Сущность материнства и влияние социальных факторов на его целостную ориентацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 08:43, курсовая работа

Описание работы

Основной целью исследования является анализ формирования системы социальной защиты материнства и детства в современных условиях.
На пути достижения этой цели предстоит решить следующие задачи:
- исследовать современное состояние системы социальной защиты материнства и детства;
- обосновать теоретические основы рассмотрения материнства и детства в качестве единого объекта социологических исследований;
- охарактеризовать статус материнства и детства в социальной структуре современного общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность материнства и влияние социальных факторов на его целостную ориентацию 7
2. Особенности становления личности ребенка 11
3. Роль социальных работников в осуществлении мер по социальной защите материнства и детства 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Курс.Проблема социальной защиты материнства и детства.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Особенно ощущается  потребность в социальной поддержке  при потере близкого человека и переходе из одной социальной группы семей в другую.

В социальной поддержке  особенно нуждаются безработные. Безработица имеет исключительно негативные социальные последствия для семей, для каждого человека. Среди этих последствий увеличение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, рост числа самоубийств, ухудшение отношений в семье и т.д.7

Ныне в России по официальным  данным до 15 млн. безработных, положение которых оказывается на жизнедеятельности минимум 3–3,5 млн. семей, что немногим меньше 10% от численности семей России.

Важную роль в социальной поддержке семей в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи:

  • сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи;
  • предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
  • содействие в открытии предприятий семейного типа;
  • профессиональная ориентация детей и подростков;
  • выплата пособий по временной незанятости;
  • консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы;
  • оказание помощи в кадровом обеспечении;
  • социально-психологическая работа с клиентами.

Социальная поддержка  необходима семьям со сниженной активностью  поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Она приобретает особое значение в тех регионах, территориях, где мало или практически отсутствуют женские вакансии. Различные виды социальной поддержки позволяют остановить личностную и семейную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.

Неоценимую роль в  этом сегодня выполняют 2190 территориальных  Центра социальной помощи семье и детям, 444 отделения по работе с семьей и детьми, в центрах социального обслуживания и 203 других учреждений социального обслуживания семьи и детей, вниманием которых охвачено минимум четыре группы семей:

а) многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, семьи  несовершеннолетних родителей;

б) малообеспеченные, имеющие  неизлечимо больных людей;

в) семьи с неблагоприятным  психологическим климатом, с эмоционально-конфликтными отношениями, с педагогической несостоятельностью родителей и жестким обращением с детьми;

г) семьи, имеющие в  составе лиц, ведущих аморальный криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы.

Их основными задачами являются:

  1. Выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и их потребности в социальной помощи.
  2. Определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, психолого-социальных, социально-педагогических и иных социальных услуг семьям, нуждающимся в социальной помощи.
  3. Поддержка семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.
  4. Социальный патронаж семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке.
  5. Анализ уровня социального обслуживания семей, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовке предложений по развитию сферы социальных услуг.
  6. Привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей.

В системе учреждений социального обслуживания семьи  и детей активно развивается специализированная психолого-педагогическая помощь. Сегодня ее повсеместно представляют Центры психолого-педагогической помощи населению, основными задачами которых являются:8

  • повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения;
  • помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, преодоления конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений;
  • повышение потенциала формирующего воздействия семьи на детей, их психическое и духовное развитие;
  • помощь семьям, испытывающим различного рода трудности в воспитании детей, в овладении знаниями их возрастных психологических особенностей, предотвращении возможного эмоционального и психологического кризиса у детей и подростков;
  • психологическая помощь семьей в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;
  • регулярный анализ обращений в Центр и разработка рекомендаций для местных органов государственной власти по профилактике кризисных проявлений в семье.

Цель социальной поддержки  семьи состоит в создании усилиями, прежде всего разносторонних специалистов, условий, необходимых для подготовки и реализации мер социальной защиты семей в широком диапазоне их потребностей, мобилизации их собственных возможностей на восстановление их социальной активности. На формирование цели в конкретной обстановке социальной поддержки семьи особое воздействие оказывают: этическая ответственность перед семьей; социальная приватность (все люди имеют право на социальную независимость, т.е. на право участвовать в общественной жизни без вмешательства со стороны); психологическая приватность или независимость (клиенты имеют право на отсутствие психологического давления в процессе оказания помощи); физическая приватность (человек имеет право на полное уединение в процессе отдыха, проживания, ухода за собой, индивидуальное жилье и т.д.); задачи социальной работы, вытекающие из психологического анализа жизнедеятельности семей; уровень подготовки социальных работников по проблемам семьи, эффективность работы актива и т.д.

Система социальной поддержки  семьи и детей в России оформляется

прежде всего как  результат взаимодействия объективных факторов и субъективных условий, предпосылок «конкретного пространства и времени». Именно в проявлении объективной природы системы социальной поддержки семьи и детей правомерно рассматривать ее органическую взаимосвязь с существовавшими до нее разнообразными видами, формами социальной помощи семье и детям. При таком подходе «заимствование «зарубежного опыта, в том числе «социальная реабилитация», приобретает иной смысл и значение: не «слепое копирование», а подтверждение закономерности рождения и оформления в мире новой социальной реальности со специфической, «общим» в многообразии её конкретно-исторических структур, которые приобрели черты особенного и единичного под влиянием субъективных условий и факторов. 9

Система социальной поддержки семьи и детей – реальность, прежде всего, национальная, обусловленная комплексом объективных и субъективных факторов российской действительности; органичная часть истории страны.

К числу определяющих факторов создания системы социальной поддержки семьи и детей в России следует отнести конкретные её социально-экономические, исторические условия; уровень социальной активности специалистов социальной сферы; состояние детства, степень и характер включенности  детей в процессы общественного развития, защиту своих гражданских прав и потребностей; состояние и традиции национального воспитания, образования; культуры (национальный менталитет).10

Система социальной поддержки  семьи и детей – не искусственное  образование, внедряемое в  Россию извне. Она выросла, развивалась на исторической российской почве, что и придало особую специфичность ее социально-воспитательным традициям.

Основными направлениями  деятельности специалистов отдела по социальной защите семьи, материнства и детства являются:

- совместно  с заинтересованными  ведомствами разрабатывать комплексные  программы помощи  семье,  женщинам,  детям, организация  работы  по  реализации  районных, областных  и  федеральных  программ, относящихся  к  компетенции  системы  социальной  защиты   населения;

- взаимодействие со всеми заинтересованными ведомствами по вопросам    медико-социальной реабилитации детей-инвалидов;

- организация отдыха  и оздоровления детей-инвалидов  в санаториях и реабилитационных центрах;

- организация работы  по социальной защите малообеспеченных  семей;

- осуществление организации  отдыха и оздоровления детей  из многодетных и малообеспеченных семей;

- осуществление постановки  на учет многодетных семей,  семей с детьми-инвалидами и доведение до их  сведения  о предоставляемых льготах;

- осуществление сбора данных о семьях, нуждающихся в социальной защите;

- участие в организации  и проведении проверок малообеспеченных, социально-опасных семей и принятие соответствующих мер;

- организация работы (в рамках компетенции УСЗН) по  профилактике  и  безнадзорности  и  правонарушений  среди  несовершеннолетних,  защите  их  прав  и  взаимодействие  со  всеми  общественными   организациями  по   этому  вопросу;

- осуществление  организационно- методической  работы  «Социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних»;

- оформление  необходимых  документов  на  получение   путевок  для детей  - инвалидов   в интернаты  для  умственно-отсталых  детей;

- оформление документов  для получения: бесплатного питания  для детей   до 3-х лет, на социальную стипендию, общежитие для студентов;

-  осуществление подготовки и проведение праздников.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Матери и дети – это та категория населения, которая нуждается в особой поддержке и заботе со стороны государства, так как от них напрямую зависит будущее страны, ее демографический статус, количество работоспособного человеческого ресурса.

Целью курсовой работы являлся  анализ исследования социальной защиты интересов матери и ребенка.

Анализ результатов  позволяет сделать следующие  выводы:

Охрана материнства  и детства – это созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества. Сюда входят как законодательные акты, так и механизмы их реализации, а также гарантии по осуществлению и защите прав матери и ребенка в различных сферах жизнедеятельности.

Материнство – это  реализованная способность женщины  к рождению, выкармливанию, воспитанию детей. В понятие "материнство" входят гарантированные законом права женщины по воспитанию, уходу и общению с детьми. В свою очередь "ребенок" определяется действующим законодательством как лицо, не достигшее 18 лет, вне зависимости, состоят ли его родители в браке или нет.

Семья, материнство и  детство охраняются в нашей стране Конституцией, международными и национальными правовыми актами. В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных отраслей права, направленных на охрану материнства и детства, полномочными государственными органами принимаются программы по совершенствованию существующих механизмов.

Таким образом, резюмируя  вышесказанное, можно отметить, что практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, основные выводы и обобщения способствуют боле глубокому пониманию содержания социальных аспектов защиты материнства и детства.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Rafineen П. R. Женщины в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. - М.: Московский общественный научный фонд, 2007.
  2. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин: к 90-летию I Всероссийского съезда женщин и 85-летию Международного женского дня 8 марта. - СПб.: Издательский дом "Бизнес-Пресса"; Изд-во Михайлова В. А., 2008.
  3. Воронина О. Женский вопрос/Россия: демографический диагноз. - М.: Прогресс, 2000.
  4. Государственная система социальной помощи семье и детям, Официальные документы и материалы, Вып.1, -М., 2005. – С. 49-53.
  5. Доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции ООН и ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. - М.: Права человека, 2009.
  6. Женщины и мужчины России: Краткий стат. сб./Роскомстат России. - М., 2009.
  7. Мешков П.Я. Социальные инициативы современной России.// Российский журнал социальной работы, № 1, -М., 2005. - С. 62-69.
  8. П. Феминизм и российская культура: Сб. трудов.- СПб., 2005.
  9. Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку/Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ГАСБУ, 2004.
  10. Ратников В. Социальная защита и рыночные отношения.//Вестник социальной работы, № l. - М.:Союз, 2004. – С. 64-70.
  11. Социокультурные проблемы социальной работы / Отв. ред. Т. В. Шеляг.  - M., 2006.
  12. Тендерные аспекты социальной трансформации/Отв. ред. М. Малышева. - М.: Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, 2006.
  13. Теория и методика социальной работы: Учеб. пособие. - М.: Союз, 2004.
  14. Феминология. Семьеведение: Учеб. пособие /Под ред. Л. Т. Шинелевой. - М.: Союз, 2006.
  15. Холостова Е. И. Социальная работа: Теоретико-методологические аспекты // Социальная работа / Под ред. И. А. Зимней. Вып. 6.  - М., 2004.
  16. Чирикова А. Е. Женщина во главе фирмы/Институт социологии РАН. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 2008.
  17. Энциклопедия социальной работы: В 3 т./Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003 - 2004.
  18. ЮНИСЕФ (2009 г.) "Женщины в переходный период". Региональный мониторинговый доклад № 6, Флоренция: Международный центр Развития ребенка ЮНИСЕФ.
  19. Юрьев В. К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. – СПб.: Издательство «Петрополис», 2010.

Информация о работе Сущность материнства и влияние социальных факторов на его целостную ориентацию