Сущность социологии управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 08:03, контрольная работа

Описание работы

Оно непосредственно связано с трудом. Труд же был, есть и всегда будет трудом общественным. Люди, чтобы успешнее противостоять могучим силам природы, отвоевать у нее средства к жизни, с первых же шагов своего существования должны были трудиться сообща, объединяться в трудовые организации. Но трудовая организация (трудовой коллектив) немыслима без организованности, порядка, разделения труда между людьми, определения места человека в организации, его функций.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Объект, предмет и задачи социологии управления 4
1.1 Объект социологии управления. 5
1.2 Основные задачи социологии управления. 6
1.3 Функции социологии управления. 7
Глава 2. Становление социологии управления на современном этапе. 9
Заключение. 13
Список используемой литературы. 14

Файлы: 1 файл

Сущность Социалогии управления.docx

— 40.62 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Филиал федерального государственного образовательного учреждения

 высшего профессионального  образования

«Российский государственный  гуманитарный университет»

в г. Астрахани

Филиал  РГГУ в г. Астрахани

 

 

Кафедра ___________________________

___________________________________

 

 

Тарасенко Юлия Николаевна

СУЩНОСТЬ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Контрольная работа по дисциплине «Социология управления » студентки 4 курса заочной формы обучения, группа МО/5-4, специальность «Менеджмент организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астрахань 2012

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Объект, предмет и задачи социологии управления 4

1.1 Объект  социологии управления. 5

1.2  Основные  задачи социологии управления. 6

1.3 Функции  социологии управления. 7

Глава 2. Становление  социологии управления на современном  этапе. 9

Заключение. 13

Список  используемой  литературы. 14

 

 

 

 

 

Введение

 

Управление - непременное, внутренне присущее свойство общества на любой ступени его развития. Оно непосредственно связано с трудом. Труд же был, есть и всегда будет трудом общественным. Люди, чтобы успешнее противостоять могучим силам природы, отвоевать у нее средства к жизни, с первых же шагов своего существования должны были трудиться сообща, объединяться в трудовые организации. Но трудовая организация (трудовой коллектив) немыслима без организованности, порядка, разделения труда между людьми, определения места человека в организации, его функций.

Социология управления является пограничной синтетической наукой, которая появилась на стыке двух самостоятельных дисциплин: социологии и менеджмента. Так как основной задачей социологии является максимально  объективный анализ социальных отношений  между людьми с целью выявления  законов и закономерностей управления обществом, социология в основном изучает  общество в самых разнообразных  формах его проявления: начиная с  общих законов развития и заканчивая поведением малых групп и отдельных  личностей.

 

Глава 1. Объект, предмет  и задачи социологии управления

 

В Российской социологической  энциклопедии социология управления определяется как отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений.

Специфической особенность  социологии управления является то, что  она относится к активной социологии. Социология управления, используя понятийный и методологический аппарат прикладной социологии, позволяет производить  реальные изменения на различных  уровнях взаимодействия людей.

Таким образом социология управления, как часть общей социологии, рассматривает процесс становления, функционирования и развития определённой сферы жизнедеятельности; исследует  механизм социальных изменений и  социальных отношений, закономерности социальных действий и поведение  в процессе управления.

Под управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое  воздействие субъекта управления (управляющий) на социальный объект (управляемый), в  качестве каковой может выступать  общество в целом, его отдельные  сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т.п.) с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели. Управление осуществляется путем целенаправленного влияния  на условия жизни; людей, их целостные  ориентации, поведение и имеет  в качестве основной задачи обеспечение  хорошо скоординированной целенаправленной деятельности как отдельных участников совместных усилий (трудовых, политических, спортивных и др.), так и социальной организации (системы) в целом. Процесс  управления включает в себя множество разнокачественных компонентов, вследствие чего он исследуется разными науками - политологией, социологией, психологией, экономическими науками. Однако каждая из них выделяет из него свой, только ей присущий объект и предмет исследования.

1.1 Объект социологии  управления.

 

Объектом социологии управления являются управленческие процессы, протекающие  в обществе, его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующий  в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные  и иные группы и включенных в многообразные  процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.

Предмет социологии управления составляет изучение, оценку и совершенствование  процессов управления различных  типов общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую  систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.

Вычленение объекта и  предмета социологии управления даёт возможность более полно представить  специфику этой отрасли социологического знания.

Она изучает многообразную  деятельность органов управления, государственных  и общественных, прежде всего как  социальных систем:

1. весь комплекс подбора,  расстановки, формирования управленческих  кадров;

2. отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками  аппарата управления и подчиненными  им сотрудниками и организационными  структурами;

3. исследование и формирование  целей управления с точки зрения  социально-экономических и социально-психологических  критериев, их соответствия интересам  и ожиданиям управляемых;

4. анализ и оценку социальных  последствий принимаемых управленческих  решений, определение эффективности  управленческих действий;

5. изучение и совершенствование  социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный  объект (управляемую подсистему) для  сохранения ее качественной специфики  и целостности, обеспечения ее  нормального функционирования, успешного  движения к заданной цели.

Определив особенности социологии управления как специальной социологической  теории, а также ее объект и предмет, можно сформулировать ее основные задачи.

1.2  Основные  задачи социологии управления.

 

Первая из основных задач  социологии управления состоит в  изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся  социальную ткань управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются  особенности взаимодействия тех  людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих  постов, не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчиняться  первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.

Вторая задача социологии управления заключается в том, чтобы  из огромного и многообразного скопления  реальных фактов управленческой деятельности выделил наиболее важные, типичные и на этой основе обнаружить тенденции  развития процессов управления, их изменения зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности  людей, развития их групп и общностей, общества в целом.

Третья задача социологии управления обусловлена необходимостью объяснить, почему в системе и  структуре управленческой деятельности появляются те или иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новы практические способы их реализации в управленческих процессах.

Четвёртая задача. Сущность этой задачи составляет построение наиболее вероятных направлений и сценариев  развития управленческой деятельности в будущем, т.е. прогноз ее совершенствования

Пятая задача - сформулировать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления, т.е. стать реально действующим  средством повышения эффективности  управленческой деятельности.

Вычленение основных задач  социологии управления позволяет определить ее основные функции, которые непосредственно  связаны с ее задачами и вытекают из них.

1.3 Функции социологии  управления.

 

Первая из функций социологии управления - познавательная. Ее основная цель: изучить основные особенности  управления как специфической сферы  трудовой деятельности, определить ее роль и значимость в развитии! общества и, его подсистем, организаций, групп  и т.п.

Вторая функция социологии управления - оценочная: Ее сущность состоит  в том, чтобы оценить, в какой  мере соответствует (или, напротив, не соответствует) существующая в данном обществе, организации система управления основным тенденциям этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и  интересам большинства населения; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или  сковывает инициативу отдельных  индивидов, их групп и общностей.

Третья функция социологии управления - прогностическая. Она направлена на выявление наиболее вероятных  и желательных изменений в  управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдаленного  будущего, т.е. на определение возможных  траекторий развития управления, на его  прогнозирование.

Четвертая функция социологии управления - образовательная (обучающая). Сущность ее состоит в том, чтобы  на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем - распространять знания об управлении, т.е. об основных его задачах, функциях, механизмах реализации. Речь идет о  распространении знаний через систему  учебных заведений, различных институтов и центров повышения квалификации, переобучения и переквалифицирования кадров, помогающую им лучше понять, в чем заключается сущность процессов  управления, приобрести знания, умения и навыки практического осуществления  управленческой деятельности.

Пятая функция - вооружать  управленческие кадры новыми приемами, технологиями управления, превращаясь  тем самым в практически действующее  средство совершенствования системы  управления.

 

 

Глава 2. Становление  социологии управления на современном  этапе.

 

Социология управления представляет собой одну из молодых социологических  дисциплин. Очевидно, с этим в значительной мере связано то, что она «до  сих пор не имеет своего общепризнанного  места в системе социологического знания и сложившегося понятийного  аппарата».

Незрелость ее методологии  выражается в широком заимствовании  из социологии труда, социологии организаций, основ менеджмента и других наук и научных дисциплин.

Потребность в научной  рефлексии происходящих изменений  особенно обострилась в условиях трансформации российского общества, в момент преобразования базовых  институтов. Качественные изменения  затронули всю российскую институциональную  систему: формы собственности, законы в трудовой сфере, экономические  права предприятий. Вместе с тем  обнаружилось, что за время реформ произошло ослабление целостности  института управления предприятий, проявившееся в нарушении «взаимосогласованности и внутренней сбалансированности управленческих функций и сквозных процессов  управления, а также инновационных  процессов в этой системе». При  номинальном сохранении дизайна  «советского» института управления произошло значительное изменение  его функций и регулятивных возможностей. В этих условиях, как нам представляется, разработка теоретике-методологических основ социологии управления, уточнение  ее предмета должны создать предпосылки  для изучения трансформации социального  института управления и становления  постсоветского института управления в целом.

Мы рассматриваем социологию управления как межотраслевую социологическую  теорию среднего уровня. Объектом социологии управления как межотраслевой социологической  теории среднего уровня является «процесс совместной деятельности людей, в котором  при определенных условиях возникает искусственная структура, основными функциями которой являются координация и программирование этой деятельности». Выделение этой искусственной структуры из недр совместной деятельности есть процесс институционализации социального управления. В качестве предмета социологии управления выступают управленческие отношения, процессы их институциализации и функционирования, а также социальные механизмы оптимизации управленческого воздействия.

Точка зрения, согласно которой  управление рассматривается в качестве социального института, становится популярной в последнее время. Многие авторы используют при анализе управления социологическую категорию «институт»: Г.В. Атаманчук, А.И. Кравченко, П.В. Романов, В.И. Франчук. По нашему мнению, социальный институт управления представляет собой  устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых обеспечиваются устойчивость и регулирование связей субъектов управленческих отношений.

По мере исторического  развития происходит эволюция института  управления. А.В. Тихонов предлагает выделять институциональный, менеджериальный  и технический уровни анализа  управления [3. СП]. Институт управления, по его мнению, «функционирует как  вместе с этими уровнями, так и  с другими общественными институтами, с которыми он взаимодействует». М.В. Павенкова обращает внимание, что  процесс создания института управления -- это обычно «процесс реконфигурации, а не процесс создания чего-то нового. В этой связи в нем незримо  присутствуют субъекты управления не только ныне живущего, но и предыдущего  поколений, а также результаты прошлой  деятельности». Развивая эту мысль, автором выделяются три проблемных зоны, вокруг которых могут возникнуть сбои, приводящие к трансформации  института («переконфигурации» в терминологии М.В. Павенковой): состав субъектов управления во временном разрезе (между предыдущими  и нынешними поколениями) и в  настоящий момент в пространственном разрезе (в вертикале и горизонтали  власти) (1); продукт института, т.е. установления, управленческие отношения (как прошлые установления, так и нынешние) (2); сам процесс трансформации как совмещение возможно несовместимого (3).

Информация о работе Сущность социологии управления