Свобода средств массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Среди политических прав и свобод граждан свобода слова занимает особое место, являясь одним из важнейших конституционных прав человека. Отстаивая идею примата этой фундаментальной свободы, идеолог французского Просвещения Вольтер писал: "...нету людей никакой свободы без свободы высказывать свои мысли". Идейный плюрализм, то есть богатство и разнообразие политических, экономических, нравственных и иных идей и ценностей, способствует внедрению в политическую жизнь общества фундаментальных демократических принципов.

Содержание работы

Введение 3

Глава I. Свобода в праве и средствах массовой информации 6

Трактовка свободы как важнейшего принципа права 6

Составляющие права и свободы деятельности СМИ 9

Глава II. 11

2.1. Свобода слова 11

2.2. Право на информацию и свобода массовой информации 11

Глава III. Независимость СМИ 17

3.1. Пагубные черты свободы СМИ 17

3.2. Цензура 20

Заключение 22

Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 32.15 Кб (Скачать файл)

Федеральное агенство по образованию  РФ

 

Уральский Институт Экономики  Управления и Права

 

Нижнетагильский филиал

 

Курсовая работа

 

По конституционному праву  на тему:

 

Свобода средств массовой информации

2009

 

 

 

Оглавление

 

Введение 3

 

 Глава I. Свобода в  праве и средствах массовой  информации 6

 

Трактовка свободы как  важнейшего принципа права 6

 

Составляющие права и  свободы деятельности СМИ 9

 

 Глава II. 11

 

2.1. Свобода слова 11

 

2.2. Право на информацию  и свобода массовой информации 11

 

 Глава III. Независимость  СМИ 17

 

3.1. Пагубные черты свободы  СМИ 17

 

3.2. Цензура 20

 

 Заключение 22

 

 Список литературы 24

 

Введение

 

 Среди политических  прав и свобод граждан свобода  слова занимает особое место,  являясь одним из важнейших  конститу 

 

 ционных прав человека. Отстаивая идею примата этой  фундаментальной свободы, идеолог  французского Просвещения Воль 

 

 тер писал: "...нету  людей никакой свободы без  свободы выска 

 

 зывать свои мысли"1.

 

 Идейный плюрализм,  то есть богатство и разнообразие  поли 

 

 тических, экономических,  нравственных и иных идей и  ценнос 

 

 тей, способствует внедрению  в политическую жизнь общества  фундаментальных демократических  принципов. Следователь 

 

 но, свобода мысли и  слова, равно как и свобода  публичных дис 

 

 куссий по граждански  значимым проблемам, есть форма  суще 

 

 ствования демократического  толерантного общества. Не слу 

 

 чайно русский дореволюционный  юрист Е.Н. Тарновский ука 

 

 зывал, что "свобода  личности более всего утверждается  и под 

 

 тверждается свободою  печати и слова"2.

 

 Поскольку общество  никогда не образует интеллектуаль 

 

 ного единства и  не может выразить себя в  какой-то одной идее, каждый из  его членов сохраняет свою  индивидуальность, свое собственное  понимание тех или иных проблем.  Свобода мысли и слова является  по сути дела существенным  фактором рас 

 

 крытия человеческой  индивидуальности, утверждения своеоб 

 

 разия и уникальности  каждой личности.

 

 Какое-либо насильственное  воздействие на человека с  це 

 

 лью принудить его  к выражению своей позиции  или отказу от нее недопустимо.

 

 Следовательно, к числу  важнейших юридических следствий  свободы слова относится неправомерность  любого преследова 

 

 ния гражданина за  выраженные им мысли при условии  соблю 

 

 дения действующего 

 

 законодательства, а также  недопустимость дискриминации граждан,  но мотивам высказанных ими  мне 

 

 ний.

 

 Свобода слова включает  несколько структурных элемен 

 

 тов, которые тесно  взаимосвязаны и существуют в  неразрывном единстве. Во-первых, это  свобода каждого человека публично  выражать свои мысли, идеи и  суждения и распространять их  любыми законными способами. Во-вторых, это собственно сво 

 

 бода печати и других  средств массовой информации  как свобо 

 

 да от цензуры и  право создавать и использовать  органы инфор 

 

 мации, позволяющее  материализовать свободу выражения  мнений. В-третьих, это право на  получение информации, представ 

 

 ляющей общественный  интерес или затрагивающей права  граж 

 

 дан, то есть на  свободу доступа к источникам  информации.

 

 Примерно такой перечень  правомочий содержит ст. 29 Конституции  РФ. В своей трактовке свободы  слова Конститу 

 

 ция основывается на  стандартах, признанных международным  правом. По смыслу ст. 29 Основного  закона следствием и раз 

 

 витием свободы слова  является свобода информации. Запрет  цензуры (постоянного контроля  официальных властей за со 

 

 держанием, выпуском  и распространением печатной, аудиови 

 

 зуальной и иной  продукции) представляется наиболее  действен 

 

 ной гарантией свободы  слова. Демократические государства,  провозглашая свободу информации, вводят запрет на цензуру.

 

 Хотя в большинстве  современных конституций содержит 

 

 ся запрет цензуры,  это не означает, что свобода  выражать мне 

 

 ния является безграничной  и абсолютной. Как правило, запре 

 

 щается использовать  свободу слова для призывов  к насиль 

 

 ственному свержению  легитимной государственной власти, раз 

 

 глашения государственной  и иной охраняемой законом  тайны, подстрекательства к преступлениям,  разжигания национальной, расовой,  религиозной и иной розни, оскорбления  и клеветы на других лиц,  посягательства на общественную  мораль и нрав 

 

 ственность. Иными словами,  использование свободы мнений  налагает особые 

 

 обязанности и ответственность  и сопряжено с определенными  законными ограничениями, призванными  исклю 

 

 чить злоупотребление  рассматриваемым правом1.

 

 Объект исследования  – свобода средств массовой  информации.

 

 Предмет исследования  – осуществление свободы средств  массовой информации.

 

 Цель исследования  – проследить насколько независимы  средства массовой информации.

 

 Задачи:

 

Изучить материал по данной теме.

 

Рассмотреть свободу как  отдельный компонент.

 

Выявить основные характеристики свободы слова в средствах  массовой информации.

 

 

Свобода в праве и средствах  массовой информации

 

Трактовка свободы как  важнейшего принципа права

 

 Права и свободы  человека и гражданина составляют  центральный институт конституционного  права, который содержит нормы,  опреде 

 

 ляющие взаимоотношения  государства и личности, ее правовой  ста 

 

 тус.

 

Свобода — это возможность, способность действовать в соответ 

 

 ствии со своими  целями и интересами, это необходимое  условие обес 

 

 печения социальных  прав человека. Понятие «свобода»,  идея свобо 

 

 ды достаточно активно  употребляются людьми в обыденной  речи, по 

 

 литическом и научном  лексиконе и воспринимаются как  совершенно ясные и понятные. Вместе с тем «свобода» при  всей кажущейся про 

 

 стоте — явление  достаточно сложное и для понимания,  и для практи 

 

 ческого воплощения  в общественных отношениях. В  истории доста 

 

 точно много примеров, драматичных по своему содержанию, когда во имя свободы приносились  в жертву жизни сотен тысяч,  миллионов людей. И очень часто  оказывалось, что эти жертвы  были напрасны, поскольку на смену  одной несвободе приходила другая, еще более деспотическая.

 

 Утверждение свободы  практически всегда связано с  борьбой за освобождение от  существующей несвободы, от гнета,  эксплуатации, нищенского существования  и т.п. А потому свободу большинство  лю 

 

 дей отождествляет  с высвобождением от прошлого, свободой от че 

 

 го-то, то есть главное  внимание уделяется именно идеологическому  ас 

 

 пекту свободы, а  не правовому.

 

 Наиболее важной является  трактовка свободы как категории  пра 

 

 ва, как важнейшего  принципа права.

 

 Право есть форма  общественных отношений независимых  субъ 

 

 ектов в рамках общей  нормы. Независимость этих субъектов  друг от друга в рамках правовой  нормы и есть правовое выражение  свобо 

 

 ды. Правовая форма  свободы обеспечивает формальное  равенство и формальную свободу.  Норма 

 

 выступает масштабом,  мерой свободы. Она противостоит  произволу и привилегиям в  рамках этого право 

 

 вого поля.

 

 Таким образом, говоря  о понятиях «права» и «свободы»,  следует согласиться с выводами  Л. Д. Воеводина о наличии  в них и сходства, и различия. Сходство определяется через  правовую возможность. Что касается  различий, то права свидетельствуют  о возможности по 

 

 лучения каких-либо  социальных благ, а свободы —  о возможности избежать определенных  ограничений со стороны государства1.

 

 Эта позиция является  более точной по сравнению  с точкой зрения ряда авторов,  которые говорят об идентичности  этих понятий, указы 

 

 вая лишь, что термин  «свобода» призван подчеркнуть  более широкие возможности индивидуального  выбора2.

 

 Разграничение понятий  «права» и «свободы» имеет  практический смысл. Если государство  в своем Основном законе закрепило  право, значит, оно берет на  себя ответственность за его  обеспечение. В слу 

 

 чае предоставления  субъектам свободы государство  берет на себя функции контроля, чтобы эту свободу индивид  не мог использовать во вред  другим лицам и самому государству.

 

 Свобода индивидов  и свобода их воли — понятия  тождественные. В праве воля  — это свободная воля, если  она соответствует норме, и  в этом состоит ее отличие  от произвольной воли. Волевой  характер права обусловлен именно  тем, что право — это форма  свободы лю 

 

 дей, т.е. свобода  их воль. Итак, правопорядок, дозволения, запреты, ответственность — это  все необходимые условия свободы.  Человече 

 

 ство, увы, не изобрело  другой формы выражения свободы,  кроме правовой. Люди свободны  в меру их равенства и равны  в меру их сво 

 

 боды. Неправовая свобода,  свобода без всеобщего масштаба, единой меры, без права — это  не свобода, это идеология элитарных  привиле 

 

 гий3.

 

 

 

 Проблемы свободы личности, ее взаимосвязи с государством  за 

 

 трагивались практически  во всех сочинениях по государству,  праву и политике со времен  древности и до наших дней.

 

 В древней философии  (у Аристотеля и Эпикура) речь  идет о сво 

 

 боде от политического  деспотизма. В эпоху Ренессанса  и последую 

 

 щий период под свободой  понимали беспрепятственное всестороннее  развитие человеческой личности.

 

 В русской правовой  науке XIX —XX вв. сложились два  основных подхода к свободам  и правам человека:

 

 — главенствующая роль  принадлежит государству и праву;

 

 — закон становится  всеобщим и необходимым только  в том слу 

 

 чае, если он направлен  на регулирование отношений, содержащих  об 

 

 щечеловеческие ценности.

 

 Первый подход назывался  позитивным, а второй — естественным  правом. Ярким представителем позитивного  права был Б.Н. Чиче 

 

 рин. Он писал: «Свобода  не может считаться неприкосновенным  пра 

 

 вом, ибо закон всегда  ее касается, ограничивая ее во  имя чужой сво 

 

 боды и общественной  пользы, судьей этих ограничений  может быть только сам закон,  как высшее начало, а не подчиненное  ему лицо. Ес 

 

 ли мы взглянем на  права человека, то увидим, что  нет ни одного, ко 

 

 торого бы закон  не мог ограничить или даже  уничтожить».

 

 Безусловно, права и  свободы человека и гражданина  во многом зависят от степени  развития самого общества и  государства.

 

 Права, свободы и  обязанности, зафиксированные в  конституци 

 

 ях, декларациях, законах,  превращаются в юридические возможно 

 

 сти либо для любого  члена общества (человека), либо для  отдель 

 

 ных индивидов, имеющих  с государством устойчивую юридическую  связь — граждан. Это положение  следует признать верным, посколь 

 

 ку в государственно-организованном 

 

 обществе имеются такие  общест 

 

 венные отношения, в  которые могут вступать не  любые индивиды, а лишь граждане  данного государства2.

 

Составляющие права и  свободы деятельности СМИ

 

 На основании анализа  действующего законодательства  о средствах массовой информации  выявляются права и свободы,  реализуемые в сфере деятельности  средств массовой информации. В  перечень таких прав и свобод  входят свобода мысли и слова  (ч. 1 ст. 29 Конституции Российской  Федерации); право каждого свободно  искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию  любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации); право иметь имущество в собственности,  владеть, пользоваться и распоряжаться  им как единолично, так и совместно  с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции  Российской Федерации); право на  свободное использование своих  способностей и имущества для  предпринимательской и иной не  запрещенной законом экономической  деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции  Российской Федерации); право свободно  распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать род деятельности  и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции  Российской Федерации); право на  неприкосновенность частной жизни,  личную и семейную тайну, защиту  своей чести и доброго имени  (ч. 1 ст. 23 Конституции Российской  Федерации); право на тайну переписки,  телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений  (ч. 2 ст. 23 Конституции Российской  Федерации); право на достоверную  информацию о состоянии окружающей  среды (ст. 42 Конституции Российской  Федерации); свободу литературного,  художественного, научного, технического  и других видов творчества (ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации); право на участие в культурной  жизни и пользование учреждениями  культуры, на доступ к культурным  ценностям (ч. 2 ст. 44

Информация о работе Свобода средств массовой информации