Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 10:29, курсовая работа
Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний об основных функциях, законах и принципах социального управления, а так же о значимости социального управления в жизни общества.
Соответственно поставленная цель обусловила постановку следующих задач:
- определить сущность и специфику социального управления;
- исследовать основные функции, законы и принципы социального управления;
- изучить значение принципов и законов социального управления в российской управленческой практике.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………....2
Глава 1. Теоретическая сущность и основы социального управления
1.1.Сущность социального управления, классификация видов…………………………………..6
1.2.Социальное управление как система…………………………………………………….……….8
Глава 2. Содержание социального управления
2.1.Функции социального управления……………………………………………………….……..10
2.2. Законы социального управления…………………………………….………………………….13
2.3. Основные принципы социального управления……………………………………………….18
Глава 3. Практика социального управления
3.1. Использование основных законов управления в России…………………………………….20
3.2. Формирование русской модели социального управления…………………………..………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….....29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………….31
Структура
отражает состав и соподчиненность различных
элементов, звеньев и ступеней управления,
функционирующих для достижения определенной
цели. Функции и структура управления
являются двумя сторонами единого целого - организации системы
социального управления и выступают
соответственно как содержание и форма процесса управления.
Структура управления может
быть малоступенчатой (плоской) и многоступенчатой
(высокой), а также относиться к одному
из трех основных типов организационных
структур - линейной, функциональной или
линейно-функциональной (штабной)[13]. При
этом особенности объекта управления
во многом определяют создание соответствующих
систем управления. Если, например, какая-либо
система имеет выраженное «женское» начало,
то стиль управления в ней должен в большей
мере носить демократический и коллегиальный
характер, а наиболее приемлемыми типами
организационной структуры будут функциональный,
матричный, штабной. В условиях же социальной
системы с преобладанием «мужского» начала
стиль управления должен тяготеть к авторитарности
и единоначалию, что отражается и на организационной
структуре, которая должна быть линейной,
линейно-функциональной и т.п.
Глава 2. Содержание социального управления
2.1. Функции социального
управления
Начиная с античных времен, представление о социальном управлении и его функциях неоднократно изменялось и не утвердилось вплоть до настоящего времени. Еще в античные времена Аристотель в качестве основных функции государственного «правления» рассматривал законодательную, исполнительную и судебную.
Основатели менеджмента совсем иначе отнеслись к управлению, чем их предшественники. В частности, А. Файоль пишет: «Я предлагаю следующее определение: управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Предвидеть – означает учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать – означает строить двойной – материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться – означает заставлять персонал надлежаще работать; координировать – означает связывать, объединять, гармонизовать все действия и все усилия; контролировать – означает заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям»[14].
В конце 60-х и 70-е годы в России под влиянием идей кибернетики и системного анализа в рамках марксистско-ленинской философии появляется множество теоретических работ по социальному управлению[15].
Представители этого направления
исследований (В.Г.Афанасьев, Г.И.Петров,
В.С.Основин, Б.М.Лазарев) понимали под
социальным управлением управление обществом.
При этом к функциям социального управления
они относили: выработку и принятие управленческих
решений, организацию (как процесс), регулирование,
учет и контроль, информация (как процесс),
сбор, обработка, хранение, анализ, руководство,
планирование, прогнозирование, моделирование,
подбор, расстановка и воспитание кадров[16].
Состав этих функций включает, с одной
стороны, функции классического менеджмента
(планирование, организация, регулирование,
контроль, прогнозирование), а с другой
– функции управления кибернетических
систем (моделирование, информацию, выработку
и принятие управленческих решений).
Указанные выше функции безусловно
могут быть отнесены к разряду функций
социального управления, однако они не
достаточны для управления такими сложными
социальными объектами, каковым является
общество. Исходя из рассмотренных управленческих
средств решения социальных проблем, следует,
а так же имея ввиду укрупнение и усложнение
процессов, происходящих в современных
государствах, то к функциям социального
управления следует отнести такие функции
как[17]:
I. Функции выживания
и развития, которые в свою очередь
подразделяются на функции управления
проблемами и функции развития.
1. Функции управления
проблемами.
Предвидение и выявление проблем заключается в анализе информации, приходящей как естественным путем, так и с помощью активных методов исследования (опросы и т. д., тенденций изменения внешней и внутренней среды с целью предотвращения угроз нормальному функционированию, а также в распознавании и регистрации проблем;
Анализ и исследование проблем является одной из важнейших функций управленческого цикла. В рамках этой функции менеджер стремится конкретизировать стоящую перед ним проблему, обработав максимально большой объем имеющей отношение к проблеме информации;
Целеполагагение;
Подготовка решений
Контроль за реализацией решений
Анализ выполнения решений
.2. Функции развития
Правовое регулирование означает способность решать проблемы с помощью нормативно-правовых актов и предусматривает разработку и введение новых нормативно-правовых актов, корректировку старых. Кроме того, правовое регулирование предусматривает законодательное закрепление или запрещение естественно сложившихся порядков[18];
Структурное регулирование означает способность решать проблемы с помощью создания и введения новых или закрепления (или запрещения) существующих организационных структур, социальных институтов, специально созданных организаций и предусматривает разработку и внедрение новых организационных систем, изменение старых систем[19];
Ценностное регулирование заключается в целенаправленном изменении социальных ценностей, включая социальные нормы организации с целью решения социальных проблем. Ценностное регулирование предусматривает закрепление или запрещение тех или иных социальных (социокультурных) ценностей[20];
Управление инновациями заключается в разработке и внедрении собственных инноваций, или использовании «чужих» для решения социальных проблем. Управление инновациями предусматривает закрепление и запрещение тех или иных инноваций;
Межорганизационное регулирование означает способность решать общие проблемы путем объединения нескольких организаций на временной или постоянной основе. Межорганизационное регулирование предполагает создание договоров, союзов, ассоциаций и других видов объединений;
II.Функции управления
основной деятельностью
Планирование;
Организация;
Руководство;
Координация;
Контроль за исполнительской
деятельностью
III. Функции управления
правоохранительной деятельностью
Прокурорский надзор;
Контроль;
Ревизия;
Инспекция;
Управление судопроизводством.
С помощью управления в общем
случае осуществляется два вида деятельности
– основная (производственная) и деятельность,
связанная с выживанием и развитием организации.
Основная (производственная) деятельность
осуществляется в рамках действующих
структур с помощью функций и методов
традиционного менеджмента. Деятельность,
связанная с выживанием и развитием организации
требует управления проблемами организации
и управления развитием, для чего необходимы
разработка и принятие управленческих
решений[21]. Наконец, поскольку легитимное
управление осуществляется путем законодательного
закрепления принимаемых управленческих
решений, то необходимы также функции
управления правоохранительной деятельностью.
Таким образом, функции социального управления
включают как функции традиционного менеджмента,
так и функции подготовки и принятия управленческих
решений, а также функции законодательного
закрепления управленческих решений и
контроля за их выполнением[22].
Традиционные функции управления (функции
управления исполнительской деятельностью)
составляют менее половины всех функций
управления, что во многом объясняет неудачные
попытки управления обществом с помощью
в основном функций классического менеджмента.
Многие из указанных функций
(в частности, функции управления проблемами
организации и функции развития) имеют
скрытый (неявный, латентный) или полускрытый
характер, что приводит к неадекватным
представлениям. В частности, популярное
представление об организации как целенаправленной
системе является следствием недостаточной
осознанности нетрадиционных функций
управления[23]. В результате многие руководители
не видят большой разницы между управлением
обществом и большой фабрикой. А разница
между тем огромна – как между человеком
и машиной (роботом). Если машину (фабрику)
конструировал сам человек, хорошо знающий
как она функционирует и что можно от нее
ожидать, то общество никто не конструировал
и законы его развития нам пока почти не
известны, поэтому, в отличие от фабрики,
целеполагание к нему может быть применимо
лишь когда будут получены объективные
знания о законах функционирования общества.
Без таких знаний все попытки устанавливать
перед обществом конкретные цели (коммунизм,
развитый социализм, цивилизованная рыночная
экономика) являются не более чем утопиями,
вызванными искаженным представлением
об обществе как большой фабрике[24].
Сказанное выше приводит к выводу о необходимости
институционализации (научного и общественного
признания) латентных и полулатентных
функций управления и совершенствовании
их выполнения, что позволит повысить
выживаемость и управляемость организаций,
т.е. их способность достигать поставленных
целей.
2.2. Законы социального управления
В системе законов социального управления
ведущую роль играют классические законы
управления, свойственные любой организации,
а именно, объективные, не зависящие от
сознания и воли людей социальные и экономические
законы, а так же непосредственно законы
социального управления, для данной сферы
являющиеся специальными.[25] Их действие
проявляется только в деятельности людей
и, следовательно, зависит от того, насколько
полно учитываются требования объективных
законов. Объединяя и координируя труд
людей, управляющая система должна строго
учитывать требования социальных и экономических
законов, проявляющихся в определении
цели, поиске путей ее реализации, оценке
результатов достижения.
Так, к некоторым объективным законам
управления, играющим немаловажную роль
в социальном управлении, относятся:
1. Закон
единства системы управления
означает устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды. Единство социально-экономической системы - одна из важнейших ее характеристик. Оно отражает такие связи между элементами, которые сохраняют ее целостность в течение длительных периодов[26]. Иными словами, это достаточная устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды.
Системе социального управления
органически присуще единство, определяющее
основные процессы ее функционирования,
характер формирования и развития. Система
социального управления едина, что проявляется:
в неразрывной цепи отношений управления
от высших органов административно-
В реальной практике наибольшее
значение имеют следующие формы проявления
этой закономерности[27]:
- единство принципов управления для всех
звеньев и ступеней системы;
- единство организационных форм системы
управления, проявляющееся в необходимости
унифицировать ее структурные характеристики,
функциональное разделение управляющей
подсистемы т. д. (согласованность организационных
форм системы управления по различным
ее ступеням и звеньям);
- единство основных функций управления,
заключающееся в полноте функционального
содержания управляющей подсистемы, тесной
связи функций управления между собой;
- единство методов управления, используемых
для решения различных проблем развития
управляемой подсистемы, проявляющееся
во взаимной согласованности различных
методов;
- единство процесса управления, выражающееся
в его непрерывности и ритмичности, согласованности
всех операций, стадий, этапов;
- единство системы управления, отражающееся
в единых требованиях к элементам системы
управления.
2. Закон
пропорциональности управляемой и управляющей
подсистем социальной системы, предполагающий
рациональную соотносительность внутри
них, а также между ними с целью обеспечения
наиболее эффективного функционирования
этих подсистем[28]. Пропорциональность
как закономерность управления означает
соблюдение определенных пропорций между
управляющей и управляемой подсистемами,
а также между различными элементами этих
подсистем. Ее следует учитывать при формировании
и совершенствовании управляющей подсистемы.
Каждый элемент управления должен быть
способен решать свои функциональные
задачи с тем, чтобы управляющая система
в целом могла четко организовать работу
управляемой системы.
3. Закон
необходимого разнообразия, по которому
разнообразие управляющей системы должно
быть не меньше разнообразия управляемого
объекта. Чем сложнее объект управления,
тем сложнее должен быть и орган, который
им управляет[29].
Суть этого закона состоит в том, что управляющая подсистема должна обладать достаточным разнообразием управляющих воздействий и пропускной способностью для переработки информации и выдачи управляющих решений, с тем, чтобы успешно справиться с разнообразием системы и обеспечить ее функционирование и развитие в соответствии с заданной программой. Это означает, что информация должна содержать максимум сведений, позволяющих обеспечить формирование управляющих воздействий соответственно разнообразию объекта управления.
4. Закон
интеграции управления означает объединение
в управлении различных специализированных
действий на разных уровнях и направлениях
управления в единый управленческий процесс
в рамках единого социального организма
— системы. В качестве интегрирующих факторов
выступают цели, задачи и интересы общества,
которые требуют поддержания нормальной
жизнедеятельности и развития сложной
социальной системы в соответствии с постоянными
изменениями внутренней и внешней среды[30].
5.
Одним из основополагающих законов управления
является закон
экономии времени, который характеризует
эффективность управления, следовательно,
достижение поставленной цели с учетом
наименьших временных потерь: материальных,
человеческих и финансовых ресурсов, что
во многом зависит от скорости и адекватности
реакции субъекта управления на объект
управления, решение любого вопроса в
управлении в более короткое время, своевременно
оказывает положительное влияние на конечный
результат[31].
К
числу основополагающих законов социального
управления относятся также:
1. Закон приоритетности
социальных целей, определяющих
при целеполагании. Не производство, не
политика, не экономика являются целью
развития общества и условием поддержания
его равновесия и развития, а постоянное
повышение качества жизни его членов,
их благосостояния, социального самочувствия,
непрерывное совершенствование образа
жизни[32].