Сущность социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний об основных функциях, законах и принципах социального управления, а так же о значимости социального управления в жизни общества.
Соответственно поставленная цель обусловила постановку следующих задач:
- определить сущность и специфику социального управления;
- исследовать основные функции, законы и принципы социального управления;
- изучить значение принципов и законов социального управления в российской управленческой практике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………....2
Глава 1. Теоретическая сущность и основы социального управления
1.1.Сущность социального управления, классификация видов…………………………………..6
1.2.Социальное управление как система…………………………………………………….……….8
Глава 2. Содержание социального управления
2.1.Функции социального управления……………………………………………………….……..10
2.2. Законы социального управления…………………………………….………………………….13
2.3. Основные принципы социального управления……………………………………………….18
Глава 3. Практика социального управления
3.1. Использование основных законов управления в России…………………………………….20
3.2. Формирование русской модели социального управления…………………………..………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….....29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Социалогия управления.docx

— 71.83 Кб (Скачать файл)

Особенностью российской системы управления государством является создание своеобразного совещательного, а иногда и законодательного органа  - Земского Собора, т.е. совещания представителей «всех земель» (первый Земский Собор состоялся в феврале 1549 г., второй — в 1566 г.).  в данном случае мы можем разглядеть применение закона участия различных слоев населения в социальном управлении[51]. На Соборах обсуждались важнейшие политические, экономические и военные вопросы, но тогда еще не существовало понятия депутатской неприкосновенности и спорить с царем было небезопасно — в 1566 г., когда часть дворян обратилась к Ивану Грозному с просьбой отменить опричнину, то 200 человек были немедленно казнены[52].

При Петре I был создан высший орган государственного управления — Сенат и система функциональных коллегий, среди которых важнейшими были Иностранная, Военная и Святейший Синод (после смерти в 1700 г. патриарха Андриана нового патриарха не избирали). Основным звеном административно-территориального управления стала губерния во главе с назначаемым царем губернатором, а при Екатерине II крупные регионы возглавлялись наместниками с весьма широкими полномочиями. Уездное дворянское собрание избирало своего предводителя, земского исправника, судью и заседателей уездного суда; городское собрание избирало городского голову, бурмистров, членов магистрата, судей и свой распорядительный орган — городскую думу. И сельской местности волостной сход избирал голову и двух заседателей, сельский сход — своего старшину, старост, сотских и десятских[53].

В XIX в. усилиями М. М. Сперанского создаются Государственный Совет и Комитет министров, а при Сенате учреждаются департаменты. В начале XX в. высшими органами власти становятся Государственная дума, Государственный совет, Совет министров, Совет государственной обороны и Сенат. В системе регионального управления существенных, принципиальных изменений не произошло[54].

Самый глубокий в истории капитализма экономический кризис 1929—1933 годов показал необходимость государственного регулирования, направленного на сглаживание циклических сдвигов в развитии производительных сил. Тогда же окончательно сформировалась государственная система социальной поддержки, соответствующая закону приоритетности социальных целей: выплата пособий по безработице, пенсий по старости и нетрудоспособности, субсидий на бесплатное или льготное медицинское обслуживание и т.п. Каждая страна имеет свои особенности в масштабах и формах государственного управления и регулирования экономикой, проявляет разумную гибкость и использует для этого самые различные органы государственной власти — от законодательных до исполнительных. Под постоянным государственным контролем находятся вопросы правовой защиты предпринимателей, обеспечения товарно-денежного и бюджетного равновесия, административного надзора и нормативного регулирования производства, внешней политики страны, повышения конкурентоспособности отечественных товаров, развития экспорта и т.п[55].

Для нашей страны особое значение приобрели проблемы антимонопольной государственной практики, так как предприятие-монополист оказывает негативное влияние на государственный рынок высокими ценами на свои товары, низким их качеством и малым ассортиментом. Государство осуществляет контроль за ценами на социально значимый ассортимент продуктов питания, важнейшие медикаменты, на квартирную плату и коммунальные услуги. В условиях этого затянувшегося перехода к рыночной экономике и финансового кризиса роль государственного регулирования особенно значительна[56]. Государство как экономический субъект и распорядитель бюджетных средств осуществляет прямое финансовое воздействие на особо важные отрасли экономики, стимулируя реализацию целевых комплексных программ экономического развития и определяя в целом социальную политику страны. И, естественно, только государство обеспечивает национальную оборону, охрану общественного порядка, развитие фундаментальных наук, единой системы энергоснабжения и топливной базы, контролирует выполнение программ по защите природы и проведение экспертизы инвестиционных проектов на их экологическую безопасность. Экономическая политика правительства должна быть направлена на защиту депрессирующих отраслей путем введения высоких импортных тарифов и налоговых льгот для либерализации производства. При распространенном сейчас тотальном охаивании методов плановой экономики зачастую забывают, что развитие производительных сил страны немыслимо без системы централизованного планирования (иногда и директивного) для достижения тех структурных пропорций, которые не могут быть обеспечены рынком[57].

В 90-е годы регионы России, поощряемые призывом Б. Н. Ельцина брать в свои руки столько полномочий, сколько они смогут, сконцентрировали в своих руках значительную часть управленческих и хозяйственных функций. Однако разрушение планово-административной системы управления регионами и замедленный переход к рыночным отношениям создают неопределенность, правовой нигилизм и субъективизм в определении функций и властных полномочий регионов, реализации принципов экономической свободы и хозяйственной самостоятельности. Очевидно, что региональное законодательство должно опираться и соответствовать законодательству федеральному[58].

Основными задачами регионального управления являются, естественно, повышение уровня жизни населения данного региона, анализ и долгосрочное прогнозирование его всестороннего развития, выполнение мероприятий по обеспечению экологической безопасности и защите окружающей среды. К сожалению, ни один регион страны не обеспечил выполнение ни одного из названных мероприятий.

Дополнительно к основным принципам управления взаимодействие функций регионального управления должно осуществляться на основе принципа выделенной компетенции.Хотя, как отметил А. П. Алисов, «этот принцип, в корне отличающийся от традиционного принципа «разграничения функций», не получил освещения ни в отечественной, ни в зарубежной литературе», «дальнейший отказ от использования указанного принципа в российской практике региональных реформ — это мощный фактор их сдерживания»[59]. Основа принципа в том, что каждый субъект управления наделяется определенной компетенцией в сфере деятельности или в каждой отрасли хозяйства. Применение принципов и методов управления в государственной службе заметно изменило саму практику администрирования, что хорошо отражено в таблице. 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Формирование русской модели социального управления

 

Следует заметить, что в России идет процесс формирования современной социальной доктрины развития общества как теоретической основы общих исходных положений не только социальной, но и остальных видов политики. Социальная доктрина раскрывает наиболее общие представления о социальной сфере, о социальных целях общества и принципиальных механизмах ее реализации.

Логика построения социальной доктрины включает несколько этапов[60]:  
1) определение границ социальной сферы, которая является объектом управленческих воздействий;  
2) оценка проблемной ситуации в этой области;

3) раскрытие алгоритма  разработки социальной программы  действий, как долгосрочных, так и среднесрочных;  
4) выявление принципиальных механизмов социального обустройства общества, которыми руководствуются при разработке концепции социальной безопасности.

 

Общим вектором разработки современной социальной доктрины российского общества и пути ее реализации является корпоратизм[61].

Само слово «корпоратизм» происходит от «корпорация» (лат. corporatio — объединение, сообщество). В литературе корпорация преимущественно до сих пор была известна как экономическая, т. е. такой вид взаимодействия людей, который характеризуется акционерными началами, где капитал образуется путем продажи акций и облигаций[62]. Однако по мере развития и утверждения корпоративной собственности как одной из ведущих во всем многообразии ее форм корпорация все в большей мере рассматривается не только как определенный тип экономической и социальной организации, со своими нормами, специфическими интересами и целями деятельности, но и как особый тип обустройства всей общественной жизни (не только экономической, но и политической, духовной). Он основан на принципах совладения и сораспоряжения корпоративной собственностью, подлинно народного самоуправления, договорных отношений между центральной и местной властью, возрождения духовности и культуры в каждом местном сообществе, которому центр делегирует все права распоряжения ресурсами, в том числе интеллектуальными[63]. Таким образом, корпоратизм сегодня понимается нами как способ организации общественной жизни, где пирамида общественной жизни, наконец, принимает устойчивое положение, не только центр инициирует развитие, а сами местные сообщества, социальные организации, хозяйственные субъекты, люди, проживающие на территориях, включаются в активную общественную жизнь. Став совладельцами собственности, акционерами, они сами создают властные структуры, зарабатывают на свои социальные нужды, финансируют науку, культуру, образование на территориях и, наконец, сами решают местные проблемы под свою ответственность, располагая необходимыми полномочиями и ресурсами.

Ясно, что в основу современной доктрины социального управления в России должна быть положена иная парадигма общественного развития, не либерально-рыночная, а корпоративная.

Именно корпоратизм является теорией и методологией современного социального управления в России, именно он определяет социальные цели ее возрождения и последующего развития[64]. Пока социальные цели в российской Конституции только декларируются (социальное государство), но не реализуются, происходит постоянное падение жизненного уровня большей части населения, снижение качества его жизни. Корпоратизм как основной метод реализации социальной доктрины стал мировой практикой общественного развития. Именно на его принципах разрабатывались и реализовывались «прорывные» проекты выведения стран из разрухи и кризисов (Германия, Япония, Южная Корея и др.). В настоящее время эти идеи проникли во все уголки земного шара. Корпоратизм как самая динамичная сила в истории цивилизации ныне является международной системой, определяющей экономическую, социальную, политическую и культурную судьбу большей части человечества. Из великих стран не воспользовалась корпоративным опытом только Россия, продолжающая и сегодня бездумный поиск «заемных опытов»[65].

Важным, во многом определяющим законом общественного развития, прежде всего относящегося к главному субъекту сегодняшнего управления, являются выработка и осуществление социальной политики как главного механизма реализации принципов «социального государства», «социально ограниченного рынка». Она, в свою очередь, разрабатывается и реализуется только на основе общей доктрины развития общества — корпоратизма, которая является его генеральной объединяющей целью, и ее части — социальной доктрины, механизмом реализации которой, в свою очередь, является социальная политика[66].

Одним из важнейших законов современного социального управления является передача функций управления (функций, прав, полномочий, ресурсов) народным органам самоуправления, развитие их самодеятельной активности по управлению общественными делами, всемерное развертывание сил саморегулирования и саморазвития.

Корпоративный способ организации социальной жизни в современных условиях позволяет не просто декларировать эти цели, а реализовывать их. Почему? Прежде всего потому, что эти заботы берут на себя не только государство, центральная власть, но и органы местного самоуправления, муниципальные образования, население территорий, городов и районов.

Поэтому центр тяжести в области здоровья нации во всем мире перемещается в муниципальные образования, которые при корпоративном хозяйствовании способны рационально решать эти вопросы, обеспечивать здоровый образ жизни своего населения[67].

Решение этих задач возможно при одном условии: население — хозяин и собственник территории, на которой оно проживает.

Поэтому самоуправление — основа развития муниципальных образований. Население городов и районов выступает собственником, совладельцем финансовых институтов, предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций. Совершенно очевидно, что до достижения этих целей во всем мире еще очень далеко. В России, например, доходы населения крайне низкие (до 80 % бюджета семьи составляют затраты на питание), условия жизни не соответствуют современному уровню цивилизованного развития, у подрастающего поколения нет благоприятной «стартовой площадки» для жизни, собственность большей части населения сведена к наличию приватизированной квартиры[68]. Обобщая сказанное, можно сделать вывод: попытка реформировать Россию в интересах общества зашла в тупик, теория и практика социального управления пока крайне несовершенны.

 Особое внимание следует обратить на единство теории и практики; в практике социального управления должны реализовываться такие закономерности управлении[69]: 
 
- система социального управления целостна, что обусловлено культурными, политическими и экономическими факторами общественного развития. Это проявляется в неразрывной цепи отношений управления (от высших органов управления до низших его звеньев), в единстве социального управления со всеми его составными частями на основе гармонизации разных целей и интересов общества, в сочетании основных функций и методов управления;  
 
- между управляемой и управляющей подсистемами социальной системы должна соблюдаться пропорциональность, предполагающая рациональную соотносительность внутри них, а также между ними с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования этих подсистем;  
 
- между централизацией и децентрализацией функций социального управления должно соблюдаться оптимальное соотношение. Уровень централизации управления меняется в процессе общественного развития, и это изменение является законом социального управления. Для каждого этапа общественного развития должен быть свой оптимальный уровень централизации (децентрализации);

  
- различные слои населения должны принимать участие в социальном управлении, в повышении его эффективности и ответственности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребностей населения.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Сущность социального управления