Сущность материнства и влияние социальных факторов на его целостную ориентацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 08:43, курсовая работа

Описание работы

Основной целью исследования является анализ формирования системы социальной защиты материнства и детства в современных условиях.
На пути достижения этой цели предстоит решить следующие задачи:
- исследовать современное состояние системы социальной защиты материнства и детства;
- обосновать теоретические основы рассмотрения материнства и детства в качестве единого объекта социологических исследований;
- охарактеризовать статус материнства и детства в социальной структуре современного общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность материнства и влияние социальных факторов на его целостную ориентацию 7
2. Особенности становления личности ребенка 11
3. Роль социальных работников в осуществлении мер по социальной защите материнства и детства 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Курс.Проблема социальной защиты материнства и детства.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

То, какие способности разовьются у данного ребёнка, какие основные побуждения будут определять его деятельность, какой характер у него образуется, решающим образом зависит от тех общественных условий, в которых он живёт, от того, какое влияние на него оказывают окружающие взрослые.

Формирование личности, развитие характера является ответственейшей и почётнейшей задачей родителей и воспитателей. Лишь правильная организация всей жизни ребёнка и окружающих его людей, повседневное руководство его деятельностью могут оказать влияние на формирование стойких коммунистических убеждений, высоких стремлений и идеалов, сильной, несгибаемой воли.

«Не думайте, — говорил А. С. Макаренко, — что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету, — всё это имеет для ребёнка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребёнок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете; а если дома вы грубы или хвастливы или вы пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо».3

Характер является в каком-то смысле квинтэссенцией всего жизненного опыта ребёнка, результатом всех бесчисленных влияний, которые на него оказывает окружающая среда.

Однако бывают случаи, когда одно какое-либо важное событие, одно какое-либо сильное впечатление приводит к глубоким изменениям в детской личности.

Обычно мощное влияние на развитие личности новые впечатления оказывают тогда, когда они связаны с какими-либо глубокими изменениями в жизни ребёнка, с перестройкой его отношения с окружающими людьми.

Новые условия, новые обстоятельства оказывают влияние на развитие ребёнка, когда они не только им воспринимаются, но и побуждают жить и действовать по-новому.

Развитие личности основывается не только на пассивном восприятии действительности, но и на активном участии в жизни окружающих людей, на выполнении их всё более высоких и сложных требований.

Развитие личности у ребёнка начинается очень рано. Уже первые впечатления, получаемые младенцем, оставляют определённый след в его мозгу, закладывают основы его характера.

Однако психические особенности младенца и преддошкольника, их интересы и склонности, способы отношения к окружающему ещё недостаточно определились, ещё не приобрели достаточной устойчивости для того, чтобы превратиться в настоящие качества личности.

Решающий перелом в этом отношении происходит в дошкольном возрасте — том периоде детства, когда происходит не только интенсивное развитие отдельных психических процессов, но и формирование личности ребёнка в целом.4

Под влиянием знакомства с окружающей природой и советской общественной жизнью у дошкольника начинают складываться начатки материалистического мировоззрения, правильного понимания действительности. При этом ребёнок перенимает не только взгляды окружающих и воспитывающих его людей, но и проникается их стремлениями и идеалами. Благородные общественные интересы советских людей постепенно становятся интересами самого ребёнка. Этот важнейший для всего последующего развития процесс формирования у дошкольника новых интересов чрезвычайно ярко обнаруживается в детских играх, его изобразительной деятельности. При правильной организации воспитательной работы содержание детских игр всё более усложняется, выражая растущее стремление к будущей серьёзной общественно-полезной деятельности. Ребёнка побуждает играть желание быть рабочим, колхозником, шофёром, врачом, т. е. людьми полезными, нужными обществу.

Важнейшую роль в развитии личности играет правильная организация детского коллектива. Участвуя в совместной деятельности детей, неся определённые трудовые обязанности в семье или в группе детского сада, ребёнок постепенно научается руководствоваться общественными интересами, считаться с требованиями коллектива.

Вместе с формированием новых интересов идёт развитие знаний и умений, а также способностей ребёнка к различным видам деятельности. Дошкольник, приобретая разнообразные знания об окружающем, приобретает ряд умений, необходимых в практической жизни и при решении познавательных задач.

Развиваются разнообразные способности к изобразительной деятельности, музыке, конструированию, творческому воображению, к самостоятельной умственной работе.

Наконец, те новые, более сложные отношения, в которые вступает дошкольник к окружающим взрослым и детям, те новые более сложные требования, которые ему приходится выполнять в своей деятельности, оказывают влияние на развитие его воли, на формирование его характера.5

Если малыш-преддошкольник в своих действиях руководствуется, главным образом, непосредственными желаниями, то дошкольник, выполняя поручения взрослых, неся определённые обязанности в группе, участвуя в коллективных играх, учебных и трудовых занятиях, приучается постепенно делать то, что требуется коллективом, то, что вытекает из правил игры, то, что необходимо для выполнения взятого на себя задания.

Иначе говоря, у него вырабатывается умение действовать волевым образом, подчинять свои поступки сознательно намеченной цели.

В формировании этих качеств личности важнейшая роль принадлежит воспитателю.

Действуя на ребёнка своим личным примером, сообщая ему правильное понимание окружающего, организуя всю его жизнь и деятельность, воспитатель с любовью выращивает положительные качества личности и искореняет всякие проявления отрицательных черт — трусости, эгоизма, жадности, которые могли возникнуть в результате ошибок воспитания на предшествующих ступенях развития.

Трудно переоценить важность и ответственность этой задачи. Ибо в таком деле, как воспитание нового человека, в формировании его личности не должно быть, как говорил Макаренко, «никаких неудач, никаких процентов брака, даже выраженных сотыми единицы».

Таким образом, всестороннее развитие способностей ребёнка, формирование у него высоких физических, умственных и нравственных качеств является в нашей стране делом первостепенной важности.

 

3. Роль социальных работников  в осуществлении мер по социальной  защите материнства и детства

 

Проблема поддержки и развития материнства и детства в России – стратегический вопрос, который должен обсуждаться со всеми представителями гражданского общества. Однако на практике руководство Министерства здравоохранения и социального развития предпочитает дистанцироваться от дискуссии и решать подобные вопросы самостоятельно, что не может не сказаться на качестве и дальновидности принимаемых решений. Очевидно, что вопросы общенационального характера должны рассматриваться со всех сторон и с обязательным привлечением экспертов. Подобные специалисты и экспертные организации в России есть. Комиссия Общественной палаты по вопросам здравоохранения – это авторитетная организация, в которой состоит более 100 экспертов из разных регионов страны. Комиссия работает в тесном контакте со Счетной палатой, Государственной Думой, Советом Федерации, Академией медицинских наук, профсоюзами. Она является полноправным представителем гражданского общества России.

Социальная работа с  семьей в Российской Федерации как  отрасль профессиональной деятельности в рамках государственной системы социальной защиты и поддержки населения обладает богатым эмпирическим потенциалом, а как область научного знания только начинает складываться.

Социальная работа с  семьей – это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержке извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь в восстановлении и поддержании нормального функционирования семьи. Отличительной особенностью социальной работы с семьей является организационный ее аспект, отражающий двухуровневый характер реализации мер социальной защиты. Составляя в определенной мере самостоятельный контур, каждый уровень (деятельность представителей органов образования, здравоохранения, деятельность работников социальных служб Министерства труда и социального развития) как бы автономно решает свои специфические задачи в отношении семьи, преследуя формально казалось бы одни и те же цели – защита прав семьи, предоставленных ей льгот, проведение определенных мероприятий и т.д.6

Современный этап реформирования общества, всего уклада жизни семей демонстрирует, с одной стороны, стремление организовать научное обеспечение перестройки всей системы социальной работы с семьей, а с другой – отражает противоречивый характер предпринимаемых попыток. Отличительной особенностью социальной работы с семьей сегодня является, прежде всего, эмпирический, во многом еще стихийный стиль осуществляемых перемен в сфере социальной защиты и поддержки семьи.

В то же время важно  отметить и вторую особенность интенсивное  развитие интеллектуального потенциала социальных работников, семейных социальных педагогов, в том числе за счет развивающейся системы базовой и курсовой подготовки специалистов. Сегодня 85% мест компактного проживания семей обеспечены различными специалистами, имеющими базовое образование психолога, юриста, медика, аниматора и т.д. Хорошей школой подготовки и воспитания кадров стали региональные Центры социальной помощи семье и детям.

Третьей особенностью нынешнего  этапа становления новой профессии  является активная разработка теоретических  основ социальной работы с семьей, переосмысление появившегося опыта взаимодействия с различными категориями семей. В этом плане следует отметить тот факт, что только за десять последних лет выполнено более 35 диссертационных исследований, авторами которых являются: Л.А. Коростылева, А.Ф. Евченко, О.А. Добрынина, М.М. Семаго, Т.В. Бутенко, Ю.С. Моздонова, А.П. Шамаева и другие.

За этот период подготовлено и вышло в свет более 20 монографий, учебников, учебных пособий, составляющих основу учебно-методической базы вузов, осуществляющих подготовку нового поколения  социальных работников.

Активное становление новой для России профессиональной деятельности обнажило ряд значимых для ее дальнейшего развития психолого-педагогических проблем. Основными из них являются: определение объекта социальной работы с семьей (сегодня имеющийся потенциал социальных услуг чаще напоминает работу «с массами» и направлен на семью вообще или на обращающиеся со своими проблемами семьи); предотвращение дефицита информации для оказания своевременной и квалифицированной помощи семье в экстремальной обстановке (реально действия специалиста сегодня являются менее предупредительно-стимулирующего и более восстановительно-реабилитационного свойства); интеграция усилий различных ведомств, учреждений в реализации целей социальной поддержки семьи (отсутствие целостной системы социальных услуг нередко создает ситуации пребывания ее вне сферы социальной поддержки); развитие собственного потенциала семьи и факторов жизнедеятельности; психолого-педагогическое обеспечение деятельности специалистов различного профиля, оказывающих помощь семье в экстремальной обстановке.

Важное место в социальной работе с семьей занимает социальная поддержка семьи и детей, представляющая многоуровневую систему преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантий, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной поддержке семьи отводится самой семье: укреплению родительских уз; формированию устойчивости против алкоголизма, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержание в норме психологического здоровья семьи; взаимодействие со школой и производством, социальными службами; обучение детей ведению домашнего хозяйства и т.д.

Социальная защищенность семьи формируется путем дифференциации проектов и программ развития различных категорий семей, создания разнопрофильных центров социальной помощи семье и детям, развитием сети специальностей и специализаций работников социальной сферы, повышения психолого-педагогической, медико-социальной и юридической грамотности семей в системе родительского всеобуча, сети консультационных пунктов и т.д.

Особое место в ней  занимает социальная защита детства, включающая в себя предупреждение педагогического  травматизма и эмоциональной  отверженности, профилактику внутрисемейного (родительского) насилия, профориентацию детей и подростков, демократизацию отношений взрослых и детей, регламентацию труда подростков и т.д.

В настоящее время  в России сложились четыре основные формы социальной поддержки семей, имеющих детей:

  1. Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).
  2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.
  3. Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно-практические конференции и конгрессы.
  4. Федеральные, региональные целевые социальные программы типа «Планирование семьи», «Дети России» и другие.

Социальная поддержка  семьи предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в затруднительных обстоятельствах по вопросам профессиональной переподготовки (образования членов семьи), трудоустройства, обеспечения заработком и т.д. Она включает медицинское страхование, а также различные формы (моральную, психолого-педагогическую, материальную или физическую) помощи индивидов и групп, предлагающих модели ролей, социальное сочувствие и единство. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы и т.п.

Информация о работе Сущность материнства и влияние социальных факторов на его целостную ориентацию