Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 04:33, курсовая работа
Ухудшение экологической обстановки, высокая степень заболеваемости родителей (особенно матерей), детская заболеваемость, повышение травматизма, недостаток культуры здорового образа жизни, ряд переменных социально-педагогических и медицинских проблем, способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту группу особенно актуальной.1
Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1.:Технологические аспекты социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка – инвалида………………………………………..9
1.1. Понятия: «инвалид», «инвалидность», «ребенок - инвалид»…………….9
1.2. Основные направления семей с детьми-инвалидами……………………15
1.3. Социальная защита детей-инвалидов…………………………………….20
Глава 2.:Социальная реабилитация детей – инвалидов………………....26
2.1 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка - инвалида….....26
2.2 Основные задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды……...30
Заключение……………………………………………………………………..36
Список использованной литературы……………………………………….38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии
Кафедра социальных технологий
ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ
Зав. кафедрой
социальных технологий
« » 2012г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Технологические аспекты социальной работы с семьями, воспитывающие ребенка - инвалида»
Выполнила студентка
4-курса, очного отделения
Научный руководитель:
д.и.н., проф.,
Ерохин Ю. С.
Москва - 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.:Технологические аспекты социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка – инвалида………………………………………..9
1.1. Понятия: «инвалид», «инвалидность», «ребенок - инвалид»…………….9
1.2. Основные направления семей с детьми-инвалидами……………………15
1.3. Социальная защита детей-инвалидов…………………………………….
Глава 2.:Социальная реабилитация детей – инвалидов………………....26
2.1 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка - инвалида….....26
2.2 Основные задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды……...30
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….38
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день инвалиды, а особенно дети-инвалиды, стали одной из наиболее незащищённых категорий населения. Детская инвалидность рассматривается как проблема не только одного человека и семьи, а всего общества в целом.
Ухудшение экологической обстановки, высокая степень заболеваемости родителей (особенно матерей), детская заболеваемость, повышение травматизма, недостаток культуры здорового образа жизни, ряд переменных социально-педагогических и медицинских проблем, способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту группу особенно актуальной.1
В нашей стране остроту проблемы придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а после, вплоть до девяностых годов двадцатого века, работа с такими детьми осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества. Сегодня многие специалисты работают над разрешением комплекса проблем детей с особыми нуждами.
В Российской Федерации по официальным фактам инвалидами считаются больше восьми миллионов человек. С каждым годом эта цифра увеличивается.
Численность населения России каждый год сокращается приблизительно на миллион человек. Лишь семь процентов детей рождается полностью здоровыми, из-за этого увеличивается число детей-инвалидов. В тоже время число детей и подростков в возрасте до восемнадцати лет из года в год снижается, и в последний год остается ориентировочно на уровне двадцати четырех процентов от общей численности населения.
Если в 1990 году на учете
в органах социальной защиты состояло
сто пятьдесят одна тысяча таких
детей, то сегодня детей-инвалидов
насчитывается около шестисот тысяч,
две трети из которых особые дети,
имеющие психические и
В настоящее время численность детей-инвалидов, получающих социальную пенсию, составляет шестьсот пятьдесят восемь тысяч человек.3
Объект исследования - семья с ребёнком-инвалидом.
Предмет исследования - методы работы и поддержки семьи, воспитывающей ребенка – инвалида.
Цель работы - рассмотреть методы работы и поддержки семьи с детьми-инвалидами, а также изучить технологии по реабилитации и адаптации детей-инвалидов и семей их воспитывающих.
Задачи работы:
1. рассмотреть понятия «инвалид», «инвалидность», «ребенок-инвалид»;
2. показать проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;
3. рассмотреть социальную защиту детей-инвалидов;
4. рассмотреть технологии по реабилитации и адаптации детей-инвалидов и семей их воспитывающих;
5. охарактеризовать систему социальной помощи семье, воспитывающей ребенка - инвалида;
6. раскрыть задачи семейного воспитания, где есть ребенок-инвалид.
Структура работы включает в себя следующее: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
При написании работы использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной и периодической литературы, научно - описательный, статистический метод.
Глава 1.:Технологические аспекты социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка - инвалида
1.1. Понятия: «инвалид», «инвалидность», «ребенок - инвалид»
Начиная с 90-х годов прошлого века, в России было принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей-инвалидов, но особое значение имеет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющий государственную политику, в том числе и в области социальной защиты детей-инвалидов. Целью государственной политики является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение
жизнедеятельности - полная или
частичная утрата лицом
В зависимости
от степени расстройства
Инвалидность - степень ограничения жизнедеятельности человека вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма.
Понятие инвалидность имеет
медицинский, юридический и социальный
аспекты. За установлением инвалидности
следует прекращение работы или
изменение условий, характера труда
и назначение различных видов
государственного социального обеспечения
(пенсия, трудоустройство, профессиональное
обучение, протезирование и др.), которое
гарантируется
В соответствии с приказом Минздрава РФ от 4 июля 1991 г. № 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей - инвалидов» к детям-инвалидам относятся дети, имеющие «...значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем».
Это определение вытекает из современной концепции Всемирной организации здравоохранения: поводом для назначения инвалидности являются последствия болезни, травмы, проявляющиеся в виде нарушения той или иной психологической, физиологической или анатомической структуры или функции, приводящие к ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации.1
Вывод
За последнее время число детей – инвалидов в РФ незначительно снизилось.
Среди факторов, усугубляющих возникновение инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей.
Для того что бы число детей - инвалидов уменьшилось нужно внедрять в практику диагностику и оказание высокотехнологичной медицинской помощи, позволяющие рано активизировать силы пациента, обеспечить ему возможность самообслуживания и возврата к деятельности, свойственной возрасту ребенка.
1.2.Основные направления семей с ребенком – инвалидом.
Семья – это среда, в которой складываются условия физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка.
Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения и медико - социальную реабилитацию.
Выделяют 3 типа семей по реакции родителей на появление ребенка-инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.; со средней рациональной позицией, когда родители последовательно выполняют все инструкции, советы врачей, психологов, социальный работник должен опираться на позиции 3-го типа семьи.
Появление в семье ребенка с ОВ это всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.
Отец в семье с больным ребенком - единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости большего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена работать ночью (обычно - это надомный труд). Уход за ребенком занимает все ее время, резко сужен круг общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходе помогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье двое детей с ОВ.
Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.
Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата.1
Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ОВ практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная деривация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражается на детях с ОВ, воспитывающихся в детских интернатах.
Вывод
Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. Родители с раненого детства ограждают детей от обществ.
Знания родителей в педагогике, психологии, медицине значительно упрощают выявление задатков ребенка, его отношения к своему недугу, реакции на окружающий мир, для того что бы помочь ему максимально самореализоваться, социально адаптироваться, нужны специальные знания. Большинство родителей отмечают, что для воспитания ребенка с ОВ существует недостаточно информации и доступной литературы. Многие семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребенка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такой патологией.
Медико-социальные проблемы.
Нет достоверного специального учета детей с ОВ ни в государственных органах социального обеспечения, ни в обществе инвалидов. Отсутствует координация в деятельности различных организаций, связанных с медико-социальным обеспечением таких семей. Недостаточна информационная работа по пропаганде целей, задач, льгот, законодательств, касающихся медико-социальной реабилитации. Вся социальная работа ориентирована на ребенка и не учитывает особенности семей, а участие семьи в медико-социальной работе является решающим наряду со специализированным лечением.