Сущность методов и их роль в практике социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 11:22, реферат

Описание работы

Целью социальной работы является содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем посредством осуществления соответствующих социальных перемен, высвобождения и развития ресурсов человека и его социального окружения. В настоящее время главной задачей социальной работы является не только лечение социальных болезней, а, прежде всего их предотвращение

Содержание работы

Введение
1. Сущность методов и их роль в практике социальной работы
2. Методы социальной работы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 28.82 Кб (Скачать файл)

1. развитие социальных  связей в местной общине и  организация системы взаимопомощи  и кооперации определенной общности  людей;

2. разработка, внедрение  и оценка эффективности различных  социальных программ и планов  деятельности различных организаций, связанных с вопросами социального  благосостояния населения.

Реализация этих задач направлена на достижение главной цели - активизация развития общности и улучшение модели ее жизнедеятельности.

Основные принципы реализации метода общинной социальной работы:

- доступность сервиса;

- активное сотрудничество  потребителей и сервиса помощи;

- межведомственный подход;

- поддержка и развитие  новых инициатив;

- децентрализация контроля  за бюджетом;

- подвижность.

Формы реализации метода общинной социальной работы различны и особенно широко представлены в европейских моделях социальной работы (социальное планирование в Швеции, создание ассоциаций жильцов в Великобритании и т. д.).

Для реализации данного метода социальному работнику приходится выполнять целый спектр ролей: адвоката, брокера, эксперта, социального ориентира, что в свою очередь требует широкой теоретической и практической подготовки. Особенно актуальны умения организации и проведения социологических исследований и социально-психологические методы работы. Зачастую решение проблем общины требует комплексного вмешательства специалистов - врачей, юристов, психологов и т. п.

Кроме того, методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также - специализацией социального работника, структурой социальных и других служб, поэтому в процессе деятельности органов социальной защиты выделяют: социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические методы.

2.2 Методы социальной работы  в системе органов социальной  защиты

В процессе деятельности органов социальной защиты выделяют социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические методы.

К социально-экономическим методам социальной работы относят все способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента. К данной группе принадлежат натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание, моральное поощрение и т. п.

Организационно-распорядительные методы лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб, опираются на регламентирующие, нормативно-правовые акты.

Организационные методы закрепляют права и полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами.

Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное вмешательство, уточнение и решение эпизодических задач. Основные методы данной группы: регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование - способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введение в действие организационных положений, обязанностей для исполнения в органах управления социальных служб (приказы, типовые положения, должностные инструкции).

Нормирование - установление нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и т.д.).

Инструктирование - наиболее мягкий способ организационного воздействия, суть которого в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий клиента, предостережение его от возможных ошибок (консультирование, информирование).

Психолого-педагогические методы связаны с косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Главным методом в этой группе является убеждение в различной форме (разъяснение, совет, аргументация, рекомендации, положительный пример). В эту группу методов входят кроме убеждения - социологические исследования, наблюдение, социально-психологический диагноз, информирование.

Методы, представленные в данной классификации, ориентированы на создание условий для решения задач социальной работы в процессе ее организации, позиция клиента при этом подходе - пассивная: он испытывает воздействие на себя со стороны системы социальной работы.

Очень часто методы социальной работы разделяют на два класса: методы решения задач и методы получения знаний. В первом классе выделяют социологические методы. К ним относятся следующие типы социологических исследований: сплошное, исследование основного массива, многографическое исследование, а также выборное исследование.

Для проведения подобных исследований могут применяться различные методы и приемы. Среди них особую роль играют следующие: анализ документов, выявление слабых сторон, проблемы, наблюдение, опросы, контент-анализы. Тем самым, формируется некоторая картина, характеризующая текущее состояние проблемной области. На данном этапе можно выделить основные проблемы, на решение которых будут направлены усилия социального работника.

Также необходимо произвести другие виды исследований для того, чтобы сформировать полную картину ситуации. Можно использовать психологические виды исследований: к ним относятся экспериментальные и неэкспериментальные методы, лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские.

В социальной работе используются и другие методы, которые характерны только для данного вида профессиональной деятельности. К ним относят, прежде всего, метод социального диагностирования, метод вмешательства в критических случаях, метод работы на улицах и др.

В заключении следует отметить, что взаимосвязь факторов требует комплексного использования всех групп методов социальной работы, тем более что многие методы в практической плоскости пересекаются, и применение одного из них требует одновременного применения других.

Использование тех или иных методов позволяет отразить лишь отдельные области проблем. Однако необходимо использовать лишь те, которые необходимы для сбора необходимых данных. Использование всех методов сразу может привести к увеличению времени исследования и завести социальную работу в тупик.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: выбор того или иного метода зависит от специфики конкретной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что методы рассматриваются как часть социальной работы, которые включают систематизированный свод правил, позволяющих разумно осуществлять социальную работу.

Три формы социальной работы: индивидуальная социальная помощь, социальная групповая терапия и социальная работа в общине стали по существу классическими методами, оказавшими решающее воздействие на профессионализацию социальной работы во всех странах.

В настоящее время методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также - специализацией социального работника, структурой социальных и других служб. Выделяют социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические методы.

Таким образом, социальная работа направлена на практическое решение социальных проблем, на помощь социально незащищенным или малозащищенным группам населения. Выполнение этих задач требует от социального работника не только практических знаний, но и знания теории социальной работы, в том числе всех методов социальной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Макаренко Н.И. Теория  социальной работы: Учебное пособие. / Н.И.Макаренко. - Томск: изд. ТПУ, 1999. - 124 с.

2. Нойфелъд И. Методы социальной  работы. // Образование в социально-гуманитарной  сфере Российской Федерации, 2004. - №2.

3. Основы социальной работы: Учебник. / Под ред. П.Д.Павленка. - 2-е  изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 395 с.

4. Словарь - справочник по  социальной работе. / Под. ред. д-ра  ист.наук, проф. Е.И.Холостовой. -М.: Юрист, 2000.- 424 с.

5. Филатова Е.В. Теория  социальной работы: Учебное пособие. / Е.В.Филатова. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - 96 с.

6. Фирсов М.В. Введение  в теоретические основы социальной  работы: Учебное пособие. / М.В.Фирсов. - М.: Владос, 2001. - 430 с.

 

 


Информация о работе Сущность методов и их роль в практике социальной работы