Сущность общественного мнения, его основные структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 14:39, реферат

Описание работы

Изучение общественного мнения - очень актуальная проблема так, как общественное мнение является своеобразным регулятором тех процессов, которые происходят в обществе. Изучение общественного мнения социологическими методами при объективном анализе позволяет уловить малейшие его оттенки, тенденции его изменения, уточнить количественное соотношение между различными его оценками, узнать реальную расстановку политических сил.
Анализ общественного мнения имеет не только большое практическое, но и теоретическое значение, способствует развитию наук об обществе.

Файлы: 1 файл

рефетат общественное мнение.docx

— 53.32 Кб (Скачать файл)

Какую бы из функций общественного мнения мы не взяли бы: экспрессивную, консультативную, директивную и т.д. их проявлению практически всегда предшествует оценка объекта, на который направлено внимание. Эта оценка может быть как позитивной, так и негативной, а порой просто нейтральной, но обязательно будет присутствовать в общественных суждениях. В связи, с чем будет правильно выделить ещё несколько функций общественного мнения.  
Думаю,  самой первой функцией из производных нужно назвать оценочную функцию или оценочное мнение, потому что данная функция является одной из самых распространенных. В её компетенцию входит выражение определенного отношения к тем или иным фактам, событиям, проблемам, процессам социальной действительности. 

В оценочном мнение больше эмоций, чем аналитических выводов, умозаключений. Но неправильно говорить об общественных суждениях, выполняющих данную функцию, как о наименее содержательной из всех тех, что могут исходить от народа. Действительно, чаще всего результатом оценочной деятельности общественного мнения вступают скупые «да» или «нет», «за» или «против», «хорошо» или «плохо». Однако не всегда скупые по форме выражения могут являться таковыми и по содержанию. За простыми изречениями могут скрываться настоящие переживания народа, его огромный социальный опыт, мудрость, активная жизненная позиция и т. д. Но не нужно абсолютизировать содержательность оценочного мнения. Во-первых, потому что еще не все народные высказывания адекватно отражают реальные факты, события и вытекают из правильного осознания массами своих коренных интересов. Во-вторых, нет нужды общественному мнению «да» или «нет, «за» или «против» разворачивать в содержательном плане. Не нужно подкреплять аналитическими  и конструктивными рассуждениями. Здесь всё зависит от объекта общественного мнения, общезначимости, масштабности проблемы, предложенной ему для оценки. 

Следующими, не менее важными видами общественного мнения являются аналитическое и конструктивное, которые «тесно связаны между собой: принятие какого-либо решения требуют глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления, а порой и напряженной работы мысли. Но по своему содержанию аналитическое и конструктивное мнения не совпадают». «Смысл регулятивного общественного мнения состоит в том, что оно вырабатывает и внедряет определённые нормы общественных отношений и оперирует целым не писанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т.д. Обычно оно реализует тот кодекс правил, который закреплён в нравственном сознании людей, групп, коллективов».

Также нужно обратить внимание на информационную функцию общественного мнения, т.к. с каждым годом расширяется информационная база выработки и принятия решений, и с каждым годом возрастает потребность во включении в неё сведений, исходящих от широких масс. Своеобразие данной функции определяется тем, что общественное мнение аккумулирует в себе различные виды социальной информации – политическую, экономическую, идеологическую, психологическую и другую, причем такую информацию, которая связана с живым опытом населения, А главное – самые разные пути и способы их разрешения. Регулярность обращения к общественному мнению, как информационному источнику повышает управленческую ценность принимаемых решений, а, кроме того, активизирует само общественное мнение, стимулирует процессы его формирования, возникновения и функционирования.

Анализируя функциональные возможности общественного мнения, можно заметить, что нередко значимость его суждений выходит далеко за пределы общества, в условиях которого оно функционирует, приобретая тем самым международное, внешнеполитическое звучание. Это происходит в том случае, когда объектом общественного внимания становятся вопросы жизненно важные не только для народа данной страны, но и для народов других стран, всего человечества. В первую очередь такой особенностью отличается общественное мнение по вопросам мирного сосуществования государств, взаимного экономического и культурного сотрудничества, соблюдение элементарных прав человека, охраны окружающей среды и т. д.

Следовательно, в зависимости от масштабности, и политического характера проблемы общественное мнение может выполнять как внутриполитическую функцию, так и внешнеполитическую функцию. Первая находит своё проявление по вопросам, представляющим интерес для данной страны, вторая же служит основой для становления, развития и проявления межгосударственного мирового общественного мнения. Чаще всего общественное суждение, имеющее внешнеполитический характер, контролируют состояние международной атмосферы, стоят на страже мирового, поступательного развития человеческой цивилизации. 

3. Требования изучения общественного мнения и этапы общественного мнения.

 При подготовке и проведении изучения общественного мнения не обходимо придерживаться следующих основных требований:

1 ) Постановка цели исследования

Должно быть четко сформулировано, какие сведения предполагается получить, как использовать и на что направить обобщенные итоги.

2) Разработка инструмента (анкеты, вопросники). Вопросы должны формулироваться  четко, быть краткими, не допускающими различных толкований. Следует избегать прямых, "лобовых" вопросов, особенно в тех случаях, если они по смыслу касаются оценок работы опрашиваемого, направлены на получение данных непосредственно о самом человеке , его взглядах. Для получения более объективной информации вводятся проверочные вопроса (по этой же теме, но в другой постановке, позволяющей получить косвенное подтверждение ответа на основной вопрос).

После набора возможных вариантов ответов -подсказок обозначается место для Других вариантов, не предусмотренных анкетой.

З) Подготовка выборки (число и состав опрашиваемых).

При проведении исследований в городе, районе по Проблемам, касающимся всех социальных слоев оптимальное количество опрашиваемых должно составлять 1 - 1,5 процента от общей численности населения. Если же опрос проводится среди отдельных групп, в крупных трудовых коллективах, учебных заведениях количество респондентов может достигать 10 процентов от списочного состава. В небольших подразделениях по возможности опрос проводится среди всех его членов, либо какой-то его части по усмотрению исследователей. При устных, телефонных , экспресс-опросах по текущим, не требующим глубокого анализа вопросам достаточно проинтервьюировать несколько десятков человек. Для получения наиболее объективной информации в число опрашиваемых должны быть включены все категории населения— по национальности, возрасту, (социальному положению, образованию и т.д.

4) Проведение анкетирования, опроса.

Как правило, его надо проводить анонимно, что повышает достоверность информации. Многое зависит от организаторов этого дела, насколько умело они настроят, подготовят людей на откровенные высказывания своих взглядов, позиций, мнений.

5) Обработка анкет, подготовка выводов, рекомендаций и предложений, по преодолению развития нежелательных процессов, прогнозирование возможных результатов и последствий их реализации.

6) Принятие конкретных мер.

7) Последующие проверки правильности  решений и результатов принятия  мер (отслеживание).

 

 

 

 

 

Этапы общественного мнения.

Здесь уместно было бы кратко изложить механизм формирования общественного мнения.

Выделим следующие основные этапы:

1. Восприятие реформации (объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей.

2. Выводы и оценки индивидуума - на основе имеющихся знаний,опыта, умения анализировать, уровня информированности.

3. Обмен имеющейся информацией, выводами, дискуссии с другими людьми.

4. На этой основе, формирование  определенного мнения небольшой группы людей.

5. Обмен между небольшими группами  и формирование мнения социального  слоя.

6. Возникновение общенародного  мнения.

Можно выделить основные стадии формирования и функционирования общественного мнения:

1. Рождается

2. Достигает определенной степени  развития

3. "Умирает" или реализует  себя в конкретных проявлениях  жизни.

 

Практика показывает, что если необходимые меры, в частности пропагандистские, приняты в период зарождения или на начальном этапе формирования общественного мнения его значительно легче сориентировать в позитивном, нужном направлении либо локализовать, не дать перерасти в неверные убеждения, последующие, на этой основе, соответствующие действия и проявления в жизни.

4. Законы формирования общественного мнения.

Общественное мнение будучи выражением определенной позиции (оценочного мнения) общности людей на какую-либо проблему является явлением непостоянным и неоднородным. Социальным психологом Х. Кэнтрил были сформулированы некоторые законы, управляющие формированием общественного мнения.

1. Мнение людей чувствительно  к важным проблемам.

2. Необычные события могут временно  колебать общественное мнение  от одной крайности к другой. Мнение не стабилизируется, пока  не будет видна перспектива.

3. На мнение сильнее действуют  события, чем слова, если сами  слова не интерпретируются как  события.

4. Словесные утверждения и действия  максимально значимы тогда, когда  мнение еще не сформировалось  или когда люди поддаются внушению  и доверяют надежному источнику.

5. Если присутствует личный интерес, то мнение изменить трудно.

6. Когда мнение принадлежит незначительному  большинству или когда оно  не структурировано, то на его  принятие влияет совершенное  действие.

7. В критическое время люди  более чувствительны к своему  лидеру. Если они доверяют ему, то проявляют более чем простую  ответственность, а если нет, то  менее терпимы, чем обычно.

8. Люди лучше воспринимают и  легче формируют мнение по  отношению к целям, чем к методам  их достижения.

9. Общественное мнение так же, как и индивидуальное, окрашено  желанием (интересом); и когда оно  базируется на нем, а не просто  на информации, то наиболее остро  реагирует на события.

10. Важными психологическими характеристиками  мнения являются направленность, интенсивность, широта и глубина.

Нельзя говорить о законах применительно к такому сложному явлению, как общественное мнение, но существует 5 основных идей, которые присутствуют во всех исследованиях общественного мнения:

1. На мнение наибольшее влияние  оказывают сами события.

2. Обычная реакция общественного  мнения требование что-то сделать.

3. Личный интерес оказывает  сильное влияние на мнение  людей.

4. Лидерство высоко ценится, хотя  не всегда объективно и критично.

5. Трудно оценить правоту общественного  мнения.

При формировании общественного мнения следует не забывать, что:

а) надо поддерживать активных сторонников;

б) попытаться склонить на свою сторону нерешительных;

в) нейтрализовать или сильно ослабить оппозицию;

г) ориентироваться не на отдельных людей, а на большинство.

 Хотя, если есть сильный лидер  и в «вашем стане», то можно  работать и через него. Если  чьи-то позиции (убеждения) сильны, не  тратьте время. Работать нужно  с неопределившимися.

 Есть 3 пути влияния на людей:

1. власть, которая держится на  авторитете. Имеются два источника  власти: законы и влияние друзей, их просьбы и т.п.;

2. покровительство, например, включать  плату кому-либо ради рекламы, вклад в какой-либо проект и  т.д.

3. убеждение. Здесь решающим фактором  выступает информация (или ее  нехватка), а также способ, каким  она подается (или сокрыта). Информация  должна тщательно отбираться. Очень  важным является вопрос что, кому  и как говорить; правильный выбор  средства связи доведения информации  до людей.

Таким образом, например, телевидение обращает внимание на какие-то изменения (в обществе, городе, районе), показывает, где искать информацию. Но если же нужно детализировать информацию, то лучше использовать печать. Для убеждения нужно использовать рациональные и иррациональные методы (например, курить вредно, натощак тем более, но…). СМИ тем больше влияют на значимость информации, чем больше они отводят времени на нее, чем чаще повторяют.

 

 

 

 

5. СМИ - средство создания общественного мнения.

СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве). Отличительные черты СМИ - это публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье.

Понятие «средства массовой информации» не следует отождествлять с понятием «средства массовой коммуникации» (СМК). Это не совсем верно, поскольку последнее понятие характеризует более широкий спектр массовых средств. К СМК относятся кино, театр, цирк и т.д., все зрелищные представления, которые отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории, а также такие технические средства массовой коммуникации, как телефон, телеграф, телетайп и т.д.

Собственно журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации - прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника).

Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов - отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах).

Информация о работе Сущность общественного мнения, его основные структуры