — «общество»,
«группа», «племя», «народ») — устойчивая
общность людей, культурно-историческая
группа, члены которой первоначально объединялись
общностью происхождения, языка, территории,
экономической, жизни, а со временем и
духовно на почве общей культуры, исторических
традиций, социально-политических идеалов.
Виды этноса —
нации, народности, этнические и
этнографические группы. Их представители
могут проживать компактно при
наличии или отсутствии своей
национальной государственности, а
могут быть распределены среди
других народов.
В отличие от
нации народность представляет
собой социально-этническую общность
с относительно одинаковым этническим
составом, общностью сознания и
психологии и менее развитыми,
стабильными экономическими и
культурными связями.
Этническая группа
— немногочисленная общность, основой
которой являются язык, общность
происхождения, культуры, быта и
традиций.
Этнографическая группа
— общность, говорящая на одном
языке с той или иной нацией,
народностью, но и обладающая
спецификой в быту, традициях, обычаях.
Взаимоотношения между
видами этноса носят социально-этнический
и межэтнический (личностный) характер.
Совокупность методов и средств,
регулирующих эти отношения, составляет
содержание межэтнической политики
государства.
7. Исторические
типы стратификации
Социальная стратификация
— это определенная упорядоченность
общества. На этапах человеческого
существования прослеживаются три
ее основных типа: кастовый, сословный
и классовый. Для первобытного
состояния характерно естественное
структурирование по возрасту
и полу.
Первый тип социальной
стратификации — деление общества
на касты. Кастовая система —
закрытый тип общества, т. е. статус
дается от рождения и мобильность практически
невозможна. Каста являлась наследственным
объединением людей, связанных традиционными
занятиями и ограниченных в общении друг
с другом. Кастовость имела место в Древнем
Египте, Перу, Иране, Японии, в южных штатах
США. Классическим ее образцом стала Индия,
где кастовая организация превратилась
во всеобъемлющую социальную систему.
Иерархическая лестница доступа к богатству
и престижу в Индии имела следующие ступени:
1) брахманы — жрецы;
2) кшатрии — военная
аристократия;
3) вайшьи — земледельцы,
ремесленники, торговцы, свободные
общинники;
4) шудры — несвободные
общинники, слуги, рабы;
5) «неприкасаемые», чьи
контакты с другими кастами
были исключены.
Эта система в
Индии была запрещена в 50-х
гг. ХХ в., но кастовые предрассудки
и неравенство и сегодня дают
знать о себе.
Второй тип социальной
стратификации — сословный —
тоже характеризует закрытое
общество, где мобильность строго
ограничена, хотя допускается. Сословие,
как и каста, было связано с
передачей по наследству прав
и обязанностей, закрепленных в
обычае и законе. Но в отличие
от касты принцип наследования
в сословиях не так абсолютен,
а членство может быть куплено,
даровано, рекрутировано. Сословная
стратификация характерна для
европейского феодализма, но имелась
и в других традиционных цивилизациях.
Ее образец — средневековая
Франция, где общество подразделялось
на четыре сословия: