Свадебные обряды донского казачества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 13:23, реферат

Описание работы

Свадебный обряд, как никакой другой, несет в себе элементы народной драмы. Все ее участники одновременно являлись и действующими лицами, и зрителями. Среди многих русских обрядов нет более красочного и волнующего, чем свадебный.
В народе существует два понятия свадебного обряда: «справлять свадьбу» и «играть свадьбу». Первое отражает хозяйственные заботы, связанные с этим событием, второе – сущность обряда.

Содержание работы

Введение. 4
Выбор невесты. 5
Сватовство. 6
Рукобитие. 9
Своды. 10
Вывод. 18

Файлы: 1 файл

свадебные обряды.docx

— 36.95 Кб (Скачать файл)

Старики после дарения, выпив  еще вина, шли, возглавляемые дружкой, в дом жениха на обед, который  продолжался до самой ночи. 
Утро в день свадьбы. Рано утром мать будила невесту, а она – своих подружек. Все вставали, одевались, завтракали, точнее, завтракали подруги, а невеста их угощала. Если невеста была сиротой, она шла на кладбище «прощаться» с родителями. Ее сопровождали подружки. По дороге невеста пела жалобную песню, напоминавшую причитания плакальщиц: 
На кладбище невеста ложилась на могилу и долго плакала, прося у родителей-покойников благословения. После обряда «прощания», или «благословения», все возвращались в станицу. 
Часам к 10 утра от жениха к невесте приходила сваха и вместе с девушками под их песни начинала «убирать к венцу».У гребенцев и староверов других станиц невеста надевала алую шелковую, длинную, до самой земли, юбку, алую рубашку с длинными узкими рукавами, отделанными кружевами, черный или синий длинный шелковый кафтан с заковрашами (отворотами на рукавах) и серебряный поясок. Обязательно были серьги (серебряные или золотые), бусы, мониста, чеченские браслеты. Брови и ресницы «сурьмили», лицо белили и румянили специально приготовленными косметическими средствами (казачки были весьма искусны в косметике), волосы подвивали, наводили локоны. Девушки особым способом крепко-накрепко заплетали невесте косу, чтобы свахе, которая должна расплетать косу в церкви перед венчанием, пришлось бы немало повозиться. При этом они пели: 
На море утушка там купалась. 
На синем серая полоскалась... и т. л. 
Невеста разбирала свой косник и давала подружкам по ленте. У староверов невеста ехала венчаться с непокрытой головой. Сваха перед самым венчанием переплетала ей волосы, делала женскую прическу – наколку, то есть укладывала две косы куклями вокруг головы и покрывала шелковым платком (ширинкой). 
Во всех станицах с нестароверческим населением в наряд невесты входили белое длинное платье (фасон не установился, шили разные), украшенное приколотым с левой стороны красным восковым цветком, и длинная фата, прикрепленная к веночку из белых восковых цветов. У староверов постепенно тоже стал входить в моду белый свадебный наряд: уже в 80-х годах XIX в. невеста перед дарением переодевалась в белое платье, по фату не надевала, а оставалась в платке. Свадебные туфли обязательно должны были быть с подборами (каблуками). В 80 – 0-е годы вошли в моду высокие шнурованные ботинки. 
Когда невеста была убрана, в соседней комнате расстилали войлок и вводили ее на него(обычай ставить и поднимать на войлоке широко известен у степных ираноязычных, тюркских м монгольских народов). 
Невеста становилась на войлок и, кланяясь родителям в ноги, просила благословения сначала у отца, потом у матери. Она причитала:

Ох, да ты родимый, ты мой батюшка, 
Не прошу я у вас ни злата, ни серебра. 
А прошу я у вас от мира благословения. 
Ох, благословите вы меня, родимый батюшка, 
До божей церкви пойти. 
Ох, до божей церкви пойти. 
Злат венец надеть. 
(Родители, держа в руках икону, благословляли невесту. Она же, плача, целовала их и всех присутствую¬щих родственников, подруг, и, как бы прощаясь, продолжала голосить:) 
Ох-да, вы милые мои подруженьки, 
Ох-да, покохайтесь вы у своих батюшек и т. д. 
Сироте пели песню: 
Течет речка 
Не шелохнется. 
Сидит девушка 
Не улыбнется. 
Говорит речь не усмехнется: 
Эх-ва! глупые подруги мои, 
Да, как же усмехнуться тут? 
Все бояре, все по паре сидят. 
Да только нет, 
Да моего батюшки любимого. 
Да ты старшой – меньшой братец, 
Ты возьми узду, 
Ты пойди во конюшеньку, 
Возьми коня необъезжанного, 
Поезжай разбуди моего батюшку, 
Да любимого, да моего батюшку. 
Да ты встань, проснись, 
Да любимый, да любимый батюшка. 
Не для пира, не для мира – 
Для великого благословения. 
...А тут все будут благословлять-то 
Меня люди чужие, 
Провожать-то все незнакомые  
(После благословения невесту «вводили па посад», то есть сажали в передний УГОЛ на войлок. Девушки располагались вокруг и пели:) 
Летели гуси-лебеди через сад, 
Просили они Катеньку на посад.... 
и другие песни, которые распевали до приезда жениха.

А в это время в доме жениха шли последние приготовления  к поездке за невестой. Сходились  товарищи-бояре: вместе с дружкой  и свахой они составляли свадебный  поезд жениха. Жених наряжался  в полную парадную казачью форму: брюки-галифе темно-синие с кантами, легкие сапоги, белая рубашка с  высоким стоячим воротом, парадный бешмет – тоже с высоким воротом  с застежками-крючками до пояса и  длинными узкими рукавами. Цвет канта  бешмета, башлыка, верха шапки зависел  от того, к какому полку принадлежал  казак: к Кизляро-Гребепскому – красный, к Моздокскому или Терскому – синий и т. д. Форма была установлена властями. Поверх бешмета он надевал черную черкеску с газырями, в которые были вложены пустые гильзы — для украшения. Из рукавов черкески, широких с отворотами, выглядывали рукава бешмета. Черкеска по моде конца XIX –начала XX в. была по щиколотки. Подпоясав ее наборным кавказским серебряным пояском, жених привешивал посередине на пряжку (рукояткой вправо) кинжал в ножнах, по правому бедру – наган в кобуре или просто пустую кобуру. На черкеску с левой стороны прикалывал красный восковой цветок (костюм жениха, заимствованный у соседних горских народов Северного Кавказа, был и утвержденной военной формой терских казаков). 
Обрядившись, жених просил у родителей благословения, а затем посылали в дом невесты за рабочими. 
Приезд жениха. Перед свадьбой рабочих возглавлял большой боярин – неженатый родственник невесты, чаще всего ее брат. В некоторых станицах жених, дружка, товарищи-бояре ехали к невесте на копях, все в полной парадной казачьей форме; хвосты и гривы лошадей были оплетены лентами и цветами. За дружкой следовали на линейках, тачанках, тележках сваха и другие родственницы и родственники жениха. В станицах Галюгаевской, Надтеречной жених и большой боярин ехали на тачанках, а дружина сопровождала их верхом. 
В станицах Прохладной, Слепцовской, Каргалинской за невестой не выезжали, жених приезжал к церкви; туда же дружка и сваха привозили невесту. Свадебный кортеж сопровождали песнями, стрельбой в воздух, джигитовкой. Поезд жениха останавливался у ворот дома невесты; ворота были закрыты и тщательно охранялись родственниками и соседями невесты. Начиналась веселая перебранка, пока дружка не покупал ворота (выставлял собравшимся водку). Наконец, поезд жениха въезжал во двор. Жених с товарищами останавливался перед домом, где, как и во время девичника, в который уж раз устраивались веселые пляски – лезгинка, казачок.

Вывод.

 


Информация о работе Свадебные обряды донского казачества