Технологические аспекты социальной работы с семьей,воспитывающей ребенка - инвалида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 04:33, курсовая работа

Описание работы

Ухудшение экологической обстановки, высокая степень заболеваемости родителей (особенно матерей), детская заболеваемость, повышение травматизма, недостаток культуры здорового образа жизни, ряд переменных социально-педагогических и медицинских проблем, способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту группу особенно актуальной.1

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1.:Технологические аспекты социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка – инвалида………………………………………..9
1.1. Понятия: «инвалид», «инвалидность», «ребенок - инвалид»…………….9
1.2. Основные направления семей с детьми-инвалидами……………………15
1.3. Социальная защита детей-инвалидов…………………………………….20
Глава 2.:Социальная реабилитация детей – инвалидов………………....26
2.1 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка - инвалида….....26
2.2 Основные задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды……...30
Заключение……………………………………………………………………..36
Список использованной литературы……………………………………….38

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 75.04 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии

 

Кафедра социальных технологий

 

 

ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ

Зав. кафедрой

социальных технологий

                                                                                                   В. В. Сизикова

«       »                     2012г.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Технологические аспекты социальной работы с семьями, воспитывающие ребенка - инвалида»

 

 

Выполнила студентка

                                                        4-курса, очного отделения

                                                                                                        Серых А.В.  

Научный руководитель:   

д.и.н., проф.,

Ерохин Ю. С.

 

 

 

 

Москва - 2012

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………....3

Глава 1.:Технологические  аспекты социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка – инвалида………………………………………..9

1.1. Понятия: «инвалид», «инвалидность», «ребенок - инвалид»…………….9

1.2. Основные направления семей с детьми-инвалидами……………………15

1.3. Социальная защита детей-инвалидов…………………………………….20

Глава 2.:Социальная реабилитация детей – инвалидов………………....26

2.1 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка - инвалида….....26

2.2 Основные задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды……...30

Заключение……………………………………………………………………..36

Список использованной литературы……………………………………….38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день инвалиды, а особенно дети-инвалиды, стали одной из наиболее незащищённых категорий населения. Детская инвалидность рассматривается как проблема не только одного человека и семьи, а всего общества в целом.

Ухудшение экологической обстановки, высокая степень заболеваемости родителей (особенно матерей), детская заболеваемость, повышение  травматизма, недостаток культуры здорового образа жизни, ряд переменных социально-педагогических и медицинских проблем, способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту группу особенно актуальной.1

В нашей стране остроту  проблемы придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а после, вплоть до девяностых годов двадцатого века, работа с такими детьми осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества. Сегодня многие специалисты работают над разрешением комплекса проблем детей с особыми нуждами.

В Российской Федерации по официальным фактам инвалидами считаются больше восьми миллионов человек. С каждым годом эта цифра увеличивается.

Численность населения России каждый год сокращается приблизительно на миллион человек. Лишь семь процентов детей рождается полностью здоровыми, из-за этого увеличивается число детей-инвалидов. В тоже время число детей и подростков в возрасте до восемнадцати лет из года в год снижается, и в последний год остается ориентировочно на уровне двадцати четырех процентов от общей численности населения.

Если в 1990 году на учете  в органах социальной защиты состояло сто пятьдесят одна тысяча таких  детей, то сегодня детей-инвалидов  насчитывается около шестисот тысяч, две трети из которых особые дети, имеющие психические и психоневрологические нарушения (аутизм, синдром Дауна, детский церебральный паралич и другие). Ежегодно в России рождается пятьдесят тысяч инвалидов с детства.2

В настоящее время численность  детей-инвалидов, получающих социальную пенсию, составляет шестьсот пятьдесят  восемь тысяч человек.3

Объект исследования - семья с ребёнком-инвалидом.

Предмет исследования - методы работы и поддержки семьи, воспитывающей ребенка – инвалида.

Цель работы - рассмотреть методы работы и поддержки семьи с детьми-инвалидами, а также изучить технологии по реабилитации и адаптации детей-инвалидов и семей их воспитывающих.

Задачи  работы:

1.  рассмотреть понятия «инвалид», «инвалидность», «ребенок-инвалид»;

2. показать проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;

3.   рассмотреть социальную защиту детей-инвалидов;

4. рассмотреть технологии  по реабилитации и адаптации  детей-инвалидов и семей их воспитывающих;

5.    охарактеризовать систему социальной помощи семье, воспитывающей ребенка - инвалида;

6.   раскрыть задачи семейного воспитания, где есть ребенок-инвалид.

Структура работы включает в себя следующее: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

При написании  работы использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной и периодической литературы, научно - описательный, статистический метод.

 

Глава 1.:Технологические  аспекты социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка - инвалида

1.1. Понятия: «инвалид», «инвалидность», «ребенок - инвалид»

 

Начиная с 90-х годов прошлого века, в России было принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей-инвалидов, но  особое значение имеет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющий государственную политику, в том числе и в области социальной защиты детей-инвалидов. Целью государственной политики является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

     Ограничение  жизнедеятельности - полная или  частичная утрата лицом способности  или возможности осуществлять  самообслуживание, самостоятельно  передвигаться, ориентироваться,  общаться, контролировать свое поведение,  обучаться и заниматься трудовой  деятельностью.

     В зависимости  от степени расстройства функций  организма и ограничения жизнедеятельности  лицам, признанным инвалидами, устанавливается  группа инвалидности, а лицам  в возрасте до 16 лет устанавливается  категория "ребенок - инвалид".1

Инвалидность - степень ограничения жизнедеятельности человека вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма.

Понятие инвалидность имеет  медицинский, юридический и социальный аспекты. За установлением инвалидности следует прекращение работы или  изменение условий, характера труда  и назначение различных видов  государственного социального обеспечения (пенсия, трудоустройство, профессиональное обучение, протезирование и др.), которое  гарантируется законодательством.2

В соответствии с приказом Минздрава РФ от 4 июля 1991 г. № 117 «О порядке  выдачи медицинского заключения на детей - инвалидов» к детям-инвалидам относятся дети, имеющие «...значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем».

Это определение вытекает из современной концепции Всемирной организации здравоохранения: поводом для назначения инвалидности являются последствия болезни, травмы, проявляющиеся в виде нарушения той или иной психологической, физиологической или анатомической структуры или функции, приводящие к ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации.1

Вывод

За последнее время число детей – инвалидов в РФ незначительно снизилось.

Среди факторов, усугубляющих возникновение инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической  обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей.

Для того что бы число  детей - инвалидов уменьшилось нужно  внедрять в практику диагностику и оказание высокотехнологичной медицинской помощи, позволяющие рано активизировать силы пациента, обеспечить ему возможность самообслуживания и возврата к деятельности, свойственной возрасту ребенка.

 

1.2.Основные направления семей с ребенком – инвалидом.

 

Семья – это среда, в которой складываются условия физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка.

Психологический климат в  семье зависит от межличностных  отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения и медико - социальную реабилитацию.

Выделяют 3 типа семей по реакции родителей на появление  ребенка-инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.; со средней рациональной позицией, когда родители последовательно выполняют все инструкции, советы врачей, психологов, социальный работник должен опираться на позиции 3-го типа семьи.

Появление в семье ребенка  с ОВ это всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.

Отец в семье с больным ребенком - единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости большего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена работать ночью (обычно - это надомный труд). Уход за ребенком занимает все ее время, резко сужен круг общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходе помогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье двое детей с ОВ.

Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.

Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата.1

Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ОВ практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная деривация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражается на детях с ОВ, воспитывающихся в детских интернатах.

Вывод

Общество не всегда правильно  понимает проблемы таких семей, и  лишь небольшой их процент ощущает  поддержку окружающих. Родители с раненого детства ограждают детей от обществ.

Знания родителей в  педагогике, психологии, медицине значительно  упрощают выявление задатков ребенка, его отношения к своему недугу, реакции  на окружающий мир, для того что бы помочь ему максимально  самореализоваться, социально адаптироваться, нужны специальные знания. Большинство родителей отмечают, что для воспитания ребенка с ОВ существует недостаточно информации и доступной литературы. Многие семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребенка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такой патологией.

Медико-социальные проблемы.

Нет достоверного специального учета детей с ОВ ни в государственных органах социального обеспечения, ни в обществе инвалидов. Отсутствует координация в деятельности различных организаций, связанных с медико-социальным обеспечением таких семей. Недостаточна информационная работа по пропаганде целей, задач, льгот, законодательств, касающихся медико-социальной реабилитации. Вся социальная работа ориентирована на ребенка и не учитывает особенности семей, а участие семьи в медико-социальной работе является решающим наряду со специализированным лечением.

Информация о работе Технологические аспекты социальной работы с семьей,воспитывающей ребенка - инвалида