Сущность методов и их роль в практике социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 11:22, реферат

Описание работы

Целью социальной работы является содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем посредством осуществления соответствующих социальных перемен, высвобождения и развития ресурсов человека и его социального окружения. В настоящее время главной задачей социальной работы является не только лечение социальных болезней, а, прежде всего их предотвращение

Содержание работы

Введение
1. Сущность методов и их роль в практике социальной работы
2. Методы социальной работы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 28.82 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Сущность методов и  их роль в практике социальной  работы

2. Методы социальной работы

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Введение

Теория социальной работы - это наука о закономерностях и принципах функционирования и развития конкретных социальных процессов, их динамики под влиянием психолого-педагогических управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.

Целью социальной работы является содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем посредством осуществления соответствующих социальных перемен, высвобождения и развития ресурсов человека и его социального окружения. В настоящее время главной задачей социальной работы является не только лечение социальных болезней, а, прежде всего их предотвращение. Выполнение этой задачи требует от социального работника не только практических знаний, но и знания теории социальной работы.

Социальная работа может помочь очень многим людям, начиная от заключенных и заканчивая рабочими, которые не могут раскрыть свой потенциал полностью. Но для проведения грамотной социальной работы необходимо знать и уметь применять методы социальной работы. Метод - от греческого «methodos» - путь исследования, способ достижения какой либо цели, решения конкретной задачи.

Поэтому рассмотрение методов социальной работы для более эффективного решения социальных проблем общества является очень актуальной.

Целью данной работы является ознакомление с методами социальной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность методов  и их роль в практике социальной  работы

Эффективность социальной работы, проводимой с различными группами населения, во многом зависит от познания закономерностей развития социальных процессов, конкретных условий жизнедеятельности людей, от опыта, накопленного предшествующими поколениями и современниками. Важнейшая роль в использовании на практике познанных закономерностей принадлежит целостной системе принципов, методов, форм и средств социальной работы.

Классификация методов - важный компонент научной организации социальной работы. Под методами здесь понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Они выступают как совокупность подходов, приёмов, операций практического или теоретического освоения действительности. Анализ существующих и разработка оптимальных форм и методов социальной работы - одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины.

Методы принято рассматривать как часть социальной работы. Методы включают систематизированный свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу, разумно действовать на «рабочих полях».

Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая:

1) как способ, путь познания  и применения знаний, выработанных  в науках, изучающих различные  аспекты жизнедеятельности человека  и социальной практики;

2) как определённое конкретное  действие, способствующее качественному  изменению существующего объекта (субъекта).

Методы социальной работы во многом обусловливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника и социальных служб. С другой стороны, они определяются также профессией социального работника, его специализацией в той или иной области, сфере жизни, структурой социальных и других служб.

 

 

 

 

                              2. Методы социальной работы

По отношению к социальной работе можно говорить о двух группах методов: методы социальной работы как научного знания и как практической деятельности. Классификация методов в теории социальной работы не имеет единого вида. Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что определяется универсальным характером данного вида знания.

По степени общности можно выделить следующие группы методов:

1. Всеобщие (философские) методы  определяют всеобщий путь, способ  познания и преобразования общества, мышления (гносеологический, диалектический  способы познания).

2. Общенаучные методы  определяют некоторые аспекты  процесса познания и преобразования  мира (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование):

- метод научной абстракции  состоит в отвлечении в процессе  познания от внешних явлений, сторон и выделении вычленении) глубинной сущности процесса;

- метод анализа и синтеза. Посредством анализа исследуемое  явление, процесс расчленяют на  составные части и исследуют  каждую отдельно. Результаты анализа  рассматривают целостно и путем  синтеза воссоздают единую научную  картину о социальном процессе;

- единство общего и  особенного в теории и практике  социальной работы. Технология социальной  работы в широком смысле включает  социальные теории процесса социального  развития, представляет собой единство  метода и многообразие методик;

- метод восхождения от  простого к сложному. Развитие  от простых социальных процессов  к сложным получает отражение  в движении мышления от абстрактного  к конкретному;

- единство качественного  и количественного анализа как  метод познания социальных отношений;

- генетический метод направлен  на исследование преемственности  процесса развития понятий, категорий, теории, методики и технологии  социальной работы;

- конкретно-социологический  метод выясняет и показывает  социальные связи, их эффективность, общественное мнение, обратную связь; включает в себя такие эмпирические методы, как анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент, тестирование и др.;

- системно-структурный или  структурно-функциональный метод  направлен на выяснение целостности  явлений, нового качества, выделение  компонентов системы социального  развития и работы, выяснение  способа их взаимосвязи и функций (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование.) и др.

3. Частные, специальные методы - специальные способы познания  и преобразования отдельных областей  реального мира. В современных  условиях к данной группе методов  относят метод “социальной биографии”, семейной биографии, комплексное  психосоциальное моделирование.

В практической социальной работе также существует многообразие методов. Например, специфика деятельности формирует экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др. группы методов.

Методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также - специализацией социального работника, структурой социальных и других служб.

Иногда методы социальной работы включаются в более общее понятие «социальные технологии» - способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач, совокупность приемов и воздействий, применяемые для достижения поставленных целей и задач в социальной сфере.

Будучи органической часть социальной работы, методы развивались и совершенствовались вместе со становлением и развитием самой профессии социального работника. Первоначально социальную работу поддерживали и финансировали преимущественно свободные благотворительные союзы и общества, затем возникла государственная служба социальной помощи населению. Так как решение основных задач социальной работы непосредственно связано с необходимостью организации ситуации взаимодействия социального работника с клиентом, то и способы организации взаимодействия и социально-психологические механизмы, лежащие в его основе, должны зависеть от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность.

Первое время доминирующим методом социальной работы была главным образом индивидуальная помощь клиентам. Затем стали использовать социальную групповую терапию, несколько позже вошла в практику и социальная работа в общине.

Таким образом, эти три формы социальной работы стали по существу классическими методами, оказавшими решающее воздействие на профессионализацию социальной работы во всех странах.

Решение основных задач социальной работы непосредственно связано с необходимостью организации ситуации взаимодействия социального работника с клиентом. Способы организации взаимодействия и социально-психологические механизмы, лежащие в его основе существенно различаются от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Соответственно, речь может идти о методе индивидуальной, групповой и общинной социальной работы.

Метод индивидуальной социальной работы (кейсуорк) предложен М. Ричмонд и тесно связан с развитием психоанализа в начале XX столетия.

Его суть - в решении проблемы с целью предоставления опоры и побуждения клиента разобраться в проблеме и справиться с жизненной ситуацией. Основной упор делается на адаптацию клиента к социальной ситуации. Данный метод особенно актуален в США, опирается на выбор психологического подхода к пониманию личности. (Например, при психоаналитическом подходе основной упор делается на анализ интрапсихической динамики клиента и оказании помощи в разрешении внутриличностных проблем; при бихевиоральном - концентрация внимания на дезадаптивных моделях поведения и их коррекции и т. д.).

Но независимо от психологического подхода к пониманию личности можно выделить общие элементы, составляющие метод:

1. установление первичной  коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный  контакт);

2. изучение и анализ  проблемной ситуации;

3. определение целей и  задач совместной работы;

4. видоизменение взаимоотношений  индивида с социальным окружением  и/или самим собой;

5. оценка прогресса и  результат совместной работы.

Разные индивидуальные подходы предполагают разные виды помощи: беседы, консультирование, привлечение специалистов и т.п. Для эффективности данного метода важно учитывать есть ли установка на необходимость оказания именно индивидуальной помощи, обладает ли специалист необходимым уровнем психолого-педагогической подготовки, возрастные, личностные, индивидуальные особенности клиента.

Метод индивидуальной социальной работы особенно оправдан в определении перспектив, в адаптации к реальности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.

Метод групповой социальной работы активно разрабатывается в 70-е гг. Особое значение для разработки метода сыграли результаты исследований теории малых групп (Я. Коломинский, Р. Кричевский, К. Рудестам и др.). К важнейшим выводам можно отнести следующие положения:

- малая группа способствует  выходу из роли “только слушателя”;

- в малой группе становится  реальным познание собственной  точки зрения, собственного жизненного  опыта, личных возможностей;

- в малой группе возможна  обратная связь, т. е. выяснение того, как индивид воздействует на  других своим поведением и  словом;

- малая группа может  стать инструментом накопления  личного опыта, способом управления  и проверки достигнутого.

Цель метода групповой работы - оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. Реализация этой цели может быть достигнута за счет либо организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения группы в продуктивную творческую деятельность.

Реализация метода групповой социальной работы зависит от целей и задач группы. В практике социальной работы выделяют различные группы. Например, категорию социокультурных групп составляют группы восстановления, группы восстановления умений, образовательные группы, группы самопомощи. Помимо этого существуют еще терапевтические группы, деятельность которых направлена на разрешение психосоматических и экзистенциальных проблем.

В зависимости от целей группы позиция социального работника может быть различной. Если группа ориентирована на достижение каких либо общезначимых в широком правовом и гражданском контексте целей (например, открытие спортивной площадки в микрорайоне), то социальный работник выполняет роль организатора и координатора внешних связей группы.

Если цель группы - расширение сферы самосознания и индивидуального опыта за счет интенсивного и рефлексивного общения (например, тренинг коммуникативных навыков), то в этом случае социальный работник посредник внутригруппового взаимодействия.

Метод групповой социальной работы не имеет некоего «застывшего» вида, в настоящее время появляются новые оригинальные формы, такие как метод семейной терапии в США.

Метод общинной социальной работы основан на взаимодействии социальных служб или социального работника с представителями различных общественных групп и организаций на местном, региональном или общегосударственном уровне.

«Община» (коммьюнити) - сложная социально-экономическая, культурно-историческая система групповой общности людей. Коммьюнити выполняет целый ряд функций по отношению к ее членам: социализации, взаимоподдержки, производства и распределения благ, социального контроля, т. е. Всего того, что направлено на развитие жизненного сценария общины и личности. Приоритетные задачи общинной социальной работы:

Информация о работе Сущность методов и их роль в практике социальной работы