Сущность общественного мнения, его основные структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 14:39, реферат

Описание работы

Изучение общественного мнения - очень актуальная проблема так, как общественное мнение является своеобразным регулятором тех процессов, которые происходят в обществе. Изучение общественного мнения социологическими методами при объективном анализе позволяет уловить малейшие его оттенки, тенденции его изменения, уточнить количественное соотношение между различными его оценками, узнать реальную расстановку политических сил.
Анализ общественного мнения имеет не только большое практическое, но и теоретическое значение, способствует развитию наук об обществе.

Файлы: 1 файл

рефетат общественное мнение.docx

— 53.32 Кб (Скачать файл)

Средства массовой информации способны формировать общественное мнение в разной степени в виду своих специфических особенностей.

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио - телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.).

Это обстоятельство способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории.

Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер «извлечения» (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.). Кроме того, у человека есть возможность самому анализировать информацию.

Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чтения» - после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже и т.д.)

Все это возможно потому, что печатные издания легко иметь «при себе» и обращаться к «извлечению» информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.).

Однако и у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости других средств коммуникаций), но это связано с трудностями печати и доставки, и поэтому с распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.

Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информирования. Ведь невозможно избежать значительного разрыва во времени между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его «потребителем». Это особенно касается прессы, распространяемой по всей стране.

Вторым по времени появления средством массовой информации, но не по значимости в создании общественного мнения, является радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны - эфирное вещание, осуществляемая по проводам - проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или - при передаче на очень большие расстояния - с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.

6. Интернет как современное средство создания общественного мнения.

В последнее десятилетие к средствам массовой информации присоединяется и активно развивающийся четвертый тип канала информации - всемирная компьютерная сеть (представленная в наше время Интернетом), в которой значительное место, наряду со специальной, занимает массовая информация. Это электронные версии и дайджесты газет, т.е. сетевые газеты и журналы, радио- и теле - «сетевещание», сайты («странички») отдельных журналистов, притом оперативно меняющие содержание и получаемые в режиме реального времени. Таким образом, компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора (и при необходимости распечатываться на собственном принтере). Важно учесть также, что наибольшая часть информации передается на иностранных языках, что затрудняет для многих полноценное освоение информации даже при наличии в компьютере программы-переводчика. Более того, нынешняя информационная среда Сети перегружена чисто компьютерной информацией, равно как и сильно политизированной информацией в социальных областях. С другой стороны, ситуация медленно меняется в том смысле, что вся информация становится коммерческой, то есть коммерциализированной. На многих сайтах невозможно увидеть полной структуры новостей, поскольку преобладают так называемые «горячие» темы, сенсации дня. Интернет - пользователю предлагается лишь краткий обзор наиболее важных событий.

Особый интерес в плане формирования общественного мнения вызывают Интернет-форумы, особенно политические. Они относительно новое увлечение российской публики, виртуальная всемирная кухня, на которой варится общественное мнение. В различных печатных и онлайновых изданиях все чаще появляются статьи, посвященные обзору выступлений на форумах, как одной из форм мониторинга российского общественного мнения. Основная нота всех этих статей - беспредельное удивление: «Что происходит с российскими интеллигентами и интеллектуалами?» Ведь это именно они больше всех пользуются интернетом и интересуются общественной жизнью и политикой. А на русских веб-форумах - разгул ненависти, ксенофобии, расизма, антисемитизма, пропаганды насилия, аморального хамства и беснования. Нормальному человеку, после чтения таких форумов, становится дурно. «Страна с нарастающим ускорением впадает в безумие», «российская интеллигенция оскотинилась», - общая нота комментаторов «Радио Свобода», «Московских новостей», веб-издания «Газета.ру», различных западных СМИ.

Известно, что в ряде западных политологических институтов созданы исследовательские отделы по Рунету (российская часть сети Интернет), по политическим форумам специалисты судят о настроениях мыслящей элиты России. Например, вот лишь одна, но очень характерная для таких обзоров, цитата из израильского сайта исследовательской группы МАОФ: «Комментарии простых россиян поражают свирепым единодушием читателей. Такое чувство, что Америка напала не на проявивших немотивированную агрессию арабов, а на саму Россию. Пользователи Интернета в своих откликах на форуме проявляют практически такую же дикую злобу, как их исламские подзащитные. И, что интересно, никаких им имамов не надо! Сами так ошалели от злобы, что мне, после 12 лет врозь, иногда непонятно, на русском ли языке излагается мнение».

Большинство исследователей, цитирующих выступления с веб-форумов Рунета, делают однозначный вывод, что в большинстве своем целиком и полностью участники Интернет-форумов поддерживают руководителей государства, что российская интеллигенция и молодежь вдруг разом превратились в злобных и агрессивных «отморозков».

Таким образом, Интернет-форумы способствуют созданию общественного мнения путем объединения единомышленников и формированию особого настроения среди молодых людей, которые в большинстве своем посещают их.

Сложно сказать, является ли Интернет средством массовой информации. Скорее всего, пока не является, но ситуация развивается таким образом, что Интернет как источник информации становится более структурированным, подборка новостей начинает осуществляться менее хаотично, многие новости распространяются официальными источниками. В скором времени, вероятно, Интернет станет полноценным средством массовой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Общественное мнение - это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает определенные нормы общественных отношений; действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных социальных групп. Активность и значение общественного мнения определяются характером социальной структуры общества, уровнем развития экономической культуры, демократических институтов и свобод. Общественное мнение находит выражение в выборах органов власти, средствах массовой коммуникации, опросах населения и др.

Объектами общественного мнения выступают факты, события и процессы. Субъектом общественного мнения является доминирующее большинство того или иного общества. Выразителем общественного мнения является любое объединение людей, выступающее его носителем.

К причинам или движущим силам общественного мнения относятся массовые потребности, интересы и ценностные ориентации людей.

Общественное мнение как публично выраженное и распространенное мнение является выразителем общих интересов людей. Его формирование происходит в процессе борьбы противоположных мнений.

Средства формирования общественного мнения (PR (в частности, рекламные технологии, СМИ, Интернет) заслуживают особого внимания, так как являются наиболее действенными средствами информационного воздействия на людей. В России они действуют согласно ряду законодательных положений. Правительство может и должно вмешиваться в их деятельность, чтобы сохранить культурные приоритеты и морально-нравственные ценности государства, оградить граждан от разрушительных последствий их деятельности, пытающихся монополизировать информационное пространство.

Подводя итог всему вышесказанному, нужно заметить, что общественное мнение это такое социальное явление, которое только начинает развиваться, как самостоятельный общественный феномен. Так же можно сказать о том, что общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя. В современной России есть свои недостатки проявления общественного мнения, это элементарная подтасовка общественного мнения, такого, которое нужно заказчику. Соответственно использование такого «общественного мнения» является обычной рекламой, способом воздействия на сознания людей. В плане воздействия с этой задачей хорошо справляется пропаганда, которая так же влияет на сознание общественных масс. Проводником же этого воздействия, как правило, в основном, выступают средства массовой информации. Теперь можно смело сказать что пропаганда, средства массовой информации, реклама и общественное мнение постоянно находятся в тесном взаимодействии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы.

  1. Социология: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 2004.
  2. Каменская Е.Н. Социология: Конспект лекций. - Ростов-на-Дону, 2005.
  3. Система муниципального управления: Уч. / под ред. В.Б. Зотова - Спб: Питер, 2005
  4. http://www.uchus.info
  5. 2. http://isufavt.narod.ru/lekc/sociol/page_12.html
  6. 3. Фетисова Ю.В., диссертация «Общественное мнение как социально-психологический фактор развития самоопределения избирателей», 2009, г. Москва.
  7. 4. Анникова В.А. Общественное мнение как фактор формирования массового политического сознания // Вестник Российского университета дружбы народов. - Серия: Политология. - 2007. - № 4.
  8. 5. http://www.ncstu.ru , «Влияние СМИ на формирование общественного мнения», Архипенко С.А.
  9. 6. Кораблева О.В. Слухи как фактор формирования общественного мнения // Социосфера. 2010. №4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сущность общественного мнения, его основные структуры