Сущность понятия и развитие социальной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 19:11, контрольная работа

Описание работы

Проблема социальной ответственности бизнеса является не только внутригосударственной, в настоящее время она фактически становится стержневой в процессе глобализации. Известно, какое огромное влияние на создание международной концепции социального развития и для новой концепции ООН устойчивого (стабильного) развития оказала деятельность Римского клуба, в состав которого помимо европейских ученых вошли и представители делового мира. Основной спектр действий, согласно Глобальному пакту, - права человека, экологическая безопасность и трудовое законодательство.

Файлы: 1 файл

КСО.docx

— 62.35 Кб (Скачать файл)

Нам представляется, что трудно согласиться со сторонниками «экономизированной» концепции развития бизнеса в обществе, которые в противовес «социологизированному» пониманию роли бизнеса руководствуются, прежде всего, принципами максимизации прибыли и высокой производительностью труда как показателями успешного функционирования компании на рынке. При этом они подчеркивают, что эти показатели одновременно выполняют и важнейшую социальную функцию, поскольку являются индикаторами эффективного распределения ресурсов и удовлетворения общественного спроса. Так, например, А. Гранов пишет: «За социальную ответственность отвечает государство (для того и собирает налоги), бизнес же отвечает за свою собственность, за эффективность своих предприятий, в некоторой степени за своих сотрудников и соблюдение законов. И когда государство пытается заставить бизнес отвечать за то, за что он отвечать не должен, оно фактически отказывается от исполнения своих непосредственных функций»[2,с.137]. Эта точка зрения созвучна одной из базовых интерпретаций концепции социально ответственного бизнеса, которая подчеркивает, что единственная ответственность бизнеса - увеличение прибыли для своих акционеров.

Вторая точка зрения прямо противоположна теории Фридмана. Она получила название «Теория корпоративного альтруизма». Исходные положения её были сформулированы Комитетом по экономическому развитию. Данная теория основывается на том, что «корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни»[]. Альтруизм - бескорыстная забота о благе других.

Интересна и наиболее научно обоснованна, на наш взгляд, третья позиция. Таковой является теория разумного эгоизма (enlightened seef - interest). Она одна из самых сильных «центристических» теорий, базирующаяся на установке, согласно которой социально ответственный бизнес - это просто «хороший бизнес», поскольку сокращает потери прибыли в долгосрочной перспективе. Расходуя средства на социальные и филантропические программы, корпорация уменьшает текущую прибыль, создавая благоприятное социальное окружение, что способствует получению устойчивых прибылей в будущем. Социально ответственное поведение даёт возможность улучшить имидж корпорации и отношения в коллективе, привлечь новых клиентов, увеличить объёмы продаж продукции (услуг), повысить капитализацию компании. Таким образом, социально ответственное поведение позволяет корпорации укрепить свои позиции в плане выживаемости и устойчивости бизнеса. Бизнес, в конце концов, оказывает помощь себе, когда он принимает участие в разрешении социальных проблем. Данная корпорация становится более известной и привлекательной. Ей легче решать такие проблемы, как реклама, улучшенное комплектование персонала и др. Иначе говоря, чистое, безопасное и честное общество - более подходящее место для ведения бизнеса.

Эти и другие точки зрения отражают тот факт, что в настоящее время не существует единого общемирового определения корпоративной социальной ответственности. Но все представленные подходы едины в одном: корпоративная социальная ответственность - это ответственность компаний перед всеми людьми и организациями, с которыми они сталкиваются в процессе деятельности, и перед обществом в целом. Она является широким понятием, выходящим за рамки интересов акционеров и инвесторов и охватывает реализацию таких социально значимых проектов как развитие трудового потенциала работников, охрану их здоровья, создание безопасных условий труда, природоохранную деятельность и ресурсосбережение, заботу об интересах местного сообщества и т. п. Социальная ответственность отличается от юридической и рассматривается как добровольный отклик организации на социальные проблемы своих работников, жителей города, края, страны, мира.

Использование социальной ответственности становится дополнительным фактором, повышающим конкурентоспособность компании. Она имеет три основных измерения:

  • как работает фирма, когда она преследует свою цель - получение прибыли;
  • какие акты социальной ответственности проводит фирма, которые не имеют ничего общего с обычной предпринимательской деятельностью;
  • какие позиции занимает фирма по вопросам общественной политики, влияющей как на бизнес, так и на общество.

Чем же обусловлена актуализация и приоритетность проблем социальной ответственности бизнеса в современных условиях и каковы здесь основные мировые тенденции? Вопрос непростой, и ответы на него могут быть разные. На мой взгляд, основными мировыми тенденциями, определяющими повышение значимости корпоративной социальной ответственности, являются:

  • рост населения нашей планеты при ограниченности ресурсов;
  • загрязнение окружающей среды и глобальное потепление ставят под угрозу жизнь людей сегодня и существование бизнеса завтра;
  • принятие в большинстве стран всё более жёстких законов, регулирующих использование ресурсов и производство вредных выбросов;
  • глобализация рынков капитала. Это способствует повышению степени информированности инвесторов и финансовых институтов, которые отдают предпочтение более устойчивому бизнесу с точки зрения финансовых, социальных и экономических показателей.

Нельзя не сказать о том, что в современных условиях происходит повышение значимости нематериальных факторов экономического роста, связанных с развитием человеческого потенциала. Опыт говорит о том, что в настоящее время конкурентоспособность фирм, действующих на мировых рынках, следовательно, и национальных экономик в значительной мере определяется факторами, лежащими на стороне качества, а не цен. Особую значимость представляют способность к инновациям и восприятие новейших технологических достижений, в основе которых лежит человеческий, интеллектуальный, социальный капитал, т. е. качество рабочей силы и мотивации работников. Именно это обстоятельство задает экономические императивы социализации бизнеса.

Важнейшими принципами деятельности компаний в рамках корпоративной социальной ответственности в большинстве стран являются:

  • открытость;
  • системность;
  • значимость;
  • недопустимость конфликтов.

Проводимые меры, связанные с социальной ответственностью хозяйствующих субъектов (социальная политика, социальные программы и механизмы их реализации), должны быть четкими и понятными. Очень важно, чтобы социальная политика строилась на основе ведения диалога со всеми заинтересованными сторонами. Здесь большое значение имеет наличие обратной связи с адресатами социальных программ. Совершенно недопустимы какое-либо сокрытие или фальсификация данных о корпоративной социальной ответственности.

Большое значение имеет наличие приоритетных направлений реализации социальных программ. При этом реализуемые программы КСО должны быть своевременны и востребованы. В настоящее время социальные программы государств и корпораций реализуются в самых различных формах. Таковыми могут быть: а) государственное, обязательное и добровольное социальное страхование; б) корпоративные и индивидуальные социальные программы; в) безвозмездное корпоративное финансирование социальных мероприятий окружающего сообщества и др.

Примером этого может служить шведская экономика. Один из принципов бизнеса по-шведски «баланс между финансовыми интересами и тем, что называется «социальной ответственностью»». Здесь не очень любят «олигархов». Распространено то, что можно назвать «народной компанией», когда акционерами являются обычные граждане страны и ни одному из акционеров не принадлежит больше 5% акций.

Для того чтобы «социально ответственная» деятельность не оставалась пустой формальностью, надо рассматривать её с точки зрения взаимозависимости бизнеса и общества и вписать в стратегию компаний. Последняя должна решать те социальные задачи, которые ей посильны. Ведь ни одна компания не в состоянии вылечить все общественные болячки или оплатить их лечение. При этом важно определить, а удастся ли ей создать общие ценности, т. е. нечто действительно полезное для общества и для корпорации. Здесь целесообразно разделить социальные проблемы на три категории.

К первой категории можно отнести социальные проблемы общего характера. Они могут быть важными для общества, но их почти не задевает работа корпораций, и они никак не определяют надежности их позиций на рынке. Вторая категория: социальные проблемы, непосредственно связанные с основной деятельностью компаний. Третья категория: локальные социальные факторы, от которых напрямую зависит конкурентоспособность компании. Это необходимо сделать для того, чтобы можно было разработать обязательный для исполнения корпоративный план общественно полезной деятельности, преследующий сразу две цели - удовлетворить ожидания общества и заодно получить экономическую выгоду. В данном плане смещаются акценты: корпорации начинают думать не столько о смягчении причиняемого ими вреда, сколько об общем прогрессе.

Важнейшей причиной, вызывающей необходимость разработки и институционализации концепции социальной ответственности, является глобализация, усиливающая влияние крупных компаний на экономическое развитие. Быстрое нарастание этих процессов уменьшает возможности национальных государств, способствовать формированию внутренней социально-экономической политики, уступая место транснациональным корпорациям. Нельзя не видеть того, что пагубные для устойчивого развития территорий социальные и экологические последствия деятельности мощных транснациональных структур можно предотвратить только путём согласования на международном уровне действий, направленных на постепенное формирование социально ориентированных моделей их поведения, объединяемых понятием «корпоративное гражданство». Последнее предполагает ответственность компаний за происходящее в стране и взаимную ответственность государства перед бизнесом и обществом.

Такой подход несёт в себе большие преимущества и способствует быстрому решению многих социальных проблем общества. Одновременно корпоративное гражданство даёт бизнесу ощутимые преимущества на рынке. Оно выражается в том, что способствует ускоренному продвижению товара на рынке, расширению маркетинговой ниши, укреплению отношений с партнёрами и властью и т. д. Здесь бизнес активно ищет сам, куда и как направить свои социальные инвестиции, способные примирить (смягчить) противоречия во внутренней и внешней среде. При этом бизнес добивается от социальных инвестиций экономической отдачи и выгоды для себя. К решению социальных проблем он стремится привлекать самих людей. Таким образом, ему удаётся существенно расширить «пространство реагирования» на вызовы со стороны власти и общества.

В ряде высокоразвитых стран введен пост министра по корпоративной социальной ответственности. В США был принят закон Сарбанеса - Окели[9,с.124], разработан кодекс корпоративного поведения.

Большую роль в развитии социальной ответственности бизнеса играют: Международный совет бизнеса за устойчивое развитие, объединяющий более сотни крупнейших транснациональных корпораций; Европейская декларация бизнеса против социальной изоляции; Глобальный контракт, разработанный под руководством бывшего секретаря ООН К. Аннана, участниками которого являются сотни крупных компаний (в том числе «Лукойл»), ряд ведущих объединений, правозащитных и экологических организаций.

В целом формирование социальной ответственности корпораций в масштабах глобальной экономики является положительным явлением и способствует улучшению финансовых показателей компаний, сокращению операционных расходов, улучшению имиджа и репутации, повышению узнаваемости бренда и лояльности всех групп корпоративной аудитории и т. д.

Таким образом, расширение сферы социальной ответственности бизнеса неизбежно. Существующие подходы корпоративного гражданства позволяют бизнес-сообществу, с одной стороны, отвечать на давление власти и общества, а с другой - активно влиять на социально-экономическое окружение в своих целях. Одновременно все возрастающие социальные инвестиции расширяют само понятие социальной ответственности бизнеса. Происходит постепенный переход от благотворительности к фиксированным социальным формам как на федеральном, так и на региональном уровнях. Они направлены на решение самых актуальных для страны проблем в сфере борьбы с бедностью, образования, жилья, охраны здоровья, экологической безопасности.

Проведение эффективной корпоративной социальной политики способствует росту доверия общества, инвесторов и акционеров к компании, что в конечном итоге способствует повышению конкурентоспособности бизнеса. Однако чтобы эта работа и дальше совершенствовалась, корпорации должны честно и в полном объёме выполнять социальные обязательства, установленные законом. Им следует оказывать содействие государственным органам в совершенствовании законодательных норм, регулирующих социальные обязательства бизнеса.

 

 

 

3. Становление социальной  ответственности 
бизнеса в России

Российский бизнес, как известно, находится пока на стадии становления. Его дальнейшее развитие и укрепление во многом будет зависеть от того, насколько он своевременно и адекватно воспримет апробированные международной практикой принципы социальной ответственности. Только в этом случае он может стать катализатором позитивных перемен в социально значимых сферах общества, создавать и поддерживать достойные условия труда занятого на его предприятиях персонала и деятельность общества в целом.

В настоящее время государство достаточно жёстко сформировало требование «социальной ответственности». Российская власть понимает социальную ответственность как своеобразное «отступное» за приватизацию, в ходе которой государственная собственность за бесценок была передана новым владельцам. Многие российские корпорации уже начали постепенно внедрять принципы социальной ответственности в свою производственно - хозяйственную деятельность. Однако чаще всего они используют их исключительно в своих личных интересах, а не в интересах общества. Но имеется уже немало компаний, которые осознали эффективность системной социальной политики. Наиболее крупные из них расходуют на социальные цели до 17% прибыли[10,с.134].

В настоящее время принципами деятельности компаний в рамках корпоративной социальной ответственности являются:

Информация о работе Сущность понятия и развитие социальной ответственности