Технологические аспекты социальной работы с семьей,воспитывающей ребенка - инвалида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 04:33, курсовая работа

Описание работы

Ухудшение экологической обстановки, высокая степень заболеваемости родителей (особенно матерей), детская заболеваемость, повышение травматизма, недостаток культуры здорового образа жизни, ряд переменных социально-педагогических и медицинских проблем, способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту группу особенно актуальной.1

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1.:Технологические аспекты социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка – инвалида………………………………………..9
1.1. Понятия: «инвалид», «инвалидность», «ребенок - инвалид»…………….9
1.2. Основные направления семей с детьми-инвалидами……………………15
1.3. Социальная защита детей-инвалидов…………………………………….20
Глава 2.:Социальная реабилитация детей – инвалидов………………....26
2.1 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка - инвалида….....26
2.2 Основные задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды……...30
Заключение……………………………………………………………………..36
Список использованной литературы……………………………………….38

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 75.04 Кб (Скачать файл)

В экосистему входят те институты, в которые семья может не включаться непосредственно, но которые могут опосредованно оказывать воздействие на семью: средства массовой информации; система здравоохранения; система социального обеспечения; система образования.

Макросистема охватывает социокультурные, социально-экономические и политические факторы. Это и влияние широкого социального окружения на формирование точки зрения, с позиции которой члены семьи смотрят на инвалидность своего ребёнка. Это и характер, и уровень ресурсов семьи. Это и состояние экономики, и политическая атмосфера региона или страны в целом, влияющие на содержание и качество программ, принимаемых в интересах инвалидов и их семей.

Таким образом, усилия должны быть направлены на социальную реабилитацию семьи, а, с другой стороны, нужно создать условия для поддержания инициативы самой семьи в реабилитации ребенка с ограниченными возможностями. Именно в семье формируется та социальная роль, которую он будет демонстрировать, а это может быть роль больного, роль здорового (ведущая к отрицанию факта своей инвалидности). И та, и другая роль негативны. С психологической точки зрения только в семье может быть выработана единственно правильная установка - адекватно рассматривать умственное или физическое отклонение в развитии ребенка.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод - инициатива реабилитации ребёнка в семье должна совпадать с инициативой реабилитации самой семьи. И здесь роль общественных объединений инвалидов, родителей детей-инвалидов неоценима.1

Вторая точка приложения социальной работы по реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями и семьи - состыковка нисходящих и восходящих программ реабилитации.

Нисходящая программа  планируется, организовывается и контролируется главным образом государством, и ориентирована на долгосрочное исполнение и весь массив и зачастую не учитывают конкретную семью.

Восходящие инициативы реабилитации из-за материальных трудностей, отсутствия методологии не находят поддержки и в лучшем случае сводятся к организации ещё одного учреждения ведомственного характера, которое решает какую-то частную задачу.

Отсутствие общегосударственного подхода в реабилитации семьи не стимулирует заинтересованность власти на местах развивать технологию социальной работы с детьми-инвалидами и их родителями.

Из всего вышесказанного вытекают конкретные задачи реабилитологов, социальных работников и представителей общественных объединений:

- превращение семьи в реабилитационное учреждение;

- реабилитация самой семьи;

- забота о правах инвалидов;

- предоставление конкретной помощи инвалиду и его семье;

- принятие участия в разработке программ социального обеспечения;                     

- стимулирование усилий семьи по реабилитации ребенка-инвалида;

- интеграция инвалида и его семьи в жизнь местного сообщества.

«Обобщённый» психологический  портрет родителей детей-инвалидов характеризуется выраженной озабоченностью, высоким уровнем тревожности, слабостью, хрупкостью эмоциональных структур, социальной робостью, подозрительностью. По своей инициативе родители редко вступают в контакт с незнакомыми людьми, настороженно относятся кс всем, кто пытается общаться с детьми. Жалость или удивление окружающих при виде их больного ребёнка способствует тому, что родителе начинают скрывать ребёнка от посторонних глаз: они стараются не бывать с ними в общественных местах, тем самым ещё больше способствуя социальной дезадаптации ребёнка. В таких семьях больной ребёнок становится причиной семейных конфликтов, приводят» нередко к дестабилизации семейных отношений, распаду семьи, а неполная семья - это тормоз в физическом и психическом развитии ребенка. Дефект ребенка некоторые родители воспринимают как собственную неполноценность, ущербность, подавляющуюся в виде переживания острого чувства вины, вины перед ребенком и окружающими их людьми.

По мере взросления ребёнка  проблем не становится меньше, они  приобретают социальную окраску. Опросы родителей показывают, что если заботы и проблемы родителей ребёнка дошкольного возраста связаны с его поведением, сном, ходьбой и обеспечением общего ухода за ним, то дальше идут проблемы будущего ребёнка, его профессионального определения и его отношений с окружающими.

Ситуация в семье с  появлением ребёнка с ограниченными  возможностями усугубляется ещё  и по причине трудностей материального  порядка: возникает необходимость обеспечения платного ухода, медицинских консультаций, приобретения лекарств, дополнительного питания, реабилитационных средств.

Обобщая сказанное выше, можно утверждать, что дефект, ограниченность ребёнка в развитии имеют два уровня компенсации, которые реализуются в соответствии с решением тех или иных задач семьи с ребёнком с ограниченными возможностями: высокий - с активным преодолением и низкий, заключающийся в приспособлении к нему (к дефекту).

Воспитание ребёнка в  соответствии с первой стратегией обеспечивает удовлетворение потребностей ребёнка в признании, в самостоятельности, не ограничивает его в общении и взаимодействии с другими детьми и взрослыми.

Если выбрана вторая стратегия, то ребёнку прививается специфический статус, который становится организующим фактором всей жизни семьи. Роль больного, инвалида удовлетворяет потребность ребёнка в признании, любви, заботе, но существенно ограничивает его самостоятельность, развитие способностей к социальной адаптации. В связи с этим специалисты выделяют несколько особых типов семейного воспитания. Наиболее часто в семьях, где проживают дети с ограниченными возможностями, имеет место такой стиль воспитания, как гиперопёка, она проявляется в чрезмерной заботе о больном ребёнке, в преданности ему, что приводит к формированию у ребёнка эгоцентрических установок, отрицательно сказывается на проявлении у него инициативы, чувства ответственности и долга. Контакт с окружающими нарушается, что сказывается на последующем приспособлении ребёнка к социуму. В 50 % случаев у родителей отмечается неуверенность в своих силах, воспитательных возможностях, и они идут на поводу желаний и потребностей своего ребёнка. С сожалением приходится констатировать тот факт, что «гиперопёка ведёт к возникновению выученной беспомощности».1

Реже, но наблюдается эмоциональное  отвержение больного ребёнка. Родители, недопонимая сложившейся ситуации, пытаются компенсировать своё негативное или пассивное отношение к ребёнку подчёркнутой заботой о его здоровье и материальном благополучии. В этих семьях нет тесного эмоционального контакта родителей с детьми. Часто родители обвиняют врачей в возникновении и неизлечимости болезни у ребёнка.

Благоприятным типом семейного воспитания считается «принятие и любовь», где родители помогают ребёнку в таких делах, которые важны для него, поощряют, наказывают, одобряют независимость ребёнка. Если родители хотят понять ребёнка и помочь ему, то они должны научиться сознавать, что, с одной стороны, они являются окружающей средой, в которой ребёнок живет и растёт, а, с другой, они оказываются непосредственными участниками становления ребёнка в борьбе с болезнью. При этом родители, как и специалисты, работающие с детьми-инвалидами, должны опираться на те функции, которые у ребёнка остаются сохранными, то есть в какой-то степени совершенными и лучшим образом развитыми.

Очевидно, что во всех трех ситуациях должна проводиться кропотливая  серьезная работа с родителями. Необходимо: направить их усилия по оптимальному пути; обучить правильному пониманию своих тяжелых обязанностей; вооружить хотя бы минимумом психологических, педагогических, медицинских знаний и раскрыть возможности их использования; помочь родителям признать за ребёнком потенциальную исключительность. Если в семье нет ясности по этим вопросам, то серьёзным препятствием на пути развития ребёнка - инвалида становится сама семья.

Все услуги должны быть скоординированы таким образом, чтобы помочь детям и их семьям, поддержать индивидуальное и семейное развитие и защитить права всех членов семьи. Помощь максимально возможно должна оказываться в естественном окружении ребенка, то есть не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье. Работа в данном направлении - забота не только специалистов органов здравоохранения, образования, системы социальной защиты населения. Сами родители, общественные организации и объединения должны воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие ребёнка с недостатками развития, делать все для лучшего понимания их проблем, способствовать устранению всех препятствий, мешающих успешному социальному развитию, обучению, социальной адаптации и интеграции ре-бенка-инвалида.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Исходя, из вышесказанного можно сделать  вывод, что в последние годы наметилась тенденция улучшения социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными физическими и умственными возможностями. Этому способствовал ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей с детьми-инвалидами, определенная трансформация массового сознания россиян, еще недавно представлявших инвалидность лишь в медицинском аспекте, динамичный рост числа центров реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Особое внимание уделяется социальному обслуживанию детей-инвалидов, развитию социально-реабилитационных услуг. К началу 2012 года в системе органов социальной защиты населения РФ действовало 305 специализированных реабилитационных центров и 680 отделений реабилитации в качестве структурных подразделений в учреждениях социального обслуживания семьи.

Но всё это мало отражается на решении внутренних психологических проблем родителей ребёнка-инвалида, особенно матери. Тесный эмоциональный контакт с матерью, начиная с первых дней жизни, её ласка и забота являются залогом полноценного психического развития любого ребёнка. Ребёнок - инвалид должен чувствовать, что близкие люди его любят и понимают, не считают хуже других детей и всегда готовы прийти на помощь.

Но кто-то должен прийти на помощь и семье, ведь больной ребёнок является постоянным стрессовым фактором, особенно для матери. Эмоциональные перегрузки вызывают определённые изменения в ее поведении и здоровье, что отражается на ребёнке. Получается замкнутый круг: болезнь, инвалидность ребёнка вызывает стресс у матери, а последствия стресса усугубляют болезнь ребёнка.

Кроме того, хотелось бы отметить, что  основная цель ранней социально-реабилитационной работы связана с обеспечением социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребёнка, имеющего нарушения, и достижением максимального успеха в раскрытии потенциала ребёнка для обучения. Другая важная цель - предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития. Третья цель состоит в том, чтобы адаптировать семьи, имеющие детей с задержками развития так, чтобы эти семьи могли удовлетворить потребности ребенка максимально эффективно. Социальная работа с семьей требует от профессионала отношения к родителям как к партнёрам, изучения способа функционирования конкретной семьи и выработки индивидуальной программы, соответствующей семейным потребностям и стилям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция РФ 12.12.1993 г.
  2. Конвенция ООН «О правах инвалидов» (Генеральная ассамблея 13.12.2006 г.)
  3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  4. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» 
    (с изменениями от 22 августа 2004 г.)
  1. Закон города Москвы от 23.11.2005 № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» (ред. От 19.05.2012 г.)

  1. Антонов А. И., Сорокин С. А. Судьба семьи в России XXI . – М., -  2000, - С. 42 – 43
  2. Басов Н.Ф. Основы социальной работы: учебное  пособие для высших учебных заведений. -  М., -  2008. - С. 109.
  3. Басов Н.Ф. Основы социальной работы:  учебное  пособие для высших учебных заведений М.,  - 2008. - С .111.
  4. Василькова Ю.В. , Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., - 2000. – С. 65
  5. Василькова Ю.В. , Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебное  пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М., -  2000. - С.118-119
  6. Галагузовой М. А., Мардахаева Л.В.. Методика и технологии работы социального педагога. - М., - 2002. - С.115
  7. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: учебное пособие. - М., - 2004.  – С. 192.
  8. Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М., - 2002 . - С. 99
  9. Павленок П.Д.Основы социальной работы: учебное пособие. – М., - 2009. - С. 66.
  10. Панова А.М., Холостовой Е.И.. Справочное пособие по социальной работе. – М., -  1997.
  11. Саврасов Е.Г. Дети-инвалиды в Р.Ф.Социальная работа. -  М., - 2003. №1. - С. 33.
  12. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие. - М., - 2006. - С. 240
  13. Российская энциклопедия социальной работы.- М., -  1997. - Т.2
  14. Журнал «Надежда». Право на образование есть, но реализовать его трудно. - Казначеев В.В. – М., - 2004. - №1. - С. 9.
  15. Отечественный журнал социальной работы. Институционализация социального патроната семей в условиях современной России.– Алексеева, Л. С. - М., - 2010. - № 2. - С. 21-24
  16. Конспект лекций. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. - Дивицына Н.Ф. -  Ростов н/Д., - 2005. - C. 288
  17. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 ноября 2011 г. "О положении детей в Российской Федерации" 2010 год. Правовая система Гарант 2011 г. [электронный ресурс] – URL: http://www.garant.ru/. Дата обращения: 03.11.2012г.
  18. Департамент социальной защиты населения г. Москвы. [электронный ресурс] – URL: http://sznkuban.ru/dep31777.html.  Дата обращения: 04.11.12г.
  19. Защита прав детей в Российской Федерации Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 7 (324), май 2007. [электронный ресурс] – URL: http://www.council.gov.ru/inf_sl/bulletin/item/285/ .Дата обращения: 05.11.12 г.
  20. Специальный доклад о соблюдении прав детей – инвалидов в РФ 2008.[электронный ресурс] – URL: http://doorinworld.ru/prava-detej-invalidov/115-speczialnyj-doklad-o-soblyudenii-prav-detej-invalidov-v-rossijskoj-federaczii#go_top. Дата обращения: 19.10.2012г.
  21. [электронный ресурс] – URL: http://www.pravo-med.ru/articles/disability/2401/?PAGEN_1=6. Дата обращения:  25.10.12г.
  22. [электронный ресурс] – URL: http://www.dislife.ru/flow/theme/15902/  Дата обращения: 05.11.12г.
  23. [электронный ресурс] – URL: http://www.uprava-lefortovo.ru/item862/. Дата обращения: 06.11.12 г.

Информация о работе Технологические аспекты социальной работы с семьей,воспитывающей ребенка - инвалида